«Системно-деятельностный подход к системе оценивания младших школьников в рамках ФГОС»


Сведения об авторе:
Сазонова Ирина Семеновна Тамбовская область, г.Тамбов Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
« Гимназия №12 имени Г.Р.Державина» учитель начальных классов
Аннотация
(Работаю учителем начальных классов более 19 лет, имею первую квалификационную категорию, работаю по развивающей системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова. Данная статья является моим педагогическим опытоми является авторской. В ней я описала систему оценивания младших школьников в рамках ФГОС. Я считаю, что данная работа будет интересна для всех учителей начальных классов)

«Системно-деятельностный подход к системе оценивания младших школьников в рамках ФГОС»
Современная начальная школа уже стоит на позициях многообразия и вариативности, где важную роль играет система работы учителя и школы в целом, направленная на максимальное раскрытие и формирование личностных качеств каждого ребенка.  Становится актуальной проблема оценивания учебных достижений каждого ученика, нацеленная на личностный рост и развитие, а не на уровень среднего ученика. В этих условиях изменилось и назначение образовательного стандарта. Из перечня необходимого он превращается в способ достижения поставленной цели. Способствует этому системно-деятельностный подход, положенный в основу новых стандартов. Вне деятельности нет качественного образования. Для младшего школьника такой ведущей деятельность является учебная деятельность. Именно в ней происходит развитие, становление личности младшего школьника. Там же А.Б. Воронцов приводит слова Д.Б. Эльконина: « Результат учебной деятельности, в которой происходит усвоение научных понятий, - прежде всего изменение самого ученика, его развитие». В общем виде можно сказать, что это изменение есть приобретение ребенком новых способностей, т.е. новых способов действий с научными понятиями. Вне деятельности не добиться поставленных целей и не достичь планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, поставленных новыми стандартами в качестве своего ведущего компонента на основе общественного договора между личностью, обществом и государством.
     Новая система оценивания должна нормализовать отношения ученика с учителем, родителями и самим собой; снять тревожность, снизить невротизацию детей; повысить учебную мотивацию; позволить отслеживать динамику школьной успешности.
Система контроля и оценивания учебной работы школьника ставит важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, устанавливать ошибки и находить пути их устранения.
Традиционно сложилось, что используемой формой оценки достижений учащихся начальной школы являются суммарные показатели полноты и глубины освоения школьной программы, выраженные в баллах по пятибалльной шкале.  Концепция модернизации российского образования предполагает переход на безотметочную систему обучения на протяжении всей начальной школы. 
Основные цели безотметочного обучения – сделать оценку учащихся более содержательной, объективной и дифференцированной. 
При безотметочном обучении очень важно научить детей эталонам самооценки, способам обнаружения возможных ошибок и их исправления. При переходе на ФГОС учителям начальной школы предстоит "учить учиться" детей, а не давать им знания. ФГОС предполагает и по - новому оценивать детей. Оценку надо будет выставлять не за знания, а за приобретённые и усвоенные действия. Перед учителями встает вопрос: как это делать?
Таким образом, предметом исследования становится новый  подход к системе оценки, который поможет учителю научиться оценивать в соответствии с ФГОС.
Объектом оценки являются сформированные у учащихся универсальные учебные действия, включаемые в три основных блока:
Самоопределение сформированность внутренней позиции обучающегося принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;
смыслоообразование поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва;
В развивающей системе Д.Б.Эльконина- В.В.Давыдова предусмотрены следующие системы оценивания:
Волшебные линеечки
На полях тетрадей чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если   нет, то чертит свой крестик ниже или выше.
Оценочная лесенка 
Ученики на ступеньках лесенки отмечают, как усвоили материал: нижняя ступенька - не понял, вторая ступенька - требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно.
Светофор
Оценивание  выполнения  заданий с помощью цветовых сигналов: красный – я умею сам, жёлтый – я умею, но не уверен, зелёный – нужна помощь.
Словесная оценка 
При оценивании устных и письменных работ ребенка необходимо в эмоциональной форме сформулировать словесную оценку, показать удовлетворение от успехов: «Молодец! Мне нравится, как ты стараешься»; «Отлично! Ты пишешь лучше меня»; «Хорошо, спасибо! Тебя было интересно слушать»; «Не огорчайся, у тебя все получится, только давай делать так...»; «Смотри, оказывается, можешь! Ведь получилось же, молодец!» Кроме того, в процессе оценивания учитель показывает ученику, чего он уже достиг, а что ему предстоит освоить: «Молодец! Но...» Это может быть важной функцией на всех этапах, и особенно на этапах актуализации знаний и применения новых знаний.
Оценочные листы
В начале изучения нового материала учащимся выдается оценочный лист, в котором прописана тема блока, сроки его прохождения, маршрут движения в теме, виды оцениваемых работ, требования к данному блоку.
Основная цель оценочных листов – выделение основных умений, формируемых в конкретной теме, и способов проверки уровня их сформированности самими учениками. Помимо перечня умений, оценочные листы содержат результаты самооценки учащихся по каждому из них и их оценку учителем. Оценочный лист вклеивается в тетрадь и, помимо всего остального, служит способом фиксации оценок по работам, оцениваемых в этом блоке. В зависимости от вида работы, до или после выполнения задания, учащиеся самостоятельно оценивают себя. После проверки учитель фиксирует свою оценку, таким образом, оценочный лист является дополнительным и более подробным источником информации о достижениях или проблемах учащегося. Оценочный лист служит, своего рода, «планом» прохождения блока учеником.
Таким образом, школьная система оценивания должна  позволять:
осуществлять информативную и регулируемую (дозированную) обратную связь, давая ученику информацию о выполнении им программы, о том, насколько он продвинулся вперёд и о слабых своих сторонах, с тем, чтобы он мог обратить на это особое внимание: учителю же обратная связь должна давать информацию о том, достиг он или нет поставленных им целей;
использовать систему оценивания, как форму поощрения, но не наказания, стимулировать учение, сосредотачиваться более на том, что ученики знают, чем на том, чего они не знают;
отмечать с её помощью даже незначительные продвижения учащихся, позволяя им продвигаться в собственном темпе; 
опираться на широкую основу, а не только на достижения ограниченной группы учащихся (класса), содействовать становлению и развитию самооценки.
Поэтому необходимо развивать у ученика:
-умение самостоятельно оценивать результаты своих действий
-контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки;
-создать комфортную обстановку и мотивировать ученика на успех;
-определять, как ученик овладевает умениями по использованию знаний.
Используемая в школе система оценивания ориентирована на стимулирование стремления обучающегося к объективному контролю, а не сокрытию своего незнания и неумения, на формирование потребности в адекватной и конструктивной самооценке.
Информационные источники:
1. Воронцов А.Б. «Реализация новых образовательных стандартов в начальной школе средствами образовательной системы Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова». – М., 2010.
2. Воронцов А.Б. «Организация учебного процесса в условиях федерального образовательного стандарта начального общего образования»//Методические рекомендации. – М., 2010
3. Демидова М.Ю., Иванов С.В., Карабанова О.А. и др.; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. « Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе»– М. : Просвещение, 2012

15