Условия развития творческих способностей

Условия развития творческих способностей
школьника в процессе дополнительного образования

Одной из современных тенденций в деятельности общеобразовательных учреждений разных типов является увеличение объема дополнительного образования детей, которое рассматривается как неотъемлемая составляющая полноценного образовательного процесса.
Дополнительное образование сегодня начинает занимать все более значимое место в образовательном процессе начальной школы, выполняя такие функции:
образовательная - ребенок может удовлетворить свои познавательные потребности, а также получить подготовку в интересующий его деятельности;
социально-адаптивная - занятия в объединениях позволяют учащимся (особенно имеющим проблемы в учебе и поведении) получить социально значимый опыт деятельности и взаимодействия, испытать «ситуацию успеха», научиться самоутверждаться;
коррекционно-развивающая - учебно-воспитательный процесс детского дополнительного образования позволяет развивать интеллектуальные, творческие и физические способности ребенка, а также при наличии некоторых отклонений в развитии произвести необходимую коррекцию;
воспитательная - объединения оказывают значительное влияние на развитие социально-значимых качеств личности, формирование коммуникативных навыков, воспитание коллективизма, социальной ответственности и т. д.
Дополнительное образование оказывает консультативную помощь родителям по вопросам развития способностей детей в системе дополнительного образования детей.
Основными задачами работы с родителями являются:
повышение психолого-педагогической грамотности родителей, формирование навыков построения познавательного обучения, желания и умения оказывать поддержку познавательным стремлениям ребенка;
организация познавательного общения в семье с учетом индивидуальных программ, разработанных педагогами дополнительного образования детей.
Одним из важнейших законов коллектива Макаренко считал «закон движения коллектива». Если коллектив достиг поставленной цели, а новых перспектив перед собой не поставил, наступает самоуспокоение, нет больше стремлений, воодушевляющих участников коллектива, нет у него будущего. Развитие коллектива останавливается. Коллектив всегда должен жить напряженной жизнью, стремлением к определенной цели. В соответствии с этим Макаренко впервые в педагогике выдвинул и разработал важный принцип, который он назвал «системой перспективных линий». «Человек не может жить на свете, если у него нет впереди ничего радостного. Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость... Самое важное, что мы привыкли ценить в человеке, - это сила и красота. И то и другое определяется в человеке исключительно по типу его отношения к перспективе... Воспитать человека - значит воспитать у него перспективные пути, по которым располагается его завтрашняя радость. Можно написать целую методику этой важной работы. Она заключается в организации новых перспектив, в использовании уже имеющихся, в постепенной постановке более ценных», - писал Макаренко в «Педагогической поэме».
Развитие детского коллектива, по Макаренко, должно происходить постоянно; оно должно направляться педагогическим коллективом, который творчески ищет наиболее эффективные пути для его движения вперед.
Педагог должен уметь увлечь весь коллектив воспитанников и каждого из его участников определенной целью, достижение которой, требующее усилий, труда, борьбы, дает глубокое удовлетворение. Добившись этой цели, надо не останавливаться на достигнутом, а ставить дальнейшую задачу, более широкую, более общественно значимую, делать больше и лучше, чем раньше. Искусство педагога заключается в том, чтобы сочетать свое руководство, свои педагогические требования с большими реальными правами коллектива.
Такова в кратких словах сущность «системы перспективных линий» А. С. Макаренко, являющейся одной из частей его учения о воспитании и коллективе. Правильно осуществляемая в педагогической практике, она будит у воспитанников уверенность в их силах, поднимает их чувство собственного достоинства, развивает волю и настойчивость, поддерживает бодрость и жизнерадостность и побуждает коллектив стремиться к новым достижениям.
Основные правила организации процесса детского объединения:
не нарушать принцип дополнительного образования - добровольность. (Ребенок выбирает, чем и с кем он будет заниматься);
педагог не должен включать в содержание занятий то, что дети уже изучили в процессе основного образования, но это не исключает использования полученных ребенком школьных знаний в дополнительном образовании;
занятия должны состоять из теоретической и практической частей, причем практическая часть не должна носить только репродуктивный характер (т.е. выполняться по заданию или образцу), необходимо как можно чаще давать ребенку возможность самому что-то придумать и помогать воплотить этот замысел.
Кружковая работа - не единственная форма организации дополнительного образования. Вариантами организации являются: проектная деятельность, научно-исследовательская, творческая и клубная. Рассмотрим каждую из них подробнее.
Проектная деятельность представляет собой целый комплекс взаимосвязанных действий, дающих учащимся возможность применять на практике полученные в ходе обучения теоретические знания. Результатом является разрушение представлений о том, что изучаемое в школе мало связано с реальной деятельностью.
Начинать работу над проектом нужно с четкого определения его темы, которая была бы понятной ребенку. Основываясь на знаниях, полученных ранее, учитывала актуальные интересы, потребности и особенности современных детей. Сам проект должен обязательно включать теоретическую часть и апробацию предложенной цели.
Научно-исследовательская деятельность предполагает формирование у учащихся необходимых при проведении научного исследования практических умений:
работы с научной литературой;
разработки гипотезы исследования;
разработки программы исследования;
организация практической работы по теме исследования;
обработки и оформления результатов исследования;
презентации результатов исследования.
Самой сложной в работе с детьми представляется творческая деятельность. Так как научить творчеству невозможно. Поэтому необходимо создавать условия для самостоятельной продуктивной деятельности детей, которая предполагает:
свободу выбора ребенком направлений, видов и форм деятельности в условиях единого образовательного пространства;
использование современных технологий, способствующих развитию творческих способностей детей;
содержательное и организационное разнообразие мероприятий, ориентированных на презентацию возможностей и подготовки каждого ребенка;
наличие системы поддержки детей, проявляющих высокий уровень творческих способностей.
Большое значение для развития творческих способностей школьников имеет содержание образовательного процесса и методика работы с детским объединением дополнительного образования.
На каждом занятии объединения педагог должен предлагать детям какую-либо информацию, что будет поддерживать интерес детей и развивать их познавательные потребности.
Все, что дети узнают от педагога, они должны применять на практике.
Для проверки знаний детей можно проводить игры, викторины, конкурсы.
С самого начала занятий педагогу необходимо приучать детей к самостоятельности в работе (при сохранении общего контроля за деятельностью детей), что во многом будет способствовать становлению самостоятельного мышления - еще одной составляющей творческих способностей.
Надо приучать детей каждую начатую работу доводить до конца, когда результаты могут быть представлены окружающим.
Каждое законченное задание необходимо обсудить не только с ним, но и со всеми учащимися, отмечая положительные стороны, мы создаем ребенку «ситуацию успеха» и формируем уверенность в себе, а выявление недостатков способствует формированию аналитического мышления и самооценки.
Итак, разнообразие содержания и приемов работы - одно из условий развития творческих способностей школьника в процессе дополнительного образования.
Очень важной для развития творческих способностей ребенка является еще и общая творческая атмосфера, создаваемая педагогом на занятиях дополнительного образования.
Средствами создания такой атмосферы являются: позиция самого педагога (увлеченного и творческого человека), моральная и эмоциональная поддержка им любых проявлений самостоятельности и творчества у каждого ребенка, стимулирование у детей потребности добавить в каждую работу что-то свое.
Очень эффективной в развитии творческих способностей воспитанников детского объединения дополнительного образования является методика проблемного обучения. На таких занятиях педагог должен перевести все учебные задания в интересные для детей практические задачи. Такое задание определяет необходимость проведения целого исследования. Учебный процесс должен быть методически очень хорошо обеспечен для создания комплекса условий успешности самостоятельной поисково-творческой деятельности учащихся. А сам педагог готов ответить на все вопросы детей и оперативно помочь в сложной ситуации.
Клубная деятельность может рассматриваться как одна из самых доступных форм дополнительного образования. Клуб может быть средством объединения проектной, творческой, социально актуальной и других названных видов деятельности. Привлекательность клуба для образовательных учреждений всех видов и типов заключается в том, что его деятельность не имеет жестко заданной регламентации учебных занятий: тематику заседаний, направления познавательной, научно-исследовательской и других форм работы клуба определяют его члены, что стимулирует развитие их социальной активности. Свобода членства и участие в мероприятиях клуба делают его очень привлекательным, а каждый школьник может сделать свободный выбор.
Подытоживая анализ проблем и возможностей дополнительного образования можно сделать вывод: правильно организованная система дополнительного образования представляет собой ту благоприятную сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося. Что позволит в конечном итоге сделать более результативным и эффективным процесс основного образования.
Искусство папье-маше уходит своими корнями в японскую («харико», VII век) и китайскую цивилизацию. Считается, что они первыми заметили, что из целлюлозной пульпы, шедшей на изготовление бумажных листов, можно было при желании формировать разнообразные фигурки. В Европу эта технология была завезена в XVIII –XIX веках, где получила название метода папье-маше, в переводе с французского языка – «жеваная бумага».


Данный вид декоративно-прикладного искусства приносит пользу для психического развития детей. Также папье-маше можно рассматривать как один из методов сбрасывания напряжения, как способ снятия агрессии и внутренней нестабильности, как для детей, так и для взрослых. Папье-маше отлично развивает мелкую моторику рук, поэтому его можно рекомендовать для занятий в школах. Занимаясь папье-маше, ребенок осваивает новые и необходимые в дальнейшем жизни способы работы с инструментами, а также овладевает различными видами художественной деятельности – рисованием, аппликацией, навык моделирования. Дети, освоившие технику папье-маше, знакомятся с различными формами предметов, что способствует развитию пространственного мышления и наиболее точного восприятия предметов. Также папье-маше развивает детей и является одним из способов реализации творческого потенциала. Нельзя не отметить положительное влияние папье-маше на развитие таких личностных качеств, как аккуратность, терпеливость, сосредоточенность. Овладевая техникой папье-маше, ребенок учится контролировать свои эмоции, таким образом, данный вид прикладного искусства влияет и на эмоционально-волевую сферу развития личности. Очень важным является то, что на занятиях дети не только осваивают технику папье-маше, но и используют изготовленные игрушки для сюжетно-ролевых и подвижных игр. С помощью занятий по папье-маше развивается умение ставить перед собой цель и достигать желаемого результата, в свою очередь, развивая и мотивационную сферу. Поэтому можно сказать, что папье-маше в целом способствует гармоничному развитию личности детей и имеет большое психологическое и педагогическое значение.
Далее, если у детей не пропадет интерес, этим направлением занимается профессионально.

Литература:

1. Макаренко А.С. О воспитании. - М., 1988.
2. Макаренко А.С. Наследие и современные преобразования в педагогической теории и практике. - Н.Новгород: НГПИ, 2006.
3. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс. В 2 - х кн. Кн. 2.- М., 2001.
4. Рей Гибсон Поделки. Папье маше. Бумажные цветы. Научно-познавательная литература для младшего и среднего школьного возраста. Издательский дом «Росмен», 1996.
5. Сластёнин В.А. Педагогика. - М., 2005.
6. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. Основы народного декоративно-прикладного искусства. - М.: 1996.
7.Ясинский А.В. Организация кружковых занятий. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1984.
Байгузина Т. В., педагог дополни-
тельного образования ЦДТ «Радуга»
филиал ООО МБОУ СОШ
с.Бахтыбаево, с. Новокульчубаево






УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ






2013

Заголовок 115