Статья. Формы и методы преподавания русского языка в современной школе


Павлова Е. М.
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 28 с УИОП г. Воронежа
Формы и методы преподавания русского языка
в современной школе
Ребёнок не кувшин, который надо наполнить,
а лампада, которую надо зажечь.
Средневековые гуманисты
В настоящее время педагоги и ученые сходятся во мнениях: традиционные формы обучения устарели, чтобы завладеть вниманием современных учащихся, надо их, прежде всего, удивить, заинтересовать.
Если раньше ведущая роль на уроке отводилась учителю, то в соответствии с новыми стандартами эта роль переходит к учащимся. Учитель является организатором, координатором. Универсальные учебные действия направлены на способность школьников самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса. Вследствие этого нужна новая теоретическая модель образования: ученик – предметно-информационная среда – учитель.
Появляется множество педагогических технологий: проблемная, проектная, информационно-коммуникационная, исследовательская. К одной из таких технологий принадлежит и блочно-модульное обучение, которое предоставляет возможность каждому ученику выбрать свой, самостоятельный и посильный путь обучения, каждый ученик – активный субъект своей собственной деятельности, способный реализовать себя в различных видах работы. При выполнении заданий школьник может проверить и оценить себя, посоветоваться с товарищем, проконсультироваться с учителем.
С элементами блочно-модульной системы я постаралась построить урок совершенствования знаний, умений и навыков в 8 классе на тему «Что нам могут рассказать обособленные определения, или Портрет героя». Такой урок требует и несколько обновлённую формулировку этапов урока: мобилизующий этап; самоопределение на основе антиципации (предугадывание того, что надо будет сделать на уроке); актуализация знаний; целевое применение знаний и умений в новой ситуации; рефлексия и. др.
Мобилизующий этап урока начинается с эмоционального настроя, ученик читает эпиграф к уроку: «Если ученик в школе не научился сам что-то делать, то и в жизни он будет только подражать». Поверим мудрому писателю Льву Николаевичу Толстому, который знал, что такое школа и её ученики! Поэтому будем стараться учиться самостоятельности.
Мотивацией к УУД стала словарная работа: Согл..сова(н,нн)ые и (не)согл..сова(н,нн)ые определения, од..ноч(?)ные и ра..простр..нё(н,нн)ые обособле(н,нн)ые члены, опред..лительное слово, выр..зительность, точ(?)ность, д..таль, п..ртрет, г..рой, х..рактер, дв..жения, м..неры, мим..ка, оп..сание, пов..ствование.
Наблюдение над тем, что объединяет все эти слова? Проба формулировки темы урока. Учитель при необходимости корректирует формулировку: «Что нам могут рассказать обособленные определения, или Портрет героя».
Самоопределение на основе антиципации. Определяем цели урока: грамотно использовать в речи предложения с обособленными определениями; работая с предложениями, текстами, содержащими обособленные определения, отобразить особенности характера, поведения героя; постараться увидеть этого героя. (Слова записываются в тетради без комментариев, ручкой другого цвета (по слайду) осуществляется самопроверка).
Неотъемлемой частью урока является работа со словарём, со словарной статьёй. Необходимо дать толкование слов характер, герой, деталь, манеры, мимика. Здесь же вспоминаем об однозначных и многозначных словах. (Работа со словарной статьёй теперь обязательна в ЕГЭ).
Составить словосочетания с этими словами, охарактеризовать эти словосочетания по типу подчинительной связи (Одно из заданий ГИА (ОГЭ). В уроке использована блочно-модульная система.
Модуль теоретический выполнен учащимися под руководством учителя. Помимо материала, данного в учебнике, учащиеся использовали интернет-ресурсы, нашли дополнительную информацию, поэтому от модуля теоретического переходим сразу к модулю актуализации, цель которого – «перевести в активное состояние» свои теоретические знания.
Составляется учащимися кластер «Способы выражения обособленных определений », попутно выясняется, какие определения являются согласованными, указываются способы выражения определяемого слова. Теория закрепляется тестом «Выберите правильные ответы».
В модуле практическом – планомерное закрепление материала. Заполняются таблицы (найти обособленное определение, указать правильное объяснение постановки запятой и др.), где учащиеся работают с предложениями, описывающими известных героинь: Лизу Карамзина Н. М., Машу Миронову Пушкина А.С., Асю Тургенева И.С.
Работа с эпитетами окрылённая, смущённая, озорная. Указывается роль эпитетов, включённых в обособленные определения, при создании портретов героинь. Используются конструкции-двойняшки - перестроить сложноподчинённое предложение со словом который в простое, осложнённое причастным оборотом. (Элементы ЕГЭ)
Целевое применение знаний и умений в новой ситуации. Даётся характеристика предложений с обособленными определениями, указывается сфера их использования. Составляется лингвистическое определение : «Обособленные определения помогают не только увидеть, описать, но и рассмотреть внешность, мимику, манеры, одежду, движения героя, сделать их более значимыми, увеличить их смысловую нагрузку. Предложения с обособленными определениями лаконичнее, выразительнее. Прежде всего такие предложения свойственны книжной речи, поэтому очень широко применяются в художественной литературе, что помогает писателю, поэту в экономной форме подробно живописать предмет речи».
Работа со средством выразительности художественного текста, позволяющим описать героя, - портретом. В литературе это одно из средств создания образа. Обычно портрет иллюстрирует те стороны натуры героя, которые представляются особенно важными автору.
Совместное открытие знаний. Для характеристики героини в предложенный текст вписать подходящие по смыслу обособленные определения, пользуясь справочными материалами.
Что получилось! Образ Лизы, искренний, правдивый, обрисован автором подробно. Героиня, унаследовавшая от родителей высокие моральные качества и убеждения, чиста, наивна, бескорыстна и потому плохо защищена от пороков, окружавших её. Она, открытая естественным чувствам, скоро принимает в свое сердце Эраста.
Лиза, добродетельная от природы, сразу откликнулась на его просьбу собирать цветы только для него одного, так зародилось первое чувство в душе девушки. На следующий день, когда Эраст не пришел, она, никому весь не продававшая ландыши, бросила их в Москву-реку.
Другая деталь — робкие взоры, брошенные героиней на молодого человека. Карамзин отмечает выражение чувств Лизы во внешности: щеки, пылавшие, как заря в ясный летний вечер. Чувствительность является и центральной чертой характера Лизы. Она, слишком доверившаяся и обнаружившая в изгибах своего сердца «нежнейшие чувствия», не смогла заметить обман вокруг себя.
Получился ли портрет героини? О чём нам рассказали обособленные определения? Какой мы видим Лизу? (В портрете Лизы отображена безыскусственность и живость чувств, её доброта).
Лингвист О.А. Мальцева определяет словесный художественный портрет как одно из средств создания образа персонажа, заключающегося в описании его внешности и включающее психологическую характеристику отдельных частей внешности – черт лица, мимики, фигуры, поз, жестов, движений, одежды. Проблема создания образа персонажа была и остаётся центральной в литературном творчестве.
Как вы думаете, почему? Где может быть использован портрет героя? (Изобразительное искусство, кинематограф)
Завершающий этап урока. Рефлексия. В конце урока заполняются листочки с таблицей «Инсерт»: V = уже знал; + = узнал новое; – = думал иначе; ? = не понятно, есть вопросы.
Оценки за урок частично вписаны лаборантами в личные карточки учащихся, частично самими учениками.
Домашнее задание (ориентация на ГИА (ОГЭ): Напишите сочинение на лингвистическую тему «Роль обособленных определений в создании портрета героя» с опорой на один из предложенных текстов, используя лигвистическое определение.
Безусловно, это только начало пути, над многим ещё нужно поработать. Но надеюсь, что лампада зажжена.
Список литературы:
Интернет-ресурсы
Литература. Справочные материалы. Книга для учащихся. Москва. «Просвещение», 1988.
Учебник «Русский язык». 8 класс. Авторы: Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Загоровская О.В., Нарушевич А.Г. Москва. «Просвещение», 2013.