Мастер — класс на тему Нестандартные формы и методы преподавания литературы в урочной и внеурочной деятельности


МБОУ Новороссийская СОШ
Дорожинец Ю.В.
Учитель литературы
Мастер-класс по теме:
«Нестандартные формы и методы преподавания литературы в урочной и внеурочной деятельности»
Теоретическое обоснование темы мастер-класса
«Спеши в школу как на игру. Она и есть такова, » - писал Ян Коменский. Не правда ли, про современную школу так не скажешь? Хорошо ли это? Ведь именно интерес является основным стимулом деятельности ребёнка, его развития, обучения.
Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.
Для реализации данной цели существует множество приемов и методов. Ярким примером являются уроки с использованием нестандартных методов и приемов обучения Характерной особенностью таких уроков с является их оригинальность по замыслу, структуре, сюжету, по тем педагогическим находкам, которые позволяют говорить об этих уроках как о нетрадиционных, творческих, авторских. При подготовке и проведении таких уроков в школе следует помнить, что в значительной степени их эффективность будет обеспечиваться при  следующих условиях:
нестандартный прием или метод будет приниматься в качестве одного из ведущих средств обучения;
хорошее  владение  учителем  методикой проведения уроков с использованием нетрадиционных приемов и форм.;
умелое сочетание  нетрадиционных и традиционных форм работы;
владение  способностью диагностировать, отбирать содержание, конструировать дидактический процесс в рамках нестандартного урока;
включение нестандартных  уроков в систему своей работы.
Цели   уроков с использованием нетрадиционных форм и методов
введение учащихся в мир прекрасного, приобщение их к образцам отечественной и    мировой художественной культуры, к духовным исканиям выдающихся писателей;
обучение пониманию художественного слова и на этой основе формирование понимания жизни, активное отношение к действительности, формирование высокой общей и читательской культуры;
воспитание читателя и «через» читательские качества и с их помощью формирование всесторонне развитой личности
Принципы деятельности:
активизация познавательной и мыслительной деятельности учащихся;
дифференцированный подход к изучению предмета;
повышение интереса к изучаемому материалу;
развитие творческих способностей учащихся.
Что же такое форма и метод обучения?
Форма - характер ориентации деятельности. В основе формы лежит ведущий метод.
Метод - способ совместной деятельности учителя и обучаемого с целью решения задач.
Метод обучения(от др.-греч. μέθοδος — путь) – процесс взаимодействия между преподавателями и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием
Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов уроков с привлечением нетрадиционных форм и методов:
Урок-пресс-конференция Урок-соревнование Театрализованный урок Урок с групповыми формами работы Урок-взаимообучение Урок-творчество Урок-аукцион Урок-творческий отчет и др.
Легко заметить, что в число нетрадиционных уроков попали некоторые типы занятий, которые в более ранних классификациях фигурировали как вспомогательные, внеклассные и внеурочные формы организации учебной работы. Нетрадиционные формы обучения, как и привычные типы уроков, в основе своей классификации имеют целевой компонент. Именно поэтому их целесообразней рассматривать как отдельный подтип традиционных типов урока. И только те формы организации учебной деятельности выдерживают испытание временем, у которых есть конкретная целевая установка и соответствующие ей структура и содержание работы.
Формы обучения
Цель как основа типологии форм обучения Традиционные формы обучения Нетрадиционные формы обучения
Изучение обзорных и монографических тем. Изучение литературно-критических статей. Начало изучения биографии и творчества писателя Вступительные занятия. Уроки изучения нового. Урок-лекция.Урок-исследование. Урок-устный журнал. Урок-прессконференция
Анализ литературного произведения. Теория литературы. Общедидактические типы уроков с разными путями анализа. Урок-деловая игра. Урок-путешествие. Урок с групповыми формами работы.Урок-конкурс.Урок-суд.
Развитие речи учеников. Контроль за знаниями, умениями и навыками. Уроки развития языка. Урок контроля и оценки знаний. Урок-зачет. Урок-семинар. Урок-творческий отчет.
"Мы почти не учим говорить", - высказал своё отношение о состоянии обучения ещё в начале века лингвист и методист В.И. Чернышёв. Эти слова, к сожалению, относятся и к нашему времени. О деятельности учителя судят главным образом по результатам контрольного диктанта, тестирования, а не потому, как дети умеют говорить или писать. А ведь жизнь требует и культуры общения в семье, коллективе, и культуры речевого поведения в обществе, и культуры профессионального общения.
С этой целью на своих уроках стараюсь для начала вовлечь в диалог учащихся, заинтересовать предметом обсуждения. Для этого начинаю уроки с литературоведческих разминок.
II. Игра-практикум:
Предлагаю несколько вариантов таких разминок. Вот некоторые задания таких разминок:
Назовите фамилию писателя ( я называю имя, отчество):
Михаил Юрьевич (Лермонтов), Николай Васильевич (Гоголь) Лев Николаевич (Толстой), Александр Сергеевич (Грибоедов), Михаил Михайлович (Пришвин)
Исключить лишнее, объяснить почему?
Метафора, эпитет, сравнения. Олицетворения, басня;
Завязка, метафора, кульминация, развязка;
Некрасов, Гоголь, Пушкин, Шекспир, Лермонтов
Распределить термины по групповой принадлежности
Литературные жанры,
Стихотворная речь
Части произведения
Повесть, развязка, ритм, рифма, рассказ, кульминация, строфа, легенда, завязка….
По перечню героев –узнать произведение, назвать автора, жанр
- Манилов, Плюшкин, Ноздрев, Собакевич Чичиков («Мертвые души», Гоголь, поэма)
-Фамусов, Софья, скалозуб, Молчалин, Чацкий («Горе от ума», Грибоедов, комедия)
-г-жа Простакова, Стародум, Цыфиркин, Митрофанушка («Недоросль», Фонвизин, комедия
Излюбленной формой урока ребят 5-7-х классов остается урок-игра. На своих уроках литературы я часто применяю такой прием, как литературное лото, в работу включены все учащиеся, работают обычно в парах или в микрогруппах, при этом отмечается живой интерес и активное включение в дальнейшую работу на уроке.
Предлагаю два варианта такого лото (см. Приложения)
Жизнь и творчество русских писателей
Малые жанры фольклора.
При объяснении нового материала хороший эффект, достигается при составлении различных схем-опор. Схемы-опоры - это модель изученного или изучаемого материала, изображение его «устройства», взаимоотношение частей, выделение главного. Это одно из средств обучения, обеспечивающих прочность знаний, умений и навыков. В качестве примера привожу схему-опору к поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Схема- опора
Словарь Сюжет Герои
Гой еси
Чарка
Трапеза
Стольники
Опричники
Очи
Яхонтовый
Уста
Басурманское Пир при Иване Грозном
Опричник Кирибеевич рассказывает царю о своей любви
Молодой купец Калашников в своей торговой лавке
Калашников в своем доме
Рассказ жены, Алены Дмитриевны Гусляры
Иван Грозный
Опричники
Кирибеевич (из рода Малюты Скуратова)
Степан Парамонович Калашников
Алена Дмитриевна
При изучении новых произведений, биографий писателей использую исследовательскую работу с текстом. Для этого составляю ключевые слова по исследуемому тексту и предлагаю учащимся прокомментировать данные слова и словосочетания.)
Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика имеют и нетрадиционные формы домашнего задания, которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ребёнку проявить самостоятельность, самому найти решение нестандартного вопроса, задания.
Работа с текстом.
Задание: дать комментарий к ключевым словам и словосочетаниям предлагаемой статьи учебника. Например, 9 класс, тема «Обзор творчества А.А. Ахматовой». Учащиеся самостоятельно изучают вступительную статью в учебнике о поэтессе и записывают свои комментарии:
«златоустая анна всея Руси» - так называла Ахматову М. Цветаева.
«Смуглый отрок ходил по аллее» - стихотворение, которое Ахматова посвятила А.С. Пушкину
«Вечер», «Четки» - стихотворения Ахматовой, в которых поэтесса выразила свои чувства к своему мужу Н. Гумилеву
1924-1939гг. – период, когда произведения Ахматовой совсем не печатались
«Этн -Таормин»- международная премия, в Италии
Оксфорд – докторская степень в Оксфорде.
По получившимся записям предлагаю составить свой рассказ о А. Ахматовой.
Типы домашнего задания:
творческая работа;
лингвистическое исследование текста; -
подготовка иллюстраций к литературным произведениям;
рисование обложек к литературным произведениям;
художественное чтение;
инсценировка художественного произведения;
создание самостоятельных литературных произведений различных жанров;
продолжение неоконченных произведений;
наблюдение за природой;
подготовка словарных диктантов;
составление вопросника к зачету по теме;
составление конспекта, опорных таблиц;
письмо по памяти.
Во внеурочной деятельности, которая сама по себе является нестандартной большая роль отводится предметной неделе по литературе. Здесь заранее ученики знакомятся с предстоящими мероприятиями, готовятся, принимают участие. Так, особой популярностью в нашей школе пользуется конкурс чтецов «Живая классика». Главное условие при организации данного конкурса – отметить каждого участника. Я не определяю победителей и призеров, а разрабатываю разные номинации, например, «за любовь к поэзии», «за творческий подход», «самый артистичный» и др. По результатом школьного конкурса определяются участники для районного и республиканского конкурса чтецов «Живая классика», который в свою очередь является региональным этапом всероссийского конкурса. У нас есть и свои результаты: в районе- 2-е, 3-е призовое место, и в республике 2-е.
Еще один популярный конкурс, проводимый в рамках предметной недели литературы – конкурс видеороликов, презентаций «По страницам любимых книг». В прошлом году мы участвовали в республиканском таком конкурсе, где заняли 1-е и 2-е место.
Еще одна не менее популярная внеурочная форма изучения литературы – интернет конкурсы. Мы активно в них участвуем, и практически всегда занимаем призовые места.
Например, на сайте «Я- гений» - мы принимали участие в конкурсе сочинений «Великой победе посвящается» - результат – 2-е, и 3-е место. На сайте «рассударики» в конкурсе «литературное творчество» - мы писали Письмо деду Морозу в стихотворной форме (текст стихотворения можно посмотреть в Приложении). Результат – 3-е место
Таким образом: Нетрадиционные  формы работы позволяют разнообразить учебную деятельность, они способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, а, следовательно, и эффективности урока.
III. Рефлексия
Закончить свое выступление мне бы хотелось следующей притчей, рассказанной великим педагогом Шалвой Александровичем Амонашвили
Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу.
Видит: идет человек и ведет за собой ребенка. Человек остановился, велел ребенку подать старику воды и дать кусок хлеба из запасов.
- Что ты тут делаешь, старик? — спросил человек.
- Жду тебя! — ответил старик. — Тебе ведь доверили этого ребенка на воспитание?
- Верно! — удивился человек.
- Так бери с собой мудрость:
Если захочешь посадить человеку дерево, посади плодовое дерево.Если захочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего скакуна.Если отважился воспитать человеку ребенка, верни его крылатым.
- Как я это сделаю, если сам не умею летать?
- А ты попробуй! — сказал старик и закрыл глаза.
Прошли годы.
Старик сидел на том же месте и смотрел в небо.Видит: летит ребенок, а за ним — его учитель.
Они приблизились к старику, опустились на землю и поклонились.
- Я возвращаю ребенка крылатым! — сказал учитель и гордо посмотрел на своего питомца.А старик посмотрел на крылья учителя и произнес:- А меня больше радуют твои крылья...
Чтобы воспитать крылатого ребенка, нужно самим научиться летать...
Я продолжаю поиск себя и путей сотрудничества со своими учениками. Учу учась, воспитываю воспитываясь.
Литература:
http://festival.1september.ru/ Дедова Я. И.  "Использование нестандартных форм проведения уроков в преподавании литературы".
http://nsportal.ru/ Гельплинг Е. М. Нетрадиционные формы и методы обучения на уроках русского языка и литературы
Приложения Приложение 1
Лото 1: Литературное лото «Малые жанры фольклора»
Пословица Поговорка Закличка
Колыбельная Фольклор Прибаутка
Скороговорка Потешка Загадка
Век- живи, век – учись.
Как снег на голову
Солнышко, солнышко,Выгляни в окошечко.Ждут тебя детки,Ждут малолетки.
Баю-баю, спи, дружок,Повернись на правый бок.Только ты один не спишь.Закрывай глаза, малыш.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку
Химия – очень занятный урок:
Взрывом из колбы пробит потолок,
Завуча школы не стало в момент –
Это Алёхина эксперимент.
Перепел перепёлку и перепелятВ перелеске прятал от ребят.
Ай, дуду, дуду, дуду!
Сидит ворон на дубу.
 Он играет во трубу
Во серебряную.
 Труба тóченая,
Позолóченная.
Стоит дом,Кто в него войдет,Тот ум приобретет
Век- живи, век – учись.
Как снег на голову
Солнышко, солнышко,Выгляни в окошечко.Ждут тебя детки,Ждут малолетки.
Баю-баю, спи, дружок,Повернись на правый бок.Только ты один не спишь.Закрывай глаза, малыш.
Стоит дом,Кто в него войдет,Тот ум приобретет
Химия – очень занятный урок:
Взрывом из колбы пробит потолок,
Завуча школы не стало в момент –
Это Алёхина эксперимент.
Перепел перепёлку и перепелятВ перелеске прятал от ребят.
Ай, дуду, дуду, дуду!
Сидит ворон на дубу.
 Он играет во трубу
Во серебряную.
 Труба тóченая,
Позолóченная.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку
Лото»: Литературное лото «Биографии русских писателей» Приложение 2
Лицей;
Михайловское
Болдино;
Дуэль;
«Евгений
Онегин» Кавказ;
Одиночество;
Бабушка;
Шотландские корни;
Дуэль;
«Мцыри» Театр;
Васильевка;
Нежинская гимназия;
Роль Простаковой;
Псевдонимы: В Алов, П. Глечик, четыре «О»;
«Ревизор» Ясная поляна;
Казанский университет;
Участник Крымской войны;
«Война и мир» Спасское-Лутовиново;
Татарские корни;
Берлинский университет;
«Отцы и дети»
Волга;
Немиров;
Семейное дворянское гнездо;
Журнал «Современник» Архангельская обл.;
Славяно-греко-латинская академия;
Теория «трех штилей»;
Реформатор русского стихосложения; Таганрог ; купеческая семья;
Врач;
Юмористические рассказы; пьесы.
Многочисленные псевдонимы;
«Вишневый сад»
Писатель, музыкант, дипломат;
Блестящее образование
владел множеством языков;
похоронен в Тифлисе
«Горе от ума» Нижний Новгород; жизнь в доме деда; тяжелое детство;
Председатель Союза писателей;
«Песня о Буревестнике»
6072877-255182-422516-4286031658532-4286033692284-1763558075098-255182801203627245006057112272450039287672724500-186033274026616900632882156
Приложение 3
Письмо деду Морозу
Деду Морозу письмо я пишу.
Хочу пожелать всем удачи.
Ненастья и беды в Новом году
Заменят пусть радость и счастье.
Хочу рассказать про свою я семью:
О маме, о папе, о брате-
Как всех я их очень и сильно люблю
Желаю им счастья в квадрате.
Хочу рассказать о своем я селе –
Таком небольшом, но прекрасном,
Где все очень близко и дорого мне,
Где время бежит не напрасно.
Хочу рассказать я о школе своей –
Где много всего происходит.
Пусть праздник, урок или просто хоккей
Все это в восторг нас приводит.
Родной Дед Мороз! Все верят в тебя!
Ты сказку приносишь всем в дом.
Пошли же всем мира, любви и тепла
Наполни день каждый добром!
Гоммершмидт София
уч-ца 7 класса
МБОУ Новороссийская СОШ