План-конспект бинарного урока (история, литература) Севастопольская эпопея


Тема урока «Севастопольская эпопея»Цели: 
 образовательные: Создать представление об исторической обстановке в России во время обороны Севастополя. На материале рассказов показать истинный героизм русских солдат и матросов в обороне Севастополя. 
2.   воспитательные: Воспитывать интерес к истории страны, чувство патриотизма, любви к Родине, способствовать проявлению чувств сопереживания, сочувствия, добра, отрицания насилия, неприятия зла, толерантность.
3. развивающие: формировать информационно-коммуникативную культуру, Развивать навыки работы с художественным текстом, мышление учащихся, способность пользоваться различными источниками для получения информации, решать проблемный вопрос, выделять главное, делать обобщение и вывод.
Класс: 10 
Тип урока: изучение нового материала, интегрированный (литература, история) 
Методы: проблемный вопрос, частично-поисковый. Опережающее задание; постановка вопросов для обсуждения, подготовка докладов и сообщений, подборка репродукций по теме урока.
Опережающее задание учащихся по группам:
историки – готовят сообщения о событиях обороны Севастополя; 
литературоведы – биографические материалы жизни Л.Н.Толстого; обобщение материала, выразительное чтение отрывков из текста для работы; 
художники – подбирают репродукции картин о Крымской войне. 
Формы познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Оборудование, наглядность: учебник “История Отечества 17- 19 века” 10 класс, Сахаров, Боганов, Л.Н.Толстой «Севастопольские рассказы», ЭОР из Единой Интернет-колллекции цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) www.school-collection.edu.ru и Федерального центра информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru ,тесты, иллюстрации, презентация.
I. Организационный момент.
2. Вступление:
Ты город-сказка, город-сад,
ты город-труженик, моряк.Но главное ты город-воин.И славы ты свой достоин.Защитник южных рубежейРоссии, матушки своей.За всю историю своюНе раз бывал в лихом бою.Растоптан и унижен был,Но честь свою не уронил. Учитель истории : –О чем это стихотворение? (Ответы учащихся). Сегодня мы продолжим наш разговор о Крымской войне, будем говорить непосредственно об обороне Севастополя, опираясь на впечатления очевидца, непосредственного участника тех событий.
Крым и Севастополь помнят таких полководцев как Потемкин, Суворов, Кутузов… Но каждый год на историческом бульваре палят из пушки и отдают почести простому артиллерии поручику. Десять месяцев он находился на самом опасном участке –на 4 бастионе. Заслужил орден святой Анны с надписью «За храбрость» в 1855 году, а в конце года – серебряной медалью «За защиту Севастополя». По окончании Крымской кампании получил бронзовую медаль «В память войны 1853 – 1856 годов». В дальнейшем стал великим писателем—это… Лев Николаевич Толстой. Сегодняшний наш урок мне хотелось бы начать его словами: «По долгу совести и чувству справедливости не могу молчать о зле, открыто совершающемся передо мною и влекущем за собою погибель миллионов людей, погибель силы и чести отечества».— пользуясь художественным словом он ярко передал нам события середины 19 века. Как вы уже поняли произведение это называется «Севастопольские рассказы». В течение урока вы должны выяснить и дать ответ на вопросы: Кто является истинным героем обороны Севастополя со слов Л.Н.Толстого и Что такое война в понимании писателя. Учитель: Напомните, как началась война.
Ученик-историк: Цель внешней политики царя Николая I - вытеснение Турции из Европы. Император провозгласил Россию покровительницей православных народов (болгар, сербов), находящихся под властью султана. 21 июня 1853 года русские войска были введены в Дунайские княжества. 16 октября 1853 года Турция объявила России войну. Русская дипломатия не смогла предвидеть и предотвратить то, что на стороне Турции выступят Англия, Франция и Сардиния. Видеть Россию сильной в Европе не хотели никогда.
В сентябре 1854 года армия союзников численностью более 60 тысяч человек высадилась в Крыму и начала наступление на Севастополь – главную русскую крепость на Черном море. Город был неуязвим с моря, но практически беззащитен с суши. После неудачи русских войск в сражении на реке Альме главнокомандующий князь А.С.Менщиков приказал армии отступить в глубь Крыма. Севастополь оказался уже тогда обреченным. В октябре началась бомбардировка Севастополя. Героическая оборона длилась одиннадцать месяцев.       Учитель: У нас есть сообщение о истории появления города и освоении крымских территорий.
Ученик-историк :  Севастополь был основан как крепость и база военно-морского флота на Черном море.     Основание Севастополя закрепляло возвращение России ее исконных земель на побережье Черного и Азовского морей. Этому предшествовала многовековая борьба русского и украинского народов за Крым и Черное море.     Военные походы в середине XVI века Ивана Грозного, походы в XVII веке Голицына, азовские походы Петра I, создавшего Донскую флотилию и Азовский флот, не прекращавшаяся борьба запорожского и донского казачества против татар и турок были важными этапами борьбы за Крым и за выход в Черное море. С еще большей остротой она развернулась в XVIII веке.     Крымский полуостров, выдвинувшийся в море и разделяющий его на две части, своей оконечностью находится на довольно близком расстоянии от проливов, соединяющих Черное море с Средиземным. В Черное море впадает много крупных рек, что благоприятствует плаванию, торговле. Неслучайно поэтому Крым и Черное море занимали в захватнических планах иноземных завоевателей всегда важное место. Россия предпринимала меры к закреплению завоеванного положения в этом районе — строила города, создавала флот.     Большое значение имела деятельность в Крыму великого русского полководца А. В. Суворова. Он одним из первых оценил замечательные достоинства и военно-стратегическое значение Севастопольской бухты. С именем А. В. Суворова связано основание и развитие Севастополя как города-крепости.     Осенью 1782 г. на зимовку в Ахтиарскую гавань пришли первые русские корабли — фрегаты «Храбрый» и «Осторожный».    Первые каменные постройки на месте будущего города появились в июне 1783 года на западном берегу Южной бухты. По приказу Г.Потемкина город строили очень быстро, поскольку для строительства использовались тесаные камни укреплений древнего Херсонеса.
Указом Екатерины II от 10 февраля 1784 г. город получил имя Севастополь.  Этот топоним состоит из двух слов древнегреческого языка «севастос» и «полис» и наиболее верное истолкование «высокий, священный город» 
Этим же Указом князю Г.А.Потемкину предписывалось построить в Ахтиарской гавани большую крепость с адмиралтейством для кораблей первого ранга, а также порт и военное поселение. В это время в бухте уже находилось 26 кораблей с 4 тыс. матросов и офицеров.  В 1804 г. русское правительство официально объявило Севастополь главным военным портом Черноморского флота а в 1809 — военной крепостью.    В начале второй четверти XIX в. Севастополь был самым большим городом в Крыму.
Ученик-литературовед:
В 1851 году Л.Н.Толстой отправляется на Кавказ вместе с братом Николаем Николаевичем, который служил офицером-артиллеристом в действующей армии.
Когда в 1853 году началась война России с объединенными военными силами Англии, Франции и Турции, Толстой подал прошение о переводе его в действующую армию, как он сам объяснял впоследствии, «из патриотизма». Его перевели в Дунайскую армию, а позднее в Крым, в Севастополь. «Храбрый артиллерийский офицер, способный сохранять спокойствие при любых обстоятельствах, даже грозящих мучительной смертью, не суетливый, но упорный» — таким был Л. Толстой, по свидетельству очевидцев, на 4-м бастионе, который считался самым опасным местом, обстреливаемым иногда до 10 дней подряд. В Севастополь Толстой прибыл в ноябре 1854г. и оставался здесь вплоть до конца осады. Он хотел издавать «Военный листок», чтобы содействовать улучшению дел в армии и противостоять лжи об этой войне. Чтобы иметь на издание журнала деньги, в 1854 году писатель продал на своз родительский дом в Ясной Поляне. .Николай I издание журнала не разрешил. В мае 1855г. Толстой был назначен командиром горного дивизиона и принимал участие в битве при Черной речке. Он не бросил литературных занятий. Здесь и были написаны «Севастопольские рассказы». Ученик-историк :Адмиралы В.А.Корнилов, П.С.Нахимов, В.И.Истомин ( портреты полководцев http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a87876e-0a01-01b2-014d-b52be3309a26/%5BIS89IR_2-08%5D_%5BTD_01%5D.html иhttp://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a878779-0a01-01b2-01fd-25ce724ea115/%5BIS89IR_2-08%5D_%5BTD_03%5D.html) взяли на себя командование Севастополем. С 22 тыс. моряков и 2 тыс. орудий, снятых с судов, при поддержке населения они организовали оборону. Под ураганным огнем выдерживали осаду 120-тысячной армии неприятеля. Гарнизон и население города были мобилизованы на строительство укреплений, схему которых разработали военные офицеры под руководством Э.И.Тотлебена. Защитники города затопили у входа в бухту несколько судов и преградили доступ в нее вражескому флоту.
Ученик-литературовед: 7 ноября 1854 года Толстой прибыл в Севастополь. Под сильным впечатлением увиденного он пишет письмо брату Сергею: «Дух в войсках выше всякого описания. Во времена древней Греции не столько геройства. Корнилов, объезжая войска, вместо: «Здорово, ребята!» - говорил: «Нужно умирать, ребята, умрете?» - и войска кричали: «Умрем, ваше превосходительство! Ура!..» и уже 22 тысячи исполнили это обещание. Рота моряков чуть не взбунтовалась за то, что их хотели сменить с батареи, на которой они простояли 30 дней под бомбами. Солдаты вырывают трубки из бомб. Женщины носят воду на бастионы для солдат…мне не удалось ни одного раза быть в деле, но я благодарю бога за то, что я видел этих людей и живу в это славное время».
Работа художников.
Что же представлял собой Севастополь в тот момент, когда прибыл туда Толстой?
(Работа по репродукциям И.Айвазовского, изображающего Севастополь Приложение 1)  Учитель литературы:
Таким образом, Л.Н.Толстой видел, как сражаются русские солдаты, как они умирают. Эти люди стали героями рассказов: «Севастополь в декабре месяце», 1854 год; «Севастополь в мае», 1855 год; «Севастополь в августе», 1855 год.
1. Рассказ: «Севастополь в декабре месяце», Справка историков: Работа по карте «Оборона Севастополя» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a878769-0a01-01b2-016a-cad2b6247371/%5BIS89IR_2-08%5D_%5BPM_02%5D.swfВ рассказе изображен момент некоторого ослабления и замедления военных действий между кровавой битвой под Инкерманом 5 ноября 1854 года и битвой под Евпаторией 17 февраля 1855 года. Сражение у Балаклавы 13 октября 1854 года сложилось в пользу русских. Сначала были сброшены с нескольких редутов турки, а затем под перекрестный огонь русской артиллерии попал элитный полк английской легкой кавалерии Iи был разгромлен. Но русское командование не использовало успех под Балаклавой. Через несколько дней произошло новое сражение, под Инкерманом. Оно началось удачными атаками русских войск против англичан. Одно время судьба сражения висела на волоске. Но на помощь англичанам вовремя пришли французы Сражение под Инкерманом закончилось поражением русских войск. Между тем успех в этом сражении заставил бы союзников снять осаду с Севастополя. Война приобрела затяжной характер.
Учитель литературы В рассказе «Севастополь в декабре» Толстой передал свои первые впечатления. Рассказ впервые показал России осажденный город в его величии. Автор изображал войну без прикрас, без громких фраз, сопровождавших официальные известия о Севастополе на страницах журналов и газет. Он стремится дать полную панораму войны, осознавая, что «надолго оставит в России великие следы эта эпопея Севастополя, которой героем был народ русский...». Работа с классом по содержанию рассказа «Севастополь в декабре месяце» Литературоведы:
Рассказ является своеобразным «путеводителем» по осажденному городу. Это особенно подчеркивается формой личного местоимения «вы» в определении лица, от которого ведется рассказ. Это и повествователь, и читатель: «Вы подходите к пристани…», «Вы отчалили от берега...», «...вы видите будничных людей, спокойно занятых будничным делом». Повествование ведется так, что читатель как бы является очевидцем, участником событий, он как будто ощущает то же, что и защитники города.Рассказывают, что императрица Александра Федоровна плакала, читая первый севастопольский очерк Толстого, а государь Николай I приказал «следить за жизнью молодого писателя и даже «перевести его с четвертой батареи в более безопасное место». Работа с классом по содержанию, выделяются исторические факты:
Остановимся на таких моментах рассказа:
описание фурштатского солдата ; 
посещение госпиталя и операционной; 
описание 4-го бастиона. 
Беседа по вопросам: 
О чем этот рассказ Толстого? 
С кем встречается, беседует только что прибывший в осажденный город? Расскажите о защитниках Севастополя. 
В чем, на ваш взгляд, проявляется новаторство Толстого в изображении войны? 
Ответы учащихся по тексту.
Литературоведы:
Писатель заметил множество деталей военного быта, многие из которых пришлись не по вкусу тогдашней петербургской цензуре. У боевого пехотного офицера на сапогах «стоптанные в разные стороны каблуки», старая шинель странного лиловатого цвета, в блиндаже грязная постель с ситцевым одеялом, а из узелка с «провизией», когда он отправляется на бастион, торчит «конец мыльного сыра и горлышко портерной бутылки с водкой». У армейского офицера не может быть чистых перчаток и новенькой шинели — в отличие от интендантских казнокрадов и штабных щеголей.
Справка художников: 
На 4-ом бастионе вместе с Львом Толстым сражались простые русские солдаты. В 1911 году первые русские операторы засняли оставшихся в живых защитников Севастополя, сохранив их лица для истории. На групповом портрете художника Тима среди участников обороны можно увидеть рядовых: Афанасия Елисеева, Петра Кошку, Федора Заику, Ивана Демченко, Арсений Рыбаков. Сколько в их лицах решимости, отваги и грусти. Женщины на бастионах обороны. (Приложение 2)
Учитель литературы
Будничная, внешне беспорядочная суета города, ставшего военным лагерем, переполненный лазарет, удары ядер, взрывы гранат, мучения раненых, кровь, грязь, смерть – вот та обстановка, в которой защитники Севастополя просто и честно, без лишних слов выполняли свой тяжелый труд. «Из-за креста, из-за названия, из угрозы не могут принять люди эти ужасные условия: должна быть другая, высокая побудительная причина,— говорил Толстой.— И эта причина есть чувство, редко проявляющееся, стыдливое в русском, но лежащее в глубине души каждого — любовь к родине».
Академик Е.Терле называл «Севастопольские рассказы» правдивым историческим документом, современники воспринимали их как «корреспонденции с театра военных действий». Печатались они в журнале «Современник».
А как называется жанр литературы, который предполагает документальную достоверность?
(очерк). 
Но все-таки свое произведение он назвал рассказами. Почему? Потому что он показал что такое война в ее настоящем выражении, описал не только поступки героев, но показал отличие истинного героизма от ложного. Вывод: Автор восхищается мужеством русских людей, защищающих свою Родину. Он убежден в «…невозможности поколебать где бы то ни было силу русского народа». Но писатель не может удержаться от осуждения войны как таковой: вы «…увидите войну не в правильном, красивом и блестящем строе, с музыкой и барабанным боем,… а увидите войну в настоящем ее выражении – в крови, в страданиях, в смерти» Работа литературоведов
Но чем дальше затягивалась осада, тем очевиднее ощущал Толстой внутренний разлад и неподготовленность государства к войне. «…Больше, чем прежде убедился, - записывает он в своем дневнике, - что Россия или должна пасть или совершенно преобразоваться. Все идет навыворот... Грустное положение — и войска, и государства». Как истинный патриот, Толстой готовит записку царскому правительству, в которой пишет о катастрофическом положении в армии. Но вскоре писатель убеждается в бесполезности этой меры и решает рассказать правду о Севастополе всей общественности, используя форму художественного повествования. Так появляются еще два рассказа: «Севастополь в мае» и «Севастополь в августе 1855 года».2. Рассказ «Севастополь в мае». Справка историков:
Весной опять начались бомбардировки города. После одной из них, особенно продолжительной и ожесточенной, союзники двинулись на штурм. Французам, атаковавшим Малахов курган, удалось выйти к нему с тыла и захватить несколько домов на Корабельной стороне. Перелом в ход сражения внесла отчаянная атака роты саперов, случайно оказавшихся рядом. Подоспевшими подкреплениями неприятель был выбит с окраин города. Англичане, шедшие на штурм Третьего бастиона, были остановлены в 400 м от цели.
Учитель литературы
Толстой рисует войну как безумие, заставляющее усомниться в разуме людей. Он судит о войне с нравственной точки зрения, показывает ее влияние на человеческую мораль Наполеон ради своего честолюбия губит миллионы, а какой-нибудь прапорщик Петрушков, этот «маленький Наполеон, маленький изверг, сейчас готов затеять сражение, убить человек. сотню для того только, чтобы получить лишнюю звездочку или треть жалованья». Так в «Севастопольских рассказах» впервые в творчестве Толстого возникает «наполеоновская тема».
Литературоведы
Толстой сосредоточивает внимание на лицах «аристократического» круга, показывая их тщеславие, которые обусловлены средой и воспитанием. Предметом анализа Толстого становятся противоречия побуждений и поступков, предрассудков и природной нравственности. Мы видим, что избалованный «аристократ» князь Гальцин оказывается способным испытать «ужасный стыд» за себя, вдруг ощутив собственную неправоту перед безмолвно выносящими свои страдания солдатами.
Работа с классом по содержанию:
Остановимся на таких моментах рассказа:
рассуждения о пехотных офицерах; 
сцена, когда офицер укоряет солдата; 
описание раненых; 
сцена перемирия; 
описание мальчика, собирающего цветы на поле боя среди убитых. 
Беседа по вопросам: 
перечислите героев второго рассказа. 
Как воюют офицеры и юнкера?
С какой целью автор создает образ десятилетнего мальчика, собирающего цветы? 
В чем смысл противопоставления «аристократического и полуаристокрстического» офицерства и простых защитников? 
Ответы учащихся по тексту.
Учитель истории
Восторгаясь героизмом солдат, Толстой основное внимание теперь уделяет выявлению несостоятельности аристократического офицерства и высших сфер военного руководства. Героизм солдат прост и обыкновенен: без позы и рисовки они обороняют свою землю, потому что не могут потерпеть иноземного насилия. Среди офицеров также есть храбрые, по-настоящему преданные родине люди. Но таких мало. Большая часть офицеров, в особенности аристократического происхождения, охвачена чувством тщеславия и самосохранения. Иные не прочь блеснуть храбростью. Но это показная бравада, объясняемая либо хвастливым молодечеством, либо желанием получить награду. Разоблачая показную смелость и ложный патриотизм офицерства, писатель использует излюбленный художественный метод «диалектики души».Вывод: Толстой показывает правдивое изображение войны в крови и страданиях. Чтобы показать противоестественность войны, Толстой использует антитезу: мальчик и цветы в долине смерти. «И эти люди – христиане… не упадут с раскаянием вдруг на колени и со слезами радости и счастья и не обнимутся как братья? Нет! Белые тряпки спрятаны, и снова свистят орудия смерти и страданий, снова льется честная, невинная кровь и слышатся стоны и проклятия». 3.«Севастополь в августе». 
Справка историков:
В конце августа 1855 г. началась последняя, самая ожесточенная бомбардировка Севастополя. Это самый страшный месяц долгой осады, окончившейся падением Севастополя. 800 орудий беспрестанно громили город. Потери защитников составляли 2-3 тысячи человек в день. 27 августа начался общий штурм. После захвата господствующей высоты — Малахова кургана — дальнейшая оборона потеряла всякий смысл. Когда на Корабельную сторону приехал Горчаков, он увидел горы трупов на подступах к Малахову кургану, французское знамя на его вершине и дал приказ к отступлению. Защитники крепости оставили южную часть Севастополя, по понтонному мосту перейдя через бухту. Закончилась 349-дневная оборона.Литературоведы
Третий из «Севастопольских рассказов» — «Севастополь в августе 1855 года» — посвящен последнему периоду обороны. Снова перед читателем будничное и тем более страшное лицо войны, голодные солдаты и матросы, измученные нечеловеческой жизнью на бастионах офицеры. Из отдельных лиц, помыслов, судеб складывается образ героического города, израненного, разрушенного, но не сдавшегося: «Почти каждый солдат, взглянув с северной стороны на оставленный Севастополь, с невыразимой горечью в сердце вздыхал и грозился врагам». «На дне души каждого лежит та благородная искра, которая сделает из него героя; но искра эта устает гореть ярко, придет роковая минута, она вспыхнет пламенем и осветит великие дела».
Работа с классом по содержанию
Остановимся на таких моментах рассказа
описание солдат; 
описание места битвы; 
рассуждения о природе подвига; 
описание батареи; 
поведение людей; 
страницы описания штурма. 
Беседа по вопросам: 
С какими новыми героями знакомит нас Толстой? 
Расскажите об их судьбах. 
Чем заканчивается рассказ? Что происходит с защитниками? 
Учитель литературы:
В третьем рассказе Толстой показывает войну глазами новичка, потому что главным для него здесь является исследование души человека на войне перед опасностью. Заканчивается рассказ анализом душевного состояния солдат, вынужденных оставить после одиннадцатимесячной обороны Севастополь. Толстой и его товарищи, покидая Севастополь, плакали. Слезы боли и гнев, скорбь о погибших героях, проклятие войне, угроза захватчикам.
Писатель, преклоняясь перед народом, его выносливостью, осуждает войну как средство решения спорных вопросов между государствами. Толстой отрицал захватнические войны как состояние, чуждое человеческой природе. Война, по его мнению, ожесточает человека, убивает в нем любовь к людям, без чего немыслима жизнь. Кроме того, война лишает человека способности наслаждаться окружающим миром, природой, так как он сосредоточен лишь на самом себе и желает одного — не быть убитым. Наконец, война извращает моральные представления людей. Словом, она «есть сумасшествие», и если «люди делают это сумасшествие, то они совсем не разумные создания, как у нас почему-то принято думать».
Справка литературоведов:
«Севастопольские рассказы» произвели большое впечатление на читателей и критиков. Н.Г.Чернышевский одним из первых откликнулся на произведения Толстого. В качестве важнейшей черты дарования Толстого Чернышевский выделял умение писателя воспроизводить человеческие переживания в их развитии. Это и определило в конечном счете глубину его психологического анализа. «Особенность таланта графа Толстого,—писал критик,— состоит в том, что он не ограничивается изображением результатов психического процесса: его интересует самый процесс,— и едва уловимые явления этой внутренней жизни, сменяющиеся 434 одно другим с чрезвычайною быстротою и неистощимым разнообразием, мастерски изображаются графом Толстым». Другая «сила, сообщающая его произведениям совершенно особенное достоинство», заключается, по мысли критика, в чистоте «нравственного чувства».
Учитель истории:
А теперь подведем итог всему тому, о чем мы говорили на уроке об обороне Севастополя.
Раскройте значение Севастопольской обороны. Документ. «…Храбрые товарищи, грустно и тяжело оставить врагам нашим Севастополь, но вспомните, какую жертву мы принесли на алтарь Отечества в 1812 году: Москва стоит Севастополя! Мы ее оставили после бессмертной битвы под Бородиным. Триста сорока девятидневная оборона Севастополя превосходит Бородино!
Но не Москва, а груда каменьев и пепла достались неприятелю в роковой 1812 год. Так точно и не Севастополь оставили мы нашим врагам, а одни пылающие развалины города, собственною нашею рукою зажженного, удержав за нами честь обороны, которую дети и внучата наши с гордостью передадут отдаленному потомству… Подписал: главнокомандующий генерал-лейтенант князь Горчаков второй». Задание к документу. Объясните, почему, несмотря на превосходство в силах, врагам не удалось взять Севастополь с ходу? Почему Горчаков сравнивает оставление Севастополя в 1855 году и оставление Москвы в 1812 году? В чем значение героической обороны Севастополя? http://fcior.edu.ru/card/545/panorama-f-a-rubo-oborona-sevastopolya-1902-1904.htmlВыполнение теста «Оборона Севастополя» http://fcior.edu.ru/card/26872/oborona-sevastopolya-1854-1855-godov.html
Давайте попробуем вместе выявить:
-Каковы причины поражения русской армии?
Причины поражения:
Ошибки в разработке стратегических планов
Отставание от европейских стран в промышленности и военной технике. плохое обеспечение армии.
3. .Низкий уровень подготовки армии
4. Плохое военное командование
Кто же истинный герой Севастопольской эпопеи? Что такое война в понимании Л.Н.Толстого?
Выводы: 
народ и война – главная тема рассказов, и она связана с темой русского национального характера. 
главный герой Севастопольских событий – простой народ, правдиво показанный писателем. 
Война, правдиво показанная Толстым, — «в крови, в страданиях и смерти», внушает читателю мужество и стойкость, но показана она без восклицательных фраз. 
именно народ, массы, как считает Толстой, решают главные вопросы истории, определяют судьбу государства. 
Это те основные позиции, которые позднее найдут отражение в романе «Война и мир». 
Работа художников.
Вот так увидел лицо войны художник Василий Васильевич Верещагин, участник трех войн. (приложение 3)
Свою картину он назвал «Апофеоз войны». На раме надпись: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим».
В словаре С.И.Ожегова слово «апофеоз» имеет два значения:
прославление, возвеличение чего-нибудь. 
торжественная, заключительная сцена театральных представлений. - В каком значении употребил слово художник?
- Какую мысль стремится передать художник?
Перед зрителем пирамида человеческих черепов, сложенная в среднеазиатской долине, на фоне разрушенного войной города и высохших садов. Стаи голодных хищных птиц кружат над пирамидой, садятся на черепа. Раскалённый зноем воздух. Серовато-жёлтый колорит как нельзя лучше передаёт ощущение высушенной солнцем, умершей природы. Картина воспроизводит одну из «пирамид», которые по приказу Тамерлана и других восточных деспотов складывали из черепов их поверженных врагов, но она обличает любую в любые времена, раскрывает преступность агрессии ,обрекающей на уничтожение целые страны и народы.
Так будем же верит в Россию, будем любить ее так, как любили защитники Севастополя и как любил ее Лев Николаевич Толстой.  Воинская слава Севастополя была продолжена в 20 веке. Нелегкие события пережил Севастополь в период Великой Отечественной войны. Первые бомбы обрушились на город в 3 часа утра, на час раньше, чем враг атаковал границы СССР. Мечта захватить Крым и Севастополь подвигла Гитлера направить сюда одну из лучших германских армий. Город рассчитывали захватить в кратчайшие сроки, ему даже придумали новое немецкое название Теодорихсхафен - гавань Теодориха. Однако защитники города сражались столь яростно и мужественно, что враг топтался на его подступах долгих 250 дней. К лету 1942 года гитлеровским войскам удалось блокировать город со стороны суши, моря и с воздуха. Силы защитников были на исходе, не хватало боеприпасов.  3 июля 1942 года, исчерпав все возможности обороны, часть советских войск оставила Севастополь, но отдельные бои в районе мыса Херсонес продолжались вплоть до 12 июля. Значение обороны Севастополя велико: в самый тяжелый период войны защитники города надолго задержали у своих стен и 300-тысячную армию гитлеровцев.
Присоединение Крыма. Возвращение Севастополя - города русского, города русской чести и славы.
Песня «Гимн Севастополя 1854-1855 г.г.»
Домашнее задание:
Литература:- Кто из русских писателей близок Толстому в таком изображении войны?
сопоставление «Севастопольских рассказов» со стихами М. Ю. Лермонтова «Бородино», «Валерик».
История: подготовка докладов о героях Крымской войны. Темы:
         П.С.Нахимов: от Синопа до Севастополя.
         В.А.Корнилов – организатор обороны Севастополя.
         Э.И.Тотлебен – гениальный военный инженер.
         В.И.Истомин: путь русского офицера.
         Н.И.Пирогов – новатор военной медицины.
         Герои Севастопольской обороны (матрос Петр Кошка, Дарья Севастопольская и др.)
         Ф.А.Рубо. Создание панорамы «Оборона Севастополя».
Литература: 
Л.Н.Толстой Севастопольские рассказы. 
Жизнь и творчество Л.Н.Толстого Материалы для выставки в школе 
История России. Конец 17-19 век. В.И.Буганов П.Н.Зырянов учебник для 10 класса 
Литература в школе. 
Лебедев Ю.В. Русская литература. Учебник для 10-го класса общеобразовательных учреждений. М., 1996. 
Приложение 1

Айвазовский И.К. «Осада Севастополя»

Севастополь - Айвазовский Иван 
Приложение 2. Герои Севастополя

Даша Севастопольская

Приложение 3. василий верещагин апофеоз войны - +7 DataBase