Рабочая программа по курсу История Сибири (региональный компонент)



Принята
МО учителей
Естественных наук
Протокол №________
« » сентября 2015 г.
Согласована
зам. директора по УВР
Е.А. Полетаева
« » сентября 2015 г.
Утверждена
Руководитель ОУ
Т.И.__Стариченко
« » сентября 2015 г.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение-
Ордынского района Новосибирской области
Ордынская средняя общеобразовательная школа №2
Рабочая учебная программа
История Сибири
11 класс
_Базовый уровень, 3 ступень__

__________________
(срок реализации программы)
Автор программы: учитель истории высшей квалификационной категории МБОУ ОСОШ №2 Молчанов Владимир Васильевич,

р.п. Ордынское 2013
Данная Рабочая Программа элективного курса по истории Сибири для 11 класса составлена на основе регионального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, разработанного НИПКиПРО (Варющенко В., Кузнецова Ф., Орлова М. История и экономика Сибири. – Новосибирск, 2005.).
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по курсу с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Данная Программа содействует реализации единой концепции исторического образования.
Программа включает три раздела: пояснительную записку, требования к уровню подготовки, почасовой календарный план реализации на год.
Пояснительная записка
Школьный учебный план предполагает выделение учебного времени на изучение элективного курса истории Сибири в 11 классе в объеме 34 учебных часа в расчете одного часа в неделю.
Изучение истории Сибири основывается на проблемно-хронологическом подходе и принципах системного исторического анализа. Основным объектом изучения является специфика развития исторически возникших сообществ (цивилизационных, культурных, конфессиональных, национальных), их ментальные и институциональные (политико-правовые, экономические, социокультурные) особенности.
Для реализации программы используется следующая учебная и методическая литература для регионального компонента, рекомендованная и допущенная Управлением народного образования администрации Новосибирской области:
Зуев А. Сибирь: вехи истории. Учебное пособие для старших классов общеобразовательных учреждений. – Новосибирск: «ИНФОЛИО-пресс», 2006;
Варющенко В., Кузнецова Ф., Орлова М. История и экономика Сибири. Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений. – Новосибирск, 2005;
Исупов В., Кузнецова Ф. История Сибири. Ч. 3. – Новосибирск, 1999;
История Новосибирской области с древности до наших дней. Очерки. – Новосибирск: «Горница», «Литфонд», 1996;
Материалы «Свода памятников истории и культуры народов России». – Новосибирск: институт археологии и этнографии СО РАН, 1996.
Целесообразность курса
Проблемы исторического развития Сибири помогают учащимся осознавать связи и закономерности развития истории родного края в контексте всемирной и российской истории. Сибиряки имеют право знать историю региона как составную часть культуры своего сообщества, что является немаловажным условием для формирования гражданского и национального самосознания.
Задачи курса
Дать возможность учащимся более объективно представить те процессы, которые протекали в регионе в прошлом;
Помочь учащимся в овладении умениями и навыками комплексной работы с различными типами исторических источников, поиска и систематизации исторической информации как основы решения исследовательских задач;
формировать историческое мышление – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, умения выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и современности, определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории.
Требования к уровню подготовки
По окончании изучения курса история Сибири учащиеся должны:
знать/понимать
факты, явления, процессы, понятия, теории, гипотезы, характеризующие системность, целостность исторического процесса;
особенности исторического, историко-социологического, историко-политологического, историко-культурологического, антропологического анализа событий, процессов и явлений прошлого;
взаимосвязь и особенности истории России и мира, национальной и региональной; конфессиональной, этнонациональной, локальной истории;
уметь
проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа;
осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства, цели его создания, степень достоверности);
классифицировать исторические источники по типу информации;
использовать принципы причинно-следственного, структурно-функционального, временного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений;
формировать собственный алгоритм решения историко-познавательных задач, включая формулирование проблемы и целей своей работы, определение адекватных историческому предмету способов и методов решения задачи, прогнозирование ожидаемого результата и сопоставление его с собственными историческими знаниями;
участвовать в групповой исследовательской работе, определять ключевые моменты дискуссии, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, использовать для ее аргументации исторические сведения, учитывать различные мнения и интегрировать идеи, организовывать работу группы;
представлять результаты индивидуальной и групповой историко-познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, исторического сочинения, резюме, рецензии, исследовательского проекта, публичной презентации;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
понимания и критического осмысления общественных процессов и ситуаций;
определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
формулирования своих мировоззренческих взглядов и принципов, соотнесения их с исторически возникшими мировоззренческими системами, идеологическими теориями;
учета в своих действиях необходимости конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением;
осознания себя представителем исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданином России.
План реализации Программы
История Сибири (с древности до наших дней) - 34 часа
№ урока Тема урока Содержание урока Дата проведения урока (месяц)
1 Вводный урок Письменные и вещественные источники по истории Сибири;
Краеведы, изучавшие историю Сибири;
Степень изученности региона 09
2 Первобытный мир Сибири Природа Сибири в ледниковый период. Охотники на мамонтов;
Жители нашего края в IV-II тыс. до н. э. 09
3 Культура народов Горного Алтая в эпоху бронзы Пазырыкские курганы;
Скифо-сибирское единство 09
4 Сибирь на рубеже I тыс. до н. э. – I тыс н. э. Ледяные гробницы Алтая;
Народы севера Сибири;
Гунны на территории Сибири в IV-V вв. н. э. 09
5 Сибирь в эпоху раннего Средневековья. Великая Степь. Тюркский каганат;
Половцы, хазары и печенеги – потомки тюрок. 10
6 Сибирь в XIII-XVI вв. Коренные народы: этнографическая характеристика;
Сибирское ханство: Чингизиты и Тайбугины. 10
7 Присоединение Западной Сибири к России. Ермак. Начало освоения Сибири русскими;
Миссия Ермака;
Сибирские летописи о походе Ермака 10
8 Расширение России на восток. Сибирь в XVII в. Главные даты и маршруты освоения Сибири;
Нерусские народы в составе России;
Управление Сибирью. Сибирские воеводы. 10
9 Экономическое развитие и общественные отношения Сибири в XVII- нач. XVIII вв. Развитие сибирского земледелия;
«Мягкое золото»;
Сибирское казачество и ясачные люди
Сибирская ссылка и ее значение. 10
10 Социально-экономическое положение Сибири в XVIII веке Сибирское землепашество;
Начало сибирской промышленности
Управление Сибирью 11
11 Крестьянство Сибири;
Мастеровые;
Ясачные люди Сибири 11
12 Изменения в организации сословий;
Движение работных людей;
Социальные конфликты в Сибири 11
13 М. М. Сперанский – генерал-губернатор Сибири Управление Сибирью до Сперанского (вторая пол. XVIII в.);
Реформы Сперанского 12
14 Сибирь в пореформенный период Манифест 1861 г. и сибирское крестьянство;
Строительство транссибирской магистрали;
Основание Новониколаевска;
Региональное самосознание 12
15 Наша область в XVIII-XIX вв. Освоение края, его заселение;
Социально-экономическое развитие ;
Культурное развитие. 12
16 Сибирская железная дорога и ее влияние на экономику края Сибирская железная дорога, ее влияние на промышленность и сельское хозяйство;
Рост городского населения;
Новые города. 12
17 Столыпинские переселения в Сибирь Организация поселений;
Трудности устройства;
Переселенческое управление, его роль в развитии сельского хозяйства 01
18 Новые явления в жизни сибирских крестьян Развитие капитализма в сибирской деревне;
Расслоение крестьянства;
Крестьянская кооперация 01
19 Революция 1917 года в Сибири Отношение сибиряков к свержению самодержавия;
Установление советской власти в Сибири;
Большевики и сибирское крестьянство 01
20 Гражданская война в Сибири Мятеж чехословацкого корпуса и падение советской власти;
Военный переворот А. Колчака;
Социальная опора правительства Колчака;
Причины кризиса и падение колчаковского режима 02
21 Партизанское движение сибирских крестьян Характер движения;
Партизанские отряды и их состав;
Партизанское движение в нашем крае 02
22 Сибирь после гражданской войны Последствия гражданской войны;
Сибревком и Сиббюро ЦК РКП(б);
Взгляды крестьян на роль Советов;
Политика военного коммунизма 02
23 НЭП в Сибири Последствия политики военного коммунизма;
НЭП и сибирское крестьянство;
Сибирская промышленность в годы НЭПа;
Социальный состав населения Сибири 02
24 Индустриализация Сибири Стройки Сибири в годы первых пятилеток;
Жилищные условия горожан;
Структура питания, одежда, досуг горожан 03
25 Коллективизация в Сибири Жесткие формы коллективизации;
Сиблаг;
Последствия коллективизации 03
26 Сибиряки на фронтах войны Патриотический подъем сибиряков, отношение к мобилизации;
Сибирская Добровольческая дивизия;
Наши земляки – герои СССР; книга Памяти 03
27 Экономика Сибири в годы войны Перестройка экономики на военный лад;
Эвакуация промышленных предприятий в Сибирь;
Сельское хозяйство нашего края 03
28 Как жили сибиряки в годы войны Жилищные условия, размещение эвакуированных и депортированных;
Материальные условия жизни; Карточная система;
Условия труда на заводах и в колхозах 04
29 Гиганты энергетики в Сибири ХХ съезд партии о роли Сибири в экономике страны;
Сибирские гидроэлектростанции;
Итоги и издержки строительства гидроэлектростанций 04
30 Целинная эпопея Освоение целинных земель Сибири;
Результаты и последствия;
Совхозы и колхозы на целинных землях нашего края 04
31 Промышленность и транспорт Сибири Открытие месторождений нефти и газа;
Отрицательное влияние командных методов в экономике Сибири;
Тенденции застоя в промышленном развитии;
БАМ 04
32 Социальное развитие Сибири в 1950-е – 1980-е гг. Социальный состав жителей, его изменения;
Жилищное строительство;
Изменение в социальной жизни села 04
33 Роль и место Сибири в социально-экономическом пространстве России Решение творческих задач, дискуссия 05
34 История моей семьи в истории страны и края Защита рефератов и проектов по генеалогии 05