Рабочая программа учебной практики по ПМ.01 Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Воронежской области
«Хреновской лесной колледж им. Г.Ф. Морозова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
ПМ.01 « ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ И ВЕДЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА ИМУЩЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ»
основной профессиональной образовательной программы специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)
с. Слобода
2015
РАССМОТРЕНО:УТВЕРЖДАЮ:
Цикловой предметной Зам.директора по ПО
методической комиссией____________Г.Н.Уполовнев
профессиональных дисциплин 03 сентября 2015 г
Председатель
___________С.В.Матузова
Протокол №1 от 03 сентября 2015 г

СОГЛАСОВАНО:
Методист колледжа
__________Н.И.Прошина
03 сентября 2015г


Составитель:
Преподаватель
ГБПОУ ВО «ХЛК им. Г.Ф.Морозова»__________________М.А.Кащенко
Содержание
Паспорт программы учебной практики …………………………..……………4
Результаты освоения программы учебной практики ………………………….6
Тематический план и содержание программы учебной практики …………..7
Условия реализации учебной практики ………………………………………..9
Контроль и оценка результатов освоения учебной практики………………..11


ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной практики является частью основной профессиональной образовательной программы, разработанной в соответствии с ФГОС СПО третьего поколения по специальности СПО 080114 Экономика и бухгалтерский учёт в части освоения основных видов профессиональной деятельности (ВДП): Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учёта имущества организации и соответствующих им профессиональных компетенций (ПК):
1. Обрабатывать первичные бухгалтерские документы.
2. Разрабатывать и согласовывать с руководством организации рабочий план счетов бухгалтерского учета организации.
3. Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы.
4. Формировать бухгалтерские проводки по учету имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.
1.2. Цели и задачи учебной практики
С целью овладения видом профессиональной деятельности по специальности обучающийся в ходе освоения учебной практики должен иметь практический опыт:
документирования хозяйственных операций и ведения бухгалтерского учёта имущества организации.
Уметь:
принимать произвольные первичные бухгалтерские документы, рассматриваемые как письменное доказательство совершения хозяйственной операции или получение разрешения на ее проведение;
принимать первичные унифицированные бухгалтерские документы на любых видах носителей;
проверять наличие в произвольных первичных бухгалтерских документах обязательных реквизитов;
проводить формальную проверку документов, проверку по существу, арифметическую проверку;
проводить группировку первичных бухгалтерских документов по ряду признаков;
проводить таксировку и контировку первичных бухгалтерских документов;
организовывать документооборот;
разбираться в номенклатуре дел;
заносить данные по сгруппированным документам в ведомости учета затрат (расходов) – учетные регистры;
передавать первичные бухгалтерские документы в текущий бухгалтерский архив;
передавать первичные бухгалтерские документы в постоянный архив по истечении установленного срока хранения;
исправлять ошибки в первичных бухгалтерских документах;
понимать и анализировать план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций;
обосновывать необходимость разработки рабочего плана счетов на основе типового плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности;
поэтапно конструировать рабочий план счетов бухгалтерского учета организации;
проводить учет кассовых операций, денежных документов и переводов в пути;
проводить учет денежных средств на расчетных и специальных счетах;
учитывать особенности учета кассовых операций в иностранной валюте и операций по валютным счетам;
оформлять денежные и кассовые документы; 
заполнять кассовую книгу и отчет кассира в бухгалтерию;
проводить учет основных средств;
проводить учет нематериальных активов;
проводить учет долгосрочных инвестиций;
проводить учет финансовых вложений и ценных бумаг;
проводить учет материально-производственных запасов;
проводить учет затрат на производство и калькулирование себестоимости;
проводить учет готовой продукции и ее реализации;
проводить учет текущих операций и расчетов;
проводить учет труда и заработной платы;
проводить учет финансовых результатов и использования прибыли;
проводить учет собственного капитала;
проводить учет кредитов и займов;
1.3 Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной практики: 72

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Результатом освоения программы учебной практики является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВДП) «Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учёта имущества организации», в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код Наименование результата обучения
ПК 1.1. Обрабатывать первичные бухгалтерские документы.
ПК 1.2. Разрабатывать и согласовывать с руководством организации рабочий план счетов бухгалтерского учета организации.
ПК 1.3. Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы.
ПК 1.4. Формировать бухгалтерские проводки по учету имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно – коммуникативных технологий
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий
ОК 9. Ориентироваться в условиях частной смены технологий в профессиональной деятельности
ОК10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний ( для юношей)
3.ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Коды профессиональных компетенций
Наименование профессионального
модуля (ПМ), МДК и тем учебной практики Содержание учебного материала Объём часов Уровень усвоения
ПМ.01
Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учёта имущества организации
МДК.01.01
Практические основы бухгалтерского учёта имущества организации ПК
1.1-1.2 Тема 01.1 Заполнение первичных документов и бухгалтерской отчётности с применением бухгалтерской программы «1С: Предприятие- Бухгалтерия предприятия 8» 6 3
ПК
1.1-1.2 Тема 01.2 Заполнение учётных регистров с применением бухгалтерской программы «1С: Предприятие- Бухгалтерия предприятия 8» 6 3
ПК 1.3 Тема 01.3 Осуществление учёта кассовых операций, денежных документов и переводов в пути, учёта кассовых операций в иностранной валюте и операций по расчётным счетам. 6
3
ПК 1.3 Тема 01.4 Заполнение кассовой книги и отчёта кассира
6 3
ПК 1.3 Тема 01.5 Осуществление учёта денежных средств на расчётных и специальных счетах
6 3
ПК 1.4 Тема 01.6 Осуществление учёта основных средств и нематериальных активов 6 3
ПК 1.4 Тема 01.7 Осуществление учёта долгосрочных инвестиций, финансовых вложений и ценных бумаг 6 3
ПК 1.4 Тема 01.8 Осуществление учёта материально-производственных запасов. 6 3
ПК 1.4 Тема 01.9 Осуществление учёта затрат на производство и калькулирование себестоимости 6 3
ПК 1.4 Тема 01.10 Осуществление учёта готовой продукции и её реализация 6 3
ПК 1.4 Тема 01.11 Учёт дебиторской и кредиторской задолженности 6 3
ПК 1.4 Тема 01.12 Осуществление учёта текущих операций и расчётов с применением бухгалтерской программы «1С: Предприятие- Бухгалтерия предприятия 8» 6 3
72 4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
4.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Для реализации программы учебной практики имеется лаборатория « Учебная бухгалтерия».
Оборудование рабочих мест: комплект бланков унифицированных первичных документов, комплект форм учётных регистров, комплект бухгалтерских балансов, комплект плана счетов, калькуляторы
4.2. Информационное обеспечение обучения:
1. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основная литература:
1. Н.В. Иванова Бухгалтерский учёт- 7-е изд. Стер. – М.: «Академия», 2012. – 304 с.
2. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от.06.12.2011 г.№402- ФЗ
3. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций с инструкцией по применению
Дополнительная литература:
1. Швецкая В.М., Головко Н.А. Бухгалтерский учёт: Учебник. – М.: Дашков и К, 2008-416с
2. Кондраков Н.П Бухгалтерский учёт: Учебник. – 2-е изд. – М.: Инфра- М, 2009.-720с
3. Кириллова Н.А, Богатченко В.А. Сборник задач по бухгалтерскому учёту. М.: Велби; Проспект, 2008.-346с
4. Журналы: «Бухгалтерский учет», «Главбух»
Интернет- ресурсы
1. http://buhcon.com/index.php
2. http://repetitor-nachbuh/ru/index.php/map-site
3. http://www.buh.ru/
4.3. Общие требования к организации учебной практики
В процессе учебной практике обучающиеся:
- изучают и заполняют первичные бухгалтерские документы, рассматриваемые как письменное доказательство совершения хозяйственной операции или получение разрешения на ее проведение;
- проверяют наличие в произвольных первичных бухгалтерских документах обязательных реквизитов;
- проводят формальную проверку документов, проверку по существу, арифметическую проверку;
- проверять наличие в произвольных первичных бухгалтерских документах обязательных реквизитов;
- проводят группировку первичных бухгалтерских документов по ряду признаков;
- проводят таксировку и контировку первичных бухгалтерских документов;
- организовывают документооборот;
- заносят данные по сгруппированным документам в ведомости учета затрат (расходов) – учетные регистры;
- исправляют ошибки в первичных бухгалтерских документах;
- анализируют план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций;
- обосновывают необходимость разработки рабочего плана счетов на основе типового плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности;
- поэтапно конструируют рабочий план счетов бухгалтерского учета организации;
- проводят учет кассовых операций, денежных документов и переводов в пути;
- проводят учет денежных средств на расчетных и специальных счетах;
- проводят учет кассовых операций в иностранной валюте и операций по валютным счетам;
- оформляют денежные и кассовые документы; 
- заполняют кассовую книгу и отчет кассира;
- проводят учет основных средств;
- проводят учет нематериальных активов;
- проводят учет долгосрочных инвестиций;
- проводят учет финансовых вложений и ценных бумаг;
- проводят учет материально-производственных запасов;
- проводят учет затрат на производство и калькулирование себестоимости;
- проводят учет готовой продукции и ее реализации;
- проводят учет текущих операций и расчетов;
- проводят учет труда и заработной платы;
- проводят учет финансовых результатов и использования прибыли;
- проводят учет собственного капитала;
-проводят учёт кредитов и займов.
5.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Контроль и оценка результатов освоения программы учебной практики осуществляется преподавателем профессионального цикла в процессе проведения занятий.
Результаты обучения (освоенный практический опыт) Формы и методы контроля и оценки
Обрабатывать первичные бухгалтерские документы:
- Вести бухгалтерский учет в области документирования всех хозяйственных действий и операций;
-Работать с первичной бухгалтерской документацией;
- Проводить проверку первичных бухгалтерских документов: формальную, по существу, арифметическую;
- Группировать первичные бухгалтерские документы;
- Составлять ведомости учета затрат (расходов) – учетные регистры Опрос, защита практических занятий
Разрабатывать и согласовывать с руководством организации рабочий план счетов бухгалтерского учета организации:
-Работать с планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций;
-Разрабатывать и применять рабочий план счетов бухгалтерского учета в финансово-хозяйственной деятельности организации;
- Работать с Инструкцией по применению плана счетов бухгалтерского учета;
- Классифицировать счета бухгалтерского учета по экономическому содержанию, назначению и структуре Опрос, защита практических занятий
Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы:
Классифицировать счета;
- Работать с Планом счетов бухгалтерского учета;
-Формировать бухгалтерские проводки по учету имущества;
-Вести учет кассовых операций, денежных документов и переводов в пути;
- Оформлять денежные и кассовые документы, заполнять кассовую книгу;
-Заполнять отчет кассира в бухгалтерию;
- Вести учет денежных средств на расчетных и специальных счетах;
- Вести учет кассовых операций в иностранной валюте и операций по валютным счетам. Опрос, защита практических занятий
Формировать бухгалтерские проводки по учёту имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учёта:
- Классифицировать основные средства;
- Проводить оценку и переоценку основных средств;
- Вести учет выбытия и аренды основных средств;
- Вести учет амортизации основных средств;
- Вести учет арендованных и сданных в аренду основных средств;
- Классифицировать нематериальные активы;
- Вести учет поступления и выбытия нематериальных активов;
- Вести учет долгосрочных инвестиций;
- Вести учет финансовых вложений и ценных бумаг;
- Вести учет материально-производственных запасов;
- Классифицировать материально-производственные запасы;
- Документально оформлять поступления и расходы материально-производственных запасов;
-Вести учет материалов на складе и в бухгалтерии;
- Вести синтетический учет движения материалов;
-Вести учет транспортно-заготовительных расходов;
-Вести учет затрат на производство и калькулирование себестоимости;
- Вести учет производственных затрат и их классификация;
- Вести учет затрат на производство, обслуживание производства и распределения затрат вспомогательных производств;
-Вести учет потерь и непроизводственных расходов;
-Вести учет и оценку незавершенного производства;
- Составлять калькуляцию себестоимости продукции;
- Вести учет выручки от реализации продукции (работ, услуг);
- Вести учет расходов по реализации продукции, выполнению работ и оказанию услуг;
-Вести учет дебиторской и кредиторской задолженности и формы расчетов;
-Вести учет расчетов с работниками по прочим операциям и расчетов с подотчетными лицами. Опрос, защита практических занятий
Преподаватель_________М.А.Кащенко