МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия «Работа с программой «СУБД». Технология хранения, поиска и сортировки информации»


УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УМР
__________Е.Г. Ярандаева
«_____»__________20___г.





МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
практического занятия

по предмету «Информатика и ИКТ»
(специальности: 060301 Фармация, 060501 Сестринское дело, 060604 Лабораторная диагностика)

ТЕМА: «Работа с программой «СУБД». Технология хранения, поиска и сортировки информации»





















Пояснительная записка

Методическая разработка практического занятия по теме: « Работа с программой «СУБД». Технология хранения, поиска и сортировки информации» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта СПО.
В методической разработке практического занятия даны обоснования развивающего обучения, способствующие формирующие у студента знаний и умений по дисциплине.
На практическом занятии используются приемы, средства и методы обучения, активизирующие мыслительную деятельность, воспитывающие у студентов устойчивый познавательный интерес, а также умение осмысливать и применять имеющиеся знания в различной практической деятельности.
При изучении темы используются элементы беседы, самостоятельной работы, самостоятельное выполнение практических работ.
Методическая разработка практического занятия включает себя:
методическую разработку для преподавателя;
методическую разработку для самоподготовки студентов к практическому занятию;
методическую разработку практического занятия для студентов;
дидактический материал по данной теме.























МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
ТЕМА: « Работа с программой «СУБД». Технология хранения, поиска и сортировки информации»


Цели занятия:
1. Дидактические:
формирование умений в соответствии с требованиями ФГОС: осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
контроль и коррекция знаний по теме «Работа с программой «СУБД». Технология хранения, поиска и сортировки информации»;
2. Развивающие:
развивать способность осуществлять поиск информации, использовать информационно-коммуникационные технологии в своей деятельности;
развивать способность организовывать свою деятельность, выбирать методы и способы решения поставленных задач;
развивать способность работать в команде;
развивать способность принимать решение в стандартных и нестандартных ситуациях.
3. Воспитательные:
воспитывать устойчивый интерес к своей будущей профессии;
воспитывать чувство ответственности за результаты своей работы, работы членов команды.

В соответствии с требованиями ФГОС:
Студенты должны знать:
назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности.
Студенты должны уметь:
осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
эффективной организации индивидуального информационного пространства;
автоматизации коммуникационной деятельности;
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.
Тип занятия: формирование умений
Вид занятия: практическое занятие
Методы обучения: инструктаж и самостоятельная работа, репродуктивный.
Метод контроля знаний: индивидуальный письменный опрос;
индивидуальный устный опрос.

Продолжительность занятия: 90 минут.

ИНТЕГРАЦИЯ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ ТЕМЫ
1. Межпредметные связи
Обеспечивающие дисциплины
Обеспечиваемые дисциплины и МДК

Английский язык,
Основы латинского языка с медицинской терминологией
Русский язык
«Информатика»
«Информационные технологии»
МДК.03.01. Организация деятельности аптеки и её структурных подразделений

2. Внутрипредметные связи
Обеспечивающие темы
Обеспечиваемые темы

Электронные таблицы. Технология обработки числовой информации
Технология обработки графической информации


Используемая литература:
Для студентов: учебник
Для преподавателей:
Основная литература:
Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 -классов/Н.Д. Угринович. – 3-е изд. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 511 с.: ил.
Ляхович В.Ф., Крамаров С.О. Основы информатики. Учебник/Ляхович В.Ф., Крамаров С.О.- Изд. 5-е. ростов н/Д: Феникс, 2012. – 704 с. (СПО)
Интернет ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
ТЕМА: «Работа с программой «СУБД». Технология хранения, поиска и сортировки информации»
Время: 90 минут.
В соответствии с требованиями ФГОС:
Студенты должны знать:
назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности.
Студенты должны уметь:
осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
эффективной организации индивидуального информационного пространства;
автоматизации коммуникационной деятельности;
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.
Цели занятия:
формирование умений в соответствии с требованиями ФГОС: осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
контроль и коррекция знаний по теме «Работа с программой «СУБД». Технология хранения, поиска и сортировки информации»;
формирование общих компетенций, необходимых будущему специалисту.

Этапы занятия
Организационный момент.
Входной контроль.
Инструктаж и самостоятельное выполнение практической работы.
Подведение итогов занятия.

Методические указания к выполнению практической работы
Ознакомиться с содержанием работы.
Изучить теоретические сведения.
Выполнить задания.
Ответить на контрольные вопросы.
Сформулировать и записать вывод о проделанной работе.

Содержание работы:
Задние 1. Запросы
Откройте [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Создайте Таблицу «Анкета».
Параметры таблицы «Анкета» (Вид в режиме – «Конструктор»)
13 EMBED CorelPHOTOPAINT.Image.15 1415

Код
Фамилия
Имя
Телефон
Адрес
Год рождения
Пол

1
Иванова
Лидия
39057
Калинина 4-56
05.10.80
женский

2
Инин
Илья
49067
Кирова 576-5
06.06.81
мужской

3
Сидоров
Сидор
73934
Парковая 6-55
10.09.80
мужской

4
Астахов
Андрей
47854
Пехтина 12-34
13.07.82
мужской

5
Петрова
Анна
45665
Толстого 41-123
05.01.80
женский

6
Петров
Сидор
75656
Ленина 3-45
23.04.81
мужской

7
Иванов
Андрей
36790
Сулимова 43-42
05.05.81
мужской


Создайте и заполните таблицу «Информатика - зачеты». (Создание-Конструктор таблиц).
Параметры таблицы «Информатика - зачеты» (Вид в режиме – «Конструктор»)
13 EMBED CorelPHOTOPAINT.Image.15 1415

Код
Фамилия
Группа
Зачет №1
Зачет №2
Зачет №3

1
Иванова
11
2
4
3

2
Инин
12
4
5
4

3
Сидоров
11
3
2
5

4
Астахов
13
4
5
5

5
Петрова
11
3
4
3

6
Петров
13
5
5
5

7
Иванов
12
4
2
3


Создайте и заполните таблицу «Куратор». (Создание-Конструктор таблиц). Установите ключевое поле в поле Группа (Правая клавиша мыши).
Параметры таблицы «Куратор» (Вид в режиме – «Конструктор»)
13 EMBED CorelPHOTOPAINT.Image.15 1415

Группа
Куратор

11
Петров Иван Иванович

12
Куртеев Михаил Владимирович

13
Поздеев Александр Дмитриевич



Установить связи между таблицами.
Находясь в окне «Работа с базами данных», меню «Схема данных»

13 EMBED CorelPHOTOPAINT.Image.15 1415

В схему прежде чем устанавливать связи, нужно добавить те таблицы, между которыми эти связи собираемся устанавливать. В окне диалога <Добавление таблицы> поочередно выберите каждую из таблиц и нажмите для каждой из них кнопку Добавить. Нажмите кнопку Закрыть.
Для установки связей переместите мышью поле КОД из схемы таблицы АНКЕТА на место поля КОД таблицы ИНФОРМАТИКА - ЗАЧЕТЫ. Такие же действия произведите с полем ГРУППА.
Только после этого нажмите кнопку Создать.
13 EMBED CorelPHOTOPAINT.Image.15 1415
Для редактирования связей достаточно двойного щелчка мыши по линии, изображающей связь. Для удаления связи, используйте нажатие правой клавиши мыши по линии связи.
13 EMBED CorelPHOTOPAINT.Image.15 1415

Сохраните макет <Связи> и выйдете из него.
Создайте запрос в режиме мастера создания запросов (Создание - Мастер запросов - Простой запрос-ОК):
Выберите поля из Таблицы «Анкета»:
КОД, ФАМИЛИЯ, ИМЯ, АДРЕС. (Стрелочка >)
Далее.
Задайте имя запроса «Запрос 1».
Готово.
Перейти в режим «Конструктора», т.е. на вкладке «Главная» в блоке «Режимы» нажать на кнопку «Режим» (выбрать команду «Конструктор").
Сортировка: Анкета, Фамилия - по возрастанию.
Запуск запроса производится по нажатию на кнопку «Выполнить» (Восклицательный знак).
Создайте следующий запрос:
Выберите поля из Таблицы «Информатика - зачеты»:
ФАМИЛИЯ, ЗАЧЕТ №1, ЗАЧЕТ №2, ЗАЧЕТ №3.
Перейти в режим «Конструктора», т.е. на вкладке «Главная» в блоке «Режимы» нажать на кнопку «Режим» (выбрать команду «Конструктор").
Условия отбора - в полях ЗАЧЕТ №1, ЗАЧЕТ №2 , ЗАЧЕТ №3 установить условие >2.
сохраните запрос под именем «Хорошисты».
Создайте запрос «Двоечники» в «Конструкторе запросов»:
добавьте две таблицы (каждую отдельно): «Анкета» и «Информатика – зачеты». (Кнопка «Добавить»).

перетащите в первую строку «ПОЛЕ» бланка запроса имена полей
КОД, ФАМИЛИЯ, ГРУППА, ЗАЧЕТ №1, ЗАЧЕТ №2, ЗАЧЕТ №3.

Понятно, что условием должна быть двойка; когда двойка стоит не сразу за все три зачета, а хотя бы за один. Условия должны быть соединены союзом “ИЛИ”. В этом случае условия располагают не в одной, а в разных строках зачетов.

сохраните запрос под именем «Двоечники».
Создайте запрос «Фамилия на И» в «Конструкторе запросов»:
перетащите в первую строку «ПОЛЕ» бланка запроса имена полей
ФАМИЛИЯ, ИМЯ, АДРЕС, ПОЛ.
условие отбора: И*.
Создайте запрос «Студенты группы 11» в «Конструкторе запросов»:
перетащите в первую строку «ПОЛЕ» бланка запроса имена полей
ГРУППА, ФАМИЛИЯ, ИМЯ.
Задание 2. Формы
 
База данных разрабатывается для того, чтобы её содержимым и возможностями пользовались представители различных подразделений организации. Их интересует удобный интерфейс, который позволяет осуществлять просмотр данных, их актуализацию, находить определённые фрагменты с помощью типовых запросов или более интеллектуальных средств. В Access 2010 форма является самостоятельным объектом, который хранится внутри базы. При разработке базы данных следует воспользоваться различными способами создания формы, которые предлагаются на вкладке «Создание» панели Access.

Средства для работы с формами на панели Access

В зависимости от постановки задачи, разработчик выбирает вариант создания интерфейса пользователя для работы с данными базы. Самым быстрым способом создания форм – использование мастера форм , самостоятельное создание формы осуществляется с помощью Конструктора или в режиме Пустая форма. В этих случаях разработчик может использовать элементы управления (кнопки, текстовые окна и другие), подключать макросы или писать программные модули на VBA. При использовании различных вариантов построения формы, имеется возможность включать в неё поля из разных таблиц и запросов. 
Работа с любым мастером в MS Windows построена по единому сценарию, когда разработчику предлагается выполнить ряд шагов по выбору и размещению необходимых данных, а затем ввести определённые правки в созданный элемент. Поэтому в Access предлагается разнообразие выбора для разработчика.
На вкладке «Создание» панели базы данных щёлкните левой кнопкой мыши по пиктограмме .
В открывшемся окне перенесите поля ФАМИЛИЯ, ИМЯ из таблицы «Анкета». Поля ГРУППА, ЗАЧЕТ №1, ЗАЧЕТ №2, ЗАЧЕТ №3 из таблицы «Информатика – зачеты» в правое окно, которые потребуются.

13 EMBED CorelPHOTOPAINT.Image.15 1415
Нажимаем «Далее» - «Далее» - «Готово».
Самостоятельно создайте форму «Студенты группы 11» из аналогичного запроса.

Сделайте вывод по проделанной работе.
Задание на дом.
Конспект.
Интернет ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]




Приложение 1

Электронная таблица представляет собой:
+ совокупность нумерованных строк и поименованных с использованием букв латинского алфавита столбцов
- совокупность поименованных с использованием букв латинского алфавита строк и нумерованных столбцов
- совокупность пронумерованных строк и столбцов
- таблицу, набранную в текстовом редакторе.
2. В ячейке H5 электронной таблицы записана формула =$B$5*V5. Какая формула будет получена из нее при копировании в ячейку H7:
+ =$B$5*V7
- =$B$5*V5
- 2 =$B$7*V7
- =B$7*V7
- =$B$5*5
3. Диаграмма, отдельные значения которой представлены точками в декартовой системе координат, называется:
- линейчатой
- круговой
- объемной
+ точечной
Гистограмма это диаграмма:
+ в которой отдельные значения представлены вертикальными столбцами различной высоты
- в которой используется система координат с тремя координатными осями, что позволяетполучить эффект пространственного представления рядов данных
- в которой отдельные значения представлены полосами различной длины, расположенными горизонтально вдоль оси Х
- представленная в виде круга разбитого на секторы
5. Электронная таблица предназначена для:
- упорядоченного хранения и обработки значительных массивов данных
- редактирования графических представлений больших объемов информации
+ обработки преимущественно числовых данных, структурированных с помощью таблиц, осуществляемой в процессе экономических, бухгалтерских, инженерных расчетов;
- трансляции файлов по компьютерной сети
6. Данные при перемещении или копировании в электронной таблице:
+ не изменяются
- преобразуются в зависимости от нового положения формулы
- преобразуются в зависимости от длины формулы
- в одних случаях меняются, в других нет
7. В электронной таблице в ячейке A1 записано число 10, в B1 формула =А1/2, в C1 формула =СУММ(А1:В1)*2. Чему равно значение С1:
- 150
- 10
+ 30
- 75
8. Диаграмма, в которой отдельные значения представлены вертикальными столбцами различной высоты, называется:
+ гистограммой
- круговой диаграммой
- объемной диаграммой
- графиком
9. Электронная таблица это:
+ прикладная программа, предназначенная для обработки структурированных в виде таблицы данных
- устройство персонального компьютера, управляющее процессом обработки данных в табличной форме
- системная программа, управляющая ресурсами персонального компьютера при обработке таблиц
- экранная форма представления записи базы данных
10. Сколько ячеек электронной таблицы в диапазоне A2:B4:
- 2
- 8
- 4
+ 6
11. В электронной таблице в ячейке A1 записано число 5, в B1 формула =А1*2,
в C1 формула =А1+В1. Чему равно значение С1:
- 10
+ 15
- 20
- 25
12. Форма графического представления числовых значений, позволяющая облегчить восприятие и интерпретацию числовых данных, называется:
- чертежом
- блок-схемой
- картой
+ диаграммой
13. Вычислительные формулы в ячейках электронной таблицы записываются:
- в обычной математической записи
+ специальным образом с использованием встроенных функций и по правилам, принятым для записи выражений в языках программирования
- по правилам, принятым исключительно для баз данных
- произвольным образом
14. Выражение 3(А1+В1):5(2В1–3А2), записанное в соответствии с правилами, принятыми в математике, в электронной таблице имеет вид:
+ 3*(А1+В1)/5*(2*В1–3*А2)
- 3(А1+В1)/5(2В1–3А2)
- 3(А1+В1)/5(2В1–3А2)
- 3*(А1+В1)/(5*(2*В1–3*А2))
15. В ячейке H5 электронной таблицы записана формула =B5*V5. Какая формула будет получена из нее при копировании в ячейку H7:
+ =B7*V7
- =B5*V5
- =$B5*V5
- =B5*$V5
16. В ячейке H5 электронной таблицы записана формула =$B$5*5. Какая формула будет получена из нее при копировании в ячейку H7:
+ =$B$5*5
- =$B$5*7
- =$B$7*7
- =B$5*7
17. Принципиальное отличие электронной таблицы от обычной заключается в возможности:
+ автоматического пересчета величин, определяемых формулами, при изменении исходных данных
- наглядного представления связей между данными
- одновременной обработки данных различного типа
- копирования таблицы.
18. Клетка электронной таблицы идентифицируется:
- адресом машинного слова оперативной памяти, отведенного под ячейку
- специальным кодовым словом
+ путем последовательного указания имени столбца и номера строки, на пересечении которых располагается ячейка
- путем последовательного указания номера строки и имени столбца, на пересечении которых располагается ячейка
19. Среди приведенных формул отыщите формулу для электронной таблицы:
+ =A3*B8+12
- А1=A3*B8+12
- A3*B8+12
- A3B8+12
20. Круговая диаграмма это диаграмма:
- отдельные значения которой представлены вертикальными столбиками различной высоты;
- значения которой представлены точками в декартовой системе координат
- в которой отдельные ряды данных представлены в виде областей, закрашенных разнымицветами;
+ в виде круга разбитого на секторы





















Приложение 2

Теоретический дополнительный материал
Данные это информация, представленная в виде, позволяющем автоматизировать ее сбор, хранение и дальнейшую обработку человеком или информационным средствам
База данных - поименованная совокупность структуированных данных предметной области, т.е. набор записей, организованных специальным образом.
СУБД - это компьютерная программа, которая управляет базой данных.
Таблица - основной структурный компонент базы данных
Поле - простейший объект базы данных, предназначенный для хранения значений одного параметра реального объекта. (столбцы таблицы - поля)
Запись - конкретные значения параметров (строка таблицы, набор данных об одном объекте.)
Структурирование данных - процесс группировки данных по определенным параметрам.




Лист регистрации изменений
№ измене-ния
Номера листов (страниц)
Всего листов (страниц) в документе
Вход. № сопроводитель-ного документа и дата
Подпись
ответствен-ного за внесение
Дата


Изменен-ных
Новых
Аннулиро-ванных




























































































УЛЬЯНОВСКИЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ


Методическая разработка практического занятия


Предмет «Информатика и ИКТ»



Страница 13 PAGE \* MERGEFORMAT 14415



МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УЛЬЯНОВСКИЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ


ЦМК общеобразовательных дисциплин


Методическая разработка практического занятия




Должность
Фамилия/Подпись
Дата

Составил
Преподаватель
Сорокина С.В.


Согласовал
Председатель ЦМК
Зав. научно-методическим отделом
Сорокина С.В.
Маркевич М.П.


Версия: 1.0


Стр.1из 21










Root Entry