Формирование универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста


Муниципальное автономное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 92 города Тюмени
Формирование универсальных учебных действий
у детей младшего школьного возраста
Самарина Ольга Сергеевна
Учитель начальных классов
МАОУ СОШ № 92 города Тюмени
Тюмень, 2017
Формирование универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста.
Все дети могут успешно учиться,
Если школа умеет учить.
Д.Г.ЛевитасНа современном этапе происходящие изменения в обществе влияют на ситуацию в образовательной системе. Школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама ещё не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, сколько вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе. Именно данное положение фиксируется в федеральном государственном образовательном стандарте.
Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но прежде всего на формирование личности обучающихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий.
Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (психологическом) плане, данный термин определяется как единство способов действия обучающегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, подразумевая также организацию данного процесса.
Универсальных учебных действий выполняют ряд функций:
- обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;
-обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности обучающегося независимо от ее специально-предметного содержания.
В составе основных видов УУД выделяют четыре блока: личностный, познавательный, коммуникативный, регулятивный.
Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:
самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное);
смыслообразование (выявление обучающимися взаимосвязи между целью учебной деятельности и ее мотивом). Ученику необходимо задаться вопросом о том, «какой смысл есть у учения» и быть способным находить на него должный ответ;
нравственно-этическая ориентация (оценивание обучающимся усваиваемого содержания исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающая личностный моральный выбор
Регулятивные действия обеспечивают обучающимся организацию их учебной деятельности.
К ним относятся:
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще неизвестно;
планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от образца;
коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
оценка - выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.
Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации;
структурирование знаний;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Логические универсальные действия:
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
подведение под понятие, выведение следствий;
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений;
доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
формулирование проблемы;
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя.
К коммуникативным действиям относятся:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов – выявление проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
управление поведением партнёра - контроль, коррекция, оценка его действий;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Важнейшим инструментом формирования УУД являются современные образовательные технологии.
Технология многомерных дидактических инструментов.
Позволяет устанавливать логические связи между объектами (понятиями) определённой учебной темы, а также внутрипредметные связи, необходимые при изучении так называемых “сквозных” тем.
Дидактические многомерные инструменты – это универсальные логико-смысловые модели.
С их помощью ученики могут дать, например, полную характеристику любой части речи. Модель позволяет оценить работу обучающихся дифференцированно. Далее логико-смысловые модели используются как справочный материал при выполнении заданий, помогают закреплению и тренировке памяти.
Технология дидактических многомерных инструментов позволяет сформировать познавательные УУД:
получить целостное представление об изучаемом объекте;
осуществить связь между предшествующими и последующими темами курса;
делить общие понятия на частные, выясняя при этом связи между ними  и закономерности.
При использовании данных логико-смысловых моделей развиваются коммуникативные универсальные учебные действия:
усвоение основных понятий и терминов;
развитие умений и навыков анализа текста;
применение навыков речевого общения в различных ситуациях.
На уроках практикуют работу в малых группах, парах в качестве основы для формирования коммуникативных универсальных учебных действий и прежде всего - умения донести свою позицию до собеседников, понять другие позиции, договариваться с людьми и уважительно относиться к позиции другого.
Проблемно-диалогическая технология открытия новых знаний.
В ее основе лежит специально организованный учителем проблемный диалог, который является одним из основных методов на уроках, прежде всего, формирует регулятивные универсальные учебные действия, а именно ставить и решать проблемы.
Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – этап формулирования нового знания. Постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного на уроке диалога. Сначала создается проблемная ситуация, а затем произносятся специальные реплики для осознания противоречия и формулирования проблемы учениками.
Наряду с этим происходит формирование и других универсальных учебных действий: за счёт использования диалога – коммуникативных, необходимости извлекать информацию, делать логические выводы – познавательных.
Развитие организационных умений осуществляется через технологию учебного проекта.
Работа над проектами гармонично дополняет в образовательном процессе классно-урочную деятельность и позволяет формировать личностные качества и метапредметные умения у младших школьников.
Нацеленность проектов на оригинальный конечный результат создает предпосылки и условия для достижения результатов по формированию регулятивных способов действий.
Творческая деятельность обучающихся в группе при работе над проектом и последующая его презентация, способствуют формированию коммуникативных умений.
Личностные результаты при работе над проектами могут быть получены при выборе тематики проектов.
Участие в социально-значимых акциях и социальных проектах гармонично дополняет образовательный процесс и так же позволяет работать над формированием личностных качеств.
Стихийность развития универсальных учебных действий находит отражение в острых проблемах школьного обучения: в разбросе успеваемости, различии учебно-познавательных мотивов и низкой любознательности и инициативы значительной части обучающихся, трудностях произвольной регуляции учебной деятельности, низком уровне общепознавательных и логических действий, трудностях школьной адаптации, росте случаев девиантного поведения. Поэтому необходимо формировать универсальные учебные действия уже в начальной школе.
Формирование способности и готовности обучающихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса в начальной школе.