Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02. Психология для специальности Лечебное дело

Департамент здравоохранения Ивановской области
Областное государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Кинешемский медицинский колледж»













Рабочая программа
П. 00 Профессиональный цикл

ОП.00 ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина

ОП. 02 ПСИХОЛОГИЯ

Специальность 31.02.01 Лечебное дело

Квалификация «Фельдшер»










г. Кинешма



Рассмотрена
На заседании ЦМК
Протокол № ___________________
от “_______” _____________ 201 г.
Председатель ЦМК ___________


Утверждаю
Заместитель директора по
Учебной работе:
_________________С.А. Краснова «_____» _______________201 г.







Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта для специальности среднего профессионального образования по специальности 31.02.01. Лечебное дело



Организация-разработчик: ОГБ ПОУ «КМК»


Разработчик: Баринкова Татьяна Сергеевна, заведующая отделением «Лечебное дело», «Стоматология», преподаватель высшей квалификационной категории Областного государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Кинешемский медицинский колледж», преподаватель дисциплины «Психология».


СОДЕРЖАНИЕ

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


































паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02. «ПСИХОЛОГИЯ»
1.1. Область применения программы:
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 31.02.01. «Лечебное дело».

1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:
Дисциплина «Психология» входит в состав дисциплин профессионального цикла.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины: дисциплина входит в состав дисциплин профессионального цикла.
В результате освоения учебной дисциплины, обучающийся должен:
уметь:
У.1. использовать средства общения в психотерапевтических целях;
У.2. давать психологическую оценку личности;
У.3. применять приемы психологической саморегуляции.
знать:
З.1.основные задачи и методы психологии;
З.2. психические процессы и состояния;
З.3. структуру личности;
З.4. основы психосоматики (соматический больной, внутренняя картина болезни, пограничные расстройства);
З.5. психологию медицинского работника;
З.6. этапы профессиональной адаптации;
З.7. принципы профилактики эмоционального "выгорания"специалиста;
З.8. аспекты семейной психологии;
З.9. психологические основы ухода за умирающим;
З.10. основы психосоматики;
З.11. определение понятий "психогигиена", "психопрофилактика"и "психотерапия";
З.12. особенности психических процессов у здорового и больного человека;
З.13. функции и средства общения;
З.14. закономерности общения;
З.15. приемы психологической саморегуляции;
З.16. основы делового общения;
З.17. пути социальной адаптации и мотивации личности.

Освоение программы учебной дисциплины способствует формированию общих и профессиональных компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
ПК 2.6. Организовывать специализированный сестринский уход за пациентом.
ПК 2.7. Организовывать оказание психологической помощи пациенту и его окружению.
ПК 4.3. Проводить санитарно-гигиеническое просвещение населения.
ПК 5.2. Проводить психосоциальную реабилитацию.
ПК 5.3. Осуществлять паллиативную помощь.
ПК 6.1. Рационально организовывать деятельность персонала с соблюдением психологических и этических аспектов работы в команде.


1.4. Количество часов на освоение рабочей программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 186 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 124 часа;
практические занятия – 60 часа;
самостоятельной работы обучающегося 62 часа.



СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
186

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
124

в том числе:


практические занятия
60

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
62

в том числе:


1. Индивидуальная домашняя работа (самоанализ):
16

3. Отработка компетенций в ЛПУ
20

4. Работа в команде
14

5. Работа с литературой
12

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета




























Тематический план и содержание учебной дисциплины «Психология»

Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала
Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4

Раздел 1.
Общая психология

Теория 28ч+практика 24чт = 52
с/р=26
Итого:78ч




Тема 1.1.
Предмет психологии
Содержание учебного материала
2



1
Основные задачи и методы психологии;
Цель и задачи психологии как науки.

1


2
Отрасли психологии.




3
Методы психологии.




4
Понятие психика, принципы ее развития.




5
Структура психики




Самостоятельная работа обучающихся
1



Изучение литературы по теме «История психологии»



Тема 1.2.
Познавательные
процессы
Содержание учебного материала
6



1
Психические процессы и состояния
Функции познавательных процессов

3





2
Классификация познавательных процессов




3
Принципы развития познавательных процессов. Гигиена умственного труда.




4
Патология познавательных процессов: патогенез, основные методы коррекции,




5
Специфика общения с пациентами.




Практическое занятие




1. Диагностика состояния познавательных процессов.
2. Составление саморекомендаций по развитию познавательных процессов на основе данных диагностики.




3. Составление рекомендаций для родственников пациентов, имеющих определенную патологию познавательных процессов (по выбору обучающихся).




Самостоятельная работа обучающихся
6



Знакомство с методами работы с пациентами, имеющими патологию познавательных процессов (в организациях, осуществляющих медицинскую деятельность).



Тема 1.3.
Эмоционально-
волевая сфера
Содержание учебного материала
4



1
Приемы психологической саморегуляции
Давать психологическую оценку личности
Применять приемы психологической саморегуляции
Понятия «эмоции», «чувства», «настроение», «аффект».

3













2
Функции эмоций и чувств.




3
Понятия «стресс», «эустресс», «дисстресс». Профессиональное «выгорание». Постстрессовый синдром (ПТСР). Понятие психологической травмы. Горе, работа горя.




4
Фазы развития стресса.




5
Профилактика стресса.




6
Принципы работы с негативными эмоциями и чувствами.




7
Основные принципы реабилитации при ПТСР.




8
Понятия «воля», «волевое действие», «волевые качества».




9
Структура волевого действия.




10
Развитие воли.




11
Патология воли: особенности ухода и реабилитации




Практическое занятие
6



1. Отработка навыков нервно-мышечной релаксации, визуализации.
2. Решение ситуационных задач.
3. Отработка навыков оказания психологической помощи при стрессе (в парах).




4. Решение ситуационных задач (текст, видеоматериалы)




Самостоятельная работа обучающихся
5



1. Отработка навыков нервно-мышечной релаксации, визуализации.
2. Отработка навыков оказания психологической помощи при стрессе.



Тема 1.4.
Потребностно-
мотивационная сфера
Содержание учебного материала
4



1
Понятия «потребность», «мотив», «мотивация», «ценности», «личностный смысл».

3







2
Основные потребности личности (пирамида А.Маслоу).




3
Установки личности: понятие, формирование, основы работы с установками. Понятие «ложное убеждение».




4
Полимотивированность профессиональной деятельности медицинской работника.




5
Соотношение интересов, мотивов и потребностей.




6
Соотношение ценностей и личностного смысла в профессиональной деятельности.




Практическое занятие
2



1. Решение ситуационных задач.
2. Работа с «ложными убеждениями» (в парах).




3. Решение ситуационных задач (текст, видеоматериалы)




Самостоятельная работа обучающихся
3



Анализ собственных убеждений.



Тема 1.5.
Личность
Содержание учебного материала
6



1
Структура личности
Понятия «индивид», «личность», «индивидуальность», «темперамент», «характер».

2



2
Акцентуации характера.




3
Структура личности (по К.К. Платонову).




Практическое занятие
4



1. Определение темперамента (тест Г. Айзенка, А.Белова). Составление саморекомендаций на основании полученных данных по развитию собственной личности.




2. Решение ситуационных задач (текст, видеоматериалы)




Самостоятельная работа обучающихся
5



Анализ собственной личности, составление плана личностного роста



Тема 1.6.
Формирование
и развитие
личности
Содержание учебного материала
6




1
Понятия «развитие», «возраст» (психологический, биологический, социальный), «возрастные кризисы».

2





2
Принципы развития человека.




3
Этапы психического развития. Теория развития личности Э. Эриксона.




4
Особенности ухода за пациентами разного возраста.




Практическое занятие




1. Решение ситуационных задач (текст, видеоматериалы)
6



2. Составление рекомендаций для медицинских работников и/или родственников по уходу за пациентами разного возраста (возраст пациента по выбору обучающихся).




Самостоятельная работа обучающихся
6



Изучение литературы по вопросу работы с пациентами разного возраста.



Раздел 2.
Социальная
психология

Теория 18ч+практика 18чр=36
с/р=19
Итого:57ч


Тема 2.1.
Социальные
отношения
Содержание учебного материала
6



1
Функции и средства общения
Закономерности общения
Основы делового общения
Понятия «группа», «социум», «групповая динамика», «социальные роли».

2






2
Виды групп.




3
Фазы развития группы.




4
Классификация социальных ролей, причины их выбора.




5
Адаптация в группе.




Практическое занятие
4



1. Составление карты ролей обучающимися (класса, учебной группы, индивидуальной – по выбору).




2. Решение ситуационных задач (текст, видеоматериалы)




Самостоятельная работа обучающихся
6