Рабочая программа ПМ.07. Выполнение работ п профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными


Рабочая программа профессионального модуля «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 31.02.01. «Лечебное дело», квалификация фельдшер.
Организация-разработчик: краевое государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Минусинский медицинский техникум» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Разработчик: Медведева Галина Васильевна – преподаватель высшей квалификационной категории.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПМ 07 ………………………4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПМ 07 ………………………6
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРПММЫ ПМ 07 ……………….40
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПМ 07 ………46
1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ 07 «ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ПРОФЕССИИ МЛАДШАЯ МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА ПО УХОДУ ЗА БОЛЬНЫМИ»
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы, составленной в соответствии с требованиями ФГОС по специальности 31.02.01.Лечебное дело, квалификация – фельдшер.
Рабочая программа профессионального модуля «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными» может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области здравоохранения и образования при наличии среднего (полного) общего образования (опыт работы не требуется), а также на базе среднего специального образования по специальностям «Сестринское дело», «Лечебное дело».1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: ПМ 07 «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными» является частью цикла специальных дисциплин.
1.3. Цели и задачи учебного модуля – требование к результатам освоения учебного модуля
В результате освоения ПМ 07 студент должен:
уметь:
обеспечивать инфекционную безопасность, в том числе применять универсальные и стандартные меры предосторожности;
заполнять медицинскую документацию;
общаться с пациентами и коллегами в процессе профессиональной деятельности;
оказывать медицинские услуги (выполнять сестринские манипуляции);
участвовать в проведении сердечно-легочной реанимации;
обеспечивать безопасную среду для пациента и персонала в условиях учреждения здравоохранения.
знать:
повседневные жизненно важные потребности человека;
структуру учреждений здравоохранения;
показания, противопоказания, возможные осложнения и технику проведения сестринских манипуляций;
правила подготовки пациента к различным видам исследований;
методы сердечно-легочной реанимации;
основные виды нормативной документации, регламентирующие работу сестринского персонала.
иметь практический опыт:
работы с кровью и биологическими жидкостями;
обработки рук медперсонала;
профилактики парентеральных инфекций среди медперсонала;
использования в практической деятельности видов и методов дезинфекции;
подготовки и использования дезинфицирующих растворов;
правила обращения с медицинскими отходами;
перемещения пациента одним, двумя и более лицами в кровати, оказания помощи при ходьбе.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы ПМ 07
Максимальной учебной нагрузки студента - 432 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося –288 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 144 часа;
учебной практики – 72 часа;
производственной практики – 72 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 07 «ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ПРОФЕССИИ МЛАДШАЯ МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА ПО УХОДУ ЗА БОЛЬНЫМИ»
2.1. Объем учебного модуля и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 432
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе практические занятия 288 (216+72УП)
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
написание рефератов, докладов, мини-сочинений, алгоритмов в ходе работы с дополнительной литературой;
оформление мультимедийных презентаций;
решение тестовых заданий, ситуационных задач, кроссвордов.
144
Итоговая аттестация профессионального модуля - в форме комплексного квалификационного экзамена. 2.2. Тематический план профессионального модуля ПМ.07. Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными.
Коды
проф. компет. Наименование разделов и тем Всего
часов
(максим.учебная нагрузка и практика) Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса Практика
Обязательная аудиторная учебная нагрузка Самост. работа Учеб.
часов Производ.
часов
Всего
часов
Практ.
занятия
часов Теория
часов Всего
часов В том
числе курсовая работа
часов ПК 7.1, 7.2, 7.3, 7.4, 7.10, 7.12 Раздел 1. МДК.07.01. Теория и практика сестринского дела.
Общение с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности.
Соблюдение принципов профессиональной этики. Осуществление сестринского процесса. Консультирование пациента различных возрастных групп и его окружения по вопросам ухода и самоухода.
54 36 12 24 18 ПК 7.7, 7.8, 7.9, 7.11, Раздел 2. МДК.07.02. Безопасная среда для пациента и персонала.
Обеспечение инфекционной безопасности, безопасной среды для пациента и персонала.
Обеспечение производственной санитарии и личной гигиены на рабочем месте.
Участие в санитарно-просветительской работе.
117 78 60 18 39 36 ПК 7.5, 7.6 Раздел 3. МДК.07.03. Технология оказания медицинских услуг.
Оказание медицинских услуг в пределах своих полномочий.
Оформление документации.
261 174 144 30 87 36 Итого: максимальная
Производственная практика (по профилю специальности), часов (если предусмотрена итоговая концентрированная практика)
432
72 288 216 72 143 72 72
2.3. Содержание обучения по ПМ.07. Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными.
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающегося Объем
часов Уровень
усвоения Профессиональные и общие компетенции
Раздел 1. МДК.07.01. Теория и практика сестринского дела.
Общение с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности.
Соблюдение принципов профессиональной этики. Осуществление сестринского процесса. Консультирование пациента различных возрастных групп и его окружения по вопросам ухода и самоухода.
36 I Тема 1.1. История сестринского дела.
Философия сестринского дела. Содержание
Основные вехи истории сестринского дела.
Основоположники сестринского дела.
Участие А.Дюнана в создании Международной организации помощи жертвам войны. Российское общество Красного Креста.
Развитие сестринского дела в первые годы советской власти. Создание системы среднего специального медицинского образования.
Основные направления и события в процессе реформирования сестринского дела в РФ на современном этапе.
Принципы философии сестринского дела в РФ.
Фундаментальные понятия философии сестринского дела.
Этические компоненты как основы философии сестринского дела.
Сестра как независимый специалист в сфере здравоохранения.
Основные положения этического Кодекса Международного Совета медицинских сестер России.
2 1 ПК 7.2
ПК 7.9
ОК
ОК 4
ОК 5
ОК 7
Тема 1.2. Общение в сестринском деле.
Обучение в сестринском деле. Содержание
Определение понятий «биоэтика», «медицинская тайна».
Морально-этические нормы, правила и принципы профессионального сестринского поведения.
Общение как средство сестринской помощи и социальной поддержки. Функции общения.
Уровни общения: внутриличностные, межличностные, общественные.
Сферы обучения: познавательная, эмоциональная, психомоторная.
Способы обучения: индивидуальные, коллективные и т.д.
Цели обучения: промежуточные конечные. Реалистичность целей. Условия достижения целей.
Практические занятия
Типы и каналы общения, эффективность общения.
Организация и оценка обучения. 2
12 1
2 ПК 7.1
ПК 7.2
ПК 7.4
ПК 7.9
ОК 1
ОК 2
ОК 4
ОК 5
ОК 6
Тема 1.3. Иерархия потребностей человека по А.Маслоу.
Модели сестринского дела. Содержание
Основные концепции теории А.Маслоу.
Основные представления о моделях и системах ценностей сестринского дела.
Уровни основных человеческих потребностей по А.Маслоу и потребностей повседневной жизни по В.Хендерсон.
Основные положения модели сестринского ухода В.Хендерсон, основанной на фундаментальных потребностях повседневной жизни пациента.
Сравнительная характеристика основных положений моделей д,Орэм и В.Хендерсон. Принципы выбора модели сестринского ухода. 2 2 ПК 7.2
ОК 2
ОК 4
ОК 6
ПК 7.1
ПК 7.5
ПК 7.12
ОК 1
ОК 6
ОК 7
Тема 1.4. Сестринский процесс.
Документация к сестринскому процессу. Содержание
Сестринский процесс – метод организации оказания сестринской помощи.
Эффективность и качество сестринского ухода.
Особенности сестринского процесса в разных возрастных группах.
1 этап – оценка состояния пациента. Заполнение листа первичной оценки.
2 этап – выявление проблем пациента. Определение понятия «проблема». Виды проблем. Проблема, как реакция пациента на болезнь или своё состояние. Источники проблем.
3 этап – постановка целей сестринских вмешательств. Виды целей и ожидаемый результат. Требования к формулированию целей. Условия четкого выполнения вмешательств.
4 этап – объем вмешательств – тактика сестры, зависящая от состояния пациента и поставленных целей. Вовлечение пациента в процесс ухода. Протокол плана ухода.
5 этап – оценка результата. Текущая и итоговая оценка.
Документация к сестринскому процессу. 2 1 Тема 1.5. Потребность пациента в нормальном дыхании. Содержание
Первичная оценка потребности в нормальном дыхании.
Признаки нарушения функций нормального дыхания.
Особенности потребности в нормальном дыхании в разных возрастных группах.
Возможные проблемы пациента в связи с нарушением удовлетворения потребности в нормальном дыхании.
Определение целей сестринского ухода при нарушении удовлетворения потребности в нормальном дыхании.
Возможные сестринские вмешательства при нарушении удовлетворения потребности в нормальном дыхании.
Оценка сестринского ухода при нарушении удовлетворения потребности в нормальном дыхании.
Документирование всех этапов сестринского процесса. 2 1 ПК 7.1
ПК 7.2
ПК 7.3
ПК 7.5
ПК 7.7
ПК 7.12
ОК 1
ОК 2
ОК3
Тема 1.6. Потребность пациента в адекватном питании и питье. Содержание
Первичная оценка потребности в адекватном питании и питье.
Основы гигиенического питания.
Особенности потребности в адекватном питании и питье в разных возрастных группах.
Возможные проблемы пациента, связанные с неудовлетворением потребности в адекватном питании и питье.
Определение целей сестринского ухода при нарушении удовлетворения потребности в адекватном питании и питье.
Возможные сестринские вмешательства при нарушении потребности в адекватном питании и питье.
Оценка результатов сестринского ухода при нарушении потребности в адекватном питании и питье.
Документирование всех этапов сестринского процесса. 2 1 ПК 7.1
ПК 7.2
ПК 7.3
ПК 7.5
ПК 7.7
ПК 7.12
ОК 1
ОК 2ОК 3
Тема 1.7. Потребность пациента в физиологических отправлениях. Содержание
Первичная оценка потребности в физиологических отправлениях.
Особенности потребности в физиологических отправлениях в разных возрастных группах.
Возможные проблемы пациента, связанные с неудовлетворением потребности в физиологических отправлениях.
Определение целей сестринского ухода при нарушении удовлетворения потребности в физиологических отправлениях.
Возможные сестринские вмешательства при нарушении потребности в физиологических отправлениях.
Оценка результатов сестринского ухода при нарушении потребности в физиологических отправлениях.
Документирование всех этапов сестринского процесса.
2 1 ПК 7.1
ПК7.2
ПК 7.3
ПК 7.5
ПК 7.7
ПК 7.12
ОК 1
ОК 2
ОК 3
Тема 1.8. Потребность пациента в движении. Содержание
Первичная оценка потребности в движении.
Особенности потребности в движении в разных возрастных группах.
Возможные проблемы пациента, связанные с неудовлетворением потребности в движении.
Определение целей сестринского ухода при нарушении удовлетворения потребности в движении.
Возможные сестринские вмешательства при нарушении потребности в движении.
Оценка результатов сестринского ухода при нарушении потребности в движении.
Документирование всех этапов сестринского процесса.
2 1 ПК 7.1
ПК 7.2
ПК 7.3
ПК 7.5
ПК 7.7
ПК 7.12
ОК 1
ОК 2
ОК 3
ОК 8
Тема 1.9. Потребности пациента во сне, одежде (надевании, раздевании, выборе); осуществлении личной гигиены. Содержание
Первичная оценка потребностей во сне, одежде (надевании, раздевании, выборе); осуществлении личной гигиены.
Особенности потребностей во сне, одежде (надевании, раздевании, выборе); осуществлении личной гигиены в разных возрастных группах.
Возможные проблемы пациента, связанные с неудовлетворением потребностей во сне, одежде (надевании, раздевании, выборе); осуществлении личной гигиены.
Определение целей сестринского ухода при нарушении удовлетворения потребностей во сне, одежде (надевании, раздевании, выборе); осуществлении личной гигиены.
Возможные сестринские вмешательства при нарушении потребностей во сне, одежде (надевании, раздевании, выборе); осуществлении личной гигиены.
Оценка результатов сестринского ухода при нарушении потребностей во сне, одежде (надевании, раздевании, выборе); осуществлении личной гигиены.
Документирование всех этапов сестринского процесса.
2 1 ПК 7.2
ПК 7.3
ПК 7.5
ПК 7.7
ПК 7.12
ОК 1
ОК 2
ОК 3ОК 6
Тема 1.10. Потребности пациента в поддержании нормальной температуры тела, безопасной окружающей среды. Содержание
Первичная оценка потребностей в поддержании нормальной температуры тела, безопасной окружающей среды.
Особенности потребностей в поддержании нормальной температуры тела, безопасной окружающей среды в разных возрастных группах.
Возможные проблемы пациента, связанные с неудовлетворением потребностей в поддержании нормальной температуры тела, безопасной окружающей среды.
Определение целей сестринского ухода при нарушении удовлетворения потребностей в поддержании нормальной температуры тела, безопасной окружающей среды.
Возможные сестринские вмешательства при нарушении потребностей в поддержании нормальной температуры тела, безопасной окружающей среды.
Оценка результатов сестринского ухода при нарушении потребностей в поддержании нормальной температуры тела, безопасной окружающей среды.
Документирование всех этапов сестринского процесса.
2 1 ПК 7.1
ПК 7.2
ПК 7.3
ПК 7.5
ПК 7.7
ПК 7.12
ОК 1
ОК 2
ОК 3ОК 8
Тема 1.11.Потребности пациента в общении, труде и отдыхе. Содержание
Первичная оценка потребностей в общении, труде и отдыхе.
Особенности потребностей в общении, труде и отдыхе в разных возрастных группах.
Возможные проблемы пациента, связанные с неудовлетворением потребностей в общении, труде и отдыхе.
Определение целей сестринского ухода при нарушении удовлетворения потребностей в в общении, труде и отдыхе.
Возможные сестринские вмешательства при нарушении потребностей в общении, труде и отдыхе.
Оценка результатов сестринского ухода при нарушении потребностей в общении, труде и отдыхе.
Документирование всех этапов сестринского процесса.
2 1 ПК 7.1
ПК 7.2
ПК 7.3
ПК 7.5
ПК 7.7
ПК 7.12
ОК 1
ОК 2
ОК3
Тема 1.12. Сестринский процесс при боли. Содержание
Виды и характеристика боли. Эмоциональная и физическая сторона боли.
Первичная оценка боли.
Возможные проблемы пациента, связанные с болью.
Определение целей сестринского ухода при боли.
Возможные сестринские вмешательства при боли.
Оценка результатов сестринского ухода при боли.
Документирование всех этапов сестринского процесса.
2 1 ПК 7.1
ПК 7.2
ПК 7.3
ПК 7.4
ПК 7.12
ОК 1
ОК 4
ОК 5
Самостоятельная работа при изучении раздела №1
1. Составление хронологической таблицы основных событий истории сестринского дела.
2. Составление и решение проблемно-ситуационных задач на основе статей Этического кодекса.
3. Составление сводной таблицы на соотношение этических компонентов философии сестринского дела со статьями Этического кодекса сестер России.
4. Заполнение схем по темам «Уровни общения», «Элементы эффективного общения», «Каналы общения», «Как сделать вербальное общение эффективным», «Мимика человеческого лица», «Жесты человека и их значение», «Зоны комфорта».
5. Подготовка презентации «История сестринского дела».
6. Составление кроссвордов «Уровни общения», «Каналы общения».
7. Схемы по темам «Сферы обучения», «Факторы эффективности обучения».
8. Составление таблицы «Различия в общих положениях моделей сестринского дела у Д.Орэм и В. Хендерсон: пациент, источник проблем, направленность сестринских вмешательств, цель ухода, сестринское вмешательство, оценка качества и результатов ухода, роль сестры».
9. Разбор этапов сестринской деятельности на примере ситуационной задачи.
10. Схемы по темам (алгоритм действия): «Сестринский уход для профилактики возникновения пролежней», «Сестринский уход за пролежнями различной степени тяжести».
Вариативная тематика внеаудиторной самостоятельной работы студентов
1. Составление тематических кроссвордов.
2. Подготовка докладов, реферативных сообщений по темам: «История сестринского дела, как часть истории человечества», «История становления национальных обществ и международных организаций Красного Креста и Красного Полумесяца», «История создания ВОЗ», «Общины сестер милосердия», «Русские женщины. От сестры милосердия до медицинской сестры», «Наследие Ф.Найтингейл».
3. Написание мини-сочинений на тему «Благо больного – высший закон».
4. Подготовка докладов, реферативных сообщений по темам: «Как сделать общение эффективным», «Язык телодвижений», «Проблемы пациентов и родственников при уходе за тяжелобольным пациентом», «Сестринский уход для профилактики возникновения пролежней», «Сестринский уход за пролежнями различной степени тяжести», «Педикулез», «Проблемы пациента и родственников в первые часы пребывания в стационаре»,
5. Подготовка докладов, реферативных сообщений по темам: «Как сделать обучение эффективным», «Что такое эффективное обучение».
6. Составление схемы «Уровни потребностей человека по А. Маслоу».
7. Составление сводной таблицы на соотношение уровней основных потребностей человека по А.Маслоу с потребностями повседневной жизни по В.Хендерсон.
8. Составление обзорной таблицы «Этапы сестринского процесса».
18
Раздел 2. МДК.07.02. Безопасная среда для пациента и персонала.
Обеспечение инфекционной безопасности, безопасной среды для пациента и персонала.
Обеспечение производственной санитарии и личной гигиены на рабочем месте.
Участие в санитарно-просветительской работе. 78 Тема 2.1. Внутрибольничная инфекция. Содержание
Масштаб проблемы ВБИ, структура ВБИ.
Способы передачи инфекции в медицинском учреждении.
Факторы, влияющие на восприимчивость хозяина к инфекции.
Группы риска ВБИ: пациенты хирургических, урологических , реанимационных отделений т.д.
Резервуары возбудителей ВБИ: руки персонала, инструментарий, оборудование, лекарственные средства и т.д.
Санитарно-противоэпидемический режим различных помещений медицинского учреждения.
Практические занятия
Работа с кровью и биологическими жидкостями.
Обработка рук персонала.
Профилактика парентеральных инфекций среди медперсонала. 4
18 2
3 ПК 7.2
ПК 7.5
ПК 7.6
ПК 7.7
ПК 7.11
ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 5
ОК 8
Тема 2.2. Дезинфекция. Содержание
Понятие «дезинфекция». Виды и методы дезинфекции.
Общие требования к дезинфекционному режиму в ЛПУ.
Приказы, регламентирующие способы, режимы и средства для дезинфекции, предстерилизационной очистке и стерилизации.
Характеристика современных средств дезинфекции.
Точность дезинфицирующих препаратов. Меры предосторожности.
Структура и классификация медицинских отходов.
Организация системы сбора и удаления отходов в ЛПУ.
Функциональные обязанности должностных лиц ЛПУ по сбору, хранению и удалению отходов.
Практические занятия
Подготовка и использование дезинфицирующих растворов.
Дезинфекция. Правила обращения с медицинскими отходами. 4
18 3
2
1
2
2
1
1
3 ПК 7.2
ПК 7.5
ПК 7.6
ПК 7.7
ПК 7.11
ОК 1
ОК 2
ОК 3
ОК 6
ОК 8
Тема2.3. Предстерилизационная очистка инструментов.
Стерилизация. Принципы работы централизованного стерилизационного отделения. Содержание
Значимость предстерилизационной очистки инструментария многоразового использования, аппаратуры.
Стерилизация: понятие, методы и режимы. Документы, регламентирующие способы стерилизации. Стерилизаторы: паровой, воздушный, газовый.
Устройство и функции ЦСО. Преимущества стерилизации в ЦСО: постоянный контроль качества стерилизации, современная аппаратура, механизация предстерилизационной очистки.
Недостатки при стерилизации вне ЦСО: отсутствие постоянного бактериологического контроля, ручная предстерилизационная очистка. Неполный цикл контроля качества предстерилизационной очистки.
Практические занятия
Стерилизация.
Устройство и функции ЦСО.
4
12 2 ПК 7.5
ПК 7.7
ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 5
ОК 6
Тема 2.4. Организация безопасной среды для пациента и персонала. Содержание
Факторы риска для пациентов в ЛПУ. Выявление пациентов с высоким риском несчастных случаев. Помощь сестринского персонала, направленная на снижение риска падений, травм, ожогов, отравлений и поражений электрическим током.
Вредное воздействие на организм хлор- и фенолсодержащих дезинфектантов, сенсибилизаторов (лекарственных средств), фотосенсибилизаторов.
Симптомы, связанные с чрезмерным воздействием некоторых токсичных химических препаратов. Способы защиты от воздействия токсичных веществ: использование защитной одежды, вентиляции, обучение персонала, уход за кожей.
Правила техники безопасности при работе с ртутьсодержащим оборудованием.
Неблагоприятное воздействие на организм сестры фармацевтических препаратов.
Неблагоприятное воздействие на организм сестры отходов анестезирующих газов.
Неблагоприятное воздействие на сестру вредных микробиологических факторов: виды возбудителей, беременность и опасность воздействия микробиологических факторов на плод.
Неблагоприятное воздействие облучения. Меры, направленные на предупреждение облучения сестринского персонала. 4 2 ПК 7.3
ПК 7.8
ОК 4
ОК 5
ОК 6ОК 8
Тема 2.5. Воздействие на организм сестры физической нагрузки. Профилактика заболеваний, связанных с физической нагрузкой. Практические занятия
Биомеханика тела, эргономика.
Перемещение пациента одним, двумя и более лицами в кровати.
Перемещение пациента одним, двумя и более лицами вне кровати. Помощь пациенту при ходьбе. 12 3 ПК 7.1
ПК 7.2
ПК 7.4
ПК 7.9
ОК 1
ОК 2
ОК 8
Тема 2.6. участие в санитарно-просветительской работе среди населения. Содержание
Роль среднего медицинского персонала в сохранении здоровья человека.
Консультирование по вопросам сохранения и укрепления здоровья – одна из новых обязанностей среднего медперсонала.
Цели и принципы консультирования по вопросам сохранения и укрепления здоровья населения в разные возрастные периоды. 2 2 ПК 7.1
ПК 7.2
ПК 7.4
ПК 7.9
ОК 1
ОК 2
ОК 8
Самостоятельная работа при изучении раздела №2
1. Составление схемы по темам «Цепочка инфекционного процесса», «Способы передачи инфекции», «Факторы, влияющие на восприимчивость хозяина к инфекции», «Гигиенический способ мытья рук», «Одевание «стерильных» перчаток», «Различные виды уборок как методы дезинфекции», «Предстерилизационная очистка инструментария», «Проведение различных проб для контроля качества предстерилизационной очистки», «Схема устройства ЦСО», «Различные положения пациента в постели», «Различные перемещения пациента», «Беременная медсестра: вредные влияния».2. Работа с нормативно-правовой документацией.
3. Составление презентаций студентами «Современные дезинфектанты».
Вариативная тематика внеаудиторной самостоятельной работы студентов
1. Составление памятки для пациента и его родственников по профилактике внутрибольничной инфекции и по соблюдению режима дня.
2. Реферативные сообщения по темам: «Дезинфекция: зачем она нужна?», «Виды дезинфекции», «Методы дезинфекции», «Химическая дезинфекция», «Стерилизация: зачем она нужна?», «Почему ЦСО лучше», «Профессиональные заболевания медицинских сестер», «Факторы риска в работе медсестры», «Стресс в работе медсестры», «Профилактика ВИЧ инфекции у медработников», «Профилактика гепатита В у медработников», «Приспособления, позволяющие облегчить перемещение пациента», «Вредные влияния на плод».
3. Изучение приказов по ВБИ.
4. Составление плана ухода для обреченного пациента и при сильной боли.
5. Составление санпросвет бюллетеня.
Учебная практика
1. Соблюдение санитарно-эпидемиологического режима различных помещений ЛПУ.
2. Осуществление гигиенической уборки различных помещений ЛПУ.
3. Проведение дезинфекции уборочного инвентаря, предметов ухода.
4. Проведение текущей и заключительной уборки процедурного кабинета.
5. Мытье рук.
6. Рациональное использование перчаток.
7. Транспортировка пациента.
8. перемещение и размещение пациента в постели.
9. Консультирование пациентов и их родственников по вопросам здорового образа жизни. 39
36
Раздел 3. МДК.07.03. Технология оказания медицинских услуг.
Оказание медицинских услуг в пределах своих полномочий.
Оформление документации. 174 Тема 3.1. Прием пациента в стационар. Ведение документации. Содержание
Устройство и функции приемного отделения стационара. Пути госпитализации пациентов в стационар.
Практические занятия
Документация приемного отделения.
Определение массы тела и роста пациента. Осмотр на педикулез.
Санитарная обработка пациента.
Транспортировка пациента. 2
6 1
2 ПК 7.1
ПК 7.2
ПК 7.3
ПК 7.5
ПК 7.6
ПК 7.7
ПК 7.8
ПК 7.11
ОК 1
ОК 2
ОК 3
ОК 6
ОК 8
Тема 3.2. Оценка функционального состояния пациента. Содержание
Механизмы теплообразования и пути теплоотдачи. Понятие о лихорадке. Виды, периоды лихорадки.
Нормальные показатели АД, ЧДД, пульса.
Практические занятия
Сестринская помощь пациенту в каждом периоде лихорадки.
Измерение АД.
Определение ЧДД, регистрация.
Определение пульса. 2
12 2
ПК 7.1
ПК 7.2
ПК 7.5
ПК 7.6
ПК 7.7 ПК 7.8
ОК 1
ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 6
ОК8
Тема 3.3. Организация питания в стационаре. Кормление тяжелобольных пациентов. Ведение документации. Содержание
Организация питания в стационаре.
Понятие и основные принципы лечебного питания.
Контроль санитарного состояния тумбочек и холодильников.
Практические занятия
Составление порционного требования. (Приказ Минздрава СССР от 23.04.85 №540 «Об улучшении организации лечебного питания в ЛПУ», Приказ Минздрава СССР от 14.06.89 №369 «Об изменениях и дополнении приказа Минздрава СССР от 23.04.85 №540»)
Раздача пищи.
Кормление тяжелобольного пациента в постели: сервировка стола, кормление из ложки и поильника.
Техника введения назогастрального зонда. Кормление пациента через назогастральный зонд с помощью воронки, капельно, с помощью шприца Жанэ.
Питьевой режим. Помощь пациенту в получении достаточного количества жидкости. Определение водного баланса.
Дезинфекция использованного оборудования. 2
12 2 ПК 7.1
ПК 7.6
ПК7.8
ПК 7.10
ОК 1
ОК 2
ОК 3
ОК 8
Тема 3.4. Личная гигиена тяжелобольного пациента. Профилактика пролежней. Содержание
Значение личной гигиены пациента. Задачи сестринской помощи в зависимости от состояния пациента.
Бельевой режим стационара.
Пролежни, места образования, стадии развития. Факторы, способствующие развитию пролежней. Шкалы оценки риска развития пролежней (Ватерлоу). Профилактика пролежней. (Приказ Минздрава РФ от 17.04.2002 №123 «Об утверждении отраслевого стандарта «Протокол ведения больных. Пролежни»).Особенности личной гигиены в различные возрастные периоды.
Практические занятия
Требования к постельному белью. Приготовление постели. Смена нательного и постельного белья.
Размещение пациента в постели в положениях Фаулера, Симса, на спине, на боку, на животе.
Проведение туалета тяжелобольного пациента: уход за слизистыми полости рта, чистка зубов, уход за зубными протезами, удаление корочек из носовой полости, удаление выделений из ушей, уход за глазами (промывание глаз), умывание, уход за кожей и естественными складками, опрелости (причины, места образования, меры профилактики), смена подгузника, уход за наружными половыми органами, уход за волосами (мытье головы, расчесывание).Подача судна и мочеприемника (мужчине и женщине).
Техника мытья рук, ног, стрижка ногтей на руках и ногах пациента. Бритье пациента. Универсальные меры предосторожности при стрижке ногтей, бритье.
Дезинфекция использованного оборудования.
Консультирование пациента и его семьи по вопросам личной гигиены тяжелобольного пациента. 4
12 2 ПК 7.1
ПК 7.2
ПК 7.5
ПК 7.6
ПК 7.7
ПК 7.8
ПК 7.11
ОК 1
ОК 3
ОК 4
ОК 6
ОК 8
Тема 3.5. Методы простейшей физиотерапии. Оксигенотерапия. Содержание
Понятие «простейшая физиотерапия».
Виды и цели простейших физиотерапевтических процедур.
Противопоказания для тепловых физиотерапевтических процедур, применение холода.
Возможные осложнения физиотерапевтических процедур и их профилактика.
Оксигенотерапия. Цели и методы оксигенотерапии. Техника безопасности при работе с кислородом.
Практические занятия
Постановка горчичников.
Приготовление и применение грелки и пузыря со льдом.
Приготовление и применение холодного, горячего, согревающего, лекарственного компрессов.
Осуществление оксигенотерапии с помощью носовой кислородной канюли, лицевой маски, носового катетера.
Дезинфекция использованного оборудования. 2
6 2
ПК 7.1
ПК 7.2
ПК 7.3
ПК 7.6
ПК 7.7
ПК 7.8
ПК 7.11
ОК 1
ОК 2
ОК 3
ОК 5
ОК 8
Тема 3.6. Клизмы. Газоотводная трубка. Содержание
Газоотводная трубка. Цели её применения, противопоказания и возможные осложнения.
Клизмы. Виды клизм: очистительная, послабляющая (масляная и гипертоническая), сифонная, лекарственная.
Механизм действия различных видов клизм, показания, противопоказания и возможные осложнения.
Практические занятия
Постановка газоотводной трубки (на фантоме).
Подготовка пациента и постановка различных видов клизм (на фантоме).
Наблюдение и уход за пациентом после окончания процедуры.
Дезинфекция использованного оборудования. 2
6 2 ПК 7.1
ПК 7.2
ПК 7.6
ПК 7.7 ПК 7.8
ПК 7.11
ОК 1
ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 5
ОК8
Тема 3.7. Катетеризация мочевого пузыря мягким катетером. Введение постоянного мочевого катетера и уход за ним. Содержание
Цели катетеризации, противопоказания и возможные осложнения.
Практические занятия
Виды катетеров, размеры.
Катетеризация мочевого пузыря мягким катетером у женщин и мужчин (на фантоме).
Введение постоянного катетера Фолея у мужчин и женщин (на фантоме).
Уход за промежностью пациента с постоянным мочевым катетером.
Уход за постоянным мочевым катетером. Применение различных мочеприемников.
Обучение пациента и его родственников уходу за постоянным катетером и мочеприемником.
Дезинфекция использованного оборудования. 2
6 2 ПК 7.1
ПК 7.2
ПК 7.3
ПК 7.6
ПК 7.7
ПК 7.8
ОК 1
ОК 2
ОК 3
Тема 3.8. Промывание желудка. Содержание
Цели промывания желудка.
Противопоказания и возможные осложнения.
Практические занятия
Виды желудочных зондов.
Промывание желудка.
Особенности проведения манипуляции пациенту, находящемуся в бессознательном состоянии.
Взятие промывных вод для исследования.
Дезинфекция использованного оборудования.
Уход при рвоте.
2
6
2 ПК 7.1
ПК 7.2
ПК 7.3
ПК 7.6
ПК 7.7
ПК 7.8
ОК 1
ОК 2
ОК 3
Тема 3.9. Медикаментозное лечение в сестринской практике. Содержание
Правила хранения и распределения лекарственных средств в отделении: на сестринском посту, в процедурном кабинете.
Выписка, учет и хранение наркотических, сильнодействующих, остродефицитных и дорогостоящих средств.
Хранение препаратов списка «А» и «Б».
Правила раздачи лекарственных средств. Понятие «до еды», «во время еды», «после еды».
Пути введения лекарственных средств. Способы наружного применения лекарственных средств. Информация, необходимая пациенту для осознанного участия в лекарственной терапии.
Осложнения инъекций и взятия венозной крови и меры, направленные на предупреждение осложнений.
Практические занятия
Выборка назначений из медицинской карты стационарного больного.
Выписывание требований на лекарственные средства и порядок получения их из аптеки.
Оформление журнала учета лекарственных средств.
Введение лекарственных средств per os, сублингвально.
Взаимодействие лекарственных препаратов с пищей. Обучение пациента приему различных форм лекарственных средств энтерально, сублингвально.
Закапывание капель в глаза, нос, уши.
Наружное применение лекарственных средств: на кожу, на слизистые.
Применение на кожу мазей различными способами, присыпок, пластырей, растворов, настоек. Техника безопасности при применении мазей.
Ингаляционный способ введения лекарственных средств через рот и нос. Обучение пациента технике применения дозированного и не дозированного аэрозоля в ингаляторе.
Техника безопасности при применении ингалятора.
Введение лекарственных средств в прямую кишку: свечи.
Виды шприцев и игл, емкости шприцев и размеры игл. «Цена» деления шприца. Выбор объема шприца и размера иглы для различных видов инъекций.
Сборка шприца однократного применения.
Набор лекарственных средств из ампулы. Техника безопасности при работе с ампулой.
Разведение порошка во флаконе. Лекарственные средства, используемые в качестве растворителя. Сенсибилизирующее действие антибиотиков на сестринский персонал.
Заполнение системы для в/в капельного введения жидкости: техника, возможные осложнения.Транспортировка шприца (системы для в/в капельного вливания) к пациенту.Соблюдение универсальных мер предосторожности при работе со шприцом.
Информирование пациента о предстоящей инъекции.
Анатомические области для внутрикожной, подкожной, внутримышечной, внутривенной инъекции и техника инъекции.
Взятие крови на биохимическое исследование, на RW и ВИЧ: техника, возможные осложнения; меры, направленные на предупреждение осложнений.
Инфекционная безопасность при выполнении инъекций и обработке использованного инструментария и материалов. 4
42 2 ПК 7.1
ПК 7.2
ПК 7.5
ПК 7.6
ПК 7.7
ПК 7.8
ПК 7.11
ОК 1
ОК 2
ОК4ОК5
ОК 6
ОК 8
Тема 3.10. участие сестры в лабораторных методах исследования. Содержание
Цели различных исследований и правила подготовки к ним.
Ошибки, приводящие к недостоверности результата исследования.
Практические занятия
Беседа с пациентом о цели предстоящего исследования и правила подготовки к нему.
Обучение и подготовка пациента для получения достоверного результата.
Универсальные меры предосторожности при взятии и транспортировке биологического материала в лабораторию.
Правила хранения различных видов проб.
Взятие мокроты на общий анализ, для бактериологического исследования, на туберкулез, хранение и доставка.
Взятие мочи для клинического анализа, по Нечипоренко, по Зимницкому, на сахар, ацетон, диастазу. 17 КС (17 ОКС, 11 ОКС. Кортизол), для бактериологического исследования.Определение водного баланса.
Взятие кала для копрологического исследования, на скрытую кровь, на наличие гельминтов, простейших, для исследования на энтеробиоз.
Техника взятия содержимого зева, носа и носоглотки для бактериологического исследования. 2
12 2 ПК 7.5
ПК 7.6
ПК 7.7
ПК 7.8
ПК 7.11
ОК 1
ОК 2
ОК 4
ОК 6
Тема 3.11. участие сестры в инструментальных методах исследования. Содержание
Цели инструментальных методов исследования и правила подготовки к ним.
Практические занятия
Подготовка пациента к рентгенологическим и эндоскопическим методам исследования пищеварительного тракта и мочевыделительной системы. 2
12 2 ПК 7.5
ПК 7.6
ПК 7.7
ПК 7.8
ПК 7.11
ОК 1
ОК 2
ОК 4
ОК 6
Тема 3.12. Сердечно-легочная реанимация. Содержание
Причины, приводящие к внезапной остановке сердца.
Признаки клинической и биологической смерти, смерти мозга.
Причины обструкции дыхательных путей. Частичная и полная обструкция дыхательных путей. Признаки обструкции.
Практические занятия
Последовательность действий при обнаружении пострадавшего без признаков жизни: осмотр места происшествия, определение наличия признаков жизни и т.д.
Оказание помощи при обструкции дыхательных путей. Инородным телом у пострадавшего в сознании и без сознания, с избыточной массой тела, беременным. Самопомощь при обструкции дыхательных путей.
Освобождение дыхательных путей у ребенка и младенца при обструкции дыхательных путей инородным телом в сознании и без сознания.
Сердечно-легочная реанимация взрослого, ребенка, младенца одним или двумя спасателями.
Особенности проведения ИВЛ у пациента с зубными протезами, повреждением головы, шеи и позвоночника.
Универсальные меры предосторожности при проведении ИВЛ.
Возможные осложнения при проведении сердечно-легочной реанимации, их профилактика.
Критерии эффективности проводимых реанимационных мероприятий.
Критерии прекращения сердечно-легочной реанимации. 2
6 2 ПК 7.2
ПК 7.6
ПК 7.7
ПК 7.8
ОК 1
ОК3
Тема 3.13. Потери, смерть, горе. Содержание
Потери, смерть, горе. Понятие и принципы паллиативной помощи. Хосписное движение.
Стадии горевания. Оценка реакции пациента на потери и его способности адаптироваться к ним. Сестринская помощь. Этико-деонтологические особенности общения с обреченным человеком, его родными и близкими.
Роль медицинской сестры в удовлетворении потребностей обреченного человека. Уход за обреченным человеком в стационаре и на дому. Принципы обслуживания пациентов в условиях хосписа. Психологическая помощь семье и близким обреченного. Обучение их элементам ухода и психологической помощи.
Стадии терминального состояния, их основные клинические проявления.
Практические занятия
Посмертный уход в условиях ЛПУ и на дому. 2
6 2 ПК 7.1
ПК 7.2
ПК 7.3
ПК 7.4
ПК 7.5
ПК 7.6
ПК 7.7
ПК 7.8
ПК 7.12
ОК 1
ОК 3
ОК 6
Самостоятельная работа при изучении раздела №3
1. Составление схемы по теме: «Организация питания в стационаре», «Пирамида рационального питания».
2. Отработка манипуляций по алгоритму действий.
3. Схема по теме (алгоритм действия): «Обработка пациента с педикулезом», «Сестринский уход для профилактики возникновения пролежней», «Сестринский уход за пролежнями различной степени тяжести», «Измерение АД», «Исследование пульса», «Исследование дыхания», «Измерение температуры тела», «Места постановки банок», «Места постановки горчичников», «Схема постановки согревающего компресса», «Постановка клизм», «Виды клизм», «Подготовка пациента к проведению катетеризации мягким мочевым катетером», «Промывание желудка», «Подготовка и выполнение внутримышечной (подкожной, внутрикожной, внутривенной) инъекции», «Подготовка и взятие анализа мочи (клинического, по Нечипоренко, по Зимницкому)», «Подготовка и взятие анализа кала (копрология, на скрытую кровь и т.д.)», «Подготовка пациента к ЭГДС (колоноскопия, рентгенологическое исследование желудка и т.д.)», «Сердечно-легочная реанимация новорожденного».
4. Схемы по темам: «Организация питания в стационаре», «Диета при заболеваниях желудка и кишечника», «Диета при заболеваниях печени», «Диета при заболеваниях почек», «Диета при сахарном диабете», «Диета при сердечно-сосудистых заболеваниях».
Вариативная тематика внеаудиторной самостоятельной работы студентов
1. Работа над реферативными сообщениями по темам: «Мы живем не для того, чтобы есть, но едим для того, чтобы жить», «Лечебное питание: основные принципы».
2. Теоретическое обоснование каждого этапа алгоритма манипуляций.
3. Приготовление одного блюда из любой диеты с дегустацией.
4. Реферативные сообщения по темам: «Проблемы пациентов и родственников при уходе за тяжелобольным пациентом», «Сестринский уход для профилактики возникновения пролежней», «Сестринский уход за пролежнями различной степени тяжести», «Педикулез», «Виды лечебно-профилактических учреждений», «Проблемы пациента и родственников в первые часы пребывания в стационаре», «Физиологические основы термометрии», «Механизм терморегуляции», «Наблюдение за дыханием», «Исследование пульса», «Исследование артериального давления», «Целебное действие горчичников», «Как действуют простейшие физиотерапевтические процедуры?», «Нужны ли простейшие физиотерапевтические процедуры?», «Вакуум терапия. Что это такое?», «Механизм действия различных клизм», «Показания и противопоказания к применению различных видов клизм», «Основные показания к промыванию желудка», «Взаимодействие способов введения различных лекарственных средств с пищей», «Общие принципы взятия бактериологических анализов», «Что такое ЭГДС?», «История и современность сердечно-легочной реанимации».
5. Сравнительная таблица методов простейших физиопроцедур.
6. Сравнительная таблица различных видов клизм.
7. Сравнительная таблица преимуществ и недостатков различных лекарственных средств.
Учебная практика
Виды работ
1. Прием пациента в стационар.
2. Раздача пищи пациентам.
3. Кормление тяжелобольного пациента с ложки, из поильника, через назогастральный зонд.
4. Осуществление (помощь в осуществлении) личной гигиены тяжелобольного пациента.
5. Оценка функционального состояния пациента.
6. Постановка банок, горчичников, различных видов компрессов.
7. Проведение оксигенотерапии.
8. Ассистирование при катетеризации мочевого пузыря.
9. Уход за промежностью пациента с постоянным мочевым катетером.
10. Уход за постоянным мочевым катетером.
11. Проведение медикаментозного лечения по назначению врача.
12. Подготовка пациента к лабораторным методам исследования.
13. Подготовка пациента к инструментальным методам исследования.
Производственная практика итоговая по модулю
Виды работ
1. Общение с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности.
2. Курация пациента и ведение документации к сестринскому процессу.
3. Соблюдение санитарно-эпидемиологического режима различных помещений ЛПУ.
4. Осуществление гигиенической уборки различных помещений ЛПУ.
5. Проведение дезинфекции уборочного инвентаря, предметов ухода.
6. Проведение текущей и заключительной уборки процедурного кабинета.
7. Мытье рук.
8. Рациональное использование перчаток.
9. Прием пациента в стационар.
10. Транспортировка пациента.
11. перемещение и размещение пациента в постели.
12. Раздача пищи пациентам.
13. Кормление тяжелобольного пациента.
14. осуществление (помощь в осуществлении) личной гигиены тяжелобольного пациента.
15. Обучение пациентов.
16. Оценка функционального состояния пациента.
17. Постановка банок, горчичников, различных видов компрессов.
18. Проведение оксигенотерапии.
19. Постановка клизмы, газоотводной трубки.
20. Ассистирование при катетеризации мочевого пузыря.
21. Уход за промежностью пациента с постоянным мочевым катетером.
22. Уход за постоянным мочевым катетером.
23. Проведение медикаментозного лечения по назначению врача.
24.Ассистирование при промывании желудка.
25. Подготовка пациента к лабораторным методам исследования.
26. Подготовка пациента к инструментальным методам исследования.
27. Проведение сердечно-легочной реанимации.
28. Оказание помощи при потери, смерти, горе.
87
36
72 Всего: 288 Тематический план
ПМ 07. ««ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ПРОФЕССИИ МЛАДШАЯ МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА ПО УХОДУ ЗА БОЛЬНЫМИ»
на 2016 – 2017 уч. г. 1 семестр « Лечебное дело»

п/п Наименование разделов и тем Всего
Ч Теория
Ч Практика
Ч Сам.
раб.
I Раздел ПМ 07. МДК 07.01
«Теория и практика сестринского дела» 36 24 12 18
1.1 История сестринского дела. Философия сестринского дела 2 2 1.2 Общение в сестринском деле.
Обучение в сестринском деле. 14 2 12 1.3 Иерархия потребностей человека по А. Маслоу.
Модели с/дела. 2 2 1.4 Сестринский процесс. Документация к сестринскому процессу. 2 2 1.5 Потребность пациента в нормальном дыхании 2 2 1.6 Потребность пациента в адекватном питании и питье 2 2 1.7 Потребность пациента в физиологических отправлениях. 2 2 1.8 Потребность пациента в движении. 2 2 1.9 Потребности пациента во сне, одежде, раздевании, осуществлении личной гигиены 2 2 1.10 Потребности пациента в поддержании температуры тела, безопасной окружающей среды. 2 2 1.11 Потребности пациента в общении, труде, отдыхе. 2 2 1.12 Сестринский процесс при боли. 2 2 МДК 07.01. Итого:
Теория:
Практика:
Самостоятельная работа: 36
24
12
18 II Раздел ПМ 07. МДК 07.02
«Безопасная среда для пациента и персонала» 114 18 60/36 39
2.1 Внутрибольничная инфекция 22 4 18 2.2 Дезинфекция 22 4 18 2.3 Предстерилизационная очистка инструментария. Стерилизация. Принципы работы ЦСО 16 4 12 2.4 Организация безопасной среды для пациента и персонала 4 4 2.5 Воздействие на организм сестры физической нагрузки. Профилактика заболеваний связанных с физической нагрузкой. 12 2.6 Участие в сан-просветительской работе среди населения. 2 2 МДК 07.02. Итого:
Теория:
Практика:
Учебная практика:
Самостоятельная работа: 114
18
60
36
39 Тематический план
ПМ 07««ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ПРОФЕССИИ МЛАДШАЯ МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА ПО УХОДУ ЗА БОЛЬНЫМИ»
на 2016 – 2017 уч. г. II семестр « Лечебное дело»

п/п Наименование разделов и тем Всего
Ч Теория
Ч Практика
Ч Сам.
раб. Ч.
III Раздел ПМ 07. МДК 07.03
«Оказание медицинских услуг в пределах своих полномочий. Оформление документации. Технология оказания медицинских услуг». 214 30 144/36 87
3.1 Прием пациента в стационар. Ведение документации. 8 2 6 3.2 Оценка функционального состояния пациента. 14 2 12 3.3 Организация питания в стационаре. Кормление тяжелобольных пациентов. Ведение документации. 14 2 12 3.4 Личная гигиена тяжелобольного пациента. Профилактика пролежней. 16 4 12 3.5 Методы простейшей физиотерапии. Оксигенотерапия. 8 2 6 3.6 Клизмы. Газоотводная трубка. 8 2 6 3.7 Катетеризация мочевого пузыря мягким катетером. Введение постоянного мочевого катетера и уход за ним. 8 2 6 3.8 Промывание желудка 8 2 6 3.9 Медикаментозное лечение в сестринской практике. 46 4 42 3.10 Участие медицинской сестры в лабораторных методах исследования. 14 2 12 3.11 Участие медицинской сестры в инструментальных методах исследования 14 2 12 3.12 Сердечно-легочная реанимация 8 2 6 3.13 Потери, смерть, горе. 8 2 6 МДК 07.03. Итого:
Теория:
Практика:
Учебная практика:
Самостоятельная работа: 214
30
144
36
87 30 144 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация профессионального модуля предполагает наличие учебных кабинетов доклинической практики «Основы сестринского дела» и на клинических базах.
Оборудование учебного кабинета предполагает посадочных мест – 10; рабочее место преподавателя – 1; классная доска – 1; технические средства обучения.
Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест:
Аппаратура и приборы
весы;
ростомер;
биксы разных размеров;
тонометры;
фонендоскопы;
стерилизатор;
секундомеры;
песочные часы.
Медицинское оборудование и принадлежности
пробирки разные;
чашки Петри;
штативы для пробирок;
мерная посуда;
емкости (разнообразные) для сбора лабораторных анализов;
емкости для дезинфицирующих средств разные;
мешки для сбора отходов класса А и Б;
иглосъемники разнообразные;
стойки-тележки для сбора отходов в отделении;
комбинированные упаковки (пленка бумага) для стерилизации;
пакеты бумажные для стерилизации;
крафт-пакеты для стерилизации медицинского инструментария;
дозатор для жидкого мыла;
полотенцедержатель;
бумажное полотенце;
аварийная аптечка;
штативы для капельниц;
маски медицинские;
жгуты;
подушечки клеенчатые;
ведра;
мензурки;
комплект маркированных контейнеров (емкостей) для проведения уборки;
ершики;
ветошь
Медицинский инструментарий
шприцы разные;
системы для внутривенного капельного вливания;
иглы разные;
корнцанги;
ножницы;
пинцеты;
шпатели;
мандрены;
лотки разные;
пипетки глазные;
стеклянные глазные палочки;
маски кислородные;
канюли носовые;
газоотводные трубки разные;
грушевидные баллоны разные;
грелки;
системы для промывания желудка;
кружки Эсмарха;
клизменные наконечники;
мочевые катетеры разные;
пузыри для льда;
перчатки медицинские (чистые и стерильные);
бумага компрессная;
термометры медицинские;
термометры водяные;
клеенчатая шапочка или косынка;
шпатель;
система для проведения сифонной клизмы
Предметы ухода
бинты;
вата;
клеенки;
впитывающие пеленки;
противопролежневый матрац;
мочеприемники разные;
комплект постельного белья;
комплект нательного белья;
простыни;
пеленки;
полотенца;
комплект столовой посуды для кормления тяжелобольного пациента;
салфетки марлевые разные;
марля;
судна подкладные;
фартуки клеенчатые;
подгузники;
кувшины;
тазы;
гребешок.
Лекарственные средства и другие вещества
жидкое мыло;
педикулоциты разные;
3% раствор перекиси водорода;
вазелиновое масло;
вазелин;
«стерильный» глицерин;
лекарственные формы для энтерального и наружного применения;
ампулы с физиологическим раствором различной емкости;
флаконы с физиологическим раствором различной емкости;
флаконы с антибиотиком;
детская присыпка;
защитный крем (для профилактики пролежней);
горчичники;
различные дезинфицирующие средства с методическими рекомендациями (Дезинфицирующие средства – порошки или жидкости, имитирующие дезинфицирующие средства);
моющие средства для проведения предстерилизационной очистки;
1% спиртовой раствор фенолфталеина;
раствор азапирама.
Медицинская документация
медицинская карта стационарного больного (форма №003/у);
журнал учета больных и отказов в госпитализации (форма № 001/у);
журнал учета инфекционных заболеваний (форма № 060/у);
статистическая карта выбывшего из стационара (форма №006/у);экстренное извещение (форма № 058/у);
квитанция на прием вещей и ценностей;
температурный лист (форма №004/у);
порционник;
тетрадь назначений;
листок учета движения больных и коечного фонда стационара (форма №007/у);
листы назначений;
бланки направлений на анализы;
журнал движения больных;
журнал передачи дежурств;
журнал лабораторных и инструментальных методов исследования;
журнал учета наркотических веществ;
журнал контроля работы стерилизаторов воздушного, парового (автоклава) форма №257/у;
журнал учета качества предстерилизационной обработки (форма №336/у).
Учебно-наглядные пособия
тренажеры для проведения инъекций;
тренажер катетеризации мужского и женского мочевого пузыря;
тренажер для постановки клизм;
тренажер для зондирования и промывания желудка;
манекен-тренажер для медицинской сестры.
Мебель и оборудование
кровать функциональная;
кресло-каталка;
каталка;
раковина;
кушетка;
передвижные манипуляционные столики;
шкафы для хранения инструментария, оборудования, аппаратуры, медикаментов, предметов ухода, медицинской документации, учебно-наглядных пособий;
ширма;
столик прикроватный.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет - ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники
1. Мухина С.А. Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела/ Учебник.-2-е изд., испр. и доп. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.
2. Мухина С.А. Тарновская И.И. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела». М.: Издательская группа ГЭОТАР-Медиа, 2008.
3. Мухина С.А. Тарновская И.И. Практическое руководство к предмету «основы сестринского дела»/Учебник.-2-е изд., испр. и доп. М.: Издательская группа ГЭОТАР-Медиа, 2012.
4. Обуховец Т.П. Склярова Т.А. Чернова О.В. основы сестринского дела. Ростов - н/Дон: Феникс. Медицина для вас, 2002.
5. Давлизарова К.Е. «Основы ухода за больными»/Учебник. М.: Форум-Инфра-М, 2004.
6. Давлизарова К.Е. Миронова С.М./Учебник «Манипуляционная техника». М.: Форум-Инфра-М, 2005.
7. Вебер В.Р. Чуваков Г.И.и др. «Основы сестринского дела»/Учебник. Ростов-н/Дон: Феникс, 2007.
8. Двойников С.И. «Основы сестринского дела»/Учебник. М.: Издательский Центр «Академия», 2007.
Дополнительные источники
1. Кулешов Л.И. Пустоветова Е.В. и др. Инфекционный контроль в ЛПУ/ Учебное пособие. Ростов-н/Дон: Феникс, 2003.
2. Шпирина А.И. Коноплева Е.Л. Евстафьева О.Н. Сестринский процесс, универсальные потребности человека в здоровье и болезни/ Учебное пособие для преподавателей и студентов. М.: ВУНМЦ, 2002.
3. Ярцева Т.Н. Плешкан Р.Н. Собчук Е.К. Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи. М.: АНМИ, 2005.
4. Нормативные документы.
5. Законы, СанПиНы, ОСТы.
6. Приказы Минздрава.
7. Постановления главного государственного санитарного врача.
8. Письма Минздрава РФ.
9. Письма Роспотребнадзора.
10. Методические указания инструкции и рекомендации, утвержденные Минздравом РФ.
Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы, Интернет-ресурсы, отвечающие тематике профессионального модуля в том числе
1. http://dezsredstva.ru/ - методические указания к дезинфицирующим средствам, нормативные документы.
2. http://www.consultant.ru/ - нормативные документы.
3. http://www.recipe.ru/-нормативные документы.
4. www.med-pravo.ru- нормативные документы.
5. Министерство здравоохранения и социального развития РФ – http//www.minzdravsoc.ru.
6. Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения – http//www.mednet.ru.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) – знания, умения Основные показатели
оценки результата Формы и методы контроля и оценки
ПК 7.1. Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности. Осознанный выбор определенного уровня и типа общения.
Умение использовать различные каналы общения и выбирать необходимый канал для эффективного общения.
Определение и анализ факторов, способствующих или препятствующих эффективному устному или письменному общению.
Умение выбирать уровень и тип общения.
Умение использовать различные каналы общения и выбирать необходимый канал для эффективного общения.
Умение определить факторы, способствующие или препятствующие эффективному устному или письменному общению.
Владение техникой вербального и невербального общения.
Умение использовать пять элементов эффективного общения. Оценка решения ситуационных задач, профессиональных задач.
Разбор конкретных ситуаций.
Наблюдение в процессе теоретических и практических занятий.
Оценка решения тестовых заданий.
Оценка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы.
Наблюдение в процессе учебной деятельности.
Зачеты по производственной практике и по каждому из разделов профессионального модуля.
Экзамен по модулю.
ПК 7.2. Соблюдать принципы профессиональной этики. Соблюдение морально-этических норм, правил и принципов профессионального сестринского поведения.
Понимание значимости сестринского дела в истории России.
Понимание концепции философии сестринского дела.
Готовность и способность к социальному взаимодействию с обществом, коллективом, семьей, партнерами; к сотрудничеству и разрешению конфликтов. К толерантности, к социальной мобильности в профессиональной деятельности. ПК 7.3. осуществлять уход за пациентами различных возрастных групп в условиях учреждения здравоохранения и на дому. Умение собирать и анализировать информацию о состоянии здоровья пациента, определять проблемы пациента, связанные со здоровьем, планировать и осуществлять сестринский уход, заполнять медицинскую документацию.
Умение провести личную гигиену и профилактику пролежней у тяжелобольного пациента.
Умение накормить тяжелобольного пациента.
Вести необходимую документацию. ПК 7.4. Консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и самоухода. Умение оценивать потребность пациента в обучении.
Умение оценивать исходный уровень знаний, умений пациента и/или его родственников.
Умение мотивировать пациента к обучению.
Умение оценить способность пациента к обучению.
Умение составить индивидуальный план обучения.
Умение определить содержание обучения.
Умение оценить эффективность обучения. ПК 7.5. оформлять медицинскую документацию. Правильное оформление медицинской документации установленного образца. ПК 7.6. оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий. Уметь:
Принять пациента в стационар, заполнить необходимую документацию.
Оценить функциональное состояние пациента.
Проводить простейшую физиотерапию, оксигенотерапию.
Поставить газоотводную трубку и различные виды клизм.
Катетеризировать мочевой пузырь мягким катетером.
Ввести постоянный мочевой катетер и ухаживать за ним.
Промыть желудок по назначению врача.
Осуществление медикаментозного лечения пациентов по назначению врача, соблюдение правил хранения и использования лекарственных средств.
Осуществление подготовки пациента к лабораторным методам исследования.
Осуществление подготовки пациента к инструментальным методам исследования.
Проведение сердечно-легочной реанимации.
Оказание сестринской помощи при потере, смерти, горе; проведение посмертного сестринского ухода. ПК 7.7. Обеспечивать инфекционную безопасность. Умение проводить текущую и генеральную уборки помещений с использованием различных дезинфицирующих средств.
Умение аргументировано выбрать и применить методы и способы профилактики внутрибольничной инфекции. ПК 7.8. Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала. Умение применять средства транспортировки пациентов и средств малой механизации с учетом основ эргономики.
Выполнение требований техники безопасности и противопожарной безопасности при уходе за пациентом во время проведения процедур и манипуляций.
Обеспечение безопасной больничной среды для пациента, его окружения и персонала.
Определение факторов, влияющих на безопасность пациента и персонала.
Применение в профессиональной деятельности знаний основ эргономики. ПК 7.9. Участвовать в санитарно-просветительской работе среди населения. Знать принципы санитарно-гигиенического воспитания и образования среди населения.
Составлять памятки для пациента и его окружения по вопросам ухода и самоухода, инфекционной безопасности, по вопросам физических нагрузок, употребления продуктов питания и т.д. ПК 7.10. Владеть основами гигиенического питания. Демонстрация знаний:
Обеспечения гигиенических условий при получении и доставке лечебного питания для пациентов в ЛПУ. ПК 7.11. Обеспечивать производственную санитарию и личную гигиену на рабочем месте. Демонстрация умений:
Обеспечивать санитарные условия в учреждениях здравоохранения и на дому.
Использовать правила эргономики в процессе сестринского ухода и обеспечения безопасного перемещения больного. ПК 7.12 осуществлять сестринский процесс Умение осуществлять сестринский процесс (собирать и анализировать информацию о состоянии здоровья пациента).
Определять проблемы пациента связанные со здоровьем.
Планировать и осуществлять сестринский уход.
Заполнять медицинскую документацию. Формы и методы контроля, оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающегося не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.Результаты
(освоенные общие компетенции)
Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки
ОК 01. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Демонстрация интереса к будущей профессии – обоснованность выбора , эффект и качество выполняемых профессиональных задач. Интерпретация результатов и экспертное наблюдение за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы на практических занятиях.
ОК 02. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определенных руководителем. Выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач, их обоснованность и эффективность. ОК 03. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. Оценка эффективности, качества выполнения.
Адекватность, своевременность, грамотность принимаемых решений в стандартных и нестандартных ситуациях, способность нести ответственность. Экспертное наблюдение и оценка при выполнении работ на практических занятиях в условиях доклиники и стационара.
ОК 04. осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. Эффективный поиск необходимой информации.
Использование различных источников, включая электронные для полноты знаний, умений, для профессионального и личностного роста. ОК 05. использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. Работа с электронной документацией.
Демонстрация навыков использования информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности обоснованно в полном объеме. Анализ решения ситуационных задач.
Экспертное наблюдение и оценка при выполнении работ на практических занятиях в условиях доклиники и стационара.
ОК 06. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. Взаимодействие со студентами, преподавателями, руководителями практики, медицинским персоналом, пациентами, родственниками пациентов в ходе обучения, соблюдая культуру общения, этику и деонтологию. Экспертное наблюдение и оценка при выполнении работ на практических занятиях в условиях доклиники и стационара.
ОК 07. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, уважать социальные, культурные и религиозные различия. Уважительное отношение к историческому и культурному наследию.
Толерантность по отношению к социальным, культурным и религиозным различиям. ОК 08. Соблюдать правила охраны труда, противопожарной безопасности и техники безопасности. Соблюдение техники безопасности на рабочем месте.
Мера ответственности за противопожарную и инфекционную безопасность.