РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины Математика код, специальность 060109 Сестринское дело

Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Медицинское учидище № 1
Департамента здравоохранения
г.Москвы
















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины Математика
код, специальность 060109 Сестринское дело





















МОСКВА
2011
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (далее СПО) 060109 Сестринское дело 51, квалификация – медицинская сестра, медицинский брат.



Разработчик:
Зайцева О.Н.- преподаватель математики МУ№ 1 высшей квалификационной категории.
СОДЕРЖАНИЕ


стр.

ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

условия реализации рабочей программы учебной дисциплины

9

Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

10



1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Математика

1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 060501 Сестринское дело, квалификация – медицинская сестра, медицинский брат.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина входит в математический и общий естественнонаучный цикл.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- решать прикладные задачи в области профессиональной деятельности;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- значение математики в профессиональной деятельности и при освоении профессиональной образовательной программы;
- основные математические методы решения прикладных задач в области профессиональной деятельности;
- основные понятия и методы теории вероятностей и математической статистики;
- основы интегрального и дифференциального исчисления.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

Максимальной учебной нагрузки обучающегося 52 часа, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 34 часа;
- самостоятельной работы обучающегося 18 часов.









2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
52

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
34

в том числе:


практические занятия
14

контрольные работы
2

Самостоятельная работа обучающегося, включая домашнюю (всего)
18

в том числе:


расчетно-графическая работа


индивидуальное проектное задание
6

рефераты
2

Итоговая аттестация в форме зачета


2.2. Рабочий тематический план и содержание учебной дисциплины «Математика»

Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4

Введение
Математика и медицина
2
1


Самостоятельная работа
Написание реферата по теме «Математика и медицина»
2


Раздел 1. Математический анализ

20


Тема 1.1. Функция. Предел функции
Понятие функции. Способы задания, свойства. Простейшие элементарные функции. Предел функции. Теоремы о пределах. Понятие непрерывности функции.
2
2


Практическое занятие №1
2



Вычисление пределов функции




Самостоятельная работа по теме «Исследование функции на непрерывность»
2


Тема 1.2. Производная функции. Дифференциал и его приложение к приближенным вычислениям
Производная, ее геометрический и физический смысл. Правила дифференцирования. Дифференциал. Приложение дифференциала к приближенным вычислениям.
2
2


Практическое занятие №2
2



Вычисление производных, сложной функции.




Самостоятельная работа по теме «Приложение дифференциала к приближенным вычислениям»
2


Тема 1.3. Неопределенный и определенный интеграл

12
2

Тема 1.3.1. Неопределенный интеграл
Первообразная и интеграл. Основные методы интегрирования: метод непосредственного интегрирования, метод замены переменной, метод интегрирования по частям. Интегрирование рациональных функций.
2
2


Практическое занятие №3.
2



Интегрирование простейших функций.




Самостоятельная работа по теме «Применение основных методов интегрирования»
1


Тема 1.3.2. Определенный интеграл. Применения определенного интеграла
Задачи, приводящие к понятию определенного интеграла. Понятие определенного интеграла. Свойства определенного интеграла. Формула Ньютона - Лейбница. Вычисление определенных интегралов. Приложения определенных интегралов: вычисление площадей фигур, вычисление объемов, другие применения определенных интегралов .
2
2


Практическое занятие №4.
2



Вычисление определенных интегралов .




Самостоятельная работа по теме «Геометрические приложения определенного интеграла»
2


Тема 1.4. Дифференциальные уравнения и их применения в медицине
Методы решения некоторых дифференциальных уравнений. Дифференциальные уравнения первого порядка с разделяющимися переменными. Линейные дифференциальные уравнения первого порядка. Примеры решения дифференциальных уравнений, описывающих медико-биологические процессы.
2
2


Практическое занятие №5
2



Решение дифференциальных уравнений 1-го порядка.




Самостоятельная работа по теме «Применение дифференциальных уравнений первого порядка для решения задач»
2


Раздел 2. Основные понятия дискретной математики. Основы теории вероятностей
Некоторые понятия теории множеств. Элементы математической логики. Алгебраические структуры. Конечные графы и сети. Основные понятия комбинаторики. Определение вероятности события. Формула сложения вероятностей. Формула умножения вероятностей. Формула полной вероятности. Случайные величины. Нормальный закон распределения
2
2


Практическое занятие №6
2




Вычисление вероятности события




Самостоятельная работа по теме «Формула полной вероятности»
1


Раздел 3. Математическая статистика и ее роль в медицине и здравоохранении. Медико-демографические показатели
Математическая статистика. Генеральная совокупность и выборка. Статистическое распределение. Медицинская статистика
2




Практическое занятие № 7

2



Статистические методы в медицине.




Самостоятельная работа - выполнение индивидуального проектного задания по применению теоретических знаний для решения практических задач медицинской статистики.
6


Раздел 4. Применение математических методов в профессиональной деятельности среднего медицинского персонала
Определение процента. Решение задач на проценты. Составление и решение пропорций. Расчет процентной концентрации раствора. Решение задач с медицинским содержанием в дисциплинах «Основы сестринского дела», «Фармакология», «Анатомия и физиология человека», «Гигиена и экология человека», «Сестринское дело в педиатрии».
2
3



1



Решение профессионально-направленных задач




Зачет
1





Наименование тем по программе, тем отдельных занятий
Кол-во часов

Вид занятий

Материальное обеспечение

Задания для студентов


3-4 семестр





1
Введение
2




2
Понятие функции. Способы задания, свойства. Простейшие элементарные функции. Предел функции. Теоремы о пределах. Понятие непрерывности функции.
2
Лекция с элементами беседы
Учебное пособие, дидактический и мультимед. материал
стр. 71
§ 1, 2.
№ 6,9,13,14

3
Вычисление пределов функций.
2
Практическое.
занятие №1
Учебное пособие,
дидактический и мультимедийный материал
Стр.81(1) №28, стр.82(1)№ 35

4
Производная, ее геометрический и физический смысл. Правила дифференцирования. Дифференциал. Приложение дифференциала к приближенным вычислениям.
2
Лекция с элементами беседы.
Учебное пособие, мультимед. материал
стр.92 .§2
№ 16,21,22стр180 № 1 , 14, 13

5
Вычисление производной сложной функции.
2
Практическое занятие № 2.
Учебное пособие, дидактический материал
Индивидуальное задание.

6
Первообразная и интеграл. Основные методы интегрирования: метод непосредственного интегрирования, метод замены переменной, метод интегрирования по частям. Интегрирование рациональных функций.
2
Лекция с элементами беседы.
Учебное пособие, дидактический. материал
стр.205
§1
№ 5,10,15

7
Интегрирование простейших функций.
2
Практическое
занятие №3
Учебное пособие,
дидактич., мультимед. материал
Индивидуальные задание

8
Задачи, приводящие к понятию определенного интеграла. Понятие определенного интеграла. Свойства определенного интеграла. Формула Ньютона - Лейбница. Вычисление определенных интегралов. Приложения определенных интегралов: вычисление площадей фигур, вычисление объемов, другие применения определенных интегралов .
2
Лекция с элементами беседы
Учебное пособие дидактический и мультимедийный материал

стр.245
§2
№ 23,24
стр. 243
§1
№ 5,11
стр. 248
§3
№ 28,30

9
Вычисление определённых интегралов.
2
Практичес кое занятие № 4.
Учебное пособие дидактический и мультимедийный материал
Индивидуальное задание.

10
Методы решения некоторых дифференциальных уравнений. Дифференциальные уравнения первого порядка с разделяющимися переменными. Линейные дифференциальные уравнения первого порядка. Примеры решения дифференциальных уравнений, описывающих медико-биологические процессы.
2
Лекция с элементами бесед
Учебное пособие дидактический
и мультимедийный материал
Страницы 243-253, № 4,5,11,12.

11
Решение дифференциальных уравнений 1-го порядка
2
Практическое
занятие №5
Учебное пособие, дидактический и мультимедийный материал
страница 256

12
Некоторые понятия теории множеств. Элементы математической логики. Алгебраические структуры. Конечные графы и сети. Основные понятия комбинаторики. Определение вероятности события. Формула сложения вероятностей. Формула умножения вероятностей. Формула полной вероятности. Случайные величины. Закон распределения.
2
Лекция с элементами бесед
Учебное пособие, дидактический и мультимедийный материал
Стр.371 § 93,94
стр.371-381


13
Вычисление вероятности события.
2
Практическое занятие № 6

Учебное пособие, дидактич и мультимед. материал

стр. 253
§5
№ 52,54,57.
страница 250
§4
№ 38,40,55,
56


14
Математическая статистика. Генеральная совокупность и выборка. Статистическое распределение. Медицинская статистика .
2
Лекция с элементами бесед
Учебное пособие, дидактич и мультимед. материал
Индивидуальные задания.

15
Статистические методы в медицине.
4
Практическое занятие 7
Учебное пособие, дидактич и мультимед. материал
Индивидуальное задание.

16
Решение профессионально - направленных задач.
2
Комбинированный.
Учебное пособие, дидактич и мультимед. материал
Стр.245 №9-11

17
Зачёт
2
Проверка знаний.
Учебное пособие, дидактический и мультимедийный материал
Индивидуальное задание



Итого
34
20 + 14 практических занятий


3. условия реализаци программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Математика».

Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
-таблица производных
- таблица неопределенных интегралов
- схема исследования и построения графиков функций
- портреты выдающихся ученых и ведущих специалистов в области математики и информатики.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
- экран для проекционного аппарата



3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Пехлецкий И. Д. Математика: учебник для студентов образовательных учреждений специального профессионального образования – 3-е издание, стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007
Омельченко В. П. Математика: компьютерные технологии в медицине- Ростов-на-Дону «Феникс», 2008
Дополнительные источники:
1. Богомолов Н. В. Практические занятия по математике: учебное пособие для средних учебных заведений – 7-е издание, М.: Высшая школа, 2004
2. Кочетков Е. С. Смергинская С. О., Соколов В. В. Теория вероятностей и математическая статистика – М.: Форум, 2011.
3. Гмурман В. Е. Теория вероятностей и математическая статистика: учебное пособие – 12-е изд., - М.: Издательство Юраст, 2010

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, самостоятельных работ.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1
2


Умения:

решать прикладные задачи в области профессиональной деятельности;


- оценка результатов при решении прикладных задач в области профессиональной деятельности


Знать:

значение математики в области профессиональной деятельности и при освоении профессиональной образовательной программы;



-