Итоговая работа Методы и приемы формирования универсальных учебных действий на уроках биологии в рамках реализации ФГОС

ГОУ ДПО (ПК) С «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»
Факультет повышения квалификации
Кафедра естественно-научных и математических дисциплин




Итоговая работа по теме
«Методы и приемы формирования универсальных учебных действий на уроках биологии в рамках реализации ФГОС»




Федяева Т.М.
учитель биологии
МБОУ «Новобачатская сош»
Беловский район








2016
Содержание
Введение
Приёмы формирования универсальных учебных действий.
Приёмы формирования познавательных логических универсальных учебных действий.
1.2. Приемы формирования личностных универсальных учебных действий.
1.3. Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий.
1.4. Приёмы формирования коммуникативных УУД на уроках биологии посредством применения игровых технологий
2. Методы и приемы на уроках биологии
как элемент формирования УУД.
2.1. Метод работы с текстом как элемент формирования УУД.
2.2. Мини-проекты как метод формирования у учащихся универсальных учебных действий на уроках биологии
Заключение
Список литературы.
Введение
«Мы слишком часто даем детям ответы,
которые надо выучить,
а не ставим перед ними проблемы,
которые надо решить».
Роджер Левин
Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний и умений, включая умение учиться
Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию обучающихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению. Эти универсальные способы деятельности осваиваются обучающимися на базе всех учебных предметов и могут применяться учащимися, как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Сегодня все более актуальным в учебном процессе становится использование приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. То есть у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.
Задача школы научить учащихся правильно ориентироваться в информационном пространстве, находить нужное и уметь использовать материал для решения различных задач. В этом поможет учителю формирование универсальных учебных действий на уроках биологии.

Приёмы формирования универсальных учебных действий.
Приёмы формирования познавательных логических универсальных учебных действий.
В ходе усвоения учебного материала путем различных упражнений идет развитие логических действий: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, проведение аналогий, установление причинно-следственных связей. Рассмотрим на конкретных примерах как можно развивать логические универсальные учебные действия учащихся, используя разные приемы.
Умение классифицировать – это умение распределять какие-либо объекты по классам, отделам, разрядам в зависимости от их общих признаков.
6класс:
1. Из приведенных ниже признаков выберите признаки характерные для растений класса однодольных и двудольных: а) в семени две семядоли;
б) в семени одна семядоля; в) корневая система стержневая; г) корневая система мочковатая; д) жилкование листьев сетчатое; е) жилкование листьев параллельное; ж) запас питательных веществ расположен у большинства растений в эндосперме; з)запас питательных веществ у большинства растений находится в семядолях.
2. Найдите среди названных организмов производителей, потребителей, разрушителей органических веществ (7 класс): а) дождевой червь; б) клевер; в) заяц-беляк; г) голубь; д) мукор; е) бактерии; ж) волк; з) хламидомонада; и) пшеница.
3. Найдите соответствие:
А – Неклеточные формы;
Б – Прокариоты;
В – Эукариоты;
1. Простейшие. 2. Цианобактерии. 3. Вирусы. 4. Бактерии. 5.Грибы. 6. Животные. 7. Растения. 8. Фаги.
Умение обобщать – это умение выражать основные результаты в общем положении, делать вывод, придавать общее значение чему-либо. Обобщение – мыслительный процесс, который приводит к нахождению общего в заданных предметах и явлениях.
6 класс:
1.Что является лишним в данном перечне: Растения, животные, грибы, водоросли, бактерии. яблоко, яблоня, осина, береза.
2. Выстроить логические цепочки, т.е. упорядочить набор слов: 1. Плод, почка, семя, цветок.
Умение проводить аналогии – это умение находить сходство, в каком либо отношении между предметами, явлениями или понятиями. Подобные вопросы побуждают учеников к классификации объектов по различным основаниям.
Задание 1. Между первым и вторым понятием существует определенная связь. Такая же связь существует между третьим и одним из нескольких приведенных ниже понятий. Найдите это понятие.
b) Целлюлоза – глюкоза = белок ?
a. А – нуклеотиды В – аминокислота
b. Б – глицерин Г – липид
c. Д – углевод
Подобные вопросы побуждают ученика к классификации объектов по различным основаниям.
Умение сравнивать – это умение устанавливать черты сходства (сопоставлять) и различия (противопоставлять). Формирование навыка сравнивать объекты начинается с объяснения, что такое сравнение и как его выполнить. Как сравнивать объекты? Для этого необходимо:
1. Определить объекты сравнения.
2. Выделить признаки, по которым они будут сравниваться.
3. Найти общие черты.
4. Найти черты отличия.
5. Объяснить причины того и другого и сделать выводы.
Рассмотрим несколько примеров
1. Работа с рисунками
Задание 2. Рассмотрите строение животной и растительной клетки. В чем сходство и различие в их строении
Задание 3. Рассмотрите плодовые тела шляпочных грибов. В чем их сходство и различие?
Задание 4. В чем сходство и различие митоза и мейоза?
2. Умение работать с таблицами
Задание 5. Внимательно изучите данные, приведённые в таблице «Содержание бактерий (шт.) в 1 куб. м воздуха». Какое из  утверждений А-Г соответствует данным таблицы?
Таблица «Содержание бактерий (шт.) в 1 куб. м воздуха» 
Воздух
Содержание бактерий (шт., в м3)

Воздух лугов и полей
100

Городской воздух (летом)
25000

Городской воздух (зимой)
4500

Воздух закрытых помещений
300000


А. Зимой в городском воздухе бактерий содержится больше, чем летом.
Б. Количество бактерий в закрытом помещении, по сравнению с воздухом лугов и полей, больше в 300 раз.
В. Содержание бактерий в морозном воздухе, в отличие от летнего, уменьшается более чем в 5 раз.
Г. Высокое содержание бактерий в воздухе закрытых помещений способствует распространению инфекционных заболеваний.
Задание 6. Заполните таблицу: сравните клетки, отметив знаками «+» или «-» наличие или отсутствие частей или органоидов в данных клетках.

Признаки
Животная клетка
Растительная клетка
Грибная клетка
Бактериальная клетка

 
Плазматическая мембрана 
 
 
 
 

 
Клеточная стенка 
 
 
 
 

 
Цитоплазма 
 
 
 
 

 
Наследственный материал 
 
 
 
 

 
Оформленное ядро
 
 
 
 

 
Рибосомы 
 
 
 
 

 
Митохондрии 
 
 
 
 

 
Вакуоли 
 
 
 
 

 
Пластиды 
 
 
 
 

 
Проанализируйте данные таблицы, сделайте вывод (ответьте на вопросы).
Вопросы:
1. Что общего в клетках живых организмов?
2. Чем животная клетка отличается от клеток других организмов?
3. Что отличает растительную клетку от клеток других организмов?
4. Что отличает бактериальную клетку от клеток других организмов?
После проверки правильности выполнения заданий учителем на следующем уроке учащимся предлагается обсудить вопросы:
- Что проверяло данное задание?
- Что такое анализ?
- Как нужно было анализировать данные представленные в таблице?
- Что вызвало у вас затруднение при выполнении данного задания?
Таким образом, само задание, в данном случае, позволяет проверить умение учащихся находить необходимую информацию, анализировать данные, представленные в форме таблицы, и делать выводы, а обсуждение правильности выполнения задания способствовало осознанию учащимися своих действий и формированию таких регулятивных умений как самооценка и коррекция.
1.2. Приемы формирования личностных универсальных учебных действий.
Ценностно-смысловая ориентация учащихся направлена на установление значения «для меня» и определяет мотивацию учащихся. Развитие познавательных мотивов учащихся осуществляется от широких познавательных мотивов к учебно-познавательным и, наконец, к мотивам самообразования. Применительно к учебной деятельности, действие смыслообразования, формируется через учебную мотивацию. Приемы, активизирующие познавательную деятельность учащихся:
1. Прием новизны, который предполагает включение в содержание учебного материала интересных сведений, фактов, исторических данных.
2. Прием динамичности, т.е. показ процессов, явлений в динамике.
3. Прием создания проблемной ситуации.
В зависимости от содержания учебного материала, психолого-возрастных особенностей учащихся выделяют различные способы создания проблемной ситуации. Рассмотрим несколько примеров:
1. Выдвижение проблемного вопроса.
Чем можно объяснить тот факт, что пищевые цепи не бывают очень длинными?
2. Создание проблемной ситуации на основе высказывания ученого.
Как вы объясните высказывание К.А. Тимирязева о том, что растениям принадлежит «космическая роль»?
З. Создание проблемной ситуации на основе приведения противоположных точек зрения по одному и тому же факту.
4. Приспособленность живых организмов к определенным условиям среды объясняют ученые:
а) как результат создания видов творцом (К.Линней);
б) как способность организмов изменяться соответственно изменяющимся условиям среды (Ж.Б.Ламарк);
в) как результат выживания особей, у которых благодаря изменчивости развились признаки, лучше соответствующие данным условиям среды (Ч.Дарвин). Какую точку зрения вы выберите и почему?
5.Выполнение творческих заданий.
а) Подготовка и защита творческих работ по теме «Взаимоотношения между организмами» (в виде презентаций, сообщений, рисунков).
б) Подготовка теста по теме «Размножение и индивидуальное развитие организмов».
1. задание: 3 вопроса с выбором одного правильного ответа;
2. задание: из 6 утверждений выбрать три верных;
3. задание: на соответствие.
1.3. Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий.
Одной из форм формирования коммуникативных универсальных учебных действий работа учеников в группе  она помогает созданию учебной мотивации, пробуждению в учениках познавательного интереса, стремления к успеху и одобрению, способности к самостоятельной оценке своей работы, формированию умения общаться и взаимодействовать с другими детьми.
Для организации групповой работы класс делится при выполнении задания на микрогруппы. Задание предлагается группе, а не отдельному ученику. При этом занятия могут проходить в форме соревнования команд, что усиливает мотивацию и интерес к выполняемой деятельности.
Во время работы учеников по группам учитель может быть экспертом, отслеживающим и оценивающим ход и результаты групповой работы, а также наблюдателем.
Учитель сообщает учащимся приёмы, связанные с восприятием деятельности каждого члена группы: внимательно выслушать ответ одноклассника, обращать внимание на логику изложения материала, иллюстрацию ответа конкретными примерами, обосновать оценки ответа.
Учитель также объясняет, чтобы каждый ученик ясно и чётко излагал собственную точку зрения, подбирал и аргументировал при обсуждении ответов других участников.
1.4. Приёмы формирования коммуникативных УУД на уроках биологии посредством применения игровых технологий
Наиболее важными УУД являются коммуникативные и регулятивные. Наиболее эффективна при их формировании игровая технология, независимо от уровня и возраста учащихся, так как является ведущей деятельностью человека от рождения до зрелых лет.
Ведущей формой работы на уроке биологии при формировании коммуникативных УУД является групповая совместная деятельность во время игры. Игра – это то средство, где воспитание переходит в самовоспитание. В процессе игры учащиеся учатся слышать, слушать и понимать друг друга, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, то есть происходит формирование коммуникативных УУД. Виды игр для развития коммуникативных умений:
1.Ролевая игра – совместная групповая игра, в которой ее участники распределяют, берут на себя и исполняют различные социальные роли. Например: игры экологического характера, когда дети выступают в роли экологов, директоров предприятий, решающих экологические проблемы.
2.Сюжетная игра – направлена на раскрепощение ученика, учащиеся выполняют определенные роли, проигрывают определенный сценарий, диалог. Сюжетная игра не занимает много времени, дети с интересом и вниманием следят и участвуют в ней. Форма игры может быть массовой.
2. Методы и приемы на уроках биологии
как элемент формирования УУД.
2.1. Метод работы с текстом как элемент формирования УУД.
Современные дети мало читают, что приводит к обедненному словарному запасу, неумению правильно и четко выразить свои мысли, не могут работать с большим объемом информации, где есть не только информация справочного характера, но и рассуждения, логика, доказательства. Чтобы развить умение школьников работать с печатными текстами у учителя есть мощное средство – учебник. В учебных текстах отражена та часть знаний, которая считается общепризнанной. Четкость, понятность, информативность, раскрытие причинно-следственных связей, достоверность текстов, наличие вопросов и упражнений в учебнике позволяет организовать различные виды деятельность учащихся на любых этапах урока. Считаю, что работа с текстами способствует достижению, прежде всего, метапредметных результатов обучения, а так же успешному формированию некоторых универсальных учебных действий.
2.2. Мини-проекты как метод формирования у учащихся универсальных учебных действий на уроках биологии
Метод учебного проекта – это один из личностно ориентированных способов организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задач учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые формы организации процесса, рефлексивные, исследовательские, поисковые методики.
Таким образом, исследовательская деятельность является важным средством развития личности ученика, готового к самостоятельной жизни в быстро изменяющемся мире, способного ориентироваться в социуме, а главное - реализовать свой творческий потенциал, стать созидателем своей судьбы, нужным обществу и окружающим людям.
Продуктивные методы и приемы формирования универсальных учебных действий на уроках биологии:
1.Обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты.
2.Создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность.
Большую роль в формировании личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных умений играет выполнение учащимися проектных и исследовательских работ, которые используются при организации внеурочной деятельности.
Заключение
К. Д. Ушинский писал: «Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг». Поэтому основная педагогическая задача: организация условий, инициирующих детское действие – чему учить? ради чего учить? как учить?
Подводя итог, можно выделить несколько позиций обобщающего характера:
1. Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.
2. Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка.
3. В основе формирования УУД лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности (познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции) и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
4. Формирование универсальных учебных действий способствует индивидуализации обучения, нацеленности учебного процесса на каждом его этапе на достижение определенных, заранее планируемых учителем результатов.
5. В образовательной практике происходит переход от обучения как преподнесения учителем обучающимся системы знаний к активному решению проблем с целью выработки определённых решений; от освоения отдельных учебных предметов к полидисциплинарному (межпредметному) изучению сложных жизненных ситуаций; к сотрудничеству обучающихся и учителя в ходе овладения знаниями, к активному участию последних в выборе содержания и методов обучения.
И самое главное – заложенные в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения основы формирования универсальных учебных действий подчёркивают ценность современного образования – школа должна побуждать молодёжь принимать активную гражданскую позицию, усиливать личностное развитие и безопасную социальную включённость в жизнь общества.





Список литературы.
1. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг.
2. Н. Л. Галеева «Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии», М. 2006.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утверждён приказом Министра образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897.
4. Закон РФ «Об образовании» с изменениями от 8 ноября 2010 г.



Заголовок 1 Заголовок 215