Преемственность между начальной и средней школами


HYPERLINK "http://journal.preemstvennost.ru/arkhiv/12-2012-god/2112012/uud/464-preemstvennost-mezhdu-nachalnoj-i-srednej-shkolami" Преемственность между начальной и средней школами
 
Закончился учебный год. Учащиеся 4 класса начальной школы  с радостью и гордостью идут на каникулы. Они стали взрослыми перешли в старшую школу. Подумать только уже большие. Что ждет их в новом учебном году?  Каждый думает только о хорошем. И вот новый учебный год. Дети рады, полны решимости  свернуть горы, их не пугают трудности, они готовы их преодолевать. А год за годом происходит то, что не вполне оправдывает детские ожидания. Проблема преемственности  между начальной школой и средним звеном долгое время тревожит и учителей, и родителей.
 Процесс  перехода  ребенка  из  начальной  школы  в  среднюю   для  многих  детей, родителей  и  учителей  является  не  только  радостным  и  волнующим  событием , но  зачастую  и  очень  проблемным.
Вопрос  о  преемственности  обучения  между  начальной  школой  и  средней  не  является  новым.
Приход  в  среднюю  школу, как  известно, совпадает  с  началом   «переходного»  возраста  у  детей : они  становятся  младшими  подростками. Психологически  это  начало  кризисного  периода.
Готовы  ли  к  этому  учителя  и  родители? Готовность  предполагает  не  только  знания  о  трудностях  периода  детской  жизни ,но  и  волевые  усилия  взрослых  для  их  преодоления.
Важнейшей  причиной  трудностей является  дезадаптация  детей  в  новых  условиях  учебной  деятельности .
Учителя – предметники   подчас  не  имеют  возможности  (или  желания) учесть  индивидуальные  особенности  учащегося, которые  на качество  обучения . Учителя  начальной  школы  реально  имеют  такую  возможность  в  силу  своей  многопрофильности.
Любой  учитель  понимает, что  инертный, медлительный  ребенок  не  должен  слышать   приговор  учителя : «Ты  не  успел , значит , не сделал» .
Относительная  обособленность  отдельных  звеньев  школьной  системы  образования  сложилась  исторически  и  существует  на  протяжении  нескольких  лет .
В  школе  практикуют  такую  форму  сотрудничества  учителей  начального  и  среднего  звена, и  администрации  учреждения, как  школьный  консилиум. Его  целью  является  отработка  взаимодействия  учителей, выпускающих    классы  из  начальной  школы, и  учителей – предметников, принимающих  эти  классы,  по  всем  аспектам учебной  деятельности.
В  рамках  сотрудничества  проводятся и уроки, на  которых  в  начальной  школе  присутствуют  учителя  среднего  звена , имея , таким  образом , возможность  заранее  оценить  особенности  детей  данного  класса. В  начале  следующего  учебного  года, уже  в  средней  школе, такая  практика  продолжается.
Школьный  консилиум  и  связанные  с  ним  мероприятия  не  могут  разрешить  всех  аспектов  проблемы  преемственности.
Преемственность – один из основных принципов дидактики.
Преемственность в образовании состоит в установлении необходимой связи и правильного соотношения между частями учебного предмета на разных ступенях его изучения.
Преемственность в содержании образования включает:
обеспечение единого подхода к его отбору на всех ступенях обучения;
умение учителя выделить в теме, предмете основные и второстепенные понятия;
умение определить главное в содержании учебного материала;
умение укрупнять в блоки учебный материал по проблемам;
умение обучать учащихся способам деятельности получения, добывания и применения знаний.
Заместители директора должны рассматривать проблему преемственности
в четырёх направлениях:
проблема преемственности
преемственность между ДОУ и начальной школой
преемственность между учителем начальных классов воспитателем ГПД
преемственность между начальной и средней школой
Каковы пути решения проблемы преемственности в содержании образования школьников?
Отслеживать связь между отдельными частями учебных предметов по содержанию;
Отслеживать связь между методами, приемами и формами учебной работы на разных ступенях обучения;
Опираться на предшествующие знания, умения и навыки при изучении нового и подготовки к последующему освоению предмета;
Осуществлять межпредметные связи;
Использовать линейное и концентрическое построение учебных планов;
Обеспечивать доступность в процессе обучения;
Развивать личностный потенциал уч-ся через продуктивную образовательную деятельность, духовное и физическое здоровье детей;
Постоянно повышать профессиональный уровень педагогов;
Осуществлять образовательный процесс в школе во взаимодействии педагогов с психологической службой;
Использовать личностно-ориентированную технологию обучения и воспитания;
Для прогнозирования ожидаемых результатов проводить диагностику обученности, обучаемости, развитости уч-ся, сформированности у них социально-ценностных отношений к объектам окружающей действительности; изучать удовлетворенность участников педагогического процесса своей и совместной деятельностью, содержанием и организацией образовательного процесса.
Вы знаете, что чаще всего классными руководителями 5 классов становятся учителя, выпустившие 9 или11 класс. А им тяжело перестроиться сразу на младших школьников. Мы предлогаем каждому классному руководителю «Памятку».
Памятка классному  руководителю 5 класса.
Ознакомьтесь с характеристикой классного коллектива и его списочным составом.
С первых дней обучения в 5 классе организуйте работу ученического актива.Продумайте, какое коллективное творческое дело сможет увлечь, сплотить детский коллектив, будет способствовать дальнейшему развитию его творческих начал, формированию культуры; составьте план воспитательной работы с учетом направлений в начальных классах. Последовательно и целенаправленно реализуйте в плане работы с родителями вопросы адаптации учащихся.Поддерживайте тесную связь с учителями-предметниками, учителями начальных классов, оказывайте своевременную и эффективную помощь в учении каждому ученику, используйте возможности психологической службы школы, логопеда. Вселяйте в каждого ученика уверенность в преодолении трудностей, всячески повышайте социальный статус ребенка и семьи, поддерживайте здоровый эмоционально-психологический климат в классном коллективе.
Вместе с памяткой каждый классный руководитель 5 класса получает  «Характеристику класса».
Характеристика классного коллектива
(в помощь учителю 5 класса).
1.Класс                   Ф.И.О. учителя начальных классов
2.Количество уч-ся в классе: мальчиков           ,девочек    .
3.Возрастной состав: 9лет     , 10лет    , 11 лет    .4.Физическое и психическое здоровье детей (кол-во пропусков в учебном году).
5.Социальный статус класса: образование родителей,
материально-бытовые условия семей, состав семей
(полные, неполные, многодетные).
6.Уровень ЗУН уч-ся на протяжении всего обучения в начальной школе: «5»- фамилии, «4 и5» ; слабоуспевающие.
7.Уровень сформированности общеучебных навыков коллектива и отдельных учащихся.
8.Особенности организации воспитательной работы с уч-ся, уровень культуры классного коллектива и отдельных уч-ся.
9.Работа с родителями: формы организации, актив, неблагополучные семьи.
10.Прогнозируемые результаты в 5 классе, проблемы преемственности.
Итак,  рассмотрим  основные  трудности,  которые  испытывают  дети  при  переходе из 4-го в 5-й класс.
В  средней  школе  коренным  образом  меняются  условия  обучения:  дети переходят  от  одного  основного  учителя  к  системе  классный  руководитель  – учителя-предметники. И одной из наиболее часто встречающихся проблем является  адаптация  к  новым  учителям,  что  сопровождается  часто  конфликтами, взаимным недовольством учителей и учеников друг другом.
В 5-м классе количество предметов увеличивается до 8-12, но самое главное  –  учителей  будет  столько  же,  и  у  каждого  свои  требования.  Причем  все уроки будут вестись в разных кабинетах. Представьте, что у вас – 10 начальников, и каждый из них руководит по-своему, предъявляет свои требования к вам. Представили? Примерно те же чувства испытывают ваши ученики. Чтобы этого избежать, необходимо учителям-предметникам договориться и выдвинуть в начале  учебного  года  единые  требования  к  пятиклассникам.  Особое  внимание учителей следует обратить на выставление отметок. Оценивая работу, необходимо  детям  разъяснять  критерии  оценивания,  дать  возможность  ученику  оценить свой ответ, опираясь на эти критерии, в случае необходимости, объяснить ребенку, над чем ему следует поработать, чтобы восполнить пробел в знаниях.
Таким  образом  следует  продолжать  начатую  в  начальной  школе  работу  по формированию контрольно-оценочной самостоятельности учащихся. Для более успешной адаптации в 5-м классе на первых уроках учитель должен ознакомить детей  с  требованиями,  которые  он  предъявляет  к  ним  по  своему  предмету.
Для профилактики школьной дезадаптации в первую-вторую неделю сентября нужно проводить педагогические консилиумы по каждому пятому классу, на которых учитель начального звена знакомит учителей-предметников с индивидуальными характеристиками учеников класса, педагог-психолог – с данными социальной адаптации обучающихся. Медицинский работник предоставляет данные о здоровье обучающихся, т. к. у детей с ослабленным здоровьем при переходе из начального в основное звено школьная дезадаптация проявляется в нарушениях состояния здоровья. Социальный педагог знакомит учителей 5-х классов с рекомендациями по работе с детьми "группы риска", предлагает тематику классных часов на тему "Учись учиться", проведение которых поможет учащимся рационально организовать свой учебный труд, развивать свои способности, ум и мышление, сделать обучение увлекательным и эффективным.
Для родителей пятиклассников классный руководитель проводит собрания с приглашением учителей-предметников. При обсуждении проблемы перехода из начальной школы внимание родителей обращается на адаптацию детей к предметному обучению, на ее позитивные и негативные стороны, а также на условия, которые могут способствовать или препятствовать успешному прохождению адаптационного периода.
Очень значимо сохранить положительное отношение пятиклассника к обучению, помочь отыскать ему личный интерес к изучаемому предмету, сориентировать его на пути самосовершенствования и самореализации.
Один из факторов, приводящих к формированию и закреплению тревожности школьника, – завышенные ожидания со стороны родителей к успехам своего ребенка. В свою очередь ребенку необходимо чувствовать безусловное принятие родителей, которые верят в него, поддержат и помогут преодолеть возникающие трудности. Ученику важен интерес родителей к школе, классу, в котором он учится, к его школьной жизни, победам и неудачам.
Родителям рекомендуется:
обеспечивать ребенку спокойную, щадящую обстановку, четкий режим дня;
основное внимание уделять развитию учебной деятельности детей, их умению учиться, приобретать с помощью взрослых и самостоятельно новые знания и навыки.
Атмосфера поддержки, доверия, понимания в семье поможет ребенку эффективно решать проблемы в школе, добиваться успехов
Думаю, что в каждой школе есть свой немалый опыт  работы по преемственности. Учителя постоянно общаются со своими выпускниками и их родителями. И учитель начальной школы всегда останется ПЕРВЫМ учителем.
Успехов Вам, коллеги в нашем нелегком труде!