Интерактивные методы обучения на уроках химии


Сасыкова Г.Н.
учитель химии, РК
Заслуженный учитель РК
Почетный работник РФ
(выступление на РМО учителей химии)
Об интерактивных методах обучения

Интерактивное обучение подразумевает погружение в процесс обучения, оно основано на учебно-воспитательном взаимодействии ученика с другими учащимися и учителем. Одна из технологий интерактивного обучения - технология позиционного обучения. В рамках этой технологии уроки строятся так, что каждый ученик как бы проживает урок через себя, определяет свои способности к лидерству, творчеству, умению отстаивать свою позицию, а также принимать позицию других.
Использование ИКТ позволяет решать три основные задачи:
Познавательную
Коммуникативную
Социально-ориентационную
Цель на каждом уроке состоит в том, чтобы создать условия для полноценного общения, смоделировать такие ситуации, в которых учащиеся:
не боятся высказать свое мнение;
готовы принять помощь других учащихся, а также оказать помощь товарищу;
Развивают навыки анализа своих поступков, происходящих событий, ценить свою работу и своих товарищей;
испытывают чувство радости от совместного труда и творчества.
Вот, например, как это может выглядеть при изучении темы «Соли серной кислоты» (9 класс)
Цель урока:
сформировать знания о характерных свойствах средних, кислых солей H2SO4
ознакомить с представителями солей, их применением
развивать умения, выделять главное, классифицировать, представлять результаты
работы.
Оборудование: коллекция минералов и дополнительная литература.
Ход урока:
I этап. Информационный (слайд 1)
Учащимся предлагается задание: прочитать приведенные в карточке утверждения и сделать пометки «+» (знаю), «?» (не знаю, не уверен).
Формирование цели урока
Работа в группах. Каждая группа отражает одну из позиций, в контексте которой проводился анализ изучаемой темы. (работа с ключевыми словами, формулами, знаками, символами и т. д.)

II этап. Смысловой (слайд 2)
Информация групп (работа с дополнительной литературой)
III этап. Демонстрационно — дискуссионный (слайд 3)
Выступления групп, но выступления должны не повторяться, так как каждая группа рассматривает тему со своей позиции. Учащиеся защищают свои позиции не только теоретически, но и с постановкой опытов, презентаций.
Этап презентаций групп завершает рефлексия, затем можно предложить синквейн или другое творческое задание.
Оценка работ групп заполняется в таблицу.
Группа Критерии оценки ответов Итог
оформление полнота выступление