Применение online-тестирования, как средство контроля качества обучения по технологии при подготовке к итоговому контролю знаний.

Гуров Юрий Витальевич
учитель технологии
МБОУ «Средняя общеобразовательная
школа №45» г. Курска
Предлагаемые материалы статьи помогут вам при проведении тестирования по технологии при проверке знаний учащихся, начиная с пятого класса, а так же для подготовки проведения олимпиады по предмету технология.
Применение online-тестирования, как средство контроля качества обучения по технологии при подготовке к итоговому контролю.
В настоящее время повсеместно в стране проводится эксперимент по внедрению в образовательный процесс ЕГЭ как одного из основных способов итоговой аттестации учащихся. В связи с этим использование тестовой формы проверки знаний учащихся становится очень актуальным в преподавании всех школьных предметов. Применение тестов при обучении технологии позволяет, с одной стороны, сэкономить время учащихся при выполнении заданий и время учителя при их проверке; с другой стороны такая работа позволяет психологически подготовить детей к сдаче государственных экзаменов в форме ЕГЭ по другим предметам.
Объективно технология – одна из самых легких школьных дисциплин для одних учеников и вызывает трудности у других учащихся. В тоже время есть дети, которые имеют явно выраженные способности к этому предмету и дети, для которых технология – это вечная проблема. Как сделать так, чтобы каждый ребенок наиболее полно раскрыл свой потенциал и был успешен при итоговом контроле по технологии?
Хотелось бы поделиться опытом своей работы, а именно с системой применения интернет – технологий и образовательных сервисов интернета при подготовке учеников по предмету технология.
Немного теории. Какой уровень интерактивности вы реализуете?
Уровни интерактивности. В самом простом понимании интерактивного режима обучения учащийся имеет возможность получать (читать, смотреть, слушать) только ту информацию, которую он выбирает  для усвоения с использованием компьютера. Усложнение возможностей и технологии осуществления интерактивного режима приводит к моделированию окружающего мира и поведения объектов в нем, позволяя имитировать реальность.
Конечно, на сегодняшний день, в силу многих причин, в обучении используются далеко не все возможности интерактивного режима. В частности, по мнению А.Г. Шмелева, являющегося крупнейшим специалистом в России по применению интерактивных технологий в образовательном и психологическом тестировании (система «Телетестинг»), в современном Интернете преобладают не интерактивные формы преподнесения образовательной информации [62].
Простейший интерактивный режим в локальной сети и в Интернете. В соответствии с классификацией компьютерных сетей на локальные и глобальные простейший интерактивный режим организуется в пределах одной комнаты или учебного заведения либо с использованием Интернета. Как правило, интерактивность основывается на асинхронной коммуникационной связи, когда реакция педагога на результаты тестирования носит отсроченный характер из-за времени, которое необходимо на проверку теста в автоматизированном режиме и подсчет баллов учащихся по результатам его выполнения.
В первом случае, когда в локальную сеть объединено несколько десятков или сотен компьютеров, специальная программа-реализатор – инструментальная оболочка – обеспечивает выдачу заданий Online-теста для всей группы тестируемых, обычно в индивидуальном временном режиме. На экране каждого компьютера из локальной сети появляется задание одного из параллельных вариантов теста. При обеспечении режима информационной безопасности для всей группы учащихся может использоваться только один вариант теста.
Выполнение Online-теста с использованием Интернета не имеет принципиальных отличий от случая применения локальной сети при простейшем уровне интерактивности без адаптивного режима, когда все учащиеся выполняют одинаковые варианты теста. Задания в подавляющем большинстве требуют от учащихся выбора одного или нескольких правильных ответов с помощью таких известных диалоговых объектов, как «селекторные кнопки» (radio-buttons). Подсчет тестовых баллов производится путем сличения ответов учащихся с ключом и сводится, чаще всего, к простому суммированию. Передача итогового балла по тесту может быть осуществлена с помощью электронной почты. Время, затраченное на предъявление результата тестирования, определяется длительностью пересылки (обычно от нескольких секунд до нескольких часов) и тем временным промежутком, который пройдет до момента, когда учащийся прочтет пришедшую ему почту. В отдельных случаях, когда учащемуся требуется документальное подтверждение баллов, результаты тестирования могут быть доставлены offline с помощью записи на носитель информации. Таким образом, низкий уровень интерактивности вполне пригоден для итогового тестирования вне адаптивного режима, когда учащийся должен работать без помощи педагога, а получение результатов может носить отсроченный по времени характер.
Средний уровень интерактивности в Online-тестировании. В текущем контроле при дистанционном обучении обычно реализуется средний уровень интерактивности. В соответствии с возможностями синхронного обмена информацией в реальном времени с помощью интернет-пейджеров учащемуся обеспечиваются помощь и консультации педагога при выполнении заданий корректирующего и диагностического тестов.
При среднем уровне интерактивности большое разнообразие приобретают формы тестовых заданий. В частности у школьника появляется возможность редактирования текста, представленного в задании, с помощью введения новых предложений или замены одной части текста на другую. В заданиях на установление правильной последовательности сразу после выбора испытуемым некоторого порядка элементов компьютер отображает новую последовательность на экране и т. д. Если установлению синхронной связи не мешают временные пояса, интерактив незамедлительно обеспечивает эффект «педагог рядом», благодаря которому при выполнении заданий текущего контроля ученик получает помощь, оценку или подсказку педагога.
Высокий уровень интерактивности в online-тестировании. Высокий уровень интерактивности обеспечивается в тех случаях, когда при взаимодействии с педагогом используются звук и видеоизображение, что требует значительных финансовых затрат, но без труда позволяет идентифицировать личность учащегося, выполняющего тест в дистанционном контроле.
С педагогической точки зрения высокому уровню интерактивности отвечает адаптивное тестирование, включающее разветвленные технологии оптимизации трудности заданий в зависимости от ответов учащегося на каждое предыдущее задание адаптивного теста.

Хотелось бы поделиться опытом своей работы, а именно с системой применения интернет – технологий и образовательных сервисов интернета при подготовке учеников по технологии. В настоящее время мне удается осуществлять простейший интерактивный режим. Начиная с 5 класса 2016 использую в своей работе сервис BankTestov.ru и 4exam.ru.
При тестировании использую схему рис.1. Схема включает тесты следующих видов:
базовые тесты – тесты, позволяющие проверить усвоение базовых понятий на репродуктивном и алгоритмическом уровнях (время проведения 7-8 минут);
диагностические тесты – тесты, дающие возможность выявить не только пробелы в знаниях по теме, но и уровень усвоения, учебные возможности обучаемого (время проведения 15 минут);
тематические тесты – тесты для проведения в конце изучения темы, позволяющие зафиксировать объём и уровень её усвоения (время проведения 25 минут).


По текущим темам учебной программы по предмету технология составляю базовые, тематические, диагностические тесты, а в конце года тесты по типу ЕГЭ в полном объеме в качестве подготовки и контроля.
Я, как учитель могу сгенерировать неограниченное количество необходимых мне тестов, при этом тесты могут, снабжены быть рисунками или фото. Для каждого теста система на сервисе выдаёт индивидуальную ссылку, которую я сообщаю или размещаю для учащимся на своём сайте: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Оговариваю срок исполнения работы.
Учащиеся дома или в школе (в настоящее время пока в кабинете технология невозможно) вводят полученную ссылку в интернете или в меню на сайте для данного класса нажимают рядом с названием теста нужную ссылку на моём сайте: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (легко зайти через школьный сайт) и попадают на сервис тестирования.
На сервисах включена опция, пройти тест без регистрации (можно включить, что иногда пугает посетителей). Обязательно ученик должен вести лишь фамилию и имя, чтоб я учитель смог узнать, кто получил какую оценку. Система сервиса автоматически проверяет ответы и выдаёт оценку ученику, то есть результаты высылать на почту не надо. Результаты всегда у меня учителя. Просматривая результаты ответов, я могу оценки учеников выставить в журнал, делаю анализ уровня усвоения материала каждого ученика, планирую новый урок.
На этом работа учителя по предварительной проверке знаний учащихся заканчивается. Больших затрат времени это не составит, не потребуется и создания каких-либо раздаточных и других материалов.
Минус данных бесплатных сервисов, что они не отправляют результаты тестирования автоматически учителю на зарегистрированный электронный адрес, но я сам могу в определённый день посмотреть все результаты учеников.
Плюс для учащихся, поработав с тестами на компьютере, узнают свои пробелы в знаниях. Им предоставляется возможность самостоятельно, любыми способами устранить их до начала нового урока. Родители также ненавязчиво вовлекаются в образовательный процесс.
Данная схема использования интернет ресурсов апробируется мной при подготовке к урокам, с учащимися в 2016 году и я думаю, покажет хорошие результаты. В настоящее время нет сервисов тестирования по предмету технология в интернете на которых учитель технологии может бесплатно контролировать уровень знаний учащихся.
В качестве вывода могу сказать, что средств ИКТ для помощи в подготовке учеников к уроку, к олимпиаде, к итоговой аттестации много, как платных, так и бесплатных. Остается лишь один момент – положительная мотивация учащихся на данную подготовку. Дети относятся к компьютеру с интересом, поэтому он помогает создать подлинно познавательную мотивацию, без которой невозможно подготовить учащихся к итоговой аттестации по предмету технология.
Применение новых информационных технологий позволяет разнообразить и комбинировать средства педагогического воздействия на учащихся, усилить мотивацию учения и улучшить усвоение нового материала, дает возможность качественно изменить самоконтроль и контроль над результатами обучения, а также своевременно корректировать и обучающую деятельность.
Адаптация школьников к процедуре тестирования – необходимое условие успешной сдачи ими ЕГЭ в 9 классе и ОГЭ в 9 классе.
Предлагаю учителям технологии использовать сервис BankTestov.ru и п4exam.ru в интернете. Он позволит учителю значительно сэкономить время и не отвлекаться от учебных занятий в школе.
Новый подход к организации учебно-воспитательного процесса на уроке и во внеурочной деятельности дают возможность решать проблему снижения мотивации к изучению технологии, освоения стандарта на хорошем  и высоком уровне  при уменьшении количества часов, позволяют подготовить обучающихся к итоговому контролю  в новой форме (ОГЭ, ЕГЭ). Но необходимо помнить, что у тестовых технологий есть и свои минусы: не развивается речь и невозможно отследить ход мысли школьника. Поэтому тестовые технологии должны применяться в комплексе с другими технологиями.            
          Государственная итоговая аттестация в форме ОГЭ и ЕГЭ требует повышенного внимания к тестовым формам контроля. Но это никоим образом не означает, что подготовка к ним должна ориентироваться только на формирование умений выполнять тесты. Только глубокие системные знания, наличие внутрипредметных связей, освоение технологических знаний всех типов и на всех уровнях (репродуктивном, алгоритмическом и творческом) – основа успеха, который будет, достигнут при любых формах контроля.
Литература:
Звонников, В. И. Современные средства оценивания результатов обучения: учебное пособие для вузов по пед. специальностям: рек. УМО вузов РФ / В. И. Звонников, М. Б. Челышкова. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 224 с. – ISBN 978-5-7695-5180-2. – С. 107–124.
Андреев, А. Б. Компьютерное тестирование: системный подход к оценке качества знаний студентов. Усиление практической подготовки студентов к деятельности в условиях рыночной экономики // Материалы Всероссийского практического семинара ректоров (проректоров) вузов. – 2001. – №21. – Пенза, 2001.
Гутгарц, Р. Д. Особенности дистанционного тестирования в Интернете. Современные проблемы экономики региона: сб. науч. тр. – Иркутск, 2001.
Кривошеев, А. О. Разработка и использование компьютерных обучающих программ // Информационные технологии. – 1996. – № 4.
Нардюжев, В. Модели и алгоритмы информационно-вычислительной системы компьютерного тестирования. – М., 2000.
Чешшкова, М. Б. Адаптивное тестирование в образовании. – М., 2000.
Шмелев, А. Г. Адаптивное тестирование знаний в системе «Телетестинг». Школьные технологии / А.Г. Шмелев, А.И. Бельцер
  Ссылки:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


Сервис проверки знаний учащихся [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] немного расширился. Добавлена для учителя возможность скачивать тест и использовать его на компьютере без интернета. На сервисе [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] такой опции пока нет. В настоящее время готовлю статью «Использование бесплатных сервисов для онлайн тестирования по предмету технология».
Схема контроля знаний учащихся Заголовок 115