ОБЪЯСНИТЕЛЬНО – ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ И РЕПРОДУКТИВНЫЙ МЕТОДЫ, КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА.


ОБЪЯСНИТЕЛЬНО – ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ И
РЕПРОДУКТИВНЫЙ МЕТОДЫ,
КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ
НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА.
Последние годы свидетельствуют о значительном повышении интереса к английскому языку. Он признан языком профессионального общения в разных сферах деятельности. Самой главной задачей преподавателя является повышение мотивации к изучению английского языка. 
Содержание программы учебной дисциплины «Английский язык» направлено на достижение следующих целей:
формирование представлений об английском языке как о языке международного общения и средстве приобщения к ценностям мировой культуры и национальных культур;
формирование коммуникативной компетенции, позволяющей свободно общаться на английском языке в различных формах и на различные темы, в том числе в сфере профессиональной деятельности, с учетом приобретенного словарного запаса, а также условий, мотивов и целей общения;
формирование и развитие всех компонентов коммуникативной компетенции: лингвистической, социолингвистической, дискурсивной, социокультурной, социальной, стратегической и предметной;
воспитание личности, способной и желающей участвовать в общении на меж-культурном уровне;
воспитание уважительного отношения к другим культурам и социальным суб-культурам.
Поставленные цели могут быть реализованы при условии использования образовательных методов:
метода объяснительно-иллюстративного обучения, в основе которого лежит информирование, просвещение учащихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у них общеучебных умений и навыков;
Объяснительно-иллюстративный метод обучения (или информационно-рецептивный, как его иногда называют) заключается в том, что преподаватель передает обучающимся готовую информацию с помощью различных средств обучения, а обучающиеся воспринимают, осознают, осмысливают и закрепляют в памяти данную информацию. Роль преподавателя состоит в организации восприятия информации или же способов деятельности (например, по выполнению упражнений). Если же обучающий воспринял и понял сообщенную ему информацию или грамматический материал и сумел связать их со своими собственными знаниями и представлениями, то можно говорить об определенной степени усвоения.
Сообщение информации преподаватель осуществляет с помощью устного слова (рассказ, лекция, объяснение), печатного слова (учебник, справочник и т.д.), наглядных средств обучения (презентации, видео, таблицы и т.д.). Обучающиеся в этот момент слушают, смотрят, манипулируют сведениями, читают, следят, сравнивают новые сведения с ранее изученной, и запоминают.
Объяснительно-иллюстративный метод — один из наиболее экономных способов передачи знаний. Эффективность его проверена многовековой практикой работы образовательных учреждений; этот метод завоевал себе прочное место на всех ступенях обучения. Очень важно, однако, при этом понимать, что использование объяснительно-иллюстративного метода предполагает только осознание, восприятие и запоминание переданной информации. Очевидно, что ограничиваться лишь только этим уровнем знаний студентов невозможно, это противоречит современным целям обучения, воспитания и развития обучающихся. В то же время этот уровень формирования знаний на первом уровне является начальным этапом любого процесса обучения.
Объяснительно-иллюстративный метод обучения часто используется преподавателем иностранного языка в начале изучения какой-либо новой темы, когда у обучающихся отсутствуют знания, необходимые для усвоения этого материала. Задача преподавателя заключается в том, чтобы в каждом отдельном случае определить, с чего лучше начать формирование знаний — со словесного изложения, чтения текста учебника или учебного материала или с организации наглядного восприятия (учебной презентации, таблицы, рисунка и пр.). Решение этих вопросов зависит от характера изучаемого материала и уровня подготовленности группы, т.е. знаний, которые уже накопились у обучащихся к моменту изучения нового материала.
Сильные стороны объяснительно-иллюстративного метода: организационная четкость педагогического процесса, систематический характер обучения, идейно-эмоциональное воздействие личности преподавателя на обучающихся, разносторонность и обилие информации, богатое использование наглядности, технических средств обучения.1 уровень – информативный: на нем выясняются представления студентов и уточняются общепринятые по теме знания, направленные на развитие познавательных процессов таких как память, внимание, мышление.
2 уровень – личностный: на нем у студента следует вызывать положительное эмоциональное отношение к теме занятия, нужно сделать так, чтобы ему захотелось применить к себе полученные знания. Здесь необходимы одобрения, поддержка и принятие обучающегося таким, какой он есть.3 уровень – осознания: На этом уровне развиваются способность к саморегуляции, самопознанию, самопониманию и самоконтролю. А также понимание того, что думают, чувствуют и делают другие люди. Все три уровня обучения и воспитания должны присутствовать на занятии и создавать для участников обогащенную развивающую среду.
Объяснительно-иллюстративная технология носит развивающий характер обучения, если она используется наряду с другими технологиями (проблемно-поисковой,  игровой,  технологией сотрудничества).
В объяснительно-иллюстративной технологии используются такие методы и приемы, как демонстрация, наблюдение, объяснение, экскурсия, беседа, просмотр и обсуждение диафильмов и видеофильмов, создание тематических альбомов и стендов.                                                                                                                                  Главной опорой в усвоении любого познавательного материала  служат наглядные средства. Поэтому демонстрация является одним из важнейших методов в обучении и воспитании обучающихся.
На занятиях используется различного вида наглядность:
1. Натуральные предметы (посуда, вещи).
2. Реальные объекты (предприятия, учреждения, помещения).
3. Муляжи, игрушки, модели, макеты, изображения (предметные, сюжетные) фотографии.
4. Учебные фильмы, видеофильмы (например: могут быть показаны сюжеты, снятые в своем же колледже, осуществление определенных трудовых процессов обучающихся, а также сюжеты и отражающие поведение людей в реальных ситуациях), диафильмы.
5. Практический показ действий преподавателем.
6. Технологические, операционные, предметные планы (карты).
Применение беседы целесообразно на начальном этапе ознакомления с новым материалом для выявления имеющихся у студентов представлений и знаний по данным: на этапах проверки усвоения материала, а также с целью использования обучающимися в речи определенных слов, оборотов,  фраз.
Учитывая возможные трудности при ответе, преподаватель готовит заранее и ряд вспомогательных вопросов, содержащих в себе определенные элементы конструкции ответа, которыми бы воспользовался студент.
При изучении новой темы, я всегда использую наглядные пособия. Например, при изучении предлогов, обучающимся предлагается изучить предлоги с использованием наглядного пособия, переписать новую лексику и зарисовать изображения с целью формирования устойчивой мемотической связи.
При изучении темы «Описание жилища», обучающимся предлагаются следующие наглядные пособия для лучшего запоминания новой лексики:

При изучении темы «Физкультура и спорт, здоровый образ жизни» обучающимся предлагаются следующие наглядные пособия для лучшего запоминания новой лексики:


В СПО объяснительно-иллюстративный метод используется всегда в сочетании с другими методами обучения. Возрастные и психологические особенности обучающихся этого возраста требуют неоднократной смены видов их деятельности для эффективной организации восприятия и усвоения учебного материала.
Во время обучения в СПО, объяснительно-иллюстративный метод, обычно, используют в плавном сочетании с репродуктивный методом. Репродуктивным методом обучения является такой метод, в котором применение ранее изученного осуществляется, основываясь на образец или правило. При использовании такого метода деятельность обучающихся носит характер алгоритма.
Данный способ существует для усвоения навыков и умений, через систему поручений создается деятельность обучаемых по многократному повторению сообщенных им сведений и изображенных методов деятельности. В зависимости от сложности заданий, от способностей учащегося зависит, по продолжительности, сколько раз и с какими интервалами он обязан повторять работу. Одним словом, воспроизведение и повторение способа деятельности по образцу являются важнейшим признаком репродуктивного метода.
Репродуктивный метод обучения применяется в основном для успешного формирования умений, навыков обучающихся, способствует точному воспроизведению полученных знаний, их использованию по заложенному образцу либо же в переделанных, но достаточно опознаваемых ситуациях. Даже название этого метода обрисовывает только деятельность ученика, но по полному описанию способа видно, что он допускает организационную, побуждающую к действиям деятельность преподавателя. Для того чтобы повысить эффективность репродуктивного метода преподавателями и методистами разрабатывается специальная структура репродуктивных методов обучения, включает она упражнения и задания (под названием «дидактические материалы»). Однако, необходимо помнить давно известную правду о том, что количество повторений совсем не всегда прямо пропорционально качеству усвоенных знаний. При общем значении репродукции использование большого объема заданий, задач, упражнений одного типа понижает интерес обучающихся к усвояемому материалу. Потому необходимо строго дозировать меры по использованию репродуктивного метода обучения, при этом вести учет индивидуальных возможностей обучающихся. На протяжении одного стандартного урока преподаватель может объяснить обучающимся новый материал, применяя объяснительно-иллюстративный метод, провести закрепление вновь изученного, организовывая его репродукцию, также может опять продолжить объяснение новой информации. Такая примерная смена способов обучения содействует смене вида и формы деятельности обучающихся, делает урок более динамичным, увеличивает таким способом интерес студентов к изучаемому предмету. Для обретения навыков, умений и знаний через систему специальных заданий организовывается деятельность студентов по не одноразовому воспроизведению данных им знаний их деятельности. От того, насколько тяжело задание, от умственных способностей обучающегося напрямую зависит, какое время, какое количество раз и с какими временными промежутками он должен выполнять повторно эту работу. Учеными установлено, что усваивание новых слов при тщательном изучении иностранного языка требует того, чтобы данные слова встретились примерно 20 повторений на каком-то определенном сроке. Одним словом можно сказать, что воспроизведение и повтор метода деятельности по образцу являются основным признаком репродуктивного метода обучения. Такой метод обучения обогащает студентов знаниями, умениями и навыками, формирует у них главные мыслительные операции, такие как сравнение и обобщение, анализ и синтез, но не может гарантировать развитие творческих способностей.  Репродуктивный характер мышления характеризует активное принятие и запоминание преподносимой преподавателем и другими источниками новой информации. Использование данного метода не возможно без применения словесных, практических и наглядных способов и приемов обучения, являющиеся материальной основой таких методов. В технологиях обучения репродуктивного направления выделяют следующие основные признаки. Главное и значимое преимущество такого метода – это экономность. За счет этого обеспечивается возможность передачи немалого объема знаний за минимальный срок. При многоразовом повторении прочность полученных знаний может быть крепкой. При репродуктивных методах наглядность обучения применяется с целью более активного и точного запоминания получаемой информации. Специальные репродуктивные упражнения наиболее эффективно содействуют обработке практических умений, так как превращение умений в навыки тоже требует многократных действий по заложенному образцу.
Например, при изучении темы «Описание жилища», в упражнении №3 обучающимся предлагается описать номер отеля по образцу, используя начало предложений из упражнения №2:
There’s a bad. There isn’t a _______. There are some ______. There aren’t any ______.

При изучении темы «Хобби» в учебнике английского языка для учреждений СПО Planet of English предлагается рассказать о своем хобби, используя следующие подсказки:
I have … (many, several, a few, only one) hobby/hobbies.
My favourite hobby is…
I enjoy…
It is … (expensive, cheap, free).
I do it … (in a company, alone).
This hobby is done …(inside, outside).
I love it because it is … (funny, relaxing, intellectual etc).
The best thing about my hobby is that…
But I don’t like…
После объяснения нового материала, упражнения выполняются, обычно, под руководством преподавателя. Таким образом, комментирование будет полезно. Комментирование подводит студента к четкому осмыслению каждого его действия, дает возможность преподавателям вносить весомые поправки в различные действия обучающихся, грамотно устранять ошибки. Тренировочные упражнения нацелены на многократное повторение необходимых действий, для того чтобы выработать умения и навыки. Подобные упражнения соединяют в одну систему преподносимых заданий, которые предполагают постепенный нарост степени сложности, а также творческой самостоятельности в деятельности обучающихся. Также вместе со способом обучения, рассмотренным выше, нужно применять ещё и такие методы обучения, которые организуют активную поисковую деятельность учеников.
Рассмотренные методы обогащают обучающихся знаниями, умениями и навыками, формируют у них основные мыслительные операции (анализ, синтез, абстрагирование и т. д.), но не гарантируют развития творческих способностей, не позволяют планомерно и целенаправленно их формировать. Эта цель достигается продуктивными методами.
Список литературы
Селевко, Г.К. Технология мастерских К.Г.Селевко // Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, -1998.-№2- С. 161-166.
Скоробогатова, Г.Г. Технология педагогической мастерской – образовательная технология саморазвития личности. – М., Педагогические технологии. 2007. №1 С.97-102.
Безкоровайная Г.Т., Койранская Е.А., Соколова Н.И., Лаврик Г.В. Planet of English: учебник английского языка для учреждений СПО. – М., -2014.