Образовательный проект Интерактивные игры как средство повышения познавательной активности учащихся с интеллектуальными нарушениями при изучении модуля История Таштагола


муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №19 VIII вида»
«Интерактивные игры как средство повышения познавательной активности учащихся с интеллектуальными нарушениями при изучении модуля «История Таштагола»
Образовательный проект
Разработал:
Озеров Александр Викторович,
учитель истории и обществознания
МКС (к) ОУ «Специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат №19 VIII вида»
Таштагол, 2015
Паспорт проекта
Наименование проекта «Интерактивные игры как средство повышения познавательной активности учащихся с интеллектуальными нарушениями при изучении модуля «История Таштагола»
Разработчик проекта Озеров А. В. – учитель истории и обществознания
Цель и задачи проекта Цель: разработка комплекса интерактивных дифференцированных игр, способствующих повышению учебной мотивации учащихся с интеллектуальными нарушениями при изучении материала по краеведению.
Задачи:
- обновить имеющийся в курсе «История родного края» модуль «История Таштагола» с учетом современной информации, касающейся города и района;
- обеспечить внедрение современных информационных технологий в уроки по изучению краеведческого материала;
- обучить учащихся навыкам работы с интерактивными заданиями;
- апробировать интерактивные игры и учесть её результаты в практической деятельности;
- познакомить педагогов школы и района с опытом по апробации элементов разработанного методического обеспечения по изучению истории родного края в 7 классе;
- организовать презентацию комплекса интерактивных игр.
Сроки реализации проекта Октябрь – декабрь 2015 года
Этапы реализации проекта 1 этап. Подготовительный (октябрь 2015 г.)
2 этап. Практический (ноябрь-декабрь 2015 г.)
3 этап. Обобщающий (декабрь 2015 г.)
Целевая аудитория Учащиеся школы
Ожидаемые конечные результаты реализации проекта 1. Создание комплекса интерактивных дифференцированных игр по модулю «История Таштагола».
2. Формирование элементов ИКТ-компетенции у обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
3. Разработанное методическое обеспечение представлено на педагогическом совете школы, размещено на персональном сайте учителя истории Озерова А. В. (aleksandrozerov.ucoz.ru) и его личной странице на интернет-портале ПроШколу.ру (http://www.proshkolu.ru/user/ozerov87/), а также в разделе «Методическая копилка» сайта образовательного учреждения (tashschool19.ucoz.ru) для обобщения педагогического опыта по его применению в урочной деятельности по краеведению.
Актуальность и постановка проблемы
До настоящего времени методическому обеспечению краеведческой работы с учащимися с нарушениями интеллектуального развития уделено недостаточно внимания. Краеведческий материал в основном рассматривается как вспомогательный для изучения основного учебного материала, а задачи формирования собственно краеведческих представлений решаются только применительно к старшему школьному возрасту.
Особую роль в процессе усвоения детьми краеведческих знаний может и должна играть учебная книга - важный источник информации и средство ее усвоения. Работа с книгой способствует повышению уровня интеллектуального развития школьников, позволяет расширить, уточнить и закрепить знания о той местности, в которой они живут. Чрезвычайно важно, чтобы её содержание содействовало развитию интереса и воспитанию любви школьников к своей малой Родине.
В МКС (К) ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №19 VIII вида» нет учебников по изучению истории Горной Шории и Кузбасса. Поэтому автором проекта было разработано учебное пособие по истории родного края для 7-х классов.
Теперь непосредственно о самом курсе «История родного края».
Он состоит из 4 разделов: «История Кузбасса», «История Таштагола», «История шорского народа», «История городов Кузбасса».
Апробация данного курса проходит на базе школы-интерната №19 г. Таштагола на протяжении трех лет, как в форме уроков, так и во внеурочной деятельности: был проведен открытый урок по теме «Развитие Таштагола в послевоенный период (1946 – 1990 годы)»; внеклассное мероприятие, посвященное 50-летнему юбилею города Таштагола; открытое внеклассное мероприятие в рамках районного конкурса «Урок года», «Проект «Семь десятков Великой Победы», посвященное семидесятилетнему юбилею Победы нашей Родины в Великой Отечественной войне; экскурсия по памятникам города Таштагола, посвященным ВОВ; экскурсия по достопримечательностям города Таштагола, после которой ребятам было дано задание сделать рисунки; посещение музея этнографии и природы Горной Шории и ФГУП ВГСЧ; в кабинете истории оформлены стенды «Символы Кемеровской области и Таштагольского района» и «Памятники Таштагола».
Но в последнее время возникает проблема: как повысить познавательную активность учащихся с нарушениями интеллектуального развития и создать для каждого ситуацию успеха на уроках по изучению истории родного края? Помощь в решении данной проблемы могут оказать информационно-коммуникационные технологии, т.к. именно к ним в настоящее время предпочитают обращаться современные подростки и педагоги.
Перспективным направлением развития коррекционного образования в рамках специальной школы является использование новых информационных технологий. Разумеется, информационные технологии не способны избавить ребенка с интеллектуальными нарушениями от его недостатка и снять все возникающие в связи с этим проблемы. Однако осознание того, что ему становятся доступны неведомые раньше знания, умения, формы общения, игры, управление непосредственно окружающей его обстановкой, дает ему веру в свои силы.
На актуальность проблемы использования информационных технологий в учебном процессе с учащимися школы VIII вида указывают несоответствия и противоречия между: интенсивным характером внедрения информационных технологий во все сферы жизни общества и недостаточной их освоенностью в условиях специального образования; имеющимися у школьников с нарушениями интеллекта возможностями в овладении информационными технологиями и отсутствием в программе предмета Информатика и ИКТ; необходимостью совершенствования учебно-воспитательного процесса в специальных школах с использованием информационных технологий и неразработанностью дидактических аспектов их внедрения в учебный процесс для учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
Использование информационных технологий на уроках в коррекционной школе можно отнести к наглядным средствам обучения. Так как чаще всего используются различные презентации, выполненные в программе PowerPoint.
В России в последнее время выпускается большое количество мультимедийных продуктов, предназначенных для использования в основном образовании. Это мультимедийные энциклопедии, репетиторы, обучающие программы, виртуальные экскурсии по музеям и т.д.
Однако, несмотря на значительное количество программных продуктов, их использование не предназначено в коррекционных школах VIII вида. Если их использовать то не в полной мере, как они задуманы для массовой школы, а выборочно.
Поэтому наиболее приемлемым способом использования компьютерных технологий является применение программы Microsoft PowerPoint, с помощью который можно создавать не только традиционные презентации, но и интерактивные упражнения и игры. Интерактивный – означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо (человеком) или чем-либо (например, компьютером).
Цель: разработка комплекса интерактивных дифференцированных игр, способствующих повышению учебной мотивации учащихся с интеллектуальными нарушениями при изучении материала по краеведению.
Задачи:
- обновить имеющийся в курсе «История родного края» модуль «История Таштагола» с учетом современной информации, касающейся города и района;
- обеспечить внедрение современных информационных технологий в уроки по изучению краеведческого материала;
- обучить учащихся навыкам работы с интерактивными заданиями;
- апробировать интерактивные игры и учесть её результаты в практической деятельности;
- познакомить педагогов школы и района с опытом по апробации элементов разработанного методического обеспечения по изучению истории родного края в 7 классе;
- организовать презентацию комплекса интерактивных игр.
Сроки реализации проекта
1 этап – подготовительный – октябрь 2015 г.:
Анализ состояния проблемы;
Знакомство исполнителей проекта с возможностями программы Microsoft PowerPoint по созданию интерактивных упражнений и игр;
Сбор и систематизация обновленной информации по имеющемуся модулю «История Таштагола»;
Разработка программы деятельности.
2 этап – практический – ноябрь-декабрь 2015 г.:
Знакомство педагогов школы и района с преподаванием краеведческого материала через курс «История родного края»;
Проведение экскурсионной работы для обучающихся;
Разработка дифференцированных вариантов интерактивных игр;
Апробация разработанного комплекса интерактивных игр на уроках краеведения;
Перенос накопленной информации и материалов в Internet на Web-сайте школы и персональном сайте учителя истории Озерова А.В.
3 этап – обобщающий – декабрь 2015 г.:
Анализ результатов и корректировка проекта;
Обобщение опыта работы.
Участники проекта: учащиеся 7-х классов, педагогический коллектив и администрация школы.
Содержание деятельности
Этапы реализации инновационного проекта Содержание деятельности Исполнители
1 этап
Подготовительный -
октябрь 2015 года
Цель: создание ресурсной базы для разработки интерактивных игр.
Основные задачи этапа и направления деятельности:
1. Собрать и систематизировать обновленную информацию по истории города Таштагола и Таштагольского района.
2. Изучить и проанализировать информацию о новых формах деятельности на уроках краеведения;
3. Приступить к разработке интерактивных игр. 1. Изучение нормативно-правовой базы и научно – методической литературы по данной проблеме.
2. Знакомство с опытом работы по применению интерактивных игр в урочной деятельности.
3. Изучение современных информационных технологий и применение их в работе по изучению краеведческого материала.
Руководитель проекта
2 этап
Практический -
ноябрь-декабрь 2015 года
Цель: внедрение современных информационных технологий в работу на уроках по изучению модуля «История Таштагола».
Основные задачи этапа и направления деятельности:
1. Разработать комплекс интерактивных игр.
2. Обучить учащихся навыкам работы с интерактивными заданиями.
3. Организовать презентацию комплекса дифференцированных интерактивных игр. 1. Организация и проведение экскурсий для обучающихся 7-х классов с целью их знакомства с достопримечательностями города Таштагола.
2. Проведение уроков по истории родного края с использованием интерактивных дифференцированных игр.
3. Размещение разработанного комплекса интерактивного методического обеспечения по изучению краеведческого материала на сайте образовательного учреждения и учителя истории Озерова А.В., а также личной странице руководителя проекта на интернет-портале ПроШколу.ру. Руководитель проекта
3 этап
Обобщающий -
декабрь 2015 года
Цель: обобщение и распространение опыта работы по внедрение современных информационных технологий в урочную деятельность по изучению истории родного края. 1. Анализ результатов и корректировка проекта.
2. Обобщение опыта работы по апробации комплекса интерактивных игр на педагогическом совете школы. Руководитель проекта
Методы реализации проекта:
изучение современных интерактивных и ИКТ образовательных технологий;
словесные (рассказ, описание, объяснение, беседа, работа с учебным пособием);
проектирование;
исследовательский (учитель направляет, дети самостоятельно исследуют);
репродуктивный (воспроизведение и применение информации);
частично-поисковый (дети пытаются сами найти путь к решению проблемы);
наглядный (наблюдение, демонстрация);
стимулирование и мотивация интереса к проекту;
индивидуальные и групповые консультации;
обобщение и анализ опыта работы.
Ресурсное обеспечение
Кадровые ресурсы:
Учитель истории и обществознания Озеров А.В.
Педагоги школы, прошедшие подготовку по ИКТ – технологиям.
Материально-технические ресурсы (имеющиеся в наличии):
Личный компьютер учителя истории Озерова А.В.
Мультимедийный проектор
Экран