Статья по теме: Адаптация детей к условиям обучения в современной школе


Адаптация детей к условиям обучения в современной школе
Аннотация: в статье раскрываются понятия адаптации и дезадаптации ребенка в современной школе. Их особенности и характеристики.
На мой взгляд данная тема очень актуальна в наше время, ведь умение контактировать, находить друзей закладывается именно в данном возрасте.
Достигнув 6-7-летнего возраста, ребенок из комфортных условий детского сада попадает в жесткий режим школьной жизни, что отрицательно сказывается на его эмоциональном и психологическом состоянии.
Адаптация к школе - это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему. Большинство первоклассников приходят в школу из детского сада. Там были игры, прогулки, спокойный режим, дневной сон, всегда рядышком воспитательница. Там нынешние первоклассники были самыми старшими детьми! В школе все по-другому: здесь - работа в достаточно напряженном режиме и новая жесткая система требований. Для того, чтобы приспособиться к ним, нужны силы и время. Ребенка, пришедшего впервые в школу, встретит новый коллектив детей и взрослых. Ему нужно установить контакты со сверстниками и педагогами, научиться выполнять требования школьной дисциплины, новые обязанности, связанные с учебной работой. Опыт показывает, что не все дети готовы к этому. Некоторые первоклассники, даже с высоким уровнем интеллектуального развития, с трудом переносят нагрузку, к которой обязывает школьное обучение. Психологи указывают на то, что для многих первоклассников, и особенно шестилеток, трудна социальная адаптация, так как не сформировалась еще личность, способная подчиняться школьному режиму, усваивать школьные нормы поведения, признавать школьные обязанности. [1]
Период адаптации ребенка к школе длится от 2-3 недель до полугода. Это зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей ребенка, типа учебного заведения, уровня сложности образовательных программ, степени подготовленности ребенка к школе и т.д.
Период адаптации подразделяют на различные этапы:
Острая адаптация (первые 2-3 недели) - это самое тяжелое время для ребенка. В этот период на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, в результате в сентябре многие первоклассники болеют.
Неустойчивое приспособление - организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия.
Период относительно устойчивого приспособления - организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.
При изучении данной темы нами было проведено исследование по методике Н. Лускановой. Цель: определить уровень школьной адаптации.
Обучающимся был представлен опрос-тест, состоящий из 10 вопросов. На каждый из вопросов есть три варианта ответов, учащимся нужно выбрать только один.
Тебе нравится в школе? не очень – 8% (2 чел), нравится -79% (19чел), не нравится – 13% ( 3 чел))
Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома? чаще хочется остаться дома -16% (4 чел), бывает по-разному – 21% (5чел), иду с радостью – 63% (15чел)
Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома? не знаю -4% (1 чел), остался бы дома – 29% (7чел), пошел бы в школу -67% (16чел)
Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки? не нравится -46% (11чел), бывает по-разному -16% (4 чел), нравится – 38% ( 9чел)
Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий? хотел бы - 33% (8 чел), не хотел бы – 57% (14 чел), не знаю -10% (2 чел)
Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены? не знаю -4% (1 чел), не хотел бы – 38% ( 9чел), хотел бы – 58% (14 чел)
Ты часто рассказываешь о школе родителям? часто -75% (18чел), редко – 12% (3 чел), не рассказываю -13% ( 3 чел)
Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель? точно не знаю -16% (4 чел), хотел бы – 29% (7чел), не хотел бы – 55% (13 чел)
У тебя в классе много друзей? мало - 16% (4 чел), много -83% (20чел), нет друзей
Тебе нравятся твои одноклассники? нравятся -75% (18чел), не очень -20% (5чел), не нравятся 5% (2 чел)
Обработка. Для возможности определения детей по уровню школьной адаптации использовалась система бальных оценок:
ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций – 3 баллов;
нейтральный ответ (не знаю, бывает по-разному и т.п.) – 1 балл;
ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к школе, к той или иной школьной ситуации – 0 баллов.
По данной методике, при помощи ключа, можно разделить результаты учащихся на пять уровней
1. 25 – 30 баллов (максимально высокий уровень) – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны.
2. 20 – 24 балла – хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеет большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
3. 15 – 19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени.
4. 10 – 14 баллов – низкая школьная мотивация. Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности.
5. Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителями. Могут плакать, проситься домой. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.
Исходя из данного исследования можно сделать вывод, что период адаптации, у исследуемых детей, проходит достаточно успешно практически у всех детей. Дети спокойно, уверенно себя чувствуют, быстро привыкли к коллективу, ближе узнали своих одноклассников, приобрели друзей.
Список литературы:
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Адаптация первоклассников в школе. [Электронный ресурс] http://festival.1september.ru/ - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/575309/