План курсов для родителей (законных представителей) несовершеннолетних детей по основам детской психологии и педагогике».


Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области «Пролетарская специальная школа-интернат»
(ГКОУ РО Пролетарская школа-интернат)

Утверждаю
Директор
школы-интерната

План курсов для родителей (законных представителей) несовершеннолетних детей по основам детской психологии и педагогике».
Введение
На современном этапе развития общества существует явный дефицит психологических знаний, недостаточно развита психологическая культура населения, предполагающая интерес к другому человеку, уважение особенностей его личности, умение и желание разобраться в своих собственных отношениях, переживаниях, поступках, что особенно ярко проявляется в условиях многоканальной социализации личности ребенка.
Существует прямая зависимость влияния семейного фактора на особенности развития ребенка. Поэтому только при наличии единого стиля требований семьи и школы можно рассчитывать на успех. Каким вырастет ребенок - во многом зависит от родительской компетентности, от того насколько мама и папа знают и применяют технологии эффективного взаимодействия с ребенком, воспитания и развития. 
Для того чтобы быть успешными родителями, необходимо знать основы возрастной психологии, владеть технологиями взаимодействия с ребенком. Психологическая грамотность родителя во многом выступает залогом успешности ребенка и гармоничности отношений в семье.  В свою очередь, повышение уровня психолого – педагогической компетентности родителей через просвещение в вопросах воспитания и обучения способствует оптимизации детско – родительских отношений и является профилактикой различных проблем личностно – социального развития детей.
Перед практическим психологом образования стоит очень важная задача - повышать уровень психологической культуры родителей и тех специалистов, которые работают с детьми.
Повышение психолого – педагогической грамотности родителей оказывается эффективным в условиях реализации системной работы с родителями.
Для организации работы с родителями, необходимо учитывать функции взаимодействия семьи и образовательного учреждения:
1. Информационная. 
2. Воспитательно – развивающая. 
3. Формирующая. 
4. Охранно – оздоровительная. 
5. Контролирующая. 
6. Бытовая. 
Практическая работа педагогов-психологов с родителями детей в образовательном учреждении может реализоваться через коллективные и индивидуальные формы взаимодействия: 
- психолого-педагогическое просвещение;
- психологическое консультирование;
-психолого-педагогический анализ семьи (изучение семьи с целью выявления ее возможностей по воспитанию своих детей, анализ промежуточных и конечных результатов их совместной деятельности); 
- формирование активной педагогической позиции родителей, через совместные действия; 
Процесс взаимодействия семьи и школы-интерната направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами. 
Условия оптимального сотрудничества семьи и образовательного учреждения
1. Единство требований к учащимся. 
2. Согласованность действий (законы, защищающие семью и ребенка, знание обеими сторонами психологических особенностей ребенка). 
3. Взаимодополнение влияний (авторитет родителей, личность педагога, единая трактовка влияния улицы, средств массовой информации). 
4. Преодоление недостатков в формировании личности (работа с детьми, находящимися в особо трудных условиях, психологическая коррекция). 5. Совместная работа по закреплению и развитию успехов ребенка. 6. Повышение психолого-педагогической культуры родителей. 
7. Различные формы сотрудничества с родителями. 
Дифференцированный подход в работе с родителями (законными представителями)
Дифференцированный подход является одним из методов индивидуализации работы с родителями. Можно предложить один из вариантов дифференцированного подхода, основанного на типологии семей, сгруппированных по принципу возможности использования их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка. 
В отечественной психологии выделяют следующие типы семей (Ткаченко И.В, В.И. Гарбузов, А.И.Захаров): 
1 тип: Семьи с высоким уровнем нравственных отношений. В них здоровая моральная атмосфера, дети получают возможность для развития своих способностей. Частое вмешательство педагога здесь не нужно, хотя отдельные советы и предостережения, связанные с особенностями воспитания, не исключаются. 
2 тип: Семьи, характеризующиеся нормальными отношениями между родителями, но при этом не обеспечивающие положительную направленность в воспитании детей. Дети могут быть в центре «особых» забот родителей, в связи с чем у ребенка развиваются эгоистические тенденции, что, безусловно, требует внимания педагога. 
3 тип: Конфликтные семьи. В таких условиях родителям не до детей, они сами не могут разобраться в своих отношениях. Ни о каком разумном воспитании нет и речи, все пущено на самотек. Нужно активное педагогическое воздействие, чтобы изменить микроклимат в семье, не потерять растущего в ней человека. 
4 тип: Внешне благополучные семьи, в которых процветает бездуховность, отсутствуют истинные нравственные ценности, эмоциональная связь поколений часто нарушена. Но некоторые дети хорошо усваивают психологию внешнего благополучия, поэтому воспитательная работа с такими семьями особенно трудна. 
5 тип: Неблагополучные семьи, для которых характерны грубость, скандалы, аморальное поведение. Такие семьи требуют постоянного внимания педагога, общественности, а иногда и активного вмешательства, чтобы защитить интересы детей. 
Свою работу с родителями педагоги-психологи и педагоги могут строить на методике контактного взаимодействия. 
Методика контактного взаимодействия педагога-психолога и педагога с родителями
1. Поиск контактов (процесс первого общения). 
2. Поиск общей темы (анкетирование родителей, наблюдение, индивидуальные беседы). 
3. Установление общих требований к воспитанию ребенка (педагогическое сотрудничество). 4. Упрочнение сотрудничества в достижении общей цели (стадия прогнозирования возможных вариантов отношений учителя с родителями.). 5. Реализация индивидуального подхода (выработка ряда согласованных мер, направленных на воспитание и перевоспитание ребенка). 
6. Совершенствование педагогического сотрудничества (анализ совместных действий родителей и учителя, направленной на коррекцию поведения школьников). 
Методы изучения семей 
1. Наблюдение. 
2. Подключенное наблюдение (подключение психолога, классного руководителя, социального педагога и т.д.) 
3. Индивидуальные беседы. 
4. Тестирование. 
5. Анкетирование. 
6. Диагностика. 
7. Деловые игры. 
8. Анализ детских рассказов и рисунков о семье. 
На основании полученных данных можно заполнить социальный паспорт семьи. 
Чтобы работа с родителями давала конкретные результаты необходимо использовать различные формы работы. Важным условием является инициирование активности родителей и возможность ими самостоятельного выбора формы совместной деятельности.
Формы работы с родителями
1. Встречи за «круглым столом». 2. Родительские собрания. 3. Индивидуальные встречи «разговор по душам». 4. Встречи с администрацией 5. День открытых дверей. 6. Класс-концерты 7. Письменный телефон (ящик) доверия. 8. Совместные праздники. 9. Семейные конкурсы. 
При работе с родителями важно использовать дифференцированный подход и запрос родителей на помощь и форму взаимодействия. Это позволит педагогу-психологу оказать адресную помощь родителям, а педагогу составить конкретный план работы с семьей.  

План проведения курсов для родителей

п/п Тема мероприятия Срок проведения Форма работы с родителями
1. Как облегчить социально-психологическую адаптацию ребёнка в школе Сентябрь
1-2 неделя лекция, рекомендации,
памятки
2. Симптомы подросткового кризиса. Октябрь 1-2 неделя классное собрание, информирование памятками
3. Как уберечь ребёнка от зависимостей 28.10.2016 родительское собрание, информирование памятками
4. Психологические особенности юношеского возраста
25.12.2015-
26.12.2015 Круглый стол, рекомендации
5. «Трудный подросток или трудные дети или их родители» 26.03.2016 Лекция, информирование памятками
6. Опасности подросткового возраста
10.04.2016 Лекция, консультирование, классные собрания
7. "Подросток в мире вредных привычек" 30.05.2016 Родительское собрание, практикум
1.Тема: «Как облегчить социально-психологическую адаптацию ребенка к школе?»
Начало обучения в школе – важнейший этап в жизни любого малыша и его родителей. Как правило, в шесть-семь лет дети уже проявляют интерес к школьной жизни, их привлекает статус ученика. Но вся готовность и радужные надежды, которые ребенок связывает со школой, нередко сменяются стрессом, который приходится испытывать каждому новоиспеченному первокласснику.
Первые дни ребенка в школе сопровождаются колоссальным напряжением всех ресурсов детского организма, ведь в этот период полностью меняются условия жизни, режим дня и тип ведущей деятельности.
Педагоги и психологи создают и совершенствуют специальные программы для успешной адаптации ребенка в школе. Как помочь ребенку в школе? Адаптация малыша пройдет быстро и успешно, если родители поддержат его в этот нелегкий период жизни. Советы, как помочь первокласснику, чтобы адаптация и социализация были успешными.
Основные компоненты адаптации
Адаптацией называют приспособление организма к новым условиям жизни. Адаптация ребенка в школе может длиться от двух месяцев до полугода.
Перечислим ее основные компоненты:
Психологическая адаптация. В коллективе первоклассников ребенок уже более отчетливо ощущает себя личностью. Во время учебного процесса формируются нормы поведения в обществе и самооценка. У всех первоклассников разный уровень дошкольной подготовки, поэтому, чтобы избежать психологического дискомфорта, на период социализации и адаптации ребенка в школе преподаватели воздерживаются от отметок. Социализация ребенка в школе - малыш знакомится с новым коллективом, учится общаться, пытается решать конфликты и межличностные проблемы. Родители должны научить первоклассника, как преодолевать сложности в общении и правильно реагировать на них. Физиологическая адаптация. Ребенок не привык долго сидеть на месте, он переживает, что ограничили его привычную физическую активность и свободу действий. Успех физиологической адаптации зависит от правильной организации режима дня, чередования отдыха с нагрузками.
Как помочь ребенку в школе?
Чтобы сообща преодолевать все трудности адаптации и социализации ребенка в школе, родители должны проявлять понимание и участие.
Если вы будете следовать простым советам, то ваш малыш сможет пройти испытания и добьется успехов в учебе.
Не перегружайте первоклассника, пусть он еще на какое-то время побудет ребенком. Родители пытаются устроить малыша в дополнительные кружки и секции, и от переутомления школьник становится замкнутым и раздражительным. Поэтому желательно водить его в разные кружки до начала учебного года или можно еще подождать один год.
Если есть возможность, лучше не отдавать первоклассников на продленку, поскольку она может служить дополнительным стрессовым фактором.
В первые дни ребенка в школе очень важно создать максимально комфортную атмосферу (начиная от прически и заканчивая выбором пенала). Если со школой будет связаны положительные эмоции, то первоклассник будет радовать вас своими успехами.
Обязательно выделяйте ребенку достаточное количество времени для отдыха. Лучший отдых после школьных занятий – активная прогулка или дневной сон. Оптимальное время для выполнения домашних заданий – с пяти до семи часов вечера.
Не забывайте хвалить своего школьника, не критикуйте его из-за ошибки в тетради или забытого стихотворения.
Для успешной адаптации ребенка в школе родители должны внимательно выслушивать его рассказы, давать обратную связь. Ребенок делится с родителями тем, что для него действительно важно, и что стоит внимания.
Нарушился аппетит, сон и нет желания учиться ‒ это признаки того, что адаптация проходит нелегко.
Социализация ребенка в школе
Родители должны интересоваться не только успехами ребенка в школе, но и любыми школьными событиями. Если дети расскажут вам о переменах прожитого дня, то они не только почувствуют себя нужными, но и смогут оценить свое поведение в разных ситуациях со стороны.
Прекрасно, если у ребенка будет возможность встречаться с одноклассниками во внешкольное время. Общие интересы и дружеские отношения ускорят социализацию ребенка к школе.
Родители должны объяснить малышу, что для успешного построения отношений в школьном коллективе необходимо знать следующие правила:
- не ругаться без причины;
- соглашаться на предложение играть вместе, а если не позвали в игру, то спросить разрешения на участие;
- в любой игре надо соблюдать правила, стараться не подвести других игроков в команде;
- нельзя ябедничать и дразниться;
- не отдавать свои вещи, но и не трогать чужие;
- не спорить с преподавателем из-за отметок, нельзя обижаться на учителя и расстраиваться;
быть аккуратным.
Если ребенок будет соблюдать эти несложные правила, то адаптация пройдет быстро и максимально безболезненно. Первоклассник не будет отвлекаться.
2. Тема: «Симптомы подросткового кризиса»
В подростковом возрасте могут с чрезмерной скоростью происходить изменения, связанные с ростом организма. В этом случае подростку трудно справиться с ситуацией. В лучшем случае он взывает о помощи, обращаясь к близким взрослым. "Мама, я весь дрожу и мне чего-то все время хочется. Я ем кислое, горчицу и другое, но не могу ничего найти. Ох, как мне тяжело". Мать этого отрока предложила ему записаться в атлетическую секцию, начала контролировать пищу. Скоро мальчик сообщил, что испытал облегчение от навалившейся на него "лишней энергии".
Многие подростки, подпадая под зависимость от физического состояния, начинают сильно нервничать и обвинять себя в несостоятельности. Эти ощущения часто не осознаются, а подспудно формируют напряженность, с которой подростку трудно справиться. На таком фоне любые внешние трудности воспринимаются особенно трагически.
Подростковый возраст - период отчаянных попыток "пройти через все". При этом подросток по большей части начинает свой поход с табуированных или прежде невозможных сторон взрослой жизни. Многие подростки "из любопытства" пробуют алкоголь и наркотики. Если это делается не для пробы, а для куража, возникает физическая зависимость. Но и баловство, пробы могут привести к психологической зависимости, что проявляет себя в возникновении напряженности, тревоги, раздражительности.
Подростки достаточно легкомысленно относятся к человеческим порокам и слабостям и в результате быстро приобщаются к алкоголю и наркотикам, превращая их из источника ориентированного поведения (любопытства) в предмет своих потребностей. На этом фоне, рефлексируя на свое "падение", подросток нередко превращает его в форму своего самоутверждения, заглушая внутреннее чувство потери себя, своего личного кризиса.
Подростки с большим любопытством относятся к сексуальным отношениям. Там, где слабы внутренние тормоза, где слабо развито чувство ответственности за себя и другого, прорывается готовность к сексуальным контактам с представителями противоположного, а иногда и своего пола. Высокая степень напряжения до и после сексуального общения ложится сильнейшим испытанием на психику. Первые сексуальные впечатления могут оказать влияние на сферу сексуальной жизни взрослого человека. Поэтому важно, чтобы эти впечатления отражали достойные формы взаимодействия юных сексуальных партнеров. Многие подростки на почве неблагополучного опыта обретают неврозы, а некоторые - и венерические заболевания. Все эти формы новой жизни подростков ложатся на психику тяжелым бременем. Напряженность от неопределенности жизни в новом качестве (курильщик, сексуальный партнер и др.) в результате потери самоидентичности толкает многих подростков в состояние остро переживаемого кризиса.
Отдельно следует указать на отроческий кризис, связанный с духовным ростом и изменением психического статуса. Хотя в этот период происходит объективное изменение социального положения отрока (возникают новые отношения с близкими, сверстниками, учителями; расширяется поле деятельности и др.), наиважнейшим фактором, влияющим на возникновение кризиса, являются рефлексия на внутренний мир и глубокая неудовлетворенность собой. Потеря идентичности с самим собой, несовпадение прежних представлений о себе с сегодняшним образом - вот основное содержание отроческих переживаний. Неудовлетворенность может быть столь сильной, что появляются навязчивые состояния: непреодолимые угнетающие мысли о себе, сомнения, страхи. При этом сохраняется критическое отношение к этим состояниям, что усугубляет тяжелые чувства подростка.
Многие подростки переживают кризис во внешних проявлениях негативизма - бессмысленном противодействии другому, немотивированном противостоянии (часто родителям). Задача близких взрослых и психологов здесь однозначна - необходимо включиться в проблемы отрока и постараться облегчить его жизнь в этот период. ( Как помочь подростку справиться со своим состоянием? )Не всякий подросток, однако, проходит столь тяжелое испытание душевным кризисом. А те, кто проходят, по большей части выбираются из него самостоятельно: близкие нередко не догадываются о душевных бурях своих дорогих чад. (Источник: Мухина В.С. "Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество")Кризис 13 лет
Это кризис социального развития, напоминающий кризис 3 лет ("Я сам"), только теперь это "Я сам" в социальном смысле. В литературе описан как "возраст второй перерезки пуповины, "негативная фаза полового созревания". Характеризуется падением успеваемости, снижением работоспособности, дисгармоничностью во внутреннем строении личности. Человеческое Я и мир разделены более, чем в иные периоды. Кризис относится к числу острых.
Симптомы кризиса
Наблюдается снижение продуктивности и способности к учебной деятельности даже в той области, в которой ребенок одарен. Регресс проявляется, когда задается творческое задание (например, сочинение). Дети способны выполнять так же, как и прежде, только механические задания. Это связано с переходом от наглядности и знания к пониманию и дедукции (выведение следствия из посылок, умозаключение). То есть происходит переход на новую, высшую ступень интеллектуального развития. По Пиаже, это 4 период умственного развития. Это не количественная характеристика интеллекта, а качественная, которая влечет за собой новый способ поведения, новый механизм мышления. На смену конкретному приходит логическое мышление. Это проявляется в критицизме и требовании доказательств. Подросток теперь тяготится конкретным, его начинают интересовать философские вопросы (проблемы происхождения мира, человека). Охладевает к рисованию и начинает любить музыку, самое абстрактное из искусств. Происходит открытие мира психического, внимание подростка впервые обращается на других лиц. С развитием мышления наступает интенсивное самовосприятие, самонаблюдение, познание мира собственных переживаний. Разделяется мир внутренних переживаний и объективная действительность. В этом возрасте многие подростки ведут дневники. Новое мышление оказывает влияние и на язык, речь. Эту стадию можно сравнить только с ранним детством, когда развитие мышления продвигается вслед за развитием речи. Мышление в подростковом возрасте не одна из функций в ряду других, а ключ для всех остальных функций и процессов. Под влиянием мышления закладываются основы личности и мировоззрения подростка. Мышление в понятиях перестраивает и низшие, ранние функции: восприятие, память, внимание, практическое мышление (или действенный интеллект). Кроме того, абстрактное мышление является предпосылкой (но не гарантией) того, что человек достигнет высшей стадии нравственного развития. Второй симптом кризиса - негативизм. Иногда эту фазу так и называют фазой второго негативизма по аналогии с кризисом 3 лет. Ребенок как бы отталкивается от среды, враждебен, склонен к ссорам, нарушениям дисциплины. Одновременно испытывает внутреннее беспокойство, недовольство, стремление к одиночеству, к самоизоляции. У мальчиков негативизм проявляется ярче и чаще, чем у девочек, и начинается позже - в 14-16 лет. Поведение подростка во время кризиса не обязательно имеет негативный характер. Л.С.Выготский пишет о трех вариантах поведения. Негативизм ярко выражен во всех областях жизни подростка. Причем это длится либо несколько недель, либо подросток надолго выпадает из семьи, недоступен уговорам старших, возбудим или, наоборот, туп. Это трудное и острое протекание наблюдается у 20% подростков. Ребенок - потенциальный негативист. Это проявляется лишь в некоторых жизненных ситуациях, главным образом как реакция на отрицательное влияние среды (семейные конфликты, угнетающее действие школьной обстановки). Таких детей большинство, примерно 60 %. Негативных явлений нет вовсе у 20 % детей. На этом основании можно предположить, что негативизм следствие недостатков педагогического подхода. Этнографические исследования также показывают, что есть народы, где подростки не переживают кризиса. (Источник: Ефимкина Р.П. "Детская психология")