Статья: Актуальные вопросы воспитания детей из неполных семей или детей потерявших родителе


Номинация
«Лучший индивидуальный образовательный проект педагога»
Тема: «Актуальные вопросы воспитания детей из неполных семей или детей потерявших родителе»
Автор: Серогодская Вера Александровна, учитель математики МБОУ СОШ №1
Тема моей работы: «Актуальные вопросы воспитания детей, потерявших одного или двух родителей». Выбрала я именно эту тему, так как в сентябре 2014 года, а именно тогда, когда я взяла на себя ответственность за 5Б класс, я столкнулась с тем, что в моем классе 48 % детей проживают с одним родителем или с опекуном. Причём, часть детей потеряли родителей в сознательном школьном возрасте (на мой взгляд, начальная школа – является сознательным этапом в жизни детей). Я задумалась, а как я могу помочь адаптироваться моим воспитанникам, как сделать так, чтобы они не чувствовали себя ущемлёнными, обделёнными вниманием? В нашей культуре принято недооценивать детское горе: "Маленький, что он понимает... Скоро забудет. Да вон он уже смеется". Если ребенок потерял родителей в первые годы жизни, кажется, что он вообще не осознает факта потери. Но я отмечу, что  для ребенка лет до 7-8 нет принципиальной разницы, умерли его родители или его у них забрали. Детское горе внешне может выглядеть не так, как горе взрослого человека. Оно маскируется под видом "странностей" поведения, а порой под гиперпослушностью и "правильностью". В среднем переживание горя длится от полугода до двух лет. Именно столько времени обычно уходит на улаживание формальностей с определением статуса ребенка, лишением родительских прав, на подбор новой семьи. То есть очень часто ребенок попадает в приемную семью и в новую школу как раз на одной из стадий переживания горя. Новая семья призвана помочь ему справиться с утратой, патронатных воспитателей этому даже обучают на специальных тренингах. Не случайно наши английские коллеги даже называют патронатных (у них - фостеровских) воспитателей "специалистами по потере". Но усилия семьи могут быть сведены на «нет» неумными, а порой и враждебными действиями окружающих. Важно, чтобы все причастные к судьбе ребенка люди понимали: многие особенности его поведения и, прежде всего снижение желания и способности учиться, объясняются именно переживанием потери. Так что прежде чем делать выводы о его "необучаемости", "неуправляемости", "ненормальности", следует учитывать обстоятельства его жизни.
В своей работе, я бы хотела раскрыть сторону классного руководителя и учителей предметников в жизни школьников, потерявших своих родителей.
Моей целью будет являться – адаптация школьников моего класса. Хочу подчеркнуть, что это работа ни одного дня, а работа длинной, почти, всю жизнь.
Задачи: 1) Формирование положительных эмоций у других детей к несчастным детям.
2) Мотивация подопечных на положительные результаты в обучении.
3) Духовно-нравственное воспитание учащихся.
Первый этап.
Самый главный и ответственный этап – это знакомство с учащимися класса. Я бы хотела рассказать, как мы с ребятами знакомились.
Свой первый классный час мы проводили на тему: «Будьте добрыми и человечными». С самого начала мы решили выделить значение некоторых слов: Человеческая доброта и милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создает основу человеческого счастья. (Эти слова проникли в сердце каждого ученика!) Человек, делающий другим добро, умеющий им сопереживать, чувствует себя счастливым, а себялюбец и эгоист- несчастлив. Иван Сергеевич Тургенев писал: «Себялюбие – самоубийство. Себялюбивый человек засыхает словно одинокое бесплодное дерево». Если человек любит только себя, он не имеет ни товарищей, ни друзей, и когда приходят тяжелые жизненные испытания, остается один, переживает чувство отчаяния, страдает.
Человеколюбие общества, семьи определяется отношением к детям, старикам, к самым беззащитным нашим меньшим, к родной природе стремлением помогать людям в несчастье. Конечно мы не всегда можем помочь, но к этому надо стремиться.
Ныне возрождаются такие понятия, как доброта, милосердие, доброжелательность, внимание друг к другу.
Доброта – это стремление человека дать полное счастье всем людям, всему человечеству.
После вступлений, каждый из нас рассказал о самом прекрасном дне в своей жизни, а я решила рассказать им о горе, которое бывает у каждого, но не все готовы делиться с переживаниями и далеко не все готовы поддерживать ближнего. Мой рассказ был о моей сестрёнке – инвалиде, которую я очень сильно люблю. Мой монолог заставил детей задуматься, о своей роли в жизни таких людей. Далее, почти каждый из класса, решил рассказать, что его беспокоит, из-за чего он страдает. Всё это было доброжелательно, в некоторых моментах печально, но этот классный час рассказал мне про жизни моих детей и дал им установку на «добро» к друг другу.
После некоторых тестов (я проводила их в течение первых двух месяцев) я составила несколько диаграмм, вот несколько из них:



Очень важный момент первого этапа – если учитель владеет информацией, то у него больше шансов сплотить свой коллектив и решить проблемы воспитанников.
Этап второй.
Вторым этапом необходимо познакомиться с родными воспитанников, обследовать их жилищные условия, и на основе полученных данных составить план воспитательной работы. В моём случае, родители и люди их заменяющие очень активно шли со мной на контакт. Цель общения с родителями для меня – это получение информации о ребёнке. Например, одна ученица Юля Ш. плохо учится и отличается достаточно девиантным поведением. Но списывать Юлию со счетов и делать выводы о том, что девочка потеряна безвозвратно – это было бы очень глупо. Вместе с мамой мы решили разобраться с причиной поведения девочки. Как выяснилось, у Юли погиб папа в начальной школе, а затем сгорел дом. После всего случившегося, она стала привлекать внимание сверстников негативным поведением, стала с завистью относится к благополучию других. Только регулярные беседы и поддержка одноклассников стали возвращать Юлю Ш. в нужное русло. Сейчас девочка стала лучше учиться и доброжелательнее относиться к другим ребятам.
Самое главное в этой ситуации – не бросать ребёнка, попытаться заменить ему близкого человека, как бы это не парадоксально звучало. Ребёнок должен чувствовать поддержку не только мамы, но и ещё хотя бы одного взрослого, а кто как ни классный руководитель сможет осуществить данную роль?!
Второй случай меня удивил. Я познакомилась с Лёней С. вместе с классом. Лёня был «новеньким». Мальчик с удивительно добрыми глазами, очень ласковый, но прогульщик и врун. Оказалось, что врал он только лишь потому, что у него был дефицит внимания – родители в разводе, у мамы новая семья. В больнице, куда попал мальчик прямо из школы с острой болью в животе, диагноз не подтвердили, но суть была в другом! В тот момент он получил внимание, а ещё мою любовь и ласку, что навсегда осталось в его сердце. Теперь Леонид старается учиться, дома дела тоже наладились. Друзья, дак вот же она роль классного руководителя! Нужно сначала полюбить свой класс, только так вы добьётесь успеха!
Этап третий.
Это самый продолжительный этап! Я бы назвала это консультативным этапом. Здесь мне помогла моя юридическая подкованность, энтузиазм – сделать мир вокруг лучше и добрее, стремление сплотить не только класс, но и привлечь родителе к проблемам современных школьников.
Для начала немного о юриспруденции. Далеко не все матери одиночки или отцы одиночки знают о своих правах, они крутятся, как белка в колесе, для того, что бы их дети не выглядели белыми воронами. Вот самое время помочь! Я именно так и сделала, решила реабилитировать детей из неполной семьи, помочь им с юридической точки зрения. А именно проконсультировать их о том, на что они имеют право в своём нелёгком положении.
В связи со смертью родителей (одного родителя) на ребенка назначается трудовая или социальная пенсия по случаю потери кормильца. Пасынок и падчерица также имеют право на пенсию по случаю потери кормильца (трудовую или социальную) наравне с родными детьми, если они находились на воспитании и содержании умершего отчима или мачехи.
Трудовая пенсия назначается в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», если умерший родитель работал и был застрахован в системе обязательного пенсионного страхования.
Социальная пенсия назначается в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» при отсутствии права на трудовую пенсию (например, в случае смерти родителя, который никогда не работал, — студенты, домохозяйки и т.п.), а также в случае, когда ее размер выше, чем размер трудовой пенсии.
Данная информация была известна не всем родителям. К информации из Федерального законодательства я прикрепила таблицу
Сумма Федеральной денежной выплаты. Куда обращаться. Требуемые документы.
В размере базовой части трудовой пенсии по старости *на ребенка В ПФР Социальная пенсия по случаю потери кормильца
Выплачивается до достижения ребенком 18 лет
свидетельство о рождении ребенка
свидетельство о смерти родителя
документы, подтверждающие факт нахождения пасынка (падчерицы) на воспитании и содержании умершего (умершей) отчима (мачехи) (справка жилищных органов или органов местного самоуправления, справки о доходах всех членов семьи и иные документы, содержащие требуемые сведения, а в необходимых случаях — решение суда об установлении данного факта)
Размер зависит от продолжительности стажа и величины заработка умершего родителя ** В ПФР Трудовая пенсия по случаю потери кормильца
Выплачивается до достижения ребенком 18 лет (обучающимся по очной форме — до окончания обучения, но не более чем до 23 лет)
свидетельство о рождении ребенка
свидетельство о смерти родителя
документы о трудовом стаже умершего родителя и его заработке
свидетельство обязательного пенсионного страхования умершего родителя
документ об иждивении (для детей, достигших на дату смерти родителя 18 лет)
документы, подтверждающие факт нахождения пасынка (падчерицы) на воспитании и содержании умершего (умершей) отчима (мачехи) (справка жилищных органов или органов местного самоуправления, справки о доходах всех членов семьи и иные документы, содержащие требуемые сведения, а в необходимых случаях — решение суда об установлении данного факта)
справка из образовательного учреждения (для лиц старше 18 лет)
Городские денежные выплаты *** В РУСЗН Ежемесячная компенсационная выплата к социальной или трудовой пенсии по случаю потери кормильца
от 1600 руб. на ребенка (общая сумма пенсии и городской доплаты к ней не может быть ниже величины прожиточного минимума пенсионера, установленной Правительством Москвы на соответствующий квартал) В РУСЗН Ежемесячная компенсационная выплата к социальной или трудовой пенсии по случаю потери кормильца
Устанавливается на период выплаты пенсии свидетельство о рождении ребенка
справка о размере пенсии
справка с места жительства ребенка
на детей одиноких матерей (одиноких отцов) — 300 руб. (с 01.01.2007 — 750 руб.)
на детей  в остальных семьях —  150 руб.  (с 01.01.2007 — 300 руб.)
на ребенка Многофункциональный центр. свидетельство о рождении ребенка
справка жилищных органов о совместном проживании ребенка с родителем
справка с места работы либо иной документ, подтверждающий доход родителя (для неработающих — трудовая книжка или другой документ о последнем месте работы (учебы, службы)
справка органов ЗАГС об основании внесения в свидетельство о рождении сведений об отце ребенка (для одиноких матерей) или матери ребенка (для одиноких отцов)
справка из общеобразовательного учреждения (на детей старше 16 лет)
 
Льготы и натуральная помощь ***
бесплатное обеспечение новорожденных комплектами детского белья всем семьям — в родильных домах
бесплатный отпуск по рецептам врачей лечебно-профилактических учреждений молочных продуктов детского питания (в т.ч. адаптированных молочных смесей) детям до 2 лет (до 15 лет — если они страдают хроническими заболеваниями, перечень которых утверждается Правительством Москвы)
бесплатное обеспечение лекарственными средствами по рецептам врачей лечебно-профилактических учреждений детям до 3 лет
бесплатный проезд в городском пассажирском транспорте (кроме такси и маршрутного такси) — реализуется на основании СКМ детям, получающим пенсию по случаю потери кормильца, — на период выплаты пенсии
бесплатное посещение зоопарка, музеев, выставочных залов, парков культуры и отдыха, находящихся в ведении Правительства Москвы детям до 7 лет
бесплатное посещение зоопарка, оплата по льготным ценам посещения музеев, парков культуры и отдыха, выставок и культурно-просветительных мероприятий в указанных учреждениях культуры, находящихся в ведении Правительства Москвы, а 1 раз в месяц — бесплатное посещение музеев детям от 7 до 18 лет
бесплатное посещение зоопарка, оплата по льготным ценам посещения музеев, парков культуры и отдыха, выставок и культурно-просветительных мероприятий в указанных учреждениях культуры, находящихся в ведении Правительства Москвы лицам старше 18 лет, обучающимся по очной форме обучения, — в период обучения
бесплатное двухразовое питание учащимся образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы, — на период обучения
обеспечение бесплатными учебниками обеспечение льготным или бесплатным горячим питанием в соответствии с правовыми актами города Москвы обучающимся по очной форме в государственных образовательных учреждениях начального или среднего профессионального образования
* С 01.04.2006 составляет 1035 руб. 09 коп.
** Трудовая пенсия состоит из базовой и страховой частей. Размер базовой части установлен законом и для детей, потерявших одного родителя, с 01.04.2006 составляет 517 руб. 55 коп. Размер страховой части определяется индивидуально и зависит от стажа и заработка умершего родителя. Общая сумма базовой и страховой частей пенсии не может быть менее 660 руб.
*** Предусмотрены Законом города Москвы от 23.11.2005 № 60 «О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве»
**** Предусмотрено Законом города Москвы от 03.11.2004 № 67 «О ежемесячном пособии на ребенка»
Заключение
Мной проделана достаточно сложная работа, я ещё её не завершила, так как процесс воспитания – это процесс всей жизни ребёнка. Очень важно, что бы родители и лица их заменяющие шли на контакт, не отказывались от помощи, вносили свой вклад в воспитательный процесс.
Результат моей работы виден, это очень радует не только меня, но и моих пятиклассников, благодарных мне за доброту и понимание. Каждый день мы не прерываем процесс усовершенствования нашего класса, мы поддерживаем друг друга. Но нам ещё предстоит сложный процесс реабилитации от наших проблем.
Я выполняю задачи, которые перед собой поставила в начале учебного года, что позволяет мне пожимать плоды. На данный момент времени мы добились сплочённости своего коллектива, её мы определяем на классном совете по бальной шкале, сейчас мы набрали 74 балла из 100 возможных. Хочу отметить, что 20 из 74 – это умение поддержать друг друга в трудной ситуации, 15 – умение слушать, 14 баллов мы получили за свою толерантность.
Так же работа с классом, с трудными детьми и детьми сиротами помогла улучшить успеваемость. Средний балл класса - 3,9. Улучшилась успеваемость детей, потерявших своих родителей. Поддержка классного руководителя очень помогает им в преодолении своих страхов и трудностей.