Проектная работа — мультфильм на тему Жизнь дана на добрые дела о жизни преподобного Сергия Радонежского


МБОУ «Гимназия №5 г. Сергиева Посада»
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
По теме:
Мультфильм
«ЖИЗНЬ ДАНА НА ДОБРЫЕ ДЕЛА»
Авторы проекта: Учащиеся Дизайн – студии «Фантазёры»

Руководитель проекта: Н.П. Курышева,
учитель Изобразительного Искусства
высшей квалификационной категории
Сергиев Посад
2012-2013 г.
ТЕМА ПРОЕКТА: «ЖИЗНЬ ДАНА НА ДОБРЫЕ ДЕЛА»
Авторы проекта: Учащиеся Дизайн – студии «Фантазёры»
Руководитель проекта: Курышева Наталья Пантелеевна, преподаватель ИЗО
Межпредметный проект: Мировая художественная культура, история, изобразительное искусство, литература, краеведение.
Возраст учащихся: 8 – 13 лет.
Оборудование: Цветные карандаши, для эскизов (бумага формат А-4, А-3, масляная пастель, акварельные краски, гуашь, фломастеры), кисти (белка разного размера), двухсторонний скотч, фотоаппарат Nikon Е5600, штатив для фотоаппарата, компьютер с программой «Киностудия Windows Live», микрофон.
Цели проекта:
Объединить творческие способности учащихся разного возраста в коллективно-творческой деятельности, развивая мотивации учащихся к сотрудничеству, непринужденному общению, давая каждому проявить свои, иногда скрытые, творческие способности в одной большой работе над мультфильмом.
Познакомить учащихся с последовательным, системным подходом к созданию рисованного мультфильма, используя новые технологии.
Творчески подойти к выбору названия мультфильма, к подбору сюжета для каждого кадра, к поиску образов главных героев. Продолжить работу по нравственно - духовному воспитанию детей, путём знакомства с историей родного города опираясь на благие дела преподобного отца нашего Сергия, игумена Радонежского Чудотворца.

Задачи проекта:
- Сформировать знания об исторических событиях и об отце нашего родного города. Воспитывать любовь к малой Родине и гордость за неё.
- Научить детей из большого количества информации выбирать самое важное, уметь создавать эпизоды из отдельных изображений.
- Научить детей работать с техникой (фотоаппаратом, компьютером), создавая из отдельных кадров целые эпизоды с движущимися героями.
- Создать атмосферу сотворчества и взаимодействия в работе всего коллектива, взаимообучению, взаимоконтролю внутри коллектива и взаимоуправлению внутри группы, коллектива.
- Развивать художественный вкус и наблюдательность учащихся.
- воспитывать эмоциональную восприимчивость и целостность взгляда на мир.
- Научить создавать фильм, применяя новые компьютерные технологии в данном случае программу «Киностудия Windows Live».
Сроки проведения проекта: октябрь- март , основное количество дней – это практическая работа над рисованными фонами, героями, деталями и т.д. Предварительная работа и сбор информации, велись параллельно, создавая рабочие эскизы для мультфильма. Во время работы над мультфильмом с детьми была проведена виртуальная экскурсия сотрудниками Абрамцевского музея-заповедника.
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
I Этап - подготовительный.
Его цель: углубить собственные знания учащихся по теме будущей работы, сформировать у них яркие образы, порождающие желание воплощать их в собственной деятельности.
Актуальность и выбор темы, как проблема духовного оскудения наших соотечественников, особенно молодёжи. Духовная безграмотность, незнание корней, традиций, истории – это страшное настоящее нашей жизни, но это и благодатная территория, с которой может произойти нравственное очищение человечества. Благодаря глубоким православным корням сохраняется бескорыстие, гуманное отношение к ближнему и вера в лучшее.
Определение вопросов, касающихся информационной базы, деталей, тематики и технической составляющей проекта, а также выбор и сбор дополнительной информации по теме проекта.
II Этап – основной.
Его цель: предоставить детям возможность оживить простую картинку, и создать в ходе коллективной работы условия для творческого взаимодействия детей.
Создание рабочих зарисовок (поиск образа маленького Варфоломея и уже взрослого Сергия). Создание фонов для дальнейшей работы с ними. Изучение книг и др. источников информации с жизнью Сергия Радонежского. Съемки каждого эпизода из жизни святого. Подбор музыки для мультфильма, в том числе и короткие звуковые вставки (такие, как хруст снега, пение птиц и т.д.)
III Этап – заключительный.
Его цель: взаимодействие детей с уже частично завершённой работой, осуществление контроля детьми в коллективной работе и согласование действий учащимися в решении сложных творческих задач.
Заключительная работа: перенос фотографий в программу «Киностудия Windows Live» и монтирование мультфильма. Запись звука (голоса детей) для вставки в мультфильм. Наложение музыки, голосовых вставок на готовые эпизоды.
Создание слайд фильма - презентации для показа на конференции, распределение информационного материала для защиты проекта.
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ И ДРУГОЙ ИНФОРМАЦИИ
«Любовью и единением спасемся»
Пр. Сергий Радонежский
Радонежская земля впитала все, чем жила наша страна на протяжении почти семи столетий, воплотила в себе ключевые проблемы русской истории, неоднократно становилась центром ярких, судьбоносных, заметно влиявших на развитие государственности.
Богатая история нашего края запечатлена во многих изданиях – летописях, монографиях, мемуарах, многотомных исследовательских трудах. Значительное место среди них занимают те, которые рассказывают о развитии православия, духовности, средоточием и проводником которых были православные храмы и монастыри.
Совершенно особое место в этом ряду занимает Троице-Сергиева лавра, основанная в 1337 году преподобным Сергием Радонежским. Чтобы понять Россию, - писал в начале ХХ века священник и философ отец Павел Флоренский, - надо понять Лавру, а чтобы вникнуть в Лавру, должно внимательным взором всмотреться в основателя ея, признанного святым при жизни, «чудного старца, святого Сергия», как свидетельствуют его современники.
Сердце Лавры – средоточие её духа и смысла – Троицкий храм. Мощи преподобного Сергия Радонежского помещены не в самом большом успенском соборе, силуэт которого виден издалека, а в небольшом, скромном Троицком соборе. Как и при жизни Преподобного, когда великие князья, приезжая к святому Сергию за духовным советом, не узнавали в скромном чернеце известного всей Руси великого Старца, так и теперь несведующий человек без подсказки не сразу найдет к нему дорогу. Троицкий собор, в котором покоятся мощи преподобного Сергия Радонежского, - самый древний из сохранившихся монастырских храмов.
Святые мощи преподобного Сергия Радонежского почивают у южной двери алтаря Троицкого храма в серебряной с золочением раки. Над ней возвышается серебряная чеканная сень – вклад императрицы Анны Иоановны 1737 года. Слева под стеклом можно видеть некоторые сохранившиеся личные вещи преподобного: богослужебные сосуды, игуменский посох, аналав (схима – част монашеского одеяния).
С раннего утра и до окончания уставного богослужения у раки слышится пение акафиста преподобному Сергию. Подходят люди непрерывным потоком, зажигаю свечи, прикладываются к мощам, молясь о заступничестве и вразумлении.
И любой невольно остановится и прислушается. Здесь особое место.
Земной подвиг святого Сергия стал духовным и нравственным светильником для последующих поколений, его молитвами и сегодня совершаются многие благие деяния. Бессмертный завет Сергия Радонежского иметь «чистоту душевную и любовь нелицемерную» хранят его бескорыстные последователи, потомки славных защитников Радонежского края.
История древнего Радонежа затрагивает и ныне существующий – покровский монастырь в Хотькове основан на рубеже XIII и XIV веков, и упоминаемый в связи с тем, что здесь приняли постриг и закончили свои земные дни родители преподобного Сергия Радонежского – Кирилл и Мария.
Сергий Радонежский (в миру - Варфоломей) родился в 1314 году в селе Варницы близ Ростова Великого в семье ростовских бояр. В начале 1330-х годов семья переехала в Радонеж, центр удельного Радонежского княжества, расположенный на северо-восточной окраине Московского княжества. Поселение Радонеж возникло на реке Паже примерно в 11 веке.
С Радонежем связано имя Преподобного Сергия Радонежского, который согласно древним летописям, родился в Ростове, в 1314 году и назван был Варфоломеем. Позднее родители Варфоломея переехали в Радонеж, принадлежавший тогда к Переяславской области.
Село Радонеж окружают со всех сторон небольшие поля. За ними темнеет густой лес из елей, осин, берёз и ольхи. Из девятивековой истории поселения можно выделить периоды существования его как села Радонежского, городка Радонеже и села Городок.
После смерти родителей Варфоломей со своим братом Стефаном, раздав родным и бедным своё наследство, скрылся от мира в глубине лесов в 10-ти верстах от Радонежа.
Государством был принят ряд решений, направленных на сохранение памятников Радонежа и его исторического ландшафта. В том числе и Преображенская церковь, которая существует и в настоящее время. Храм отреставрирован и в нём возобновились богослужения. Юго-восточный предел храма располагается на том месте, где в 15 веке находился дом родителей Сергия.
Радонеж достоин соответственного ему памятника, который бы указывал прохожим следы великого подвижника игумена земли русской Сергия Радонежского. Основание памятника служит полутораметровый холм. На его плоской вершине застыла трёхметровая фигура старца в монашеском одеянии, в средней части фигуры выступает фигурка мальчика Варфоломея. Широко открытыми глазами Варфоломей смотрит поверх Радонежских холмов. В руках он держит резную икону. У основания холма лежит камень с надписью: «Сергию Радонежскому Благодарная Россия».
Около 1337 года двадцатитрёхлетний Варфоломей принимает монашество под именем Сергий и в 12 км от Радонежа создает обитель, посвящая её Живоначальной Троице.
Житийный текст повествует: «дабы воззрением на святую троицу искореняла ненавистная рознь мира сего». В этом состоял смысл подвижнического служения Радонежского чудотворца. В Троицком монастыре Сергий провел большую часть своей жизни. Умер он 25 сентября (8 октября) 1392 г., спустя 30 лет 5 (18) июля 1422 года произошло «обретение мощей» Троицкого игумена.
Фактических сведений о жизни Сергия сохранилось очень мало. До нас не дошли ни его сочинения, ни записи бесед. Но удивительная тайна заключается в том, что почти во всех великих событиях эпохи чувствуется его присутствие.
Во времена Сергия представление о духовном подвиге связывалось, прежде всего, с отшельничеством, пустынножительством, уходом из «мира» и аскетизмом. С точки зрения исполнения монашеского долга жизненный путь Сергия был последовательным. Общественное служение Троицкого игумена также было безупречным. Сохранившиеся в житийных текстах фрагменты проповедей, наставлений, бесед, речей, обращений к ученикам - тому свидетельство. Первым историографом Сергия был его ученик и последователь Епифаний Премудрый. В 1417-1418 годах им было написано Житие Сергия Радонежского, сохранившееся в изложении Пахомия Логофета в списках не ранее XVI века. Один из самых известных списков Жития был создан по заказу царя Ивана Иоанновича в 1592 году к 200-летию со дня кончины преподобного и предназначался для вклада в Троице-Сергиев монастырь.

Необходимо особо подчеркнуть, что деятельность Сергия заключалась не только в молитве. Она была широкой и разносторонней. При этом общественное служение старца было очень опосредованным, не выходящим за рамки церковной деятельности. По летописным источникам известны важные государственные деяния Троицкого игумена. И среди многих самым известным является духовная поддержка и благословение Дмитрия Донского на битву с Мамаем и отправление на поле боя иноков Андрея Осляби и Александра Пересвета со словами: «Се ти мои оружници».
Духовное влияние великого старца было огромным. Он проявил себя как идейный наставник, учитель, миротворец, воздействуя и словом, и напутствием, и советом, и церковным деянием. Сергий предстает не только учителем и идейным вдохновителем сопротивления Орде, укрепляющим решимость великого князя и храбрость всего войска, но и защитником всей земли Русской.
Преподобный Сергий своей праведной жизнью буквально притягивал к себе учеников, последователей и конечно же такой представитель искусства как М.В. Нестеров не мог не затронуть жизнь Сергия. Его знаменитая картина «Явление отроку Варфоломею» произвела огромное впечатление на людей искусства, но и не только. Кажется, что каждый, кто смотрит на картину, как бы заворожен неповторимым, чудесным образом маленького Варфоломея и загадочным старцем. М.В. Нестеров, будучи в гостях у Саввы Мамонтова в усадьбе Абрамцево (ныне - музей-заповедник) замыслил написать эту картину. Сколько бы он не делал предварительных эскизов к картине, никак не мог найти то сказочное место, где бы поместить образы героев. Но однажды из воспоминаний М.В.Нестерова: «Окрестности Комякина очень живописны: кругом леса, ель, берёза, всюду в прекрасном сочетании. Бродил целыми днями. В трёх верстах было Хотьково, куда я чаще и чаще заглядывал.
Ряд пейзажей и пейзажных деталей были сделаны около Комякино. Нашел подходящий дуб для первого плана, написал самый первый план, и однажды с террасы абрамцевского дома совершенно неожиданно моим глазам представилась такая русская, русская осенняя красота. Слева холмы, под ними вьется речка (аксаковская Воря). Там где-то розоватые осенние дали, поднимается дымок, ближе – капустные, малахитовые огороды, справа – золотистая роща. Кое-что изменить, что-то добавить, и фон для моего «Варфоломея» такой, что лучше не выдумать.
И я принялся за этюд. Он удался, а главное, я, несмотря на этот пейзаж, им любуясь и работая этот этюд, проникся каким-то особым чувством «подлинности», историчности его: именно такой, а не иной, стало мне казаться, должен быть ландшафт. Я уверовал так крепко в то, что иного и не хотел уже искать.
Осталось найти голову для отрока, такую же убедительную, как пейзаж.(…) И вот однажды, идя по деревне, я заметил девочку лет десяти, стриженную, с большими широко открытыми глазами, удивленными голубыми глазами, болезненную. Рот у неё был какой-то скорбный, горячено дышащий.
Я замер как перед ведением. Я действительно нашел, то, что грезилось мне: это и был «документ», «подлинник» моих грез. Ни минуты не думая, я остановил девочку, спросил, где она живет, и узнал, что она не комякинская, что она дочь Марьи, что изба их вторая с краю, что её, девочку, зовут так-то, что она долго болела грудью, что вот недавно встала и идет туда-то. На первый раз довольно. Я знал, что надо делать.»
Так образ девочки стал прообразом мальчика Варфоломея. Земля Радонежская! Стоит произнести эти слова, и перед глазами встают образы преподобного Сергия и Дмитрия Донского, Андрея Рублева и др. великих деятелей. Эти слова воспринимаются, звучат, как «земля Русская», поднимаясь в своей простоте до эпического обобщения, тождественного понятию Родины-матери.
Земля Радонежская… С незапамятных времен на необжитые просторы ее тянулись люди из разрозненных междоусобицами, разоренных ордынским игом княжеств, возводя города, строя церкви и монастыри. Здесь формировались традиции русского искусства, развивалось народное творчество, ремесла, сохранившиеся до наших дней. И не случайно, словно золотой венец, украшает наш край прекрасная Троице-Сергиева Лавра.
Колыбель национального самосознания, из которой выросло сначала Московское, а затем и Русское государство, - земля эта во все времена вдохновляла и вдохновляет поэтов и писателей, художников и музыкантов, пробуждает патриотические чувства.
«При имени преподобного Сергия
народ вспоминает свое нравственное
возрождение, сделавшее
возможным и возрождение политическое,
и затверживает правило,
что политическая крепость
прочна только тогда,
когда держится на силе нравственной.
Это возрождение и это правило-
самые драгоценные вклады преподобного
Сергия, не архивные или
теоретические, а положенные
в живую душу народа, в его
нравственное содержание».
В.О.Ключевский


АННОТАЦИЯ
Тему для проекта о жизни Сергия Радонежского предложила я, так как посчитала ее актуальной на сегодняшний день, во – первых 700-летие Сергию в 2014г., а во вторых это основатель нашего города и мне очень захотелось, чтобы дети в этом возрасте узнали как можно больше об истории маленькой Родины. А форма проекта была столь необычной, так как считаю, создание мультфильма для детей это игра, а как известно в игре все лучше познается. К тому же это коллективная работа, что ведет к сплочению разновозрастных детей, например, самыми маленькими были две девочки 8 лет, а самыми старшими были 13 лет.
По результатам коллективных проектов прошлого года была выбрана такая форма работы с детьми, где дети могут самостоятельно распределять обязанности, осуществлять контроль и стремиться к согласованным действиям в решении сложных творческих задач.
Тема создания мультфильма достаточно разнообразна и безгранична, поэтому занятия в студии «Фантазёры» - это самый удобный вариант который мы просто не в силах охватить в рамках обычного урока.
Для мультфильма был выбран вариант рисованного, т.к. передать всю красоту фонов, колоритные образы героев, можно, как правило, сделать, рисуя.
Из-за большого выбора художественных материалов мы не стали ограничиваться в каком-то одном виде, поэтому в нашем мультфильме живописные фоны сочетаются с графическими героями.
Тема, предложенная учащимся, была сразу всеми одобрена, так как очень близка каждому ребенку, к тому же узнать как делаются мультфильмы, любопытно .
Наш проект - коллективная работа, которая включала в себя три этапа уже выше упомянутые:
Подготовительный этап – это беседы, обсуждение темы – что может быть изображено, как будет выглядеть мальчик Варфоломей, а как его братья и как найти образ родителей. Какие фоны нужно изобразить, чтобы передать все времена года, улицу, сюжет в доме. Прежде всего, мы прочли и обсудили «житие Сергия Радонежского» и только после этого стали искать образы героев.
Были просмотрены иллюстрации к книгам о жизни святого, путеводители по святым местам ит.д. Отдельно создавались разные зарисовки архитектурных строений. Несколько занятий были посвящены животным, с которыми в жизни встречался Сергий.
Мы изучали с детьми исторические события, которые происходили во времена Сергия Радонежского. Обсуждали, как будет выглядеть Дмитрий Донской и два инока, которых дал в помощь Сергий.
На занятиях мы постоянно, зачитывали какие-то эпизоды из жизни Преподобного.
Были проведены беседы о родных местах и в качестве иллюстративного ряда были показаны картины с видами нашего города, что бы познакомиться с теми святыми местами с какими была связанна жизнь Сергия Радонежского.

Эскизы детей

Как мы создавали мультфильм

Основной этап – этап выполнения работы. Он включил в себя планирование, выполнение и оценку коллективной работы. На этом этапе больше всего проявились способности работы детей в коллективе. Именно на этом этапе произошла невольная оценка действий и высказываний каждого по поводу общего дела, а взаимоотношения в коллективе вошли в такое русло, где каждый участник выступил равноправным и ответственным участником совместной деятельности. На этом этапе необходимо было распределиться на подгруппы и фотографировать эпизоды к мультфильму, а значит, кто-то двигает героев, кто-то меняет фоны, а кто-то фотографирует. Вот здесь - то мы и оказались в сложной ситуации, из-за нехватки технических средств. Первые эпизоды мультфильма переснимались очень много раз, из-за различных причин, то фоны двигались, то руки дрожали, то всплывали какие-то недоработанные детали, но мы справились с этой задачей и всё удалось на этом этапе. На последние два кадра в мультфильм было решено подставить фотографию картины Константина Юонна «Вид на Лавру с Вокзальной улицы» 1911 года. В этой картине Лавра видна в сказочной дымке, а образ старого города очень хорошо передан. И кажется, смотря на эту картину, дух старого времени окутывает тебя и ты попадаешь, в тот мир, который когда-то существовал еще далеко до тебя. И последним кадром нашего мультфильма открывается панорама на город и Лавру со смотровой площадки на Блинной горе. Мы решили вставить эти два кадра, т.к. очень тяжело передать дух старины детскими рисунками, в дальнейшем мы бы, несомненно, справились, но время поджимало и необходимо было уделять много времени на монтаж мультфильма.


Заключительный этап – это период, когда много работы приходится выполнять на компьютере, в том числе и работа со звуком. Поэтому часть звуковых эффектов пришлось выполнять мне. Сложный процесс наложения звуковой дорожки на меняющиеся кадры и их синхронизация вместе. Дети сочинили текст к эпизодам, а Грибкова Екатерина самостоятельно подобрала музыку и звуковые эффекты в интернете, которые и были в заключении вставлены в мультфильм. Так как житие Сергия – это целая эпоха, наделенная всякими событиями, что охватить ее всю в мультфильме, оказалось просто не возможно, поэтому были взяты самые яркие эпизоды из жизни Сергия Радонежского с мирскими делами и с чудом.
Текст к эпизодам:
Эпизод – Было это давным-давно в XIV веке.
Эпизод – Недалеко от города Ростова Великого в прекрасный майский день, под пение птиц за окном, родился мальчик Варфоломей.
Эпизод – Шли годы. Семья переселилась поближе к Москве, в село Радонеж.
Эпизод – И было у Варфоломея два брата. Старший Степан и младший Петр. Все трое были послушными сыновьями, скромными, тихими и услужливыми.
Эпизод – Всё было хорошо у Варфоломея, да вот беда: не дается мальчику учеба в школе.
Эпизод – И вот однажды летом, когда Варфоломей пас коней, один жеребенок потерялся.
Эпизод – Отправившись на поиски жеребенка Варфоломей встретил старца.
Эпизод – Варфоломей сам не зная почему, рассказал о своих бедах и тогда старец протянул ему просфору и сказал: «Съешь это и ты превзойдёшь успехами своих сверстников. Еще и других учить будешь».
Эпизод – Варфоломей дома раскрыл книгу и начал читать её стройно и без запинки.
Эпизод – Прошли годы. Осень сменялась зимой, а зима весной. Когда родители умерли, Варфоломей со старшим братом Степаном удалились в леса. Чтобы жить там уединенно, по-монашески. И вот однажды вышли братья на холм Маковец.
Эпизод – И построили они себе избушку на это холме.
Эпизод – Лето сменилось осенью, а осень – зимой лютою.
Эпизод – Трудно было братьям жить в дремучем лесу- страшно и голодно. Брат Степан не вынес тяжелой жизни и ушел в Москву.
Эпизод – Остался Варфоломей один-одинешенек. Только изредка летом брат Петр пробирался к нему через лесные чащобы с большими котомками хлеба.
Эпизод – Проходило время. Времена года сменялись один за другим.
Эпизод – Минуло Варфоломею 23 года, и был пострижен он в монахи и получил новое имя Сергий, а откуда он был, да из Радонежа, так и повелось Сергий Радонежский.
Эпизод – Пошла молва по Руси, что живет в лесу одинокий отшельник, Божий человек, даже звери ему служат.
Эпизод – Долго ли, коротко ли появился у нашего отшельника товарищ. Сергий всегда по-братски делился хлебом со своим косолапым другом.
Эпизод – А однажды пришли к нему звери. Понял Сергий беду их, то лето засушливым было. Помог бедолагам, откопав родничек.
Эпизод – А однажды, как-то вечером пришел богомольный к Сергию и просил вылечить тяжело больного сына, когда отец ушел – мальчик умер, но Сергий молился и случилось чудо.
Эпизод – Так проходило время.
Эпизод – Ночь сменялась днем.
Эпизод – И потянулись к Сергию люди.
Эпизод – Разрасталось поселение вокруг Троицкой церквушки и стал Сергий игуменом монастыря.
Эпизод – Никакой работы Сергий не чурался и землю вспашет, и игрушки для забавы ребятам вырежет.
Эпизод – А резьба по дереву сохранилась в нашем городе и по сей день.
Эпизод – И спросил Сергий: «А что же дальше?» И явился к нему Ангел – хранитель и услышал Сергий: «К тебе будет стекаться народ, у тебя будет столько учеников и последователей, сколько птиц появится в небе».
Эпизод – Проходило время, и разрастался монастырь на горе Маковец.
Эпизод – Но вот пришла беда. Идет на Русь великое ордынское войско хана Мамая.
Эпизод – тяжело на сердце у русского люда. И решил князь Дмитрий Донской биться за Русь – Матушку, но сначала обратиться за помощью и напутствием к святому старцу Сергию.
Эпизод – и благословил Сергий на бой с нечистью. И дал он в помощники двух иноков Пересвета и Ослябя.
Эпизод – Битва была жестокой. Погибло тогда великое множество воинов, но Русь одолела таки врага.
Эпизод – слава о Сергии Радонежском разнеслась по всей Руси.
Эпизод – На холме Маковец разрастался и хорошел, созданный Сергием Троицкий монастырь. И стали назвать его Троице-Сергиевым, а потом еще и Лаврой – т.е. важным монастырем.
Эпизод – И с радостным сердцем уходят все, кто посетил Лавру, унося в своих сердцах образ этого чистого человека Сергия Радонежского.
На этом этапе были выбраны фотографии для слайд-шоу - презентации, а также распределены слова для защиты коллективного проекта на конференции школьников. Для представления мультфильма на открытии конференции был придуман рассказ о Сергии Радонежском в стихотворной форме:
Наш рассказ для вас такой
Сергий – кто же он? - Святой!
Ведь недаром говорят:
Кто не грешен тот и свят.
В честь такого вот святого
Город назван был давно.
Ну, а мы хотим немного
Показать вам то кино,
что мультфильмом будет зваться
и красиво называться.
Мы хотим вам рассказать
Как рожден был славный град,
Кто в нем жил и кто родитель,
И духовный вдохновитель.
Много, много лет назад
Не стоял здесь славный град.
Лишь вокруг был лес дремучий
Да над лесом тёмны тучи.
Длилось это много лет
Был здесь лишь звериный след,
Но пришёл сюда святой
И ожил весь лес пустой.
Преподобный в нем трудился,
Он работал и молился.
Потому господь его
Не оставил одного.
То медведь к нему ходил
Меда с хлебушком просил.
Преподобный выходил
И из рук его кормил.
То народ к нему простой
Приходил большой гурьбой.
Святой Сергий всех любил
В гости к нему ходил.
Всем хотелось с ним дружить
И, конечно, рядом жить
И чтоб с ним не расставаться,
- стали рядом поселяться.
Так явился славный град
Называемый Посад.
Сергиевым его назвали,
Чтобы все на свете знали:
Что святой в нем Сергий жил,
Жизнь он людям посвятил
И с молитвами его
Нам не страшно ничего!

Если вы узнать хотите,
Что такое доброта.
В марте вы к нам приходите
И мультфильм наш посмотрите.
А название такое
«Жизнь дана на добрые дела».
Для защиты нашего мультфильма на открытой конференции школьников был взят рассказ о Сергии Радонежском в стихотворной форме: Р.Запесоцкой «ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО»
Об этом знать должны все дети:
Давным-давно на белом светеЖил отрок. Он молился Богу,Просил в учении подмогу.Однажды отрок Старца встретил,И тот сказал: "Ты духом светел.Ты сможешь хорошо учиться И перед Богом отличиться".Он стал отшельником, монахом;В лесу с ночным боролся страхом,Молитвой бесов прогоняя,Природу светом наполняя.С годами он в лесу прижился,С медведем даже подружился.Был сердцем чист, молился много.И этим угодил он Богу.Когда о Сергии узнали,К нему тянуться люди стали.Сперва ученики-монахиК нему слетелись, словно птахи.И вот работа закипела.Все так старались сделать дело:Обитель Божию построитьИ жизнь на Божий лад настроить.Однажды чудный свет полился,Когда Святой в ночи молился,Чтоб наш Господь, всех благ Даритель,Благословил Свою Обитель.Застыл он на пороге кельи:В сияньи дивно птицы пели!И Голос был: "Бессчетны птицы -Вот сколько к Богу обратится".Когда Угодник Божий в храмеСлужил пред Чашею с Дарами,То в алтаре - священном местеСам Ангел с ним молился вместе,Крылатый воин Божьей рати.И видели монахи-братья,Как вдруг огонь с небес спустилсяИ прямо в Чашу опустился.Так жил подвижник Православья,Христа и Богоматерь славя.И по его дана молитвеПобеда в Куликовской битве.Свою показывая милость,К нему Пречистая явиласьИ обещала, что ОбительСпасет Господь наш Вседержитель.Открыто людям Божье Слово.Окончен путь земной Святого,И Преподобный в вечной жизниО нашей молится Отчизне.Угодника нетленно тело -Живет его святое дело.Он всем нам показал дорогу,Которая приводит к Богу.
Из трёх основных форм коллективной изобразительной деятельности для проекта была выбрана комплексная – где каждый учащийся делает свою часть задания, предвидя общий результат и согласовывая свои действия с другими учащимися.
Если охарактеризовать коллективную деятельность, то в первую очередь надо обратить внимание на воспитательную ценность. В этом случае художественное творчество приобретает общественно полезную направленность, которая оказывает положительное влияние на нравственный облик ребенка.
Несомненно, созданная всеми детьми композиция панно - занавеса принесла им много радости, а также вызвала живой интерес у их родителей, которые тоже захотели посмотреть на детское творчество.

Проект по предлагаемой теме одновременно затрагивает аспекты решения многих задач: как из отдельных эскизов, деталей смонтировать настоящие кадры из мультфильма, или как объединить всю выполненную работу в целый мультфильм. Но главным и обязательным условием является то, что такая глобальная по своим масштабам работа может быть выполнена только с помощью коллектива.
И из-за различных причин часто возникали определенные проблемы при создании мультфильма, то техника отказывалась работать, невозможно озвучивание . Все эти задачи и проблемы, как с отдельными элементами, так и с техникой предлагалось решить учащимся в рамках работы над проектом.
Работа по теме проекта предполагает изучение достаточно широкого спектра вопросов, анализ различных задач и воплощение всех идей в реальный макет.
- Создание эскизного ряда для каждого эпизода, учитывая характер изображаемого.
- Создание единой сюжетной линии, учитывая не простые композиционные задачи и законы.
- Знакомство с особенностями и возможностями техники, а также экспериментировать в процессе работы.
- Подбор звуковых и технических вариаций при создании мультфильма.
- Умение объединить усилия каждого из участников в большой коллективной работе.
При работе над проектом учащиеся работали над эпизодами – сегментами одной большой работы – мультфильма и выполняли функции двух специальностей:
- Режиссер
- Художник –мультипликатор
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Делая наш проект, мы хотели донести до каждого человека частичку добра. Ведь Преподобный Сергий Радонежский, бесспорно, одна из самых замечательных личностей нашего далекого прошлого, праведник, к гробнице которого ежегодно стекаются миллионы русских людей, чтобы подкрепить себя молитвою, найти утешение в горе. Ведь, наверное, каждый из нас в своей собственной душе найдет то же общее чувство, стоя у гробницы Преподобного. У этого чувства уже нет истории, как и для того, кто покоится в этой гробнице, давно остановилось движение времени. Это чувство вот уже пять столетий одинакового загорается в душе молящегося у этой гробницы, как солнечный луч в продолжение тысячелетий одинакового светится в капле чистой воды.
В нашем мультфильме мы постарались сохранить колорит того времени, когда жил преподобный. А форму мы выбрали (мультфильм) для того, чтобы донести, достучатся до молодого поколения, человека любящего свою малую Родину и чтобы у него проснулась гордость за тот город, где он живёт, но из – за современного темпа жизни часто не обращает внимания на то, что ему дорого.
Из века в векТвой ясный светСияет над Россией.Твой образ ПресвятойЖивёт в сердцах людей.Ты открываешь к Истине путиИ воскрешаешь силы,Даруя Миру СветЛюбви и радости своей.
Подводя итоги, могу дать следующее определение технологии проектного обучения – в данном проекте это полностью коллективная, но не менее самостоятельная работа каждого ученика, т.к. системные наблюдения и исследования коллективной художественно-творческой деятельности в целом способствовали:
- развитию мотивации учащихся к сотрудничеству,
- включенности каждого участника группы в активную работу, а результат, возникающий в процессе совместной деятельности, формирует дальнейший интерес к деятельности в этом направлении.
- непринужденному общению, давая возможность каждому проявить свои, иногда скрытые, творческие способности, что ведет к личностному росту участников образовательного процесса;
- активизация воспитательного компонента самого процесса обучения, так, как происходит невольная оценка действий и высказываний каждого по поводу общего дела;
- переводу взаимоотношений в такое русло, в котором каждый участник коллективной деятельности выступает равноправным и ответственным участником совместной деятельности.
А также, реализация творческого потенциала учащихся через решение сложных задач на дополнительных занятиях в студии.
Теперь готовую коллективную работу можно использовать в качестве пособия для классных часов и родительских собраний, как материал для краеведения или уроков ИЗО.
Используемая литература
- Болотова В., Васильев С., Спирина Л., Филимонов К., Упырев А.
«Возвращение к вере»
Изд. РЕМАРКО 2007 г.
- Васильев С.Ю., Николаева С.В.
Сергиев Посад. «Взгляд сквозь века».
Изд. «Ремарко» 2009 г.
- Грозов В.В.
Преподобный Сергий Радонежский всея Руси чудотворец.
Белорусская парвославная церковь. Изд. ООО «Юстмаж» 2009 г.
- Макоев Ф.Х.
Сергиев Посад. Взгляд через века.
Изд. РЕМАРКО 2009 г.
- Скоробогатько Н.В.
«История о великом святом. Сергий Радонежский»
Проект «Энциклопедия малыша» Серия «Рассказы и очерки»
Изд. Белый город 2001г.
- Смирнова Т.В.
Из прошлого Сергиевской земли.
Сергиев Посад 2011 год
- Соловьёва Н.М.
Сергий Радонежский
Изд. «Граница» Москва 2003год
- Филимонов Константин
Сергиев Посад. «225 лет со дня учреждения»
Сергиев Посад 2007 год
- Чарская Л.
Святой отрок
Свято-Троицкая Сергиева Лавра 2006 год.
- Путеводитель
У Троицы
Свято-Троицкая Сергиева Лавра 2006 год.
Сергиев Посад 2010 г.
РЕЦЕНЗИЯ К КОЛЛЕКТИВНОМУ ТВОРЧЕСКОМУ ПРОЕКТУ -
МУЛЬТФИЛЬМ «ЖИЗНЬ ДАНА НА ДОБРЫЕ ДЕЛА»
Прошлое русской земли богато великими героями, прославлявшими чудеса, храбрость, жертвовавшими жизнью для Родины. Богато оно выдающимися и по своим мерным заслугам личностями. Богато крупными, беззаветно трудившимися на славу своего народа государственными деятелями.
Но русская история слагалась не только из подвигов героев и деяний государственных мужей. В жизни русского народа, в его судьбах играли огромную роль и скромные подвижники, которые своим примером вдохновляли людей, укрепляли в них веру, облагораживали их нравы и, отдавая свою жизнь на служение высоким идеалам, оставили память – прочнее памяти о многих героях, витязях и богатырях. И такие люди по своей кончине становились предметом благоговейного почитания всего русского народа, от царя до последнего простолюдина. Именно таким человеком и был Сергий Радонежский. Признано полезно знакомить юношество с жизнью и деятельностью тех великих подвижников, деятельность которых тесно связанна с историей Родины и которых народ справедливо причисляет к богатырям духа. Преподобный Сергий Радонежский, бесспорно, одна из самых замечательных личностей нашего прошлого, праведник, к гробнице которого ежегодно стекаются миллионы русских людей с надеждою на утешение. Тема проекта затрагивает многие факты из жизни преподобного Сергия, который представляет собой пример необыкновенного трудолюбия, кротости, готовности жить и работать ради пользы ближних. Учащимся удалось познакомить нас с интересными и в то же время поучительными фактами, способными облагораживающе действовать на юные сердца, их добрые чувства, развивать в них любовь к людям и любовь к труду.
Видно, что дети прочувствовали весь процесс работы над проектом, а это очень ценно, потому, что именно с детства нужно воспитывать любовь к своей малой Родине, гордость, что мы живем в таком святом месте. Хочется отметить необычность подачи формы проекта – мультипликация. Привлечение технических средств и музыкального сопровождения внесло большой эмоциональный эффект. Особую актуальность теме добавляет приближающаяся дата 700-летие Сергия Радонежского. Несомненно, что все знания о жизни Сергия оставят свой положительный отклик в душах детей, работавших над этим проектом и тех, кто познакомился с ним.
Рецензент: Курышева Галина Алексеевна
Воспитатель-педагог высшей категории, руководитель кружка краеведения, соавтор программы «Мир наших предков», которая была разработана совместно с историко-художественным музеем-заповедником.
РЕЦЕНЗИЯ К КОЛЛЕКТИВНОМУ ТВОРЧЕСКОМУ ПРОЕКТУ
МУЛЬТФИЛЬМ «ЖИЗНЬ ДАНА НА ДОБРЫЕ ДЕЛА»
Работа представляет интерес и заслуживает внимания. Она посвящена заслуживающему внимания патриотическому движению, что очень актуально в современном мире, подверженном СМИ, компьютерным играм и жестокости.
В истории Сергиево-Посадского района было немало драматических, даже трагических страниц, когда уничтожалась не только сама духовность, но и люди, её несущие. В одном из святых уголков нашего края, на Гремячем ключе установлен щит с такими словами: «Нет греха пасть под ударами судьбы, грех – не подняться». Мы -старшее поколение, обязаны сделать все возможное, чтобы наши дети и внуки избежали многих нравственных ошибок, сохранили благородную память о тех, кто претерпел за веру великие испытания.
Все благие деяния освящены заветами преподобного Сергия Радонежского. Слова заступника и молитвенника земли Русской – «любовью и единением спасемся» очень актуальны и сегодня. Очень хорошее название дали учащиеся мультфильму «Жизнь дана на добрые дела». Ведь это, можно сказать, напутствие для молодого поколения.
Проект имеет хорошие методические моменты. В нём также чётко поставлена цель, задачи. Работа носит творческий характер, и её результаты – это многофункциональность и как пособие для уроков, так и для внеклассных мероприятий. А информация, собранная детьми может служить хорошим методическим пособием по краеведению, истории. Самый положительный момент в проекте – это подробное изучение жизни преподобного и отображение это в эпизодах сначала нарисованных, затем снятых. Так как именно здесь дети прочувствовали и пронесли сквозь себя те положительные патриотические нотки, которые надолго останутся в детском сердце.
Немаловажный момент на что стоить обратить внимание –это коллективная работа, что не часто встретишь в школе. В этом проекте коллективная деятельность дополнилась разнообразными возможностями и отчасти, создавая ситуацию опережающего обучения для более слабых учеников, способствуя накоплению и переносу визуального, эмоционально-чувственного опыта и опыта художественно-творческой деятельности в процессе индивидуального творчества, обогащая его, так как общая работа активизирует и расширяет границы воображения и стимулирует дальнейшую творческую деятельность учащихся.
В этом проекте есть перспектива изучения данной темы, можно рекомендовать коллективные походы в известные места Сергиева Посада, встречу с известными людьми нашего города и посещение др. музеев.
Рецензент – автор проекта Курышева Наталья Пантелеевна
Учитель высшей категории.