Доклад на тему Фольклор как средство развития творческого потенциала личности младшего школьника

Фольклор как средство развития творческого потенциала личности младшего школьника
Для начального образования в рамках ФГОС второго поколения главной задачей является создание условий для формирования свободной, нравственной и социально- адаптированной личности.
Условиями реализации поставленных задач являются:
- организация культурной среды, обеспечивающей разностороннее развитие личности младшего школьника;
- оказание ему помощи в нахождении своего места в культуре (выборе ценностей, среды и способов культурной самореализации в ней).
 Младший школьный возраст наиболее благоприятный период для развития творческого потенциала личности.
Для него характерны: активность протекания всех процессов; слабое выражение рефлексии и критичности, рост поля реального самовыражения в самореализации за счет расширения круга общения, вхождение ребенка в новые социальные группы, развитие мотивации, самосознания; потребность в оценке взрослого человека; потребность в игровой деятельности; свобода воображения и фантазии, эмоциональная подвижность и чувствительность; стремление к новым впечатлениям и др. Новизна воспринимаемого, игры и занятия, опирающиеся на воображение, требуют от ребенка интуиции и изобретательности. Высокая умственная активность обнаруживается, в частности, в легкости возникновения новых ходов мысли, в необычных суждениях.
В современной педагогике одним из актуальных вопросов является изучение подрастающим поколением фольклора как фактора духовности, преемственности поколений и приобщение обучающихся к национальной культуре и истории народа.
Как известно, фольклор это традиционное поэтическое, музыкальное, танцевальное искусство народа. В нем своеобразны не только стиль и форма, но и содержание, система образов, принцип отражения действительности. В песнях, танцах, сказках, потешках, прибаутках, играх и т.д. заложены возможности для воспитания в детях активности, сноровки, творческой выдумки; здесь может быть удовлетворена детская жажда действия (обрядовые игры, хороводы), стремление к душевному общению, кроме того, все жанры фольклора предоставляют пищу для ума, сердца и воображения.
Применяемые в педагогике средства и методы, основывающиеся на фольклоре, в полной мере учитывают присущие младшему школьному возрасту психофизиологические особенности: потребность в любви и ласке, в положительном эмоциональном состоянии, стремление к активной деятельности.
Народное искусство близко по своей природе творчеству ребенка и обладает большими воспитательными возможностями.
Фольклор тем и уникален, что рождается и существует в среде самих творцов и исполнителей, и в этом смысле он является наиболее эффективной формой раскрытия, раскрепощения личности, проявления ее потенциальных способностей и инициативы.
Неслучайно одним из существенных моментов в организации обучения учащихся разным жанрам и видам фольклора принято считать импровизационность и синкретизм. Соединение слова, напева и движения определяют три основных вида творческой деятельности: импровизацию поэтического текста; импровизацию движений в пластике танца и играх, варьирование и импровизацию музыкального текста.
Такое гармоничное сочетание различных видов творческой деятельности делает школьные занятия разнообразными, помогает переключить внимание учащихся с одного вида творчества на другой и при этом снимает психологическую нагрузку с детей, снижает их утомляемость, что особенно важно по отношению к учащимся младших классов.
 «Включение» детей в творческий процесс происходит постепенно.  Индивидуальное внимание к каждому ребенку подкрепляется коллективной творческой атмосферой создания игры. Ознакомление с неизвестным материалом, его воспроизведение, повторение, закрепление и поиск новых вариантов все это осуществляется в игровых формах, в импровизациях, которые способствуют свободному и полному раскрытию творческой фантазии и способностей младших школьников.
Наиболее сложно развивать навыки музыкальной импровизации. Они складываются из умения создавать из уже известных элементов новые сочетания. Накопление выразительных элементов происходит при разучивании характерного народного материала, содержащего специфические черты ритмической, интонационно-ладовой и фактурной организации, свойственные конкретным песенным жанрам и певческим стилям. Фольклорному синкретизму должна соответствовать гибкая программа взаимодополняемости школьных учебных занятий: пение и танцы, игра на музыкальных инструментах и прикладное народное творчество, а также сочетание различных видов деятельности на одном занятии. Такая структура дает возможность младшему школьнику «найти себя» в мире фольклорного искусства. Через систему знаний, восприятия народной музыки, язык, танец, костюм, орнамент, образцы традиционной культуры учащиеся формируют в себе способность к творческой самореализации.
Особенность народного творчества в том, что в процессе воспитания и обучения накопленные духовные богатства не только передаются из поколения в поколение, но и перерабатываются, совершенствуются, развиваются и обогащаются.
Наиболее интересной формой изучения и развития народных художественных традиций являются праздники, которые конечно же требуют от организаторов большой затраты профессиональных, творческих и эмоциональных сил.
Тематика и назначение таких мероприятий очень многообразны: «Во поле береза стояла» (приобщение к русским музыкальным традициям), «Жили-были» (ознакомление с жанрами устного народного творчества), «Масленица» (сохранение и проведение обрядовых традиций), «Пир на весь мир» (углубление знаний о русской кухне), «Город мастеров» (изучение народных художественных промыслов) и др.
Цель праздников не столько обучить, сколько познакомить с народным искусством. Такие мероприятия развивают у младших школьников эмоциональную восприимчивость и вырабатывают эстетические критерии в оценке культурного наследия своего народа. Всестороннее знакомство с народным творчеством помогает пробудить интерес и любовь к народному искусству, вызывает желание участвовать в сохранении традиционных видов народного творчества.
Подготовка и проведение праздников позволяют использовать богатые возможности народной художественной культуры и творческие способности учащихся, в структуре праздника нет необходимости с точностью воспроизводить в деталях атрибутику, действие и тексты.
Чаще всего фольклорному празднику, как показывает опыт, предшествует длительная подготовка. И в этом случае, на наш взгляд, дети лишаются удовольствия от собственной импровизации, которая несет творческий импульс и порождает новизну. Праздник, по нашему убеждению, должен существенно отличаться от спектакля, где участники сознательно готовы разыгрывать роль. Ребенку необходимо почувствовать себя создателем. Даже фольклорные тексты желательно предлагать для запоминания исподволь и также спонтанно воспроизводить в ходе действия. Сказанное не означает отсутствия сценария праздника. Речь идет о приоритетах: не следует ориентироваться на «заготовку», необходимо стараться раскрепостить ребенка, породить в нем стремление к импровизации. Смысл «нерепетирования» прост: когда учишь боишься забыть, испортить, внутренние ресурсы не освобождаются. И наоборот, когда знаешь, что ничего не испортишь, «уходит» волнение и появляется свобода движения. Однако, несмотря на то что основной акцент делается на свободную реакцию детей, в празднике присутствует культурная форма, которой владеют взрослые. Все дети любят двигаться под музыку, и задача учителя познакомить учащихся с основными правилами хореографии и актерского мастерства, а также предложить им пофантазировать и сочинить свой хоровод или придумать новый  элемент пляски. Таким образом,  ребенок не только может двигаться сам, но также и видеть, как это сделать лучше, он может подражать и т. п. Однако первое движение ребенка - его собственное, а культурная форма «идет ему навстречу». Постепенно у детей развивается понимание, как делать, но без раннего спонтанного опыта, по нашему убеждению, это невозможно.
Наряду с танцами особое место в народном празднике занимают песни. Как ни в каком другом виде народного творчества, в песне отразились многовековая история, беды и чаяния народные, тончайшие оттенки человеческих переживаний, проявились высокая музыкальная культура и импровизационная природа исполнительства. В.Я.Пропп справедливо предупреждал: «Изучать стихотворный фольклор вне связи с музыкой значит понимать только половину дела. Текст и напев составляют одно органическое целое, и мелодика стиха не может изучаться вне музыкального ритма и голосоведения». В структуре фольклорного праздника песня может быть в единстве с танцем, драматической игрой, инструментальной музыкой. В процессе подготовки к мероприятию важно не только познакомить детей с многообразием  русских песен, но и указать на их различие по времени происхождения, особенностям бытования музыкальным и жанровым особенностям (эпические, лирические, лирико-эпические, лирико-драматические, трудовые, обрядовые, внеобрядовые и др.). Если школьники еще до исполнения песни подготовлены к ее восприятию, введены образный строй, она будет ими выразительно спета, т.е.  мелодия будет сотворена. Чем глубже переживание, тем органичнее будет проникновение в образ, тем искреннее и профессиональнее будет исполнение. Образность, интонационность, динамичность, многовариативность художественных решений, диалогичность определяют использование русских народных песен как художественное творческое явление, которое органически дополняется игрой на народных музыкальных инструментах. Практика показала, что народные музыкальные инструменты быстро осваиваются детьми. Многообразие свистушек, дудочек, на которых младшие школьники высвистывают простенькие   мелодии,  ударные и духовые струнные инструменты, всевозможные пищалки, ложки, трещотки создают условия для активного музицирования, самостоятельной деятельности, импровизации и сочинительства.
Таким образом, возможности фольклора как предмета школьного изучения и как средства для творческой самореализации школьника далеко не исчерпаны.

15