Доклад на МО учителей начальных классов «Организация исследовательской деятельности как средство развития интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника».


ДОКЛАД на МО
учителей начальных классов
«Организация исследовательской деятельности как средство развития интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника».
2015-2016 уч.г.
В современном обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, активных, творческих, способных нестандартно решать поставленные цели и задачи. Важное место в учёбе занимает исследовательская деятельность. И, конечно, эта работа должна начинаться на начальном этапе обучения, так как именно в этом возрасте у детей должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой и самостоятельной деятельности, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности. Именно в этом возрасте начинается формирование ребёнка как личности. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления. В младших классах закладываются предпосылки самостоятельной ориентации не только в учёбе, но и в жизни.
Мне очень понравилось высказывание Эммануила Ильенкова:
«Каждый ребёнок есть однажды случившееся чудо!»
И поэтому я считаю, что в каждом ребёнке есть потенциал возможностей, который мы должны развивать. Уже в начальной школе есть ученики, которых не устраивает работа со школьным учебником, они читают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому важно именно в школе развить интерес к различным областям науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Целью своей работы по обучению исследовательской деятельности ставлю:
Создать условия для развития исследовательских навыков у учащихся. 
Перед собой я поставила ряд задач :Познакомить со структурой выполнения исследовательских работ.
​Способствовать развитию исследовательских навыков.
​Воспитывать у учащихся познавательный интерес к окружающей среде.
В современных условиях общество предъявляет высокие требования не только к уровню знаний выпускников школ, но и к умению работать самостоятельно, к способности рассматривать проблему или явление с точки зрения различных наук.
Один из возможных способов достижения указанных целей — учебно-исследовательская деятельность детей. В ходе ее учащиеся приобщаются к пониманию глобальных экологических проблем, у них появляется ответственность за состояние окружающей среды, за здоровье людей. Для достижения этой цели и задач во время проведения уроков, внеклассных занятий в своём классе я создаю ситуации, которые наталкивают детей на исследование того или иного объекта. Например, недавно на уроке окружающего мира, при изучении темы «Природные зоны России» некоторых детей очень заинтересовало, как могут животные выживать в условиях жёсткого климата, в частности - полярная сова. Так родилась идея новой краткосрочной исследовательской работы «Полярная сова в условиях жёсткого климата».
Нельзя забывать, что специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической и корректирующей роли учителя. Для получения положительного результата детской исследовательской работы учителю необходимо дать позитивный настрой и показать перспективу обучающемуся. Учитель должен чутко и умело руководить исследовательской деятельностью своих учеников. С первого класса я начинаю вовлекать своих учеников в мини-исследования, предлагаю исследовательскую деятельность на уроках окружающего мира, литературного чтения, математики и т.д. Эти работы так и называются “Мои маленькие исследования”, и идут по темам. Я включаю этот вид деятельности во все образовательные области начальной школы.
Какими могут быть темы исследований.
Фантастические – относящиеся к несуществующим, фантастическим объектам и явлениям.
Экспериментальные – предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов.
Теоретические – касающиеся изучения и обобщения сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных источниках.
Главная задача – дать ребёнку возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой исследовательской деятельности, с учётом индивидуальных особенностей и склонностей. При этом существует главное правило участия, о котором мы - учителя, должны всегда помнить - в исследовательской деятельности обучающихся – никакого насилия над личностью ребёнка. Личный интерес, личная увлечённость – вот залог успеха.
Обязательно должны соблюдаться правила выбора темы исследования:
​Тема должна быть выполнима, решение её должно принести участникам исследования реальную пользу.
​Тема должна быть интересна ребёнку, должна увлекать его.
​Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
​Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена качественно, но относительно быстро.
​Помогая учащемуся выбрать тему, старайтесь сами держаться ближе к той сфере, в которой сами чувствуете себя одарённым.
​Педагог тоже должен чувствовать себя исследователем.
Учитель обязан познакомить детей с источниками информации. 
Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, потому что по собственному опыту и, основываясь на мнении коллег, я знаю, дети в лучшем случае читают только учебники. Они не хотят читать не только дополнительную литературу по предметам, но и увлекательные произведения литературы и периодической печати. Дети увлечены компьютером, Интернет заменяет друзей, улицу и даже реальный мир. Своей работой я стараюсь направить деятельность моих учеников в нужное и полезное для них русло. Ребята ведут себя по-разному: одни с большим интересом ищут информацию для своих исследований в библиотеке, другие вовлекают в свою работу родителей, но есть и такие, которых приходится втягивать в работу, поступая хитро, брать в так называемые “помощники”, обращаясь к ним с просьбой о помощи. И тогда ребёнок, видя и чувствуя свою значимость, старается помочь учителю и вовлекается в исследовательскую работу. Весь найденный материал мы просматриваем, выясняем, что нужно провести анкетирование, опрос или эксперимент, подобрать фотографии. Готовый материал мы вместе оформляем, ребенок готовится выступать на классном часе, или я включаю его выступление на одном из уроков. Естественно тема таких работ должна быть заранее продумана учителем, а дети должны получить положительный результат. Так на уроке окружающего мира дети охотно выступают перед одноклассниками со своими проектами - исследованиями.
Какова же роль исследовательской работы?
Роль исследовательской деятельности учащихся в учебном процессе многогранна:
​ познавательная — стимуляция мыслительного процесса, направленного на поиск решения поставленных задач, это требует привлечения сведений из разных областей знаний, межпредметных связей;
​ развивающая — развитие интеллектуальных и творческих способностей детей;
​ воспитательная — развитие коллективизма, упорства в достижении результатов исследования, умения отстаивать свое мнение, практика публичных выступлений;
​ дисциплинирующая — необходимость строгого выполнения всех методических приемов.
Что привлекает учащихся к исследовательской деятельности?
​ Любознательность, интерес к поиску новых неизвестных данных (правильно организованное исследование всегда подразумевает наличие некой задачи, требующей решения).
​ Увлеченность, повышенный интерес к изучаемому предмету (это могут быть дисциплины естественного цикла, технической и гуманитарной областей, где исследовательская деятельность должна всемерно поддерживаться и стимулироваться).
​ Престижность: участие в различных конкурсах повышает авторитет школьника в среде товарищей.
Что же такое метод исследовательских проектов?
​ Метод исследовательских проектов — это система учебно-познавательных приемов, позволяющих решать ту или иную проблему в ходе самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов работы. Предполагается, что в ходе проектно - исследовательской деятельности должно происходить соединение академических знаний и практических действий. Во время работы над исследованием-проектом каждый ученик имеет возможности:
1.Реализовать себя.
2.Продемонстрировать другим свою компетентность.
3.Ощутить свой успех.
При этом осуществляется широкое взаимодействие учащихся с учителем и учащихся между собой в группах.
По новым стандартам второго поколения в начальной школе закладываются фундаментальные основы формирования универсальных учебных действий, выступающих основой образовательного и воспитательного процесса. Функция универсальных учебных действий заключается в обеспечении обучающихся умением учиться. В результате выполнения исследований ученики сами добывают знания в различных областях.
Поэтому главной целью исследовательской работы в целом является:
формирование мотивации к обучению, познанию и творчеству в течение всей жизни в информационную эпоху.
Основными задачами исследовательской деятельности в начальной школе являются:
​ знакомство с проведением учебных исследований,
​ развитие творческой исследовательской активности,
​ стимулирование интереса к фундаментальным и прикладным наукам,
​ ознакомление с научной картиной мира,
​ вовлечение родителей в учебно – воспитательный процесс.
Несомненно, большими помощниками в исследовательской работе являются родители. Многие родители никогда не имели возможности участвовать в каких-либо делах, не связанных с их профессией или чисто родительской деятельностью. Эта работа стала для многих родителей интересным и захватывающим делом. Они, вместе с детьми, делают фотографии, выполняют несложные исследования, наблюдения, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования исследований, помогают ребенку готовить защиту своей работы. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей.
Любой исследовательский проект должен быть защищен. Для этого нужна подготовка. Самому ребенку подготовиться к защите очень тяжело, здесь нужна помощь учителя и родителей. Даже, если ребёнок очень хорошо подготовлен к защите своей работы, ребёнок чувствует ответственность, возложенную на него и может случится так, что он растеряется при виде незнакомых людей. Здесь, конечно, очень помогает выполненная компьютерная презентация, или грамотно оформленный стенд, где стоит отразить основные моменты работы ребенка, а еще хорошо бы пригласить родителей, это успокоит ученика и укрепит связь семьи и школы.
Исследовательская практика ребенка – это не просто один из методов обучения, это путь к самообразованию, к самопознанию, к развитию творческих способностей. Путей развития творческих способностей ребенка существует много, но собственная исследовательская деятельность один из самых результативных. Умения и навыки исследования, самостоятельного постижения истины легко прививаются и переносятся в дальнейшем на все виды деятельности. Приобщение школьников к началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через урок, дополнительное образование, защиту рефератов, исследовательских работ и проектов. Очень важно учитывать, что обучение началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учётом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех этапов исследовательской культуры школьника.
  А. И. Савенков сказал, что «Обучение должно быть проблемным, оно должно содержать элементы самостоятельной исследовательской практики… Строиться оно должно как самостоятельный творческий поиск. Тогда обучение уже не репродуктивная, а творческая деятельность, тогда в нем есть все, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания». А что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мыслей ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда им просто не мешать - суметь вовремя отойти в сторону, дать детям насладиться радостью своего открытия.
В заключение хочу процитировать слова И. В. Гёте :«Человек должен верить, что непонятное можно понять, иначе он не стал бы размышлять о нём».