Статья Технология развития критического мышления на уроках русского языка и литературы


Технология развития критического мышления на уроках русского языка и литературы
Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который
позволит России стать конкурентным обществом в мире 21 века обеспечить
достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.
Осуществляя комплексный подход к обучению русскому языку и литературе, можно использовать различные инновационные технологии: технологию развития критического мышления, проблемно-диалогового обучения, лекционно-зачётную систему, технологию использования в обучении игровых методов, мастерскую письма, метод проектов, здоровьесберегающие технологии.
Использование инновационных технологий позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, контролировать деятельность каждого, активизировать творческие и познавательные способности учащихся, оптимизировать учебный процесс, значительно увеличить темп работы. Это приводит к росту качественной успеваемости по русскому языку и литературе и сохраняет устойчивый интерес к предмету на протяжении всех лет его изучения.
Одной из наиболее перспективных, на мой взгляд, является технология развития критического мышления, при которой в центре образовательного процесса находится ребёнок, а личностно-ориентированное обучение является одним из компонентов здоровьесберегающей технологии. В данной технологии привлекает развитие таких качеств учеников, как критическое мышление, коммуникативность, креативность, самостоятельность, толерантность, ответственность за свой выбор и результаты своей деятельности.
Технология развития критического мышления трёхфазовая. Первая фаза- «вызов», в ходе которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, побуждается интерес к теме. Вторая фаза - «осмысление», в ходе которой происходит непосредственная работа с текстом, причём работа осмысленная. Третья фаза - «рефлексия»- размышление. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его с помощью собственного текста или своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учётом вновь приобретённых знаний.
На фазе вызова дается возможность учащимся проанализировать то, что они знают по изучаемой теме, так как это создаёт дополнительный стимул для формулировки собственных целей, создающих необходимый внутренний мотив к процессу учения. Ведь лучше учащиеся усваивают ту тему, о которой они уже что-то знают. И в этом случае им проще принять решение, потому что они опираются на собственный опыт. И, несомненно, важно, чтобы ученики сами поставили цели урока.
Нередко приходится наблюдать, что не все отличаются высокой активностью работы на уроке, предпочитая дождаться, когда другие выполнят предложенные задания. Поэтому важно, чтобы на этом этапе каждый смог поделиться собственным опытом. Для реализации этой цели можно использовать различные приёмы активизации познавательной деятельности учащихся: приём конструирования (слов, предложений по заданным схемам);
игровые приёмы; приём семантизации (раскрытые значения непонятных слов);
приём перекрёстной дискуссии; постановка прямых и скрытых вопросов к тексту(учителем или учащимися); поиск в тексте ответов на поставленные вопросы; расположение ключевых слов, ключевых предложений в логической последовательности; графическая систематизация материала текста: кластеры, таблицы, схемы; ведение записей.
Использовать эти приёмы можно и при подготовке к ЕГЭ. В результате свободных высказываний учащихся появляется много информации, которую и правильные, и неправильные ответы. Теперь нужно упорядочить всё, что высказали ученики, увидеть противоречия, которые и подскажут направление дальнейшего поиска. Причем для каждого эти направления могут быть индивидуальными. Главное на этом этапе - создание атмосферы сотрудничества, творчества, способствующей успеху для всех.
В процессе реализации фазы вызова уместно использовать на уроках сочетание индивидуальной и групповой форм работы. Индивидуальная работа позволяет всем высказаться, групповая — услышать других. Работа в группах способствует созданию атмосферы комфорта, поддержки. Это помогает некоторым ученикам преодолеть чувство страха. В этом заключается психологический аспект технологии. Задача учителя заключается в том, чтобы стимулировать мыслительную деятельность учащихся и систематизировать полученную информацию.
Так в тесном сотрудничестве учителя и ученика появляются новые знания. Педагогика сотрудничества помогает добиваться стабильных результатов, повышать мотивацию ученика, признавать его право на сотрудничество.
На уроке, где изучается новый материал, вторая фаза - фаза осмысления, занимает наибольшее время, поэтому этот этап успешнее проходит, если задан высокий темп на фазе вызова. Учащиеся знакомятся с текстом. В беседе по прочитанному происходит осмысление содержания. Вначале предлагается учащимся самим задать вопросы по тексту (создать корзину «прямых» и «скрытых» вопросов). Затем учащиеся обсуждают, какие из предложенных вопросов помогают определить тему и основную мысль текста, позицию автора. Основной задачей на фазе осмысления является отслеживание учеником своего понимания отслеживаемой проблемы. Работа на этом этапе требует от него принятия и отслеживания проблемы. При работе с текстом можно использовать приём: «П-М-В» (плюс-минус-вопрос). Новая информация заносится в графу «П»; неинтересная - в графу «М». Наиболее интересные и спорные факты — в графу «В». Практика использования данного приёма показывает, что информация не только активно воспринимается, систематизируется, но и оценивается. Подобная форма организации материала позволяет провести дискуссию по спорным вопросам и способствует формированию коммуникативной компетенции учащихся.
На этапе рефлексии оцениваются результаты работы учеников, используя как письменные, так и устные формы работы. Важно, чтобы этот процесс учащиеся осуществляли самостоятельно, без принуждения учителя. Если это устная форма, то необходимо оценивать не только работу учащихся, но и свои ощущения по поводу происходящего на уроке. Понятно, что ответы бывают разные. Некоторые суждения нуждаются в дискуссии. В любом случае этап рефлексии способствует развитию навыков критического мышления. Живой обмен мнениями даёт возможность расширить свой выразительный словарь. На фазе рефлексии используется сочетание индивидуальной и групповой работы. В процессе индивидуальной работы учащиеся выполняют различные виды письма: эссе, сочинения-миниатюры, синквейны, кластеры.
Вот так в результате собственной поисковой деятельности учащиеся конструируют свои знания. В этом и заключается смысл технологии развития критического мышления.
Список литературы:
1. Гузеев В.В. «О скрытом контексте в технологии развития критического
мышления» - «Педагогические технологии», 2006, № 2, стр.16.
2. Заир-Бек С.И. «Развитие критического мышления через чтение и письмо:
стадии и методические приемы» «Директор школы», 2005, № 4, стр.66.
3. Педагогические технологии в теории и практике: учебное пособие: Л.А.Турик , Н.А. Осипова.- Ростов н\Д: Феникс,2009.-281.