Методические рекомендации по применению технологии развития критического мышления в преподавании экономических дисциплин


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области
«Борисоглебский техникум промышленных и информационных технологий»
Методические рекомендации
по применению технологии развития критического мышления (ТРКМ) в преподавании экономических дисциплин.
Разработал:
преподаватель экономических дисциплин
Бочаева О.О.
2016-2017 уч.г.
Рецензия
на методические рекомендации по применению технологии развития критического мышления (ТРКМ) в преподавании экономических дисциплин.
Социально-экономические преобразования в российском обществе предопределяют существенные изменения в системе профессионального образования. Национальная доктрина образования в Российской Федерации содержит в качестве основных целей и задач систематическое обновление всех аспектов образования; организацию учебного процесса с учетом современных достижений науки; подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и обладающих профессиональной мобильностью.
Поиск путей совершенствования системы образования заставляет учебные заведения пересматривать как содержание образования и обучения, так и технологию образовательного процесса.
В целях обеспечения формирования инновационного образовательного пространства техникума преподавателям следует внедрять в учебный процесс инновационные педагогические технологии, что будет способствовать повышению их профессиональной компетентности, улучшению качества и результативности учебно-воспитательного процесса техникума, развитию и диссеминации инновационного педагогического опыта в области внедрения образовательных технологий.
Пояснительная записка содержит теоретическое описание одной из наиболее прогрессивных инновационных образовательных технологий – технологии развития критического мышления (ТРКМ), Непосредственно рекомендации носят практический характер и представлены конструкциями новых форм педагогической деятельности на основе ТРКМ, подкреплёнными примерами конкретных образовательных ситуаций.
Методические рекомендации целесообразно использовать в образовательном процессе ГБ ПОУ ВО «БТПИТ», т.к. без создания, внедрения и активного использования современных образовательных технологий не представляется возможным формирование у студентов профессиональных и других, необходимых в современном социуме, компетенций; внедрение современных приемов и методов обучения позволит формировать действительно востребованных рынком специалистов, готовых к различным поворотам в жизни, политике и экономике; содержание профессионального образования в большей мере, чем содержание других видов образования, должно строиться на основе модели будущей профессиональной деятельности студента, а такой подход возможен только на основе выработки новых идей, их апробирования и внедрения в практику деятельности образовательного учреждения.
Рецензент:
Пояснительная записка
Технология «Развитие критического мышления» разработана Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Смита. Авторы программы - Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит. Эта технология является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы. Она позволяет добиваться таких образовательных результатов как умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.
Поскольку в настоящее время учебные заведения СПО  призваны формировать свободную, развитую и образованную  личность, владеющую определенным субъективным опытом, способную ориентироваться в условиях  постоянно меняющегося мира, ТРКМ является наиболее эффективной.
            Формирование критического мышления в период расширения информационного пространства приобретает особую актуальность. Под критическим мышлением в обучающей деятельности понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры студента и преподавателя, а также “мышление оценочное, рефлексивное”, для которого знание является не конечной, а отправной точкой, аргументированное и логичное мышление, которое базируется на личном опыте и проверенных фактах.
При рассмотрении специфики ТРКМ нельзя не вспомнить слова А.Тофлера: «Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться». Т.е. в работе с текстом мы исходим из убеждения, что не так уж важно читать много, гораздо важнее – качественно обрабатывать в своём сознании прочитанное. ТРКМ делает акцент именно на эффективной обработке информации, преимущественно текстовой.
В последнее время в методической литературе эти методы нашли свое объединения под общим наименованием – «культура критического мышления при анализе текста». Что понимается при этом под критическим мышлением? Критическое мышление – тот тип мышления, которые помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам. Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности  за собственные решения.    Критическое мышление – таким образом - по сути - некоторая тавтология, синоним качественного мышления. Это – скорее Имя, чем понятие, но именно под этим именем с рядом  международных проектов в нашу жизнь пришли многие технологические приемы, которые будут приведены ниже.
Конструктивную основу «технологии критического мышления»  составляет базовая модель трех стадий организации учебного процесса:  "Вызов - осмысление - размышление". Рассмотрим эти стадии подробно.
На этапе вызова из памяти  "вызываются", актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом, формируется личный интерес, определяются цели рассмотрения той или иной темы. Ситуацию вызова может создать педагог умело заданным вопросом, демонстрацией неожиданных свойств предмета,  рассказом об увиденном; в тесте – на стадии вызова работают «введение, аннотации, мотивирующие примеры». Можно бесконечно перечислять применяемые здесь приемы, но, очевидно, в педагогической копилке каждого тьютора имеется собственные сокровища,  предназначенные для решения главной задачи – мотивировать учащихся к работе, включить их в активную деятельность.  
На стадии осмысления (или реализации смысла) обучающийся  вступает в контакт с новой информацией. Происходит ее систематизация. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, учится формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации. Происходит формирования собственной позиции. Очень важно, что уже на этом этапе с помощью ряда приемов тьютор помогает обучающимся  самостоятельно отслеживать процесс  понимания материала.
Этап размышления (рефлексии)характеризуется тем, что учащиеся  закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. Таким образом, происходит "присвоение" нового знания  и формирование на его основе собственного аргументированного представления об изучаемом. Анализ собственных мыслительных операций составляет сердцевину данного этапа.
В ходе работы в рамках этой модели учащиеся  овладевают различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и  представлений, строить умозаключения и логические цепи доказательств, выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.
Рассмотрим  несколько приемов графической организации текста. Замечу, что графическое структурирование текста для многих обучающихся является необходимым в силу специфики их способа восприятия информации.
Наиболее популярным из современных методов является  кластер.
Кластер –  (от англ. – cluster- гроздь) - это способ графической организации материала, позволяющий сделать  наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот  или иной текст. Кластер является отражением нелинейной формы мышления.  Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».   Последовательность действий  при построении кластера проста и логична:
1.     Посередине чистого листа ( доски) написать ключевое слово или тезис, который является «сердцем» текста.
2.     Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планета и ее спутники»).
3.    По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым  понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
В итоге получается структура, которая графически отображает  размышления, определяет информационное поле данного текста.
Мастера работы с текстами советуют  в работе над кластерами соблюдать следующие правила:
1.     Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.
2.     Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
3.     Постараться построить как можно больше связей. Не  следовать по заранее определенному плану.
Кластерная схема не является строго логической и  позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы. Возможны следующие  варианты: укрупнение или детализация  смысловых блоков (по необходимости); выделение нескольких ключевых аспектов, на которых будет сосредоточено внимание в отдельные схемы. 
            Разбивка на кластеры используется как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии, может быть способом мотивации мыслительной деятельности до изучения тем  или формой систематизации  информации по итогам прохождения материала. В зависимости от цели педагог может  организовать  индивидуальную самостоятельную  работу  обучащихся или коллективную деятельность в виде общего совместного обсуждения. Предметная область не ограничена, использование кластеров возможно при анализе текстов  практически любой природы. Кластер может быть логически выстроен, а может выступать лишь первым наброском  к последующему  осмыслению. При построении кластера важным представляется именно выделение элементов и выстраивание связей между ними;  собственно, первый набросок может быть позднее переосмыслен и даже превратиться в таблицу. 
            Конечно, обучащимся может быть предложен и такой способ структурирования текста как оформление его в таблицу.  Любая таблица – представляет собой  результат некоторой классификации, оформленный в  виде нескольких столбцов и  строк. Создание таблиц – важнейший метод структурирования, полезный как на стадии осмысления, так и переработки материала.  Многообразие дидактических упражнений, построенных на табличном методе столько велико, что мы приведем здесь только несколько:
- заполнение пропусков в уже заполненной таблице по материалам текста;
- описание логики построения таблицы;
- построение таблицы по образцу, когда заполнены только первый столбец и первая строка и т.д.
   Приведу  еще несколько видов  интересных упражнений, связанных с созданием таблиц.
            Упражнение «Двойной дневник» дают возможность читателям тесно увязать содержание текста со своим личным опытом. Особенно полезны двойные дневники, когда учащиеся получают задание прочитать какой-то большой текст дома, вне учебной аудитории.
Оформление "Двойного дневника".
Лист делится пополам. С левой стороны записываются фрагменты текста, которые произвели наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспоминания или ассоциации с эпизодами из собственной жизни. Возможно,   возникли определенные  аналогии из предыдущего опыта. Что-то  просто озадачило или вызвало в  душе резкий протест. С правой стороны предлагается дать комментарий: что заставило  записать именно эту цитату? Какие мысли она вызвала? Какие вопросы возникли?
Выписки из текста Вопросы и комментарии
   
             Итак, читая текст, учащиеся должны время от времени останавливаться и делать подобные пометки в таблице. Конечно, такой прием заставляет читателя быть более внимательным к прочитанному, тьютор может  договориться с учащимися о каком-то конкретном количестве выписок, которые будут сделаны по тексту.
            Еще одним интересным табличным приемом является  таблица, которую авторы назвали: «Знаю, хочу узнать, узнал».  Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как  предусматривает комплексный подход к содержанию темы.
1 шаг: До знакомства с текстом (модулем в целом) обучающиеся  самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики таблицы «Знаю», «Хочу узнать».
2 шаг: По ходу знакомства с текстом (содержанием курса), учащиеся  заполняют графу «Узнал».
3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф.
Дополнительно можно предложить  еще две графы для заполнения.
«Знаю» «Хочу узнать» «Узнал»
     
Источники информации Что осталось нераскрытым?
       
При анализе текста полезно выполнять его  анализ, в логике которого происходит сравнительный анализ различных явлений и понятий. Такие сравнительные таблицы могут стать основанием для будущей дискуссии:
Например, после прочтения текста этой главы целесообразно заполнить таблицу с сравнительным анализом различных методов работы с текстом.
Возможная структура таблицы:
название метода;
краткое описание его сущности
направленность
сложность или простота  в применении
ресурсоемкость (включая временной)
оценка потенциальной полезности при применении.
 
Есть популярный  методический прием, названный сторонниками критического мышления    Таск-анализ. ТАСК -  (это сокращение для слов Тезис — Анализ — Синтез — Ключ). Его задача -  помочь ученикам научиться независимо размышлять об отдельных моментах текста.  Метод этот представляет собой 10 последовательно заданных вопросов, над которыми в ходе чтения текста предстоит размышлять обучающимся.  Наиболее рационально ответы на вопросы занести в  специально сконструированную таблицу. Здесь мы снова встречаемся с культурой  вычленения тезисов и антитезисов  того или иного текста.
ВОПРОС ОТВЕТ
1.     Какая тема обсуждается?  
2.     Каково основное утверждение по теме?  
3.     Сформулируйте контрутверждение: что скорее всего выскажет оппонент в защиту либо для опровержения данного утверждения?  
4.     Что поддерживает основное утверждение и контрутверждение? Перечислите эти доводы в отдельных колонках.  
5.     Содержит ли этот текст непонятные, сложные или "перегруженные" слова и выражения? Если да, то найдите и поясните их.  
6.     Проведите оценку защиты утверждения и контрутвсрждения. Определите спорные выводы, отвлеченные моменты, ошибочные заключения и другие слабые места спора.  
7.     Видите ли вы какие-либо допущения, ценности или идеологическое влияние в основном утверждении или доводах в его защиту? Найдите их и укажите, насколько они влияют на справедливость утверждения.  
8.     Изложите свое утверждение полностью в следующей форме: Несмотря на то, что ... (укажите контрутверждение либо один из самых сильных доводов в его защиту), ... ( основное утверждение), поскольку ...(главные причины, побуждающие верить в истинность основного утверждения).  
9.     Является ли полный тезис спорным, но в тоже время, приемлемым для защиты, либо неприемлемым, либо слишком сложным для принятия?  
10.  В случае необходимости пересмотрите ваше основное утверждение и повторите все стадии ТАСК.  
 
Таким образом,  предлагаемый метод    заставляет учеников относиться к текстам и в качестве читателей, и в качестве соавторов, это помогает им устанавливать связь между чтением и разработкой доказательств. Сотрудничество достигается, когда читатель начинает предлагать идеи, дополняющие, оценивающие или подвергающие сомнению довод, приведенный автором. Кроме того, ТАСК поощряет читателя установить доброжелательную, но критическую связь с ценностями и убеждениями автора. Использование ТАСК значительно улучшает способность учеников читать и оценивать прочитанное. Это наиболее очевидно проявляется  при подготовке к групповой дискуссии  в ходе выявления слабых места  в собственных доказательствах, таких, к примеру, как несоответствие материала, отсутствие доводов в защиту, ошибочность предубеждения, неуместные ссылки на авторитеты. Также улучшается их умение составлять доказательства.
В случае, когда обучающиеся получают в индивидуальный доступ учебные книги, в которых может идти вся необходимая работа, процедура конспектирования может быть заменена графической разметкой текста.
К формам такой разметки относятся: подчеркивания, выделение цветом, маркировка специальными значками и т.д. Мастерами работы с текстовой информацией даже изобретены две методики, получившие устойчивые названия и толкование.
Первая называется «Инсерт».  ИНСЕРТ - звуковой аналог условного английского сокращения  (INSERT– InteractiveNotingSystemforEffective  ReadingandThinking) в дословном переводе означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления. (Авторы – Воган и Эстес, 1986; модификация Мередит и Стил, 1997).
Прием осуществляется в несколько этапов.
1 этап: обучащимся предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в нем информацию следующим образом:
V «галочкой» помечается то, что им уже известно;
--  знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению;
+ знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным;
? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.
2 этап: Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения. Знакомство с текстом и его маркировка может производится в аудитории, при этом тьютор (лектор) может давать свои комментарии по ходу чтения.
3 этап: Учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в следующую таблицу:
 
V + -- ?
     
 
 
 
4 этап: Последовательное  обсуждение каждой графы таблицы.
Предметная область использования: учебные  тексты  с большим количеством фактов и сведений. Прием  способствует развитию аналитического мышления, является средством отслеживания понимания материала. Очевидно, что этапы ИНСЕРТА соответствуют трем стадиям: вызов, осмысление, рефлексия.  
Предложенные значки могут быть заменены другими символами по вашему усмотрению. Например, вместо «+» можно использовать «!». Главное – четкие критерии ранжирования информации.
Вторая методика, ничем не уступающая первой в простоте применения, называется «Плюс, минус, интересно». В данном случае текст размечается с помощью трех видов значков, логика расстановки которых может быть выбрана тьютором или самим обучающимся. Например: анализ теста с точки зрения того или иного тезиса. Тогда значок  «Плюс» сигнализирует о сильном аргументе в поддержку тезиса, «минус» о слабом аргументе или аргументе в пользу антитезиса, «интересно» представляет собой повод для размышления.  Эти же три значка  может использовать читатель для оценки значимости или новизны материала для себя лично. 
Следует упомянуть еще одну форму  осмысления прочитанного – эссе.
Эссе  (Франц. «Essai”, англ. “essay” или  “assay” – опыт, очерк, от латинского «exagium» – взвешивание) – жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо литературной, философской, эстетической, моральной или социальной проблемы. Обычно противопоставляется систематическому научному рассмотрению вопроса. Классиком-основателем опытов с   эссе считается М.Монтень («Опыты» 1580).Эссе очень распространенный жанр письменных работ в западной педагогике, в российской школе эта форма и сам термин становятся все более и более популярными  в последнее время. Эссе целесообразно использовать как небольшое письменное задание обычно на стадии осмысления, обработки прочитанного. Собственно, теме создания эссе посвящены многие научные и научно-популярные трактаты. Здесь же хотелось бы отметить, что разнообразие форм эссе определяется  тремя основными факторами:
- временем, которое на него тратится;
- умением  строить логичные композиции (в уже известной нам логике, например, вызов, изложение тезисов, аргументация, выводы);
- художественным даром автора, выразительностью речи, богатством  привлекаемого культурного контекста и т.д.
Для написания эссе можно предложить и 5 и 10 минут эссе может стать серьезным заданием для выполнения в свободное время. Если создание эссе – замечательное задание для обучающегося, направленное на лучшее понимание текста, то для тьютора эссе  превращаются и в один из самых значительных инструментов диагностики в процессе сопровождения слушателей в образовательном процесса.
В основе технологии формирования критического мышления лежит теория осмысленного обучения Л.С. Выготского: «…всякое размышление есть результат внутреннего спора, так, как если бы человек повторял по отношению к себе те формы и способы поведения, которые он применял раньше к другим.» (Выготский, 1984: 243), а также идеи Д. Дьюи, Ж. Пиаже и Л.С. Выготского о творческом сотрудничестве ученика и учителя, о необходимости развития в учениках аналитически-творческого подхода к любому материалу.
На уроках нередко  приходится видеть скучающие лица студентов, сталкиваться с низкой активностью на уроке, с отсутствием интереса к предмету и культуры выполнения домашнего задания, да и  с нежеланием учиться вообще.  Поскольку это еще и достаточно сложные дисциплины, такие как экономика организации, статистика, маркетинг и проч., то порой кажется, что такое пассивное отношение к предмету может быть вследствие  недопонимания заданий, неумения ориентироваться в учебнике, работать самостоятельно с различными источниками, находить и систематизировать информацию.
          В качестве целей при изучении, в частности, экономических дисциплин, выступает не обучение как таковое, при  котором содержанием будут преимущественно практические знания, навыки и умения, а образование личности. При этом важно сформировать у обучащихся комплекс медиаобразовательных умений, включающих:
находить требующуюся информацию в различных источниках;
критически осмысливать информацию, интерпретировать ее, понимать суть, адресную направленность, цель информирования;
систематизировать информацию по заданным признакам;
переводить визуальную информацию в вербальную знаковую систему и обратно;
видоизменять объем, форму, знаковую систему информации;
находить ошибки в информации, воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы;
устанавливать ассоциативные и практически целесообразные связи между информационными сообщениями;
уметь длительное время (четверть, учебное полугодие, учебный год или другой отрезок  времени) собирать и систематизировать тематическую информацию;
уметь вычленять главное в информационном сообщении, отчленять его от «белого шума» и т.д.
Суть медиаобразования  ясно отражена в мыслях Я.А. Коменского: «…учитель должен думать о том, чтобы сначала сделать ученика пригодным для восприятия образования. Учитель, прежде чем образовывать ученика своими наставлениями, сначала должен пробуждать в ученике стремление к образованию, делать ученика, по крайней мере, годным к образованию». Не объем знаний или количество информации, уложенное в голову ученика, является целью образования, а то, как умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни. Не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения.
При внедрении в образовательный процесс ТРКМ мною были поставлены следующие цели:
формирование критического стиля мышления в процессе освоения экономических дисциплин, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание альтернативности принимаемых решений, умений понимать скрытый смысл того или иного сообщения;
формирование умений ориентироваться в источниках информации, находить, перерабатывать, передавать и принимать требуемую информацию, при этом          пользоваться разными стратегиями при ее обработке, отвергая ненужную или неверную; отделять главное от несущественного в тексте или речи и уметь акцентироваться на первом;
включение актуальной экономической информации, касающейся развития российской экономики в контекст общего базового образования, в систему формируемых знаний и умений.
Для  успешного достижения поставленных целей я определила следующие задачи:
-         сформировать у обучащихся  необходимые медиаобразовательные умения и навыки, как необходимые компоненты в формировании конкурентоспособного специалиста;
?         создать необходимые условия для эффективного использования на уроке и во внеурочное время медиаобразовательного потенциала;
?         обеспечить достижение  медиаобразовательных целей при изучении экономических дисциплин наряду с достижением образовательных целей данной дисциплины.
Работа с различными источниками информации будет бесполезной и неполной, если довольствоваться только фактами, не вскрывая при этом причины и следствия этих фактов. Не объем знаний или количество информации, «уложенные в голову» обучающегося, являются целью моей работы на уроке, а то, как он умеет управлять этой информацией: находить, систематизировать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни. Работа с различными источниками информации предполагает вежливый скептицизм, сомнение в общепринятых истинах, означает выработку своей точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения.
Приёмы ТРКМ, применяемые на уроках экономики организации, маркетинга, статистики, менеджмента.
Кластер.
2299970102870001397010287000
367157019431000
22085301485900083693057150006540505715000
275717019431000
522605019431000239141010287000
449453014859000745490571500036715705715000211709014859000
1568450114300051346101143000412877010287000
129413057150002882905715000239141014859000
4860290114300074549019431000540893019431000
385445014859000
17513301143000-774701143000
275717014859000
39458901028700065405010287000
239141014859000
22999701028700074549010287000403733010287000358013019431000239141019431000
16598905715000458597057150004585970148590001202690148590001968505715000
Двучастный дневник.
Записываем цитаты из текста, которые произвели наибольшее впечатление (вызвали воспоминания, протест или ассоциации; а может, озадачили) Даем комментарии: что заставило записать именно эту цитату? Какие мысли она вызвала? Какой вопрос возник в связи с ней?
_______________________________
_______________________________
_______________________________
_______________________________
_______________________________
_______________________________
_______________________________
_______________________________
_______________________________
_______________________________
_______________________________
_______________________________
_______________________________
_______________________________
_______________________________
_______________________________
_______________________________
_______________________________
_______________________________
_______________________________
_______________________________
_______________________________
_______________________________
_______________________________
_______________________________
_______________________________
_______________________________
_______________________________
_______________________________
_______________________________
_______________________________
_______________________________
_______________________________
_______________________________
_______________________________
_______________________________
_______________________________
_______________________________
_______________________________
_______________________________
_______________________________
_______________________________
_______________________________
_______________________________
_______________________________
_______________________________
_______________________________
_______________________________
Мышление под прямым углом.
190925491535Список А: Факты
00Список А: Факты

166981149501Тема:
00Тема:

220281518170500
1667115220369Выводы:
00Выводы:

8890071755Список Б: Ассоциации и мнения
00Список Б: Ассоциации и мнения

163322022479000
2540241935Заключение:
00Заключение:

Бортовой журнал.
СТРАТЕГИЯ: «БОРТОВОЙ ЖУРНАЛ»

ИМЯ _______________________ ТЕМА ____________________________
ДАТА ________________ ВРЕМЯ РАБОТЫ ____________________
КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ СООБЩЕНИЯ РИСУНОК (СХЕМА)
297180015430500
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
СВЯЗИ, КОТОРЫЕ Я МОГУ УСТАНОВИТЬ: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ОСТАВШИЕСЯ ВОПРОСЫ:
________________________________________________________?
________________________________________________________?
________________________________________________________?
________________________________________________________?
________________________________________________________?
ЭССЭ:
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ПОЛНОТА ОТОБРАЖЕНИЯ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ _____
УЧАСТИЕ В ГРУППОВОЙ ДИСКУССИИ ______
ЦЕННЫЕ ИДЕИ, ПРЕДЛОЖЕНИЯ ____
СХЕМА СООБЩЕНИЯ _____
СУММА: ________
Стратегия «ИДЕАЛ».
Джеймс Брэмсфорд разработал стратегию решения проблем, которая может быть применима для первых двух типов ситуаций, то есть при работе с текстами и при анализе ситуаций. Эта стратегия называется ИДЕАЛ.
Стратегия IDEAL
I Выделите в тексте проблему.
D Опишите ее (выявите ее суть).
E Определите варианты подходов к решению проблемы.
A Действуйте (решайте).
L Сделайте вывод (научитесь), проведите рефлексию своей работы.
1. Формулировка проблемы. На первом этапе проблема формулируется в самом общем виде.
2. Формулировка проблемы в виде вопроса. На втором этапе учащиеся формулируют проблему в виде вопроса. Вопрос должен быть предельно уточненным, конкретным, начинаться со слова «Как...», и в нем должны отсутствовать негативные конструкты (частица «не», например).
3. Генерирование как можно большего числа вариантов решения проблемы. Этот этап осуществляется посредством использования «мозговой атаки». Любая критика здесь запрещена. Важно количество - чем больше, тем лучше (можно использовать кластеры).
4. Выбор наилучших вариантов. Теперь учащиеся, «взвесив» все «за» и «против», выбирают наиболее лучший (-ие) вариант (-ты) решения проблемы.5. Планирование осуществления решения. На последнем этапе учащиеся разрабатывают план осуществления своего решения.
Лист для решения проблемы ИДЕАЛ.
1. Какую главную проблему должен решить учитель? 2. Какая важная информация содержится в видеофрагменте?
3. Что еще Вы знаете, что помогло бы решить проблему? Что еще нужно знать учителю? 4. Каковы три главных способа решения проблемы?

5. Какой из выбранных Вами способов наилучший? Почему?
Приём «Плюс, минус, интересно» ( методика Эдварда де Боно).
+ (плюс) - (минус) И (интересно)
1.
2.
3. 1.
2.
3.
1.
2.
3.
Многие считают Эдварда де Боно ведущим мировым авторитетом в области непосредственного обучения мышлению как навыку. В течение 25 лет он является пионером «мышления о мышлении». Им написано 45 книг, которые переведены на 27 языков, включая китайский, иврит, арабский, бахаса, корейский и словенский.
ПМИ — это мощный мыслительный инструмент. Он так прост, что ему почти невозможно научиться, ибо каждый полагает, что пользуется им. Буквы выбраны так, чтобы сложиться в хорошо произносимую аббревиатуру и чтобы мы могли попросить себя или других «выполнить ПМИ».
П означает Плюс или хорошие аспекты,
М означает Минус или плохие аспекты,
И означает Интересно или интересные аспекты . ПМИ — это инструмент привлечения внимания. Выполняя ПМИ, вы намеренно направляете свое внимание сначала на аспекты Плюс, затем на аспекты Минус и, наконец, на Интересные аспекты. Это выполняется с твердым намерением, очень дисциплинированно.
Это не суждение о ценности. Мы ищем, какие аспекты следует увидеть при взгляде в том или ином направлении. Это различие жизненно важно. ПМИ сам по себе является миниатюрным курсом обучения мышлению.
Будет ли правильно обдумывать аспекты по мере того, как они приходят на ум, затем выносить суждение о них и сваливать их в "категорийные ящики" с названиями «П», «М» «И»? Это совершенно неверно и зачеркивает весь смысл ПМИ. Вынесение суждения об аспектах по мере их поступления означает упражнение в вынесении суждений. Упражнение ПМИ состоит в поочередном взгляде в различные стороны. Вполне возможно, что химическое состояние мозга в ситуации, когда мы намереваемся смотреть в «Плюс», или в положительном направлении, отличается от состояния, возникающего при взгляде в «Минус», или в отрицательном направлении.
Элемент «И», или Интересно, выполняет в ПМИ несколько функций. Он может собирать вместе те аспекты и комментарии, которые не являются ни положительными, ни отрицательными.
«Было бы интересно посмотреть...» Таким образом, мыслитель поощряется к расширению идеи, а не к обращению с ней как с чем-либо статичным.
ПМИ полезен потому, что имеет более косвенный характер, чем прямое несогласие или конфронтация.
Не следует недооценивать эффективность ПМИ по причине простоты этого метода. Когда восприятие сориентировано в конкретном направлении, оно не может не увидеть, а увидев что-либо, оно не может перестать это видеть.
Для упражнения в ПМИ можно выполнить его на следующем вопросе: Задания можно выполнять самостоятельно или в небольших дискуссионных группах в течении 3 мин.