Статья Использование технологии Развития Критического Мышления в преподавании географии


Использование технологии «Развития Критического Мышления» в преподавании географии.
«Образование, которое включает в себя обретение навыка учиться, не начинает устаревать мгновенно, скорее оно готовит обучающихся к тому, чтобы вести продолжительную интеллектуальную беседу с миром и, тем самым, не останавливаться в своем интеллектуальном росте»
Ч. Темпл
Критическое мышление» (критика - оценка, разбор, обсуждение)
В своей работе я опираюсь на технологию « Развития Критического Мышления», разработанную в конце XX века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит). В ней обобщены идеи и методы русских отечественных технологий, коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, метапредметной.
Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
В основу технологи положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех стадий.
Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.
Первая стадия – «вызов», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.
Вторая стадия – «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика
Третья стадия – «рефлексия» - размышления, активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.
Использование технологии критического мышления способствует развитию у обучающихся познавательного интереса, мотивации, умению ставить учебные цели.
Учащиеся выполняют определенные действия для приобретения недостающих знаний;
учатся осваивать различные способы действия, позволяющие осознанно применять приобретенные знания.
У школьников формируются умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу.
Содержание обучения включается в контекст решения значимых жизненных задач.
Рассмотрим некоторые приёмы использования технологии «Развития Критического Мышления» при изучении темы «Открытие Антарктиды»
1 стадия «Вызов»
Верите ли Вы, что
В январе 2015 года исполнилось 195 лет со дня открытия Антарктиды.
Известному английскому путешественнику Джеймсу Куку в 1773 году не удалось достичь берегов Антарктиды.
Слава открытия шестого континента принадлежит нашим соотечественникам.
Учащиеся самостоятельно формулируют цель занятия
Цель: Изучение фактов открытия Антарктиды
2 стадия «Осмысление»
До получения информации учащиеся в парах заполняют таблицу «Верные и неверные утверждения» до получения информации.
Джеймс Кук пересёк южный полярный круг.
Шлюпы «Восток» и «Мирный» до первой русской антарктической экспедиции расталкивали льды в Арктике.
Корабли вышли из Кронштадта 4 июля 1819 года.
Начальником экспедиции был назначен М. П. Лазарев.
Шлюпом «Восток» управлял Ф.Ф. Беллинсгаузен.
Бортовой живописец Павел Михайлов делал зарисовки со шлюпа «Мирный».
Пингвины, взятые на борт, служили «несушками» и поставляли свежие яйца.
Антарктида открыта 28 января 1820 года.
Было открыто 29 островов.
Было пройдено 50000 морских миль. Это почти в 2,5 раза превышает длину экватора.
Видео фрагмент « Открытие Антарктиды», работа с текстом, заполнение таблицы после получения информации. Сравнение результатов.
Другой возможный приём на стадии «Осмысление»
«ИНСЕРТ»- маркировка текста значками по мере его чтения.
Например: «Y2»-уже знал
«+»-новое
«-»- думал иначе
«?»- не понял, есть вопросы
3 стадия «Рефлексия»
Синквейн - синтез информации в лаконичной форме.
Синквейн (пятистишие)
Правила написания:
1 строка - название, тема (обычно существительное)
2 строка - описание темы ( два прилагательных)
3 строка - действие (обычно три глагола, относящихся к теме)
4 строка - чувство (фраза из четырёх слов, выражающих отношение автора к теме)
5 строка - повторение сути, синоним первой строки (обычно существительное)
Примеры написания синквейна:
Земля Огромная, загадочнаяВращается, притягивает, удивляетЗемля - наш общий домПланета
СеминарЯркий, интересныйУчит, вдохновляет ,задаёт вопросыКритическое мышление - путь к самообразованиюОткрытие
Технология «Развития Критического Мышления» включает в себя множество различных приёмов: кластеры, «Ромашку Блума», «Бортовые журналы»…Эта технология способствует самообразованию и развитию деятельности, направленной на самостоятельное получение знаний.