Классный час по патриотическому воспитанию Я-ПАТРИОТ! (4 класс)


«Я – ПАТРИОТ СВОЕЙ РЕСПУБЛИКИ !»
Высокоборская Л.Е., учитель начальных классов
г.Костанай ГУ школа-гимназия №5А
Патриот тот, кто следует истинным ценностям.
Это – честность, честь, благородство,
верность традициям, любовь к Родине
и желание работать на ее процветание.
 Н.А. Назарбаев
Воспитательное мероприятие - классный час.Тема: «Я – патриот своей Республики!» Цель: воспитание чувства патриотизма, долга перед родиной и перед своей семьей, воспитание нравственности учащихся, ответственности за свои поступки. Задачи:- выявить отношение учащихся к проблемам патриотизма -способствовать осознанию учащимися понятий Родина, патриот, долг перед Отчизной -воспитывать гражданскую ответственность, уважение к Родине -развивать у учащихся познавательный интерес, способность к определению собственной жизненной позиции. Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, видеоролик «Мой Казахстан- моя страна!», плакаты. Звучит гимн РК Учитель: Сәлеметсіздер ме, қүрметті балалар және қадірлі қонақтар! Салт пен дәстүр бірнеше ғасырдан бері қалыптасып келе жатыр. Олар халық даналығы мен жанының көрінісі. Бұл – халықты біріктіретін, достықтарын нығайтын, қоғамдағы келісім мен бейбітшілікті сақтайтын заңдар. Учитель: Здравствуйте, дорогие гости, ребята. Мы собрались сегодня вместе, чтобы выразить бескрайнюю любовь к нашей Родине и проявить глубокое почтение к обычаям и традициям родного края, раскрыть понятие «патриотизм» и его роль в современной жизни общества. На фоне музыки читают слова.У каждого человека есть Родина. Как известно понятие «Родина» имеет несколько значений: это и великая страна, с великой историей, это и то место на земле, где родился человек и вырос. Родина дана человеку судьбой, завещана его предками. Нашей родиной является Республика Казахстан. Ученица:О, Казахстан! О, Родина моя! Смотрю на степи и не вижу им конца, Любуюсь я красотами природы И нет на Родине моей плохой погоды. Как ты прекрасен, Казахстан, весной: Цветущие сады и степи Покрыты и луга травой И блеск на талом снеге! А наши горы, как они красивы! Как гордо возвышаются над степью и равниной И вниз бежит река потоком бурным, И как порой бывает небо хмурым. О, Казахстан, как ты велик! Люблю тебя за твой могучий лик: За степи, горы, реки и моря, За то, что ты – Родина моя! Песня «Родина моя – Казахстан»Ученик:Дремала могучая, древняя, Покрытая степью земля. На все четыре стороны Раскинулась она. Султаном ковыль серебрился, А в небе кружились орлы. В степи жеребенок родился, Тучнели скотом табуны. Ученик:А в синей космической дали Парил наш крылатый Тулпар. Золотой удостоен медали Мой брат – казахстанец Тохтар. Я степью сегодня любуюсь А мысли с парящим орлом, Взметнувшись до самого солнца, Застыл он на флаге твоем. И слава твоя облетела, Как сокол степной, много стран. За мудрость народа, что в песнях воспели, Спасибо тебе – Казахстан! Ученик:Эта земля нас сроднила, Дарила тепло и уют, согрела нас всех, Накормила и многим дала здесь приют. И вот не одно поколенье Мы вместе все дружно живем, С думой о хлебе едином, Да общие песни поем. Ученик:Қазақстаным Өзіңсің, Қазақстан, ән, арманым да, Аяулым, алтын бесік, қара орманым да. Бір нәрсе жетпейді деу қате болар Өзіңдей ұлан байтақ далам барында. Паң далам - Қазақстаным! Ученик:Сен барда ғажап шебер, ғажап ұстамын, Түсінем өзендердің саз - ағыстарын. Қырандар қанатында даңқы кеткен Ғазалым - таусылмайтын таза нұсқалы. Ән далам - Қазақстаным! Ученик :Мне дорог воздух вольных степей Как символ свободы пьянящей! Ты стал независим, мой Казахстан, Как в небе орел парящий! Так пусть твой богатый и гордый народ Не знает ни войн, ни напастей! Пусть в мире, согласье и дружбе живет И каждый пусть будет счастлив! Учитель: Что такое патриотизм? Понятие патриотизма у всех разное. Прежде всего, это любовь к своей стране, особое эмоциональное переживание своей принадлежности к ней, чувство гордости за нее. Это состояние души, чувство долга и ответственности перед родной землей, где ты родился, вырос, где прошло твое детство. Патриотизм – синоним слова «уважение». Относится с уважением к своей стране, языку, флагу, народу. И, скорее всего, это залог нашего дальнейшего благополучия. Страна с патриотами – это процветающая страна. Президент Н.А. Назарбаев идею патриотизма рассматривает как основной элемент стратегического развития Казахстана на отдаленную перспективу. И это, конечно, потому что речь идет о национальной безопасности, суверенитете и целостности стран. Стратегическое развитие страны в определенной, даже может быть, в решающей степени зависит от того, как мы будем воспитывать у казахстанцев чувство патриотизма, любовь к Отчизне, Родине. И каждый из нас должен понимать важность этого вопроса. Учащиеся исполняют песню на казахском и русском языках.
Песня Гульсаны Машуровой «Казахстан.»Ученик:«Отчая земля» Как имя любимое, нежно и свято Храни в себе имя любимой земли. В ней прадедов счастье осталось когда-то, По ней боевые победы прошли. Твои и рассветы ее, и закаты, Твое, все, что предки тебе сберегли. Твое это небо, твои эти зори. И ливни твои, и твои – ветерки. Твои эти степи, вершины, предгорья. Твои эти праздники, песни, стихи. И все, что лежит пред тобой на просторе, За это любовью своей нареки. Пусть славится Родина – столько в ней света! Пусть будет очаг ее полон тепла. И если ты Родину любишь, Так это докажут пускай не слова, а дела! Учитель: Сегодня 3 команды в реальности покажут свою активную жизненную позицию под девизом «Я – патриот своей Республики!» и представят нам свои выступления, где отразят свое видение темы. Итак, приветствие команд. Команды выступают поочередно. 1 команда «Знатоки традиций и обычав».Видеролик «Мой Казахстан- моя страна!» Ученик: В традициях родной земли И мудрость предков и народа достоянье! По верному пути вы нас вели, Преодолев во времени большие расстоянья, Мы честный путь избрать могли. Учили нас вы старших уважать Родную землю от напастей защищать И знаем мы – нет ничего дороже, Чем ты – моя земля, моя Отчизна – Мать! Ученик: Традиции и обычаи – это отражение сущности нации, показатель того, чем она живет, о чем думает, во что верит .В них отразились уклад жизни народа, его привычки, национальные особенности Ученик: Народов много кочевых осело в нашем крае Почти все помнят родовые традиции, сказанья. А мы поведать вам хотим о дружной и родной Народности – Казахской, самой коренной. Ученик: Домашние промыслы и художественные ремёсла казахского народа зародились в древности. Предметы быта кочевников-скотоводов - седла, конская сбруя, изделия из дерева, кости и металла - богато украшались орнаментом . Обычно изображались Луна, звезды, геометрические фигуры, стилизованные листья, цветы, бараний рог. Ученик: Искусные народные мастера-ювелиры (зергеры) делали кольца, браслеты, серьги, застежки, пуговицы, украшая их вставными полудрагоценными камнями или плетением из тонкой серебряной проволоки Ученик: Казахский национальный костюм. Мужской костюм состоит из чапана (халата с поясом, сделанного из бархата, богато вышитого), головного убора – мягкой тюбетейки, высокого колпака или шапки из меха лисы (малахай). Ученик : Женский национальный костюм состоит из белого хлопчатобумажного или цветного шелкового платья, бархатного жилета с вышивкой, высокого колпака с шелковым шарфом. Пожилые женщины носят своеобразный капюшон из белой ткани – кимешек. Невесты надевают высокий головной убор, богато украшенный перьями – саукеле Ученик : Традиции, казахское жилище- юрта - очень удобное, быстрое в возведении и красивое архитектурное сооружение. Это связано с тем, что образ жизни казахов был обусловлен главным занятием - скотоводством. Летом они кочевали со своими стадами в поиске пастбищ, а с наступлением холодов поселялись в зимовьях. Ученик: Прочно сохраняются национальные особенности и традиции в казахской национальной кухне. Основу ее издавна составляют продукты животноводства - мясо и молоко. Позже, с развитием земледелия, казахи стали употреблять мучные продукты. Национальными считаются блюда: бешбармак, баурсак, казы и напитки из молока: айран, кумыс, шубат. Ученик: Материальную и духовную жизнь казахов отражают историческая традиция - "салт" и обычаи народа - "жора-жосын". Домбра – это своеобразная история кочевого народа. Через века и тысячелетия она пронесла память о первых страницах истории кочевников. Домбра была свидетелем многих исторических событии, которые сыграли решающую роль в судьбе наших предков, домбра стала музыкальной летописью жизни народа. Исполняют песню «Туған жерім».Ученик: Патриотизм – важная духовная ценность казахского народа. Патриотизм – это безмерная любовь к своему народу, гордость за его успехи, переживания за неудачи. Казахстанский патриотизм – это прежде всего чувство не отдельно взятого человека, а чувства представителей всех наций и народностей, проживающих на нашей земле. Ученик: Чтобы быть патриотом нужно знать историю своей страны, гордиться предками, стремиться быть достойным их. Ученик: Патриотизм всегда находит свое выражение в чувстве долга перед Родиной. Настоящий патриот любит свое отечество не за то, что оно дает ему какие-то блага и привилегии перед другими народами, а потому, что это его Родина. На мой взгляд, любить свою страну - это значит трудиться хорошо, участвовать во всех мероприятиях, чувствовать себя в этой стране родным и сделать всё возможное, чтобы она стала ещё лучше. 2 команда «Краеведы».
Учащиеся рассказывают о родном городе Костанае. Евразия! Бескрайняя земля! Твое богатство – города и годы. Но лишь всего дороже для тебя Костанай – хранитель мира и свободы. ПРИПЕВ: Минуло пять веков, но молод, И сохранил веселый нрав Костанай, прекрасный древний город, Граница двух больших держав. Костанай – обитель вольных казаков, Исконной дружбы русских и казахов, Былой приют для беглых батраков И рай для ссыльных, избежавших плаху. ПРИПЕВ. Костанай – потомок множества культур, Бессменный страж наук и свежей мысли, Расти смелей и будь всегда в цвету Во имя продолжающейся жизни. ПРИПЕВ. Ученик: Издревле люди селились по берегам рек. Реки, всё окружающее их, давали человеку жизнь: воду, пищу, одежду, материал для постройки домов. Не исключением стала и река Тобол, на которой стоит родной город Костанай.Ученик: Сегодня Костанай очень преобразился: строятся новые здания, новые микрорайоны. Построен новый казахский театр, который очень красив. А как прекрасная мечеть, отделанная чудесными фресками, от которых невозможно глаз отвести! Ученик: Старинный город помолодел, принарядился. Немало делается сегодня в Костанае для сбережения истории старейшего города Казахстана. Но многое ещё предстоит сделать. И пусть бегут неспокойные реки, унося свои воды. Но побывав в нашем городе, познакомившись с ним поближе, никто не сможет забыть его старинные особняки, тихие улочки, нарядные палисадники с буйной зеленью. Ученик: Мы, подрастающее поколение, должны знать и помнить историю своего родного уголка. Мы твёрдо уверены, куда бы не забросила нас судьба в дальнейшей жизни, мы будем верны своему городу, будем гордиться, тем, что родились и выросли в Костанае. Мы – патриоты своего любимого города. Мы – патриоты Казахстана! Ученик: Патриотизм - очень сокровенное чувство, находящееся глубоко в душе. О патриотизме судят не по словам, а по делам каждого человека. Патриот- не тот, кто сам себя так называет, а тот, кого будут чтить таковым другие, но прежде всего - его соотечественники. Таким образом, настоящим патриотом можно считать человека, постоянно укрепляющего свое физическое и нравственное здоровье, хорошо воспитанного, образованного и просвещенного, почитающего своих предков, постоянно улучшающего свой быт, образ жизни и культуру поведения, работающего во благо своего Отечества. Я думаю, что любая страна, какую бы мирную политику она ни вела, должна иметь свою армию, которая бы оберегала и защищала её. Наша армия стоит на страже: защищает границы нашей страны, обеспечивает мирную жизнь казахстанцам. В конце концов, это наш патриотический долг. Возможно, в будущем я выберу карьеру военного: для меня большая честь служить верой и правдой своему народу, своей Родине, быть её патриотом. 3 команда«Герои Великой Отечественной войны – патриоты своей Родины».Ученик: Тем, кто шел в бой за Родину, выстоял и победил… Тем, кто согревался дыханьем в стужу блокадных ночей… Тем, кто ради правого дела сердце отдать был готов… Тем, кто под машины ложился вместо понтонных мостов… Всем тем, кто ушел в бессмертие и победил, посвящается… Видеоролик с песней из кинофильма «Офицеры» «От героев былых времен…». Видеоклип ко Дню Победы.Маншук Маметова - Герой Советского Союза, родилась в Ординском районе Западно-Казахстанской области. Ее настоящее имя - Мансия, она рано лишилась родителей, воспитывалась у родственников в Алматы. Маншук училась в мединституте, когда началась война. В 1942 году она добровольно отправилась на фронт, попала в 21-ю стрелковую дивизию. Ученик: С самого начала войны ее отличали упорство, мужество, отвага. При обороне Невеля Маншук погибла, отстреливаясь до последнего патрона. Ее подвиг воодушевлял многих как на военном фронте, так и на трудовом. Ученик: 70-летие подвига Маншук Маметовой отметили 14 марта 2014.В музеях сохранились письма Маншук Маметовой, и единственная в республике диорама “Бессмертный подвиг Маншук”.Еще 30 лет назад, при музее был создан клуб "Фронтовичка", в нем состояло 69 участниц, прошедших Великую Отечественную войну. На сегодняшний день в живых осталось только четверо. После гибели девушки, в 1944 году, в советских газетах было опубликованы стихи поэта Якова Хелемского, посвященные подвигу Молдагуловой …У старой траншеи, где Лия боролась, Из трудной земли пробивается колос. И лен расстелила ковром синеватым, В лощине, где Лия метала гранаты. И хвоя шумит в том лесу, где впервые, По мшистым тропинкам шагала в засаду. Отважная Лия, упорная Лия, Казахская девушка, дочь Ленинграда. В атаку идут молодые солдаты. Над миром проносятся грома раскаты. Над миром плывут облака громовые, И схватки, и подвигов воины жаждут. Мы всмотримся в них. И бессмертную Лию Увидим, товарищи, в подвиге каждом. Ученик: Бессмертна слава Алии Молдагуловой — одной из двух женщин-казашек, удостоенных высокого звания Героя Советского Союза. Родилась она в ауле Булак Хобдинского района Актюбинской области. Алия рано лишилась родителей и воспитывалась у дяди. Незадолго до войны она попала в один из детских домов Ленинграда. В начале войны детский дом эвакуировали в Рыбинск. Здесь Алия подала заявление в военкомат с просьбой послать ее на фронт и была зачислена в снайперскую школу. В октябре 1943 года она прибыла на Ленинградский фронт. Ученик: Ефрейтор Алия Молдагулова не раз проявляла мужество и отвагу в боях. В последнем бою она уничтожила 28 фашистов. Смертельно раненная, Молдагулова продолжала в упор расстреливать наступавших гитлеровцев. Командование части, где служила Алия, писало Центральному Комитету Компартии Казахстана: «Вам, дорогие товарищи, от имени командования части спасибо за таких пламенных патриотов, какой была Алия Молдагулова. Ее имя бессмертно и принадлежит великому народу Союза Советов. У нас к вам просьба: расскажите казахскому народу о ее подвигах и беззаветной преданности нашей Родине». Видеролик «Героям ВОВ посвящается» отрывки о подвиге А. Молдагуловой.Ученик: Знание истории Казахстана, истории нашей армии, знание того, как жили и трудились наши предшественники, как отстаивали свою независимость и землю от поработителей необходимо, так как это воспитывает долг перед Родиной. Дела и подвиги наших славных батыров, героев, ветеранов Великой Отечественной войны, легендарных военных полководцев современности – это пример неподдельного мужества и героизма, пример подражания для тех, кто посвятил себя служению Отечеству. Равняясь на них, молодые люди станут истинными патриотами. Заключение: Учитель: Гостеприимством славятся казахи, Так было испокон веков, Обычай у народа есть таков: Найдет здесь гость и пищу, и надежный кров! Пусть даже юрта не богата, Ведь гость для каждого казаха – это свято! Закончить наш классный час я хочу словами древнего пожелания казахов, положенного в основу государственного герба: “Пусть будет высоким твой шанырак, широкими твои стены и прочной основа твоего дома».Мир –солнышку и детям, Мир - природе, мир –весне! Мир – былинке, мир – планете! Мир – всем людям на Земле!
Список литературы
«Программа патриотического воспитания граждан Республики Казахстан на 2006-2008 годы».
Закон «О государственной молодежной политике в Республике Казахстан".
Государственная программа «Культурное наследие».
Айтхожина Г.Р. Воспитание казахстанского патриотизма, национального согласия// Воспитание школьника.-2004.-№1.-С.2-10.
Буря В.И. Воспитание у детей и подростков чувства патриотизма и гражданственности// Практическая помощь учителю.- 2005.- №5.- С.21-23.