Инновационные технологии в современном профессиональном образовании


Сопова Антонина Сергеевна,
преподаватель математики ГБПОУ
«Государственный агротехнический колледж»
с.МосковскоеИнновационные технологии в современном профессиональном образовании
В современном российском образовании провозглашен принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. В этом направлении и идет процесс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий. Исследования инновационных процессов выдвигаются в разряд приоритетных интересов многих отечественных и зарубежных ученых различных областей знания. При этом важна организация своего рода диалога различных педагогических систем и технологий обучения, апробирование в практике новых форм - дополнительных и альтернативных государственной системе образования, использование в современных условиях целостных педагогических систем прошлого.
В этих условиях преподавателю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, направлений, не тратить время на открытие уже известного, а использовать весь арсенал педагогического опыта. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного спектра образовательных технологий. Современные педагогические технологии могут реализовываться только в инновационном учебном заведении.
Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для обучающихся и преподавателя. В настоящее время в нашей стране идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Одной из составляющих Болонского процесса является увеличение числа часов, отводимых на внеаудиторную самостоятельную работу обучающихся при одновременном сокращении часов аудиторных занятий. Считается, что специалист со средним специальным и высшим образованием должен постоянно самостоятельно совершенствовать свои знания, чему соответствует концепция непрерывного образования (имеется в виду, что обучающийся (студент) должен получить навыки самостоятельного овладения знаниями, их пополнения и обновления), для чего необходимо уметь самостоятельно приобретать знания. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит модернизация образовательной системы - предлагаются иное содержание, подходы, поведение, педагогический менталитет.
В настоящий момент в среднем специальном образовании применяют самые различные педагогические инновации. Это зависит, прежде всего, от образовательного учреждения. Тем не менее, можно выделить следующие наиболее характерные инновационные технологии.
1. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в предметном обучении. Внедрение ИКТ в содержание образовательного процесса подразумевает интеграцию различных предметных областей с информатикой, что ведет к информатизации сознания обучающихся и пониманию ими процессов информатизации в современном обществе (в его профессиональном аспекте). Существенное значение имеет осознание складывающейся тенденции процесса информатизации образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования: от освоения обучающимися сведений по информатике к использованию компьютерных программных средств при изучении общеобразовательных и специальных дисциплин, а затем к насыщению элементами информатики структуры и содержания образования, осуществления коренной перестройки всего учебно-воспитательного процесса на базе применения информационных технологий. В результате в методической системе образовательного учреждения появляются новые информационные технологии, а выпускники училищ и колледжей имеют подготовку к освоению новых информационных технологий в будущей трудовой деятельности. Опыт применения ИКТ в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования показал, что: информационная среда образовательного учреждения, включающая различные формы дистанционного образования, существенно повышает мотивацию обучающихся к изучению общеобразовательных и спец.дисциплин, особенно с использованием метода проектов; информатизация обучения привлекательна для обучающегося тем, что снимается психологическое напряжение общения путем перехода от субъективных отношений “обучающийся-преподаватель” к наиболее объективным отношениям “обучающийся-компьютер-преподаватель”, повышается эффективность труда обучающихся, увеличивается доля творческих работ, расширяется возможность в получении дополнительного образования по общеобразовательной дисциплине и спец.дисциплине в стенах колледжа, а в будущем осознается целенаправленный выбор вуза и престижной работы; информатизация преподавания привлекательна для преподавателя тем, что позволяет повысить производительность его труда, повышает общую информационную культуру преподавателя, позволяет общаться с коллегами не только в стенах своего учебного заведения, но и по сети в Интернет-сообществах учителей и преподавателей.
2. Личностно – ориентированные технологии в преподавании дисциплины. Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы учреждений начального и среднего профессионального образования личность обучающегося, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность обучающегося в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели. Проявляется в освоении обучающимися индивидуальных образовательных программ в соответствии с их возможностями и потребностями.
3. Информационно - аналитическое обеспечение учебного процесса и управление качеством образования обучающихся. Применение такой инновационной технологии, как информационно – аналитическая методика управления качеством обучения позволяет объективно, беспристрастно проследить развитие во времени каждого обучающегося в отдельности, группы, колледжа в целом. При некоторой модификации может стать незаменимым средством при подготовке группового обобщающего контроля, изучении состояния преподавания любой дисциплины учебного плана, изучения системы работы отдельно взятого педагога.
4. Мониторинг интеллектуального развития. Анализ и диагностика качества обучения каждого обучающегося при помощи тестирования и построения графиков динамики успеваемости.
5. Воспитательные технологии как ведущий механизм формирования современного обучающегося. Является неотъемлемым фактором в современных условиях обучения. Реализуется в виде вовлечения обучающихся в дополнительные формы развития личности.
6. Дидактические технологии как условие развития учебного процесса ОУ. Здесь могут реализовываться как уже известные и зарекомендовавшие себя приемы, так и новые. Это - самостоятельная работа с помощью учебной книги, электронного учебника, игра, оформление и защита проектов, обучение с помощью аудиовизуальных технических средств, система «консультант», групповые, дифференцированные способы обучения - система «малых групп» и др. Обычно в практике применяются различные комбинации этих приемов.7. Психолого-педагогическое сопровождение внедрения инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс ОУ. Предполагается научно-педагогическое обоснование использования тех или иных инноваций, их анализ на методических совещаниях, семинарах, консультации с ведущими специалистами в этой области.
Таким образом, опыт современных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования располагает широчайшим арсеналом применения педагогических инноваций в процессе обучения. Эффективность их применения зависит от сложившихся традиций в общеобразовательном учреждении, способности и стремления педагогического коллектива воспринимать эти инновации, материально-технической базы учреждения.
Список литературы:
1.Алексеева, Л. Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента/ Л. Н. Алексеева// Учитель, № 3, 2014.
2.Дебердеева, Т. Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества/ Т. Х. Дебердеева// Инновации в образовании, № 3, 2015.
3.Ерофеева, Н. И. Управление проектами в образовании/ Н. И. Ерофеева// Народное образование, № 5, 2012.
4.Козлов, С. Д. Роль образования в современном обществе/ С. Д. Козлов// Педагогическая мастерская, № 2, 2014.
5.Монахов, В.М. Актуальные вопросы информатизации образования // Образовательные технологии: Сборник научных трудов. - Новосибирск, ИПСО РАО.-2011.
6.Пугачёва, Н. Б. Источники инноваций общеобразовательного учреждения/ Н. Б. Пугачёва// Завуч, № 3, 2015.