ПРОГРАММА по военно-патриотическому воспитанию учащихся «Патриот»


ПРОГРАММА
по военно-патриотическому воспитанию учащихся «Патриот»
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Нарьян-Мара»

1. Введение
Школьная комплексная программа «Патриот» разработана в соответствии с государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации № 422 от 11.07.2005 года и Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и с учетом условий образовательного учреждения.
Программа определяет содержание и основные пути развития системы патриотического воспитания учащихся школы.
Программа имеет статус школьной.
II. Обоснование актуальности программы:

Патриотическое воспитание молодежи является исключительно важной частью воспитания подрастающего поколения. Это многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга важнейших конституционных обязанностей по защите интересов общества.
Современная социально-экономическая реальность, связанная со сменой традиционных устоев в обществе, девальвация духовных ценностей, отсутствие единой государственной идеологии в рамках страны объективно ослабили связи между формирующейся личностью молодого человека и его Родиной, способствовали возникновению негативных тенденций.
Общественные опросы и работа с детьми и молодежью показывают, что среди молодых людей большими темпами нарастает преступность, растет число наркоманов, падает нравственность, развивается правовой нигилизм.
В сознании молодежи произошли заметные изменения в отношении к службе в Вооруженных Силах, защите своего Отечества. Многие подростки не имеют желания нести службу в Вооруженных Силах, увеличивается число призывников, уклоняющихся от воинской службы.
Можно говорить и о резком снижении уровня практической подготовки юношества к армии, защите Отечества, падении престижа военной профессии, защитника России. Из года в год ухудшаются качественные характеристики молодого поколения, степень его готовности к выполнению воинского долга.
Недостаточное развитие материально-технической базы учебных заведений, отсутствие военно-патриотических клубов, снижение числа соревнований и мероприятий по военно-прикладным видам спорта привели к ослаблению работы по подготовке юношей к службе в армии. Таким образом, поведение молодежи показывает, что размытость патриотических ценностей нередко ведет к тенденции нарастания антиобщественных проявлений, которые представляют угрозу не только подрастающему поколению, но и обществу в целом.
В то же время положение в мире отчетливо доказывает востребованность патриотического воспитания подрастающего поколения, налаживания четкой системы в его осуществлении. Исходя из вышеизложенного, в целях повышения эффективности военно-патриотического воспитания молодежи необходима разработка и принятие школьной программы военно-патриотического воспитания.

III. Цели и задачи программы:

Систематизировать деятельность по патриотическому воспитанию учащихся в учебное и в внеурочное время, способствовать формированию у них высокой политической сознательности, глубокого понимания священного долга защиты Отечества , высокого патриотического сознания, верности Родине, готовности к выполнению конституционных обязанностей.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- объединение усилий педагогического коллектива, учащихся, родителей для целенаправленной подготовки молодежи к службе Отечеству;
- определение приоритетов в вопросах воспитания гражданственности, патриотизма, чувства товарищества, возрождения национального самоуправления и создания условий для их реализации;
- создание условий для организации военно-патриотических, спортивных объединений в школе и микрорайоне;
- создание условий для проведения мероприятий патриотической, исторической, воспитательной и образовательной направленности, включающие формирование у молодежи уважения к старшему поколению, гордости за историю своей Родины;
- улучшение материально-технической базы школы для организации патриотической работы.
ЗАДАЧИ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Привитие учащимся высоких моральных качеств, закрепление на практике знаний, умений и навыков, полученных на занятиях по ОБЖ;
2. Активизация изучения учащимися исторических страниц воинской славы русского оружия;
3. Формирование мировоззрения, достойного гражданина и патриота своей Родины;
4.Проведение комплекса профориентационных мероприятий по пропаганде профессии защитника Отечества;
5. Организация взаимодействия с воинскими частями и подразделениями в г. Нарьян-Маре;
6. Укрепление учебно-материальной базы, оборудования кабинета ОБЖ;
7.Развитие самоуправления и повышение общественной активности учащихся;
8. Осуществление комплекса мероприятий по патриотической работе со школьниками, военнослужащими
запаса, молодежью микрорайона, ветеранами войны и труда.

IV. Основные направления реализации программы:

- совершенствование процесса патриотического воспитания;
- укрепление материально-технической базы школы;
- координация деятельности городских и окружных общественных организаций (объединений) в интересах патриотического воспитания;
- использование государственных символов России в патриотическом воспитании;
- информационное обеспечение в области патриотического воспитания.
1. Духовно - нравственное воспитание.
2.Историческое воспитание.
3.Политико - правовое воспитание.
4.Патриотическое воспитание.
5.Профессионально деятельное воспитание.
6.Психологическое воспитание
7.Воспитание на воинских традициях
Комплекс программных мероприятий предусматривает охват патриотическим воспитанием всех учащихся школы и микрорайона.
V. Формы и методы работы
- общешкольные мероприятия по тематике “Защита Отечества - почётная обязанность гражданина России” (беседы, лекции, доклады);
- кинофестивали или просмотр отдельных фильмов по военно-патриотической тематике;
- конкурсы военно-патриотической песни;
- конкурсы рисунков и плакатов на военную тематику;
- театральные постановки военно-патриотической направленности;
- походы школьников по местам боевой и трудовой славы;
- поисковая работа;
- шефство над инвалидами и ветеранами войны, тружениками тыла, детьми войны;
- встречи с ветеранами войны и труда;
- создание выставок военных книг, уголков боевой славы, рисунков;
- организация и работа военно-патриотических и спортивных кружков;
- проведение спортивных игр;
- участие в смотрах военно-патриотической работы;
- участие в военно-спортивных играх;
- соревнования по военно-прикладным видам спорта;
- экскурсии в воинские части;
- встречи с воинами - бывшими учениками школы;
- мероприятия по ориентации на военные профессии.

VI. Организация патриотической работы

Организация данного воспитательного процесса строится с учётом возрастных особенностей учащихся, в связи со специфическими особенностями, задачами формирования готовности к защите Отечества у учащихся разного школьного возраста.
1возрастная категория - ребята 1-4 классов. Процесс формирования готовности к защите Отечества у младших школьников строится с учётом у них пока ещё ограниченного жизненного опыта, характера и объёма полученных знаний, общих задач обучения и воспитания. Эффективность деятельности в этот период обусловливается, прежде всего, тесной связью с выполнением учебных, общеобразовательных задач. Воспитательный эффект всех форм патриотического воспитания будет зависеть от того, насколько системно будут формироваться знания ребят о защите Отечества, их нравственное, эмоционально - волевое отношение к деятельности по защите Родины. Задача заключается в том, чтобы, опираясь на высокую эмоциональность, впечатлительность и восприимчивость, развить у них чувство восхищения воинами российской армии, вызвать желание в будущем встать в их ряды.
2 возрастная категория - учащиеся 5-8 классов. У подростков зарождается потребность анализировать и обобщать факты и явления действительности, вырабатывать собственные взгляды на окружающее, на нравственные требования и оценки.
Наиболее значимым в формировании у подростков готовности к защите Родины в этот период является участие школьников в различных видах патриотической деятельности, организуемой в школе и вне её.
3 возрастная категория - учащиеся 9-11 классов. Это период формирования научного мировоззрения, интеллектуального и физического развития человека, его профессионального самоопределения. Поэтому, школа должна подготовить учащихся к сознательному выбору профессии, в том числе и военной. В учебно-воспитательном процессе следует не просто передавать учащимся знания о Вооруженных Силах страны и событиях минувших войн, но и формировать у них общественно ценный опыт подготовки к защите Родины.

VII. Система патриотического воспитания учащихся
1. Морально - психологическая подготовка осуществляется на уроках общественно - исторического и гуманитарного цикла.
Внеурочная работа:
- кружки по предметам;
- уроки мужества;
- конкурсы сочинений на военно-патриотическую тему;
- обсуждение книг, кинофильмов;
- военно-шефская работа.
2. Военно-техническая подготовка осуществляется на уроках труда и физико-математического цикла.
Внеурочная работа:
- кружки по предметам;
3. Военно-физическая подготовка осуществляется на уроках ОБЖ и физкультуры.
Внеурочная работа:
- сдача нормативов;
- спортивные секции;
- соревнования по военно-прикладным видам спорта;
- спортивные лагеря;
- туристические походы, военно-спортивные праздники
·.

VIII. Управление системой военно-патриотического воспитания в школе.
1. Функции управления
- целеполагание;
- педагогический анализ;
- разработка моделей проверки готовности к защите Отечества;
- организация контроля за реализацией задач программы.
2. Состав и структура системы управления
- администрация
- МО учителей предметников
- Ученическое самоуправление
3. Методическое обеспечение
- внедрение нового содержания, форм и методов военно-патриотического воспитания;
- организация методической учебы коллектива.

IX. Принципы программы
- Воспитание личности безопасного типа, гражданина, защитника Отечества, способного мобилизовать все
приобретённые качества в экстремальных условиях.

X. Функциональные обязанности работников школы.
Директор школы осуществляет:
- общее руководство патриотическим воспитанием, подбор, воспитание и расстановка кадров;
- анализ состояния патриотической работы, её планирование, согласование планов с общественными
внешкольными организациями, базовыми предприятиями;
- выдвижение инициативных решений по совершенствованию патриотической деятельности,
педагогического мастерства учителей, организаторов внеклассной и внешкольной работы, преподавателей
ОБЖ.;
- внутришкольный учёт и контроль за выполнением патриотической работы;
- создание необходимых материальных, социальных и морально психологических условий для организации
патриотического воспитания.
Заместители директора по воспитательной работе, заместитель директора по учебно-методической работе:
- выявляет возможности учебных программ для решения задач патриотического воспитания, реализует их в
учебно-воспитательном процессе;
- обеспечивает единство и взаимосвязь урочной и внеурочной работы по подготовке молодёжи к защите
Отечества;
- заботится о методическом обеспечении патриотической направленности учебно-воспитательного процесса;
Преподаватель-организатор ОБЖ
- осуществляет преподавание ОБЖ в учебное время и проведение факультативных занятий во внеурочное
время, создает с помощью директора школы необходимую для этого материальную базу;
- обеспечивает межпредметные связи ОБЖ общеобразовательными дисциплинами;
- организует кружковую работу патриотической направленности;
- руководит подготовкой и проведением военно-спортивных праздников, смотров, соревнований;
- возглавляет профориентационную работу по военным специальностям,
- стимулирует развитие склонности у учащихся к военной службе, организует помощь юношам в подготовке их к поступлению в военные учебные заведения;
Классный руководитель
- осуществляет руководство целенаправленной патриотической деятельностью классного коллектива;
- планирует и координирует соответствующую работу учителей, занимающихся с данным классом, детских общественных организаций, внешкольных учреждений и родителей по формированию у учащихся готовности к защите Родины;
- ведёт систематические психолого-педагогические наблюдения за развитием патриотического сознания учащихся, формированием умений и навыков, необходимых будущим защитникам Отечества;
- корректирует процесс военно-патриотического воспитания, привлекает к этой деятельности специалистов дополнительного образования.
Учителя:
- обеспечивают военно-патриотическую направленность учебно-воспитательного процесса, формирование средствами своего предмета личности будущего защитника Родины;
- систематически вносят военно-патриотические аспекты в воспитательные цели урока, подбирают соответствующий фактический материал, а также активные методы его изложения.

XI. Эффективность программы
Конечными результатами программы должны стать:
-объединение усилий органов местного самоуправления, общественных организаций и школы для целенаправленной подготовки молодежи к службе Отечеству;
-обеспечение занятости детей и подростков в свободное время;
-улучшение материально-технической базы школы;
-укрепление физического и психологического здоровья учащихся
-рост числа детей и молодежи, занимающихся в оборонно-спортивных клубах и объединениях патриотической направленности;
- готовность молодежи к защите Отечества;
- воспитание качеств личности: уважение и любовь к Родине и ее истокам, традициям, символике;
- воспитание гуманности, способности к сотрудничеству, трудолюбия, честности, самостоятельности





п/п

Мероприятия

Сроки проведения

Классы

Ответственный
за выполнение


1. Организационная работа

1

Оформление кабинета ОБЖ. и начальной военной подготовки

В течение года
8-11

преподаватель ОБЖ

2

Оформление стендов по безопасности
жизнедеятельности, основам медицинских знаний, здорового образа жизни и основам военной службы.

В течение года
1- 11

преподаватель ОБЖ


3

Приобретение учебной и методической литературы, наглядных пособий, макетов, муляжей, учебных видеофильмов, мультимедийных носителей информации по разделам курса ОБЖ. и НВП



В течение года

1-11

Директор, зам. директора по ВР,
преподаватель ОБЖ





4


Подготовка на пришкольной спортивной площадке универсальной полосы препятствий и мест для занятий по прикладной физической подготовке
май




Директор, зам.по АХЧ,
преподаватель ОБЖ

5.
Организация допризывной подготовки юношей
В течение года

Преподаватель ОБЖ

6.
Организация сотрудничества с работниками военкомата по вопросам допризывной подготовки
В течение года

Преподаватель ОБЖ

7.
Постоянно проводить военную профориентацию с целью подготовки обучающихся к поступлению в ВУЗы.
В течение года

Преподаватель ОБЖ

II. Учебная работа










1

Проведение учебных занятий по курсу ОБЖ.

Сентябрь-май

8-11

преподаватель ОБЖ

2

Подготовка дидактического и раздаточного материала для учащихся: ксерокопии схем, таблиц, рисунков, заданий для самостоятельной работы и др.
Сентябрь-май
8-11

Преподаватель ОБЖ

3
Организация консультативной работы и итоговой аттестации обучающихся.
Май
9,11

преподаватель ОБЖ


5
Организация учебно-полевых сборов (юноши)
Апрель-май

10
Директор школы,
преподаватель

6.
Организация правовой подготовки юношей допризывного возраста
В течение года

Преподаватель ОБЖ,
учитель обществознания, зам.директора по ВР

III. Методическая работа











1

Разработка, внесение изменений и уточнений в документы планирования учебного процесса по курсу ОБЖ.
сентябрь
8-11

Преподаватель ОБЖ

2.
Разработка концепции и программы военно-патриотического воспитания школьников
Сентябрь-октябрь

Зам. директора по ВР

3

Проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий по отдельным темам курса ОБЖ.
Сентябрь-май

5-11

Преподаватель ОБЖ


4

Подготовка методических материалов (разработки, указания, рекомендации, пособия) по разделам курса ОБЖ.







В течение года

5-11

Зам. директора по ВР

5

Разработка тестовых заданий для проверки и закрепления знаний учащихся.


В течение года

5-11

Преподаватель ОБЖ


6

Подготовка вопросов по темам и разделам курса ОБЖ для текущего и рубежного контроля знаний в рамках внутришкольного контроля









В течение года

5-11

Преподаватель ОБЖ
Зам.директора по УМР

IV. Внеклассные и внешкольные мероприятия








1

Проведение оборонно-спортивных мероприятий между классами:
военно-спортивный праздник «День защитника Отечества»
спортивные соревнования по видам спорта в рамках школьного конкурса «Самый спортивный класс»;






«Школа безопасности» (устный журнал)



Сентябрь-
май

1-11

Зам. директора по ВР,
преподаватель ОБЖ
учителя физической культуры



2


Подготовка и участие сборных команд школы в городских и окружных соревнованиях по военно-прикладным видам спорта .
В течение
года

5-11


Зам. директора по ВР,
преподаватель ОБЖ

3

Проведение туристических походов с выполнением практической работы:
Безопасность туристического путешествия
Оказание первой помощи
Сентябрь,
май


5-8


Классные руководители

5


Встречи с ветеранами Вооруженных сил РФ, работниками военкоматов, органов ГО и ЧС, МВД, ГИБДД, медицины
В течение года

5-11


Зам. директора по
воспитательной работе, преподаватель ОБЖ

6.
Выступления перед воинами подшефной части, ветеранами Великой Отечественной войны и трудового фронта
В течение года

Зам. директора по воспитательной работе, классные руководители


7.
Проведение военно-спортивной игры «Зарничка»
сентябрь-
май
5-8
Зам. директора по ВР, воспитательный отдел

8.
Проведение цикла бесед по военно-патриотической тематике


В течение года
1-11
Классные руководители

9.
Поздравление участников и ветеранов Великой Отечественной войны и туда с Днем Победы.
9 мая

Заместитель директора по ВР, классные руководители




























































Система военно-патриотического воспитания в школе




Во внеурочное время

Патриотическая и психологическая подготовка

Во внеурочное время


Военно -техническая подготовка

Военно – техническая подготовка

На уроках гуманитарного цикла
___________________________
Во внеурочное время



Кружки по предметам

Уроки мужества

Конкурс сочинений на военно-патриотическую тему

Обсуждение кинофильмов, книг

На уроках технологии

На уроках ОБЖ и физкультуры

Во внеурочное время


Кружки по предметам

Технические кружки и секции


Военно-патриотические объединения
и
клубы

Спортивные секции

Соревнования по военно-прикладным видам спорта

Учебные сборы

Военно-спортивные праздники


ВОЕННО-СПОРТИВНАЯ ИГРА «ЗАРНИЦА»



15