обучающие игры на уроке английского языка


Обучающие игры на уроке английского языка
Игра - это организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. В игре нет сильных и слабых учеников. Здесь все равны. Более того, слабый ученик может стать первым в игре, так-как находчивость и сообразительность оказывается важнее знания предмета. Форма игры увлекает ребят и они чувствуют себя более раскованно, а вместе с этим усваивается языковой материал.
В соответствии со школьной системой обучения иностранному языку игры подразделяются на два раздела.
Первый раздел составляет фонетические , орфографические, лексические и грамматические игры, которые способствуют формированию речевых навыков. Фонетические игры помогают корректировать произношение на этапе формирования речевых навыков. Орфографические игры способствуют освоению правописания изученной лексики. Грамматические игры помогают усвоить сложный и утомительный грамматический материал более легко и увлекательно. А лексические логически продолжают «строить» фундамент речи.
Второй раздел это творческие игры, которые способствуют дальнейшему развитию речевых навыков.
Грамматические игры
Цель:
- научить употреблению речевых образцов
- создать естественную ситуацию для употребления речевых образцов
- развить речевую творческую активность
Игры включают грамматический материал. Большинство игр основано на соревновании с подсчетом очков. Игры можно проводить как индивидуально, так и в группах. В каждой игре требуется ведущий, который должен заражать всех своим азартом. Некоторые игры требуют дополнительных предметов, которые должны быть яркими и привлекательными.

Игра «What is this?»
Класс выучил первое английское предложение This is a cat. И первый вопрос What is this? Можно обыграть эти речевые образцы, предложив ребятам поиграть в учеников и учителей.
«Teachers»«Pupils»
Катя: What is this?Миша: This is a cat
Лена: What is this?Саша: This is a dog
Маша: What are these? Таня: These are parrots
После того как все «учителя» задали вопросы, команды меняются ролями. За каждый правильный вопрос и ответ дается одно очко.
Игра «Where is the dog?»
Выбирается водящий, которого просят выйти из класса. Учитель прячет игрушечную собачку. Возвращается водящий.
Учитель: Where is the dog?
Водящий: The dog is under the table.
Катя: No, it is not.
Водящий: The dog is in the bag.
Саша: Yes, it is.
Игра «Hide-and-Seek in the Picture»
Для этой игры потребуется большая красочная картина с изображением комнаты. Выбираем водящего, который должен написать на записочке, куда он спрятался, и отдать ее учителю. Начинаем «искать»:
Миша: Are you behind the wardrobe?
Водящий: No, I am not.
Света: Are you under the bed?
Водящий: No, I am not.
Катя: Are you in the wardrobe?
Водящий: No, I am not.
Андрей: Are you behind the curtain?
Водящий: Yes, I am.
Андрей получает очко и право «спрятаться».
Игра «What is He(She)?
В этой игре проявляются актерские способности учащихся, где им предстоит изображать животных. Ученик загадывает, какое животное он будет представлять, а остальные должны догадаться, что это за животное, по тому как водящий будет его показывать.
Учитель: Don’t name the animal you know but play it. Katya, please. What animal will you play, I wonder? What is she?
Лена: She is a fox.
Учитель: Now, Oleg, please. What is Oleg?
Саша: She is…
Учитель: You are speaking about Oleg…
Саша: He is a tiger.
Олег: No, I am not a tiger.
Учитель: And what are you?
Олег: I am a wolf.
Таким образом, учащиеся лучше усваивают местоимения he и she.
What is there in the bag?
Для этой игры потребуется яркий мешок с различными предметами в нем с, которыми ученики познакомились на предыдущем уроке. Одновременно на доске пишется заранее приготовленная таблица с конструкцией.
Учитель: What is there in the bag?
Катя: There is a book.
Учитель: Yes, that is right, there is a book in the bag. What else is there in the bag?
Маша: There is a pencil in the bag.
Учитель: Yes, but how many pencils are there in the bag?
Оля: There are two pencils in the bag.
Учитель: No, more.
Илья: there are three pencils in the bag.
Учитель: Yes, you are right.
Лексические игры
Цель:
- тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке;
- активизировать речемыслительную деятельность учащихся;
- познакомить учащихся с сочетаемостью слов.
Ряд игр предназначен для тренировки учащихся в употреблении отдельных частей речи, например числительных, прилагательных… Другие игры соответствуют определенным темам, например: «Покупки», «Внешность», «Одежда»…
Do not say “four”
Очень трудно досчитать до большого числа и не сбиться. Чтобы счет прошел более плодотворно и активно можно обыграть это в игре: «Do not say “four”». Например, учащиеся начинают считать, однако, когда дойдут до числа с цифрой 4, они должны сказать вместо него слово stop. Например: one, two, three, stop, five…twenty-one, twenty-two, twenty-three, stop, etc. Каждому раздается по одной фишке. Сделавший ошибку теряет свою фишку. Выигрывают те, кто сохранил фишки до конца игры.
This is my nose
Детям нравится, когда кто-то ошибается или только делает вид, что ошибается. Для игры ученики выстраиваются в одну шеренгу напротив водящего. Водящий показывает, скажем, на ступню ноги и говорит: «This is my nose». Ученик, к которому обратился водящий, отвечает наоборот: «This is my foot", показывая на свой нос. Теперь он становится водящим. Во время диалога все остальные считают до десяти. Если играющий не ответит правильно до конца счета, он выбывает из игры.
Fruit basket
Для этой игры понадобятся картинки с изображением фруктов. Нужно раздать учащимся эти картинки либо фрукты. Все ребята садятся в круг и выбирают водящего с помощью считалки. Ведущий говорит: «Apple, change places with Orange». «Яблоко» и «Апельсин» меняют местами, а в это время ведущий пытается занять одно из мест. Потерявший место становится ведущим.
What colour is Misha’s shirt?
Эта игра на развитие наблюдательности.
Учитель: Sveta, come here and look at me, don’t look at your friends. What colour is Misha’s shirt?
Света: It is black and brown.
Учитель: Nothing of the kind. It’s yellow. Kolya, what colour are Masha’s shoes?
Коля: They are brown.
Учитель: Masha, show us your shoes. What colour are they?
Коля: They are red.
За каждый правильный ответ дается одна фишка. Можно также спросить про цвет ручек, карандашей, тетрадей, книг…
Have you seen my sheep?
Чтобы продолжать тему о внешности человека можно ввести игру, в которой играющие становятся в круг. Водящий ходит по кругу, приговаривая: «I have lost my sheep. Where is my sheep?» Неожиданно он обращается к одному из играющих: «Have you seen my sheep?». Ученик спрашивает: «What does it look like?» Водящий дает описание одного из учеников, не называя, естественно, его имени. Как только кто-нибудь из играющих узнает свой портрет, он бежит по кругу. Водящий старается запятнать его, а тот занять свое место. Если же его запятнали, он становится водящим.
What can I do for you?
Эта игра в магазин, где команда «А» -«продавцы», а команда «В» - «покупатель».
Продавец: What can I do for you?
Покупатель: Mother has send me to buy something, but I forgot what it was.
Продавец: What does she want to cook?
Покупатель: She wants to make a pie.
Продавец: Did she ask you to buy some floor?
Покупатель: No, she didn’t.
Продавец: Did she ask you to buy some eggs?
Покупатель: No, she didn’t.
Продавец: Did she ask you to buy some yeast?
Покупатель: Yes, she did.
«Продавец» подсказал «покупателю», что тот должен купить, «покупатель» расплатился – отдал фишку. Затем команды меняются ролями.
Фонетические игры
Цель:
- тренировать учащихся в произнесении английских звуков;
- научить учащихся громко и отчетливо читать стихотворения;
- разучить стихотворения с целью их воспроизведения по ролям.
Работа над каждой игрой состоит из 2-х этапов: 1) разучивание стихотворения с учащимися 2) театрализация стихотворения.
Эти игры можно проводить по командам, определяя, чья команда лучше прочитает стихи и изобразит тот или иной персонаж.
The Jolly little clown
Это стихотворение содержит некоторые упражнения, развивающие подвижность речевого аппарата.
I’am a jolly little clown
Yah, yaw, yah!
I can smile and I can frown,
Yah, yaw, yah!
I can drop my jaw far down!
Yah, yaw, yah!
Can you be a jolly clown?
Yah, yaw, yah!
Can you smile and can you frown?
Yah, yaw, yah!
Can you drop your jaw far down?
Yah, yaw, yah!
The funny little clown
Цель данной игры та же, что и в предыдущей.
I’m a funny little clown.
I say, “Ah – oo – ee – oo”.
My mouth is open wide
When I say, “Ah, ah, ah”. I draw my lips far back
When I say, “Ee, ee, ee”. My lips are very round
When I say, “Oo, oo, oo”. “Ah – oo – ee – oo,
Ah – oo – ee – oo”,
I am a funny little clown.
В этом стихотворении «клоун» помогает учащимся произносить трудные звуки чужого языка.
Lapping milk
При прочтении этого стихотворения очень полезно показать, как котенок лакает молоко.
Little kitty laps her milk,
Lap, lap, lap!
Her tongue goes out,
Her tongue goes in,
Lap, lap, lap!
Oh, see her tongue
Go out and in,
Lap, lap, lap!
Это упражнение очень любят ученики, так как оно забавное и полезное. После слов «lap, lap, lap!» учитель должен сделать паузу, чтобы дать возможность ребятам изобразить, как котенок пьет молоко.
Oh, where is my whistle?
Это стихотворение хорошо тренирует произнесение звука [w]
“Oh, where is my whistle?”
Ask Willie one day.
“My dear little whistle,
My dear little, white little whistle,
I say!”
“Why, here is your whistle”,
His brother replied.
“Your dear little whistle,
Your little white whistle,
Your dear little, white little whistle”,
He cried.
Playing Airplane
Эта игра используется для тренировки учащихся в произнесении звука [v].
The plane is travelling up in the sky,
vvv – vvv – vvv.
Moving so fast, and ever so high,
vvv – vvv – vvv.
Over the land, and over the sea,
vvv – vvv – vvv.
But we always come back in time for tea,
vvv – vvv – vvv.
Go, my little pony, go!
Для тренировки учащихся в произнесении звука [ou] можно использовать знаменитую игру в лошадки.
Go, my little pony, go!
Go! Go! Go!
Go, my little pony, go!
Go! Go! Go!
Gallop, pony, gallop, go!
Gallop, gallop, go!
Go, my little pony, go!
Go! Go! Go!
The old goose
An old grey goose am I.
Th! Th! Th!
I stretch my neck and cry
At puppies passing by!
I like to make them cry!
Th! Th! Th!
When puppies jump and run,
Th! Th! Th!
I think it’s lots of fun!
I am sure they’d like to be
An old grey goose like me!
Th! Th! Th!
Орфографические игры
Цель:
- упражняться в написании английских слов;
- тренировка памяти учащихся;
- познакомить с некоторыми закономерностями в правописании английских слов.
The Alphabet
В данной игре потребуется набор карточек с буквами алфавита. Класс делится на две команды. Каждая команда получает набор карточек. Когда учитель произносит слово, скажем, “pencil”, ученики с соответствующими буквами бегут к доске и составляют это слово. Команда, составившая слово первой, получает количество очков по числу букв в слове.
The Comb
Класс делится на две-три команды. В зависимости от числа команд на доске два или три раза пишется какое-нибудь длинное слово. Например:
E X E R C I S E E X E R C I S E E X E R C I S E
A N A H N H A G E A C I A A E A R I A
T D T A K I R G A K E X S R A R O T R
L R T D E T L D N N K T H Y
A Spelling Stair
Участники игры выстраивают на классной доске «лестницу» из слов. Каждое слово должно начинаться с последней буквы предыдущего. Лестница выглядит примерно так:
B E A R
A
T R A V E L
O
O
K I T E
N
D E E P
E
N E E D
O
G O O S E, etc.Change a Letter, Make a New World
На доске пишутся два слова с одинаковым количеством букв. Задача учеников – превратить кратчайшим путем одно слово в другое, изменяя каждый раз только одну букву.
sand………………………………..meat
sand – send – sent – seat – meat
Выигрывает первый, кто написал последнее слово.
Anagrams
В игре используются слова, при изменении порядка букв в которых получается новое слово. Играющие получают карточку со словами. Каждое слово выписывается на доске, и из него образуется новое.
tale – late ten – net state - taste
team – meat take – Kate saw - was
east – seat tea – eat knee - keen
shelf – flesh race – care post - stop
not – ton mile-lime felt - left
name – mane lain – nail dog – god
more – Rome deal – lead but – tub
Add Consonants
Учитель пишет на доске гласные буквы. Добавив недостающие согласные, ученики получают слово. Выигрывает ученик, написавший последнее слово ряда.
ai oo o.e
tail good rose
pail goose nose
pain foot lose
main book pose
Compositor
Учитель пишет на доске слово, например “representative”. Учащиеся составляют новые слова из букв данного слова. Предложения учащихся записываются на доске. Выигрывает предложивший последнее слово. Из данного слова можно составить следующие слова: present, nest, tea, test, part, art, sir, etc.
Two Fist Letters
Учитель просит учащихся придумать слова, у которых первые две буквы одинаковы с написанным на доске слогом. Например:
be sa been saw
beat sat
beast same
bee sack
berth salt
Выигрывает ученик, написавший слово последним.
Творческие игры
(развитие речевых умений)
Аудитивные игры
Цель:
- научить учащихся понимать смысл однократного высказывания;
- научить учащихся выделять главное;
- научить учащихся распознавать отдельные речевые образцы и сочетания слов в потоке речи;
- развить слуховую память учащихся;
- развить слуховую реакцию.
Ряд аудитивных игр целесообразно проводить с помощью магнитофона. Важно только, чтобы и магнитофонная запись и речь учителя звучали в естественном темпе и предъявлялись однократно. Иначе эти игры потеряют всякий смысл.
Right – Left
Все становятся в круг и выбирают водящего. Указывая на одного из играющих, водящий говорит “Right” и считает до пяти. Это означает, что ученик, на которого указал водящий, должен назвать по имени своего соседа справа. “His name is Kolya”. Если играющий не успевает это сделать на счет «пять», он становится водящим. После этого все меняются местами, и игра продолжается.
Draw a House and Colour it Brown
В этой игре потребуются листы чистой бумаги и цветные карандаши, а также команды заранее записанные на магнитофон. Например:
- Draw a small house in the middle. Colour the house brown. Colour the roof red.
- The house has two windows and a door.
- You can see flowers in one of the windows.
- Draw a tree to the right of the house.
- Draw a bird flying over the house.
- Sign your name.
- Give the picture to me.
Главным критерием в оценке рисунка это правильность выполнения заданий.
Solve Logical Problems
Эта игра является своеобразной проверкой способности воспринимать речь на слух. Каждая логическая задача требует не только понимания английской речи, но и умения одновременно с восприятием услышанного совершать мыслительную операцию. Все тексты должны быть записаны на магнитофонную пленку. Например:
- Five brothers have each a sister. How many children are there in the family? (six)
- Two mothers and two daughters have three apples. Each gets an apple. Is it possible?
(Yes, it is possible when one of the mothers is the daughter of the other mother)
In what month does a man speak least of all? (In February)
Речевые игры
Данные игры способствуют осуществлению следующих задач:
- научить учащихся умению выражать мысли в их логической последовательности;
- научить учащихся практически и творчески применять полученные речевые навыки;
- обучить учащихся речевой реакции в процессе коммуникации.
Black Magic
Игра заключается в диалоге ведущего (учителя) и учеников. В ответах на вопросы нельзя употреблять слова: да, нет, черное, белое. Ученик, к которому обращается ведущий, не имеет права уклониться от ответа и должен найти разумный ответ, обойдя запретные слова. Например:
Учитель: Do you want to play, Andrei?
Андрей: Who doesn’t?
Учитель: Victor, is it Sunday today?
Виктор: If It were Sunday, we woudn’t be sitting here.
Учитель: Is chalk white, Lena?
Лена: Chalk can be of any colour.