Виды современных образовательных технологий на уроках физической культуры

Использование новых образовательных технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном процессе

Ф.И.О. аттестуемого Швец Надежда Владимировна

Технология
Обоснование выбора
Системность использования
Результат

Здоровьесберегающие технологии
Актуальность
Урок физической культуры в школе – это главный урок здоровья. 
У меня как у учителя физической культуры приоритетными являются здоровьесберегающие технологии, к которым я отношу физкультурно-оздоровительные технологии.
Рост числа заболеваний среди школьников за последние годы набирает темпы. Специальные исследования показали, что наряду с экологическими, социальными и наследственными факторами формированию заболеваний способствует большое психоэмоциональное напряжение, связанное с условиями жизни и обучения. 
 Здоровьесберегающая организация учебного процесса – важнейшая задача как образования в целом, так и каждого учителя в частности.  Сохранение и укрепление здоровья учащихся становится одной из важнейших задач нашего образовательного учреждения.
Общеизвестно, что состояние здоровья детей в современных условиях значительно зависит от условий, в которых находятся дети (безопасность пребывания в школе, санитарно-гигиеническое состояние помещений, освещенность и температурный режим помещений, нормальное функционирование всех систем жизнеобеспечения). 
Охрана и укрепление здоровья учащихся, приобщение их к ценностям здорового образа жизни, формирование культуры здоровья - основные цели данной технологии
Задачи: 1. Формирование позитивного отношения к сохранению здоровья в каждом школьнике. 2. Формирование взаимоотношений с окружающим миром, обществом, самим собой.
3. Создание условий для формирования психически здорового, физически развитого и социально-адаптированного человека.
4. Повышение уровня информированности учеников и их родителей в вопросах сохранения здоровья путем использования различных форм и методов профилактической работы.

Данная технология используется мною на всех этапах урока: организационный этап - психофизическая тренировка (элементы аутотренинга, настрой на урок); работа по теме урока - благоприятная эмоциональная обстановка и атмосфера психологического комфорта; контроль самочувствия; занятия на свежем воздухе.
В своей деятельности я направляю физкультурно-оздоровительную деятельность на физическое развитие учащихся. К ней отношу: закаливание, тренировка силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически слабого.
Физическую культуру уже можно рассматривать как здоровьсбережение. Но не грамотное распределение нагрузки во время урока так же может привести к серьезному переутомлению у учащихся, а так же к различным травмам.
Поэтому на своих уроках применяю следующие технологии:
стимулирующие позволяют активизировать собственные силы организма, использовать его ресурсы для выхода из нежелательного состояния. Примерами могут быть – температурное закаливание, физические нагрузки;
защитно- профилактические заключаются в выполнении санитарно-гигиенических норм и требований. Ограничение предельной нагрузки, исключающей переутомление. Использование страховочных средств и защитных приспособлений в спортзалах, исключающих травматизм;
компенсаторно- нейтрализующие - это физкультминутки, физкультпаузы, которые в какой-то мере нейтрализуют неблагоприятное воздействие статичности уроков;
информационно-обучающие технологии обеспечивают учащимся уровень грамотности, необходимый для эффективной заботы о здоровье.
Для достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения применяю следующие группы средств:
средства двигательной направленности:  физические упражнения (физкультминутки и подвижные перемены; эмоциональные разрядки и минутки «покоя», гимнастика (оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости); лечебная физкультура, подвижные игры; специально организованная двигательная активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков); массаж, самомассаж; психогимнастика, тренинги и др.;
оздоровительные силы природы (проведение занятий на свежем воздухе);
гигиенические факторы (выполнение санитарно-гигиенических требований; личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.д.); проветривание и влажная уборка помещений; соблюдение общего режима двигательной активности, режима питания и сна; обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (ЗОЖ), простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах); ограничение предельного уровня учебной нагрузки во избежание переутомления).
Одним из главных требований к использованию перечисленных выше средств является их системное и комплексное применение в виде занятий с использованием профилактических методик; с применением функциональной музыки; аудиосопровождение уроков, с чередованием занятий с высокой и низкой двигательной активностью; в виде реабилитационных мероприятий; через массовые оздоровительные мероприятия, спортивно-оздоровительные праздники здоровья; выход на природу, экскурсии, через здоровьесберегающие технологии процесса обучения и развития в работе с семьей с целью пропаганды здорового образа жизни.
Применение в учебном процессе здоровьесберегающих технологий способствует:
повышению уровня успеваемости и эффективности учебного процесса;
сохранению и укреплению физического здоровья детей (исследование состояния здоровья учащихся показало, дети стали меньше болеть простудными заболеваниями;
созданию положительного эмоционального фона и атмосферы психологического комфорта, ситуаций успеха, укрепляющих уверенность в своих силах;
происходит снижение заболеваний опорно-двигательной системы;
способствует развитию познавательных процессов, повышению работоспособности, творческой активности учащихся.
Ожидаемые результаты:
1. Снижение заболеваемости среди детей.
2. Создание сплоченного коллектива учащихся.
3. Личностный рост учащихся.
4. Повышение качества обучения.
5. Принятие учащимися здорового образа жизни как осознанной необходимости.
Таким образом, используемая система работы, способствует осознанию необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности как условий благополучного существования человека; развитию у учащихся самостоятельности, целеустремлённости в учебно- познавательной деятельности и в решении учебно-практических задач; формированию ответственности, готовности преодолевать трудности, самостоятельно пополнять знания, заниматься самообразованием, самовоспитанием
Как показывает моя практика, организация такой работы позволяет проводить оздоровительные мероприятия без ущерба для учебного процесса, способствует сохранению и укреплению здоровья, обеспечивает успешность обучения учащихся младших классов.
Обобщив опыт по использованию технологий здоровьесбережения, пришла к выводу, что работу необходимо продолжать, т.к. имеются положительные результаты данной деятельности. Мои ребята стали больше уделять внимание здоровью.

Игровые технологии
Актуальность
Одна из главнейших функций игры – педагогическая, она издавна является одним из основных средств и методов воспитания.
Практика показывает, применение игровых технологий с учетом возрастных особенностей не теряет актуальности. Каждому возрасту соответствует свой набор игр, хотя бывают и исключения. 
Игровая технология является уникальной формой обучения, которая позволяет сделать обычный урок интересным и увлекательным. Игровая деятельность на уроках физической культуры занимает важное место в образовательном процессе.
Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психолого-педагогическую природу ребенка, отвечает его потребностям и интересам. Игра формирует типовые навыки социального поведения, специфические системы ценностей, ориентацию на групповые и индивидуальные действия, развивает стереотипы поведения в человеческих общностях. Игровая деятельность на уроках в школе дает возможность повысить у обучающихся интерес к учебным занятиям. Позволяет усвоить большее количество информации, основанной на примерах конкретной деятельности, моделируемой в игре, помогает ребятам в процессе игры научиться принимать ответственные решения в сложных ситуациях.
Игровые технологии применяю в основном в начале урока, основной части урока и рефлексии-с целью развитие личности ребенка; повышение эмоциональности и дальнейшей мотивации к занятиям физической культурой. Особенно детям нравится, когда на практике я провожу нетрадиционные уроки (с применением игровых технологий): сюжетно-ролевые игры, уроки здоровья, уроки-соревнования и др.
Особое внимание уделяю подвижным играм в начальном звене, так как в этом возрасте закладываются основы игровой деятельности, направленные на совершенствование игровых умений и технико-тактических взаимодействий, необходимых при дальнейшем изучении и овладении спортивными играми.
И, конечно, подвижные игры, это прекрасная база по развитию двигательных способностей и умений.
В разделе программы «Легкая атлетика» используются подвижные игры, направленные на закрепление и совершенствование навыков бега, прыжков и метаний, на развитие скоростных, скоростно-силовых способностей, способностей ориентирования в пространстве и т.п.
В разделе программы «Спортивные игры» - игры и эстафеты на овладение тактико-техническими навыками изучаемых спортивных игр.
В разделе «Гимнастика» - подвижные игры с элементами единоборств.
В силу особенностей детей не всякую игру использую, а учитываю уровень  трудности игры и сложность ее во взаимодействии игроков. Игра будет интересна, если доступна и понятна.
Для того, чтобы игра приносила пользу, необходимо продумывать ее до мелочей. Строго соблюдать правила игры, технику безопасности, как для играющих, так и для наблюдающих за игрой. Игры с дидактической направленностью учат детей объединять движения и полученные на занятиях и в повседневной жизни знания, факты, систематизируя их в единое целостное представление об окружающей действительности.
Игры на своих уроках строю согласно следующим критериям:
-игра должна давать новые понятия;
-в игре должны развиваться способности правильно оценивать пространственные и временные отношения , быстро реагировать на часто меняющуюся обстановку;
-дидактическое и двигательное содержание игры должно соответствовать особенностям программного материала;
-степень сложности игры должна соответствовать усвоенным умениям и навыкам;
-простота и доступность правил;
- каждый ребенок должен быть активным участником игры;
- исключить малейшую возможность риска, угрозы здоровью детей;
-безопасность используемого инвентаря;
-игра не должна унижать достоинства играющих.
Моя практика показала, что использование игровых форм занятий ведет к повышению творческого потенциала обучаемых и к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению материала.
Могу с уверенностью сделать вывод, что игровые формы работы в учебном процессе несут ряд функций:
- обучающая;
-воспитательная;
-коррекционно-развивающая;
-психотехническая;
-коммуникативная;
-развлекательная;
-релаксационная.
Убыстрение темпа современной жизни ставит задачу более активно использовать игру для воспитания подрастающего поколения. Сейчас очевидно, что игры необходимы для обеспечения гармоничного сочетания умственных, физических и эмоциональных нагрузок, общего комфортного состояния.

Технология уровневой дифференциации
Актуальность
Важнейшее требование современного урока – обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся с учётом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств. Создание на уроках физической культуры оптимальных условий для понимания и прочного усвоения программного материала каждым учеником класса.
Мне как учителю физической культуры необходимо планировать работу, учитывая возрастные, типовые и индивидуальные особенности детей, и проводить обучение так, чтобы приобретение знаний, умений и навыков стало для них потребностью, приносило радость и внутреннее удовлетворение. Как добиться этого, если в классе ученики с разным уровнем физической подготовки. Ученики даже одного возраста имеют различный уровень двигательной подготовленности, типологические и личностные особенности реагирования на учебную нагрузку и факторы внешней среды. В средних классах нужно учитывать, на какой стадии полового созревания находится тот или иной школьник. И конечно, следует при
·нимать во внимание половые и возрастные различия занимающихся.
Ученик должен испытывать от результатов своего труда только радость, получать чувство внутреннего удовлетворения. Правильно рассчитанная физическая нагрузка является важным условием для воспитания в детях уверенности в своих силах, появления положительного психологического настроя, необходимого для достижения успеха.
Многообразие отличительных черт, своеобразие каждого ученика не значат, что эффективна лишь индивидуальная работа. Я основываюсь на типовых характеристиках школьников, т.е. выделяю признаки, присущие определенным группам учащихся: например, класс обычно делится на группы по полу (мальчики - девочки), внутри этих групп - по физической подготовленности, а в них отмечаю детей, требующих к себе иного подхода. Это касается ребят подготовительной медицинской группы или отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, занимающихся в силу определенных обстоятельств вместе со всеми. По результатам предварительного учета, который позволяет получить учителю и учащемуся объективную картину исходных показателей физической подготовленности, происходит условное дифференцирование на сильных, средних и слабых учеников. Итоги данного учета выставляются только положительные - это точка отсчета для определения сдвигов в физическом развитии детей. Опираясь на них, я подбираю соответствующие подводящие упражнения, разрабатываю индивидуальные задания. Сильные в плане физической подготовленности ученики - это моя опора на занятиях: они помогают на уроках закрепления материала, следят за правильным выполнением упражнений в своих отделениях, участвуют в судействе и т.д.
Проводя работу по внедрению занятий физическими упражнениями в быт учащихся, стараюсь принимать во внимание отношение каждого ребенка к физкультуре. И в зависимости от этого давать домашние задания. Особенно кропотливо ведется работа с детьми, отстающими в физическом развитии, двигательной подготовленности от своих товарищей. Чтобы такие ребята поверили в свои силы, я стараюсь привлекать их к общественной деятельности, даю им поручения, с которыми они могут справиться, доверяю им командование отделением или даже всем классом, например, при проведении общеразвивающих упражнений.
На формирование неправильной осанки большое влияние оказывает состояние нижних конечностей, в частности, плоскостопие. Таким детям ограничивается нагрузка, ими выполняются общеразвивающие упражнения для нижних конечностей (дозированная ходьба, бег, приседания, упражнения для укрепления мышц, сохраняющим свод стопы), дополнительно рекомендуются специальные упражнения: ходьба босиком по скошенному лугу, галечнику.
В своей работе по темам « Гимнастика» и « Акробатика» я использую различные методы обучения. Предписания алгоритмического типа предусматривают разделение учебного материала на серии учебных заданий, при этом только овладение предыдущей серией дает право переходить к следующей. В этом случае, учебным материалом овладевают все учащиеся (только в разные сроки, в зависимости от индивидуальных способностей каждого).
Еще из опыта работы: применяю разные учебные задания для каждой группы: одной – подготовительные или подводящие упражнения, выполняемые в облегчённых условиях; другой – усложнённые подводящие упражнения; третьей – действие в целом, но в облегчённом варианте и т.д.. Например, кувырок вперёд: слабо подготовленные ученики выполняют его на наклонной плоскости в облегчённых условиях, а хорошо подготовленные – на гимнастических матах в обычных условиях. Подъём переворотом в упор: наиболее сильная группа упражняется самостоятельно на перекладине; менее подготовленные с помощью учителя – на высокой жерди разновысоких брусьев (перед жердью поставлен конь), переворот выполняется с отталкиванием ногами от коня в облегчённых условиях; наиболее слабые ученики выполняют в это время задания на гимнастической стенке на силу рук и брюшного пресса. Прыжки в высоту: оборудуется четырёхугольная прыжковая яма, вдоль каждой стороны которой на стойках устанавливаются планки разной высоты, поэтому работать могут одновременно 4 группы разной подготовленности, планки повышаются для каждой группы отдельно. Так создаются оптимальные условия обучения для всех школьников. Обучающиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной группе могут выполнять посильные и рекомендованные врачами специалистами задания и упражнения.
 Особое внимание на уроке уделять детям с избыточным весом и слабым детям, которые не желают заниматься из-за своей неловкости. Хорошие результаты могут быть получены, если вначале привлечь таких детей помогать при проведении подвижных игр и эстафет.
При проведении упражнений в игровой или в соревновательной форме слабые ученики распределяются по всем командам и чаще проводится замена этих игроков.
Как учителя физической культуры, меня заботит состояние здоровья учеников нашей школы. Поэтому я стараюсь помимо уроков привлекать учащихся нашей школы посещению секций, участвовать в школьных спортивных мероприятиях между классами, в днях здоровьях.
Как учитель я сумела добиться полного охвата внеурочными занятиями своих воспитанников.
Доказательством эффективности данного подхода в обучении двигательным действиям служит изменение качества успеваемости по технической подготовленности. В определении сложности частей техники и способах их объединения - суть дифференцированного обучения двигательным действиям.
Данная технология облегчает процесс обучения, к намеченной цели ученик подходит с постепенным накоплением запаса двигательных умений, из которых и формируется нужное действие. От богатства упражнений, форм и методов их применения уроки становятся более разнообразными, а процесс обучения - более интересным.
Ученики занимаются охотно, с интересом воспринимают посильные и разнообразные задания, выполняют их осознанно, испытывают удовольствие от самого процесса выполнения.
Достижение высокой моторной плотности, динамичности, эмоциональности, образовательной и инструктивной направленности уроков; формирование у обучающихся навыков и умений самостоятельных занятий физическими упражнениями - это результат применения на моих уроках дифференцированного подхода к обучающимся.


Информационно-коммуникационные технологии
(ИКТ); ЭОР/ЦОР

Актуальность
Специфика урока физической культуры не позволяет использовать информационно-коммуникативные технологии в том объеме, в котором они используются на других уроках, так как основное направление обучения предмету двигательная активность. Но реалии современной жизни таковы, что ученик и учитель должны не просто уметь пользоваться компьютером, а органично вписывать работу с ним в урок, процесс подготовки к нему, либо во внеклассное мероприятие.
Одним из приоритетных направлений работы учителей физической культуры является повышение качества образования через использование информационных технологий на уроках и внеклассных занятиях наряду с традиционными формами обучения.
Уроки физической культуры включают большой объем теоретического материала, на который выделяется минимальное количество часов, поэтому использование электронных презентаций позволило мне эффективно решить эту проблему.
Сам факт проведения урока физической культуры в кабинете, оснащенном компьютерной техникой, интригует детей, у них появляется внешняя мотивация. Из внешней мотивации “вырастает” интерес к предмету.
Уроки физической культуры с использованием ЦОР и ЭОР позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения - всё это уже заранее готово и содержатся на маленьком компакт-диске.

Из опыта своей работы хочу выделить следующие формы использования ИКТ для меня как учителя физической культуры.
1. Составление текстовых документов в программе «MS Office Word»:
Календарно – тематическое планирование;
Годовое планирование учебного процесса и тренировочных занятий;
Планы работ и поурочное планирование;
Все виды текстовых документов: заявки, отчёты, положения о соревнованиях, протоколы соревнований, объявления, поздравления, печатание грамот и др.
2. Следующая форма при работе на ПК – работа с таблицами в программе «MS Office Excel». Использую электронные таблицы  при проведении соревнований различного уровня, быстрое подведение итогов соревнований и т.д. 3. Способ накопления информации:
быстрый способ поиска информации через систему интернета;
способ хранения информации;
быстрый поиск необходимого материала.
4. Уроки физической культуры включают большой объём теоретического материала, на который выделяется минимальное количество часов, поэтому применение электронных презентаций позволяет эффективно решать эту проблему. Презентации использую и в качестве наглядного материала, так как именно он играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, развития речи, мышления учащихся. 
Наглядность материала повышает его усвоение учениками, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся - зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. А просмотр и обсуждение учебного материала увеличивает степень запоминания. Презентации использую на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока.
Как и любой современный учитель создала свой сайт в просторах сети Интернет, где размещаю свои методические разработки и делюсь опытом с коллегами. Неоднократное участие в вебинарах различного уровня подтверждает моё использование ИКТ.
ЭОР/ЦОР используемые мной на практике:
Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов для учреждений общего и начального профессионального образования.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Сетевые образовательные сообщества «Открытый класс». Предмет «Физическая культура».
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Сообщество учителей физической культуры на портале «Сеть творческих учителей» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Образовательные сайты для учителей физической культуры [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Сайт учителя физкультуры Белкина Андре Евгеньевича [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Сайт "Я иду на урок физкультуры"
      [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Сайт «ФизкультУра» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Использование компьютера в моей школьной практике способствовало  совершенствованию традиционного процесса обучения, повышая его эффективность в области моделирования изучаемых процессов и явлений, управления процессом обучения, автоматизации контроля уровня знаний.
При условии систематического использования информационных технологий в  учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения можно значительно повысить эффективность обучения.
В рамках оптимального использования средств ИКТ для обучения на уроках физической культуры можно выделить следующие результаты:
Формирование у обучаемых навыков самостоятельного овладения знаниями, развитие навыков поиска, сбора и обработки информации в сети Интернет.
Стимулирование   положительной мотивации учения за счёт интегрирования всех форм наглядности, осуществления учебной деятельности с немедленной обратной связью и развитой системой помощи.
Стимулирование творческой активности обучающихся. Результаты творческой деятельности ребят могу использовать как иллюстративный, наглядный материал к урокам. Создание компьютерных презентаций способствуют развитию эстетической,общекультурной,коммуникатив-ной,ценностносмысловой,информа-ционной компетенцией.
Анализируя  образовательный потенциал   использования ЭОР на уроках, я сделала для себя вывод и с уверенностью могу сказать, что использование ЭОР позволяет:
 - обеспечить положительную мотивацию обучения;
 - проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);
 - повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;
  - рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;
 - обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.




Заместитель директора по УВР _________________________/Е.А. Стыценко/