Внеурочная деятельность в школе в условиях внедрения ФГОС


Из опыта по организации внеурочной
деятельности «Создание интегрированной модели внеурочной деятельности в условиях ФГОС»
Социализация ребёнка является одной из главных задач российского образования, важно вовремя сориентировать ребенка в современной социокультурной среде, духовном и культурном наследии. Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно, в условиях системы основного общего образования. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) нового поколения организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Внеурочная деятельность в МКОУ СОШ №3 осуществляется на основе интеграции и объединение усилий всех участников образовательного процесса и социума по созданию модели внеурочной деятельности и объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей.
В нашей школе была начата работа по созданию интегрированной модели внеурочной деятельности в условиях ФГОС.
Сроки реализации: 2012-2015г.
1.База: Муниципальное казенное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» г. Шумихи Курганской области
2.Цель инновационной деятельности:
Создать и апробировать интегрированную модель организации внеурочной деятельности школьников на ступени основного общего образования
Задачи:
1.Изучить психолого-педагогические подходы и существующий опыт создания интегрированной модели внеурочной деятельности и развивающей среды в образовательных учреждениях;
2.Определить условия и требования к созданию интегрированной модели развивающей среды в образовательном учреждении в процессе внеурочной деятельности на различных этапах образовательного процесса, условия для интеграции возможностей школы, других ОУ города, учреждений дополнительного образования и социальной сферы;
3.Разработать механизмы составления и осуществления индивидуальной образовательной траектории;
4. Разработать рекомендации по подбору и разработке программ (приёмов и методик) внеурочной деятельности в ОУ и провести их коррекцию;
5. Определить структуру оптимизации образовательного процесса на основании разработанных критериев эффективности использования программ внеурочной деятельности и медиаобразования;
6. Апробировать разработанные методики (приёмы) и механизм применения программ внеурочной деятельности в образовательном процессе;
Ожидаемые результаты:
Качественный непрерывный образовательный процесс, обеспечивающий поддержку и развитие способностей обучающихся, конструируемый на основе эффективных современных программ и технологий в условиях интеграции основного и дополнительного образования;
Создание здоровьесберегающей, развивающей среды, воспитательной атмосферы, предоставляющих вариативные возможности обучения каждому обучающемуся;
Совершенствование профессиональной компетентности и культуры учителя;
Увеличение числа обучающихся, вовлечённых в различные образовательные проекты внеурочной сферы;
Разработка нормативной документации, регламентирующей деятельность школы по введению ФГОС основного общего образования, разработка соответствующего диагностическог8о инструментария;
Укрепление материально-технической базы школы;
преодоление авторитарного стиля воспитания и утверждение в социальной и педагогической практике системно-деятельностного подхода;

2. Описание модели:
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) нового поколения организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Внеурочная деятельность в МКОУ СОШ №3 осуществляется на основе интегрированной модели организации внеурочной деятельности и объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей. Модель включает в себя направления развития личности:
Гражданско-патриотическое
Духовно-нравственное
Спортивно-оздоровительное
Духовно-нравственное
Социальное
Интеллектуальное
Общекультурное
Интегрированная модель внеурочной деятельности внедряется с использованием кадрового обеспечения школы (педагоги-предметники, педагог-психолог, социальный педагог, библиотекари, педагоги-организаторы, классные руководители).
Во внеурочной деятельности педагогический коллектив опирается на собственные ресурсы школы: компьютерные классы, спортивные залы, спортивные площадки, оборудованные учебные кабинеты, библиотека, музей, сенсорная комната, «Доступная среда».
Организация внеурочной деятельности осуществляется в тесном контакте с социальными партнёрами: родительская общественность, районная организация «Чернобыль», ДОСААФ, МКОУ ДОД «ЦРТДиЮ», МОУ ДОД «ДШИ», районный музей, библиотека, МУК «ШРДК», МО МВД «Шумихинский.
В практическом внедрении интегрированной модели используются следующие формы работы: факультативы по предметам, создание и реализация проектов, участие учащихся в различных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, трудовых десантах и субботниках. Школьники вовлекаются в исследовательскую деятельность.
Созданы и работают различные творческие объединения детей: вокальный ансамбль «Волшебники», хореографический коллектив, пресс-центр школы. Большое внимание уделяется социализации учеников. Весной и летом занят общественно-полезной деятельностью экологический трудовой отряд мэра («ЭТОМ»), помощь и заботу о ветеранах ВОВ и труда осуществляет отряд «Милосердие», профилактикой употребления ПАВ и добровольческой деятельностью занимается отряд волонтёров «Здоровая Россия», в профилактике правонарушений и в работе с учащимися «группы риска» помогает оперативный отряд «ОМОН» (отряд молодёжи особого назначения).
Школа формирует такую инфраструктуру полезной занятости обучающихся во второй половине дня, которая способствовала бы обеспечению удовлетворения запросов участников образовательного процесса, в том числе личных потребностей обучающихся. В зависимости от своих интересов и потребностей каждый обучающийся выбирает себе занятие по душе.
Для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.
Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в  нашем образовательном учреждении и предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие.
Тематика занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, направлено на реализацию Образовательной программы школы. Содержание внеурочной деятельности формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и реализуется посредством различных форм в системе дополнительного образования.
Преимущества интегрированной модели состоят в создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений, в установлении тесного сотрудничества с социумом.
Интегрированная модель внеурочной деятельности школы определяет состав и структуру направлений, формы организации, объём внеурочной деятельности для обучающихся на ступени основного общего образования с учетом интересов обучающихся и возможностей школы и её социальных партнёров.
В течение инновационной деятельности велась работа с педагогами (проектирование, разработка программ воспитания, вёлся мониторинг)
Учащиеся вовлекались в систему дополнительного образования, в различные конкурсы и олимпиады, велась работа над созданием портфолио учащихся.
Отслеживалась занятость учеников в системе дополнительного образования, с 2012 года она повысилась на 6, 7 %.
Мониторинг и психологические исследования, проведённые среди обучающихся, показали положительную динамику:
Значительно снизилось количество учащихся с низким уровнем коммуникационной культуры с 31% до 14%
Увеличилось количество учеников с с высоким уровнем развития с 19% до 32%.
Снизилось количество школьников отрицательно оценивающих свой коллектив, а на 15% увеличилось количество детей с высокой оценкой отношений в своём классе.
Количество учащихся, имеющих низкий уровень мотивации к общественно-полезной деятельности снизился на 4 %, высокий увеличился на 11%.
Количество обучающихся с низким уровнем организаторских способностей уменьшился на 21%, а количество с высоким уровнем увеличилось на 9%.
Изучалась удовлетворённость учащихся работой в кружках: 92% детей с радостью и увлечением посещают кружки, 7% - с удовольствием, и только 1% - без удовольствия.
Повышается удовлетворённость родителей школьной жизнью, что также является важным фактором в оценке инновационной деятельности, в 2015 году 89% родителей были удовлетворены школьной жизнью.
В школе хороший психологический климат, что также подтверждается диагностическими исследованиями.
Направления нашей деятельности разнообразны. Особое внимание уделяется патриотическому воспитанию (Работа клуба «Память» и школьного музея имени Николая Титова, ученика школы, погибшего в годы ВОВ, проект «70 дней до Великой Победы», волонтёрский корпус-70, создание электронного сборника литературного клуба «Вдохновение»)
Большое внимание уделяется развитию творческих способностей детей (Вокальный ансамбль «Волшебники», участие в различных выставках и конкурсах и т.д.)
В течение многих лет в школе работает пресс-центр (Школьные СМИ, «Перемена», «Школьные вести», радиожурнал «Новая волна» и т.д.)
Коллектив работает над воспитанием у обучающихся стремления к ЗОЖ (Волонтёрское движение, спортивные соревнования, стрелковые состязания и т. д)
В школе создан и работает отряд «Милосердие» (помощь ветеранам и сиротам), проекты «Тропа милосердия», акции «Ветеран», помощь Беслану , посылки, письма, адресная помощь
Большое значение для воспитания нравственных чувств имеет кружок «Звёзды духа»
Проектная деятельность (одна из важных составляющих воспитательной компоненты)
Во время работы над созданием модели педагогический коллектив щедро днлился своим опытом сколлегами (Муниципальный, региональный и Российский уровень)
Внеурочная деятельность – это позитивный социальный опыт (Работа ГДС)
Мы и социум (родительские гостиные, конференции, КВНы и тд)
Наши социальные партнёры:
Редакция газеты «Знамя труда
«Чернобыль»
МЧС
ДШИ
ДОСААФ
ЦРБ
ОВД
ШАСК
Военкомат
В союзе с церковью, правовые недели, (Наш оперативный отряд «ОМОН»)
Результаты инновационной деятельности:
1.Установлена тесная связь с социумом и родительской общественностью;
2. Разработано положение по совместной деятельности, заключены договоры с различными предприятиями, родителями, социальными партнёрам и организациями о сотрудничестве во внеурочной деятельности;
3.Школа приняла участие в конкурсе САОУ -2014 и получила статус социально-активного учреждения;
4. Разработаны учебные программы внеурочной деятельности, практические материалы, дидактический материал, диагностика;
5.Успешно осуществляется социализация детей, приобщение их к духовным ценностям;
6.Педагоги используют в своей работе системно-деятельностный подход;
7. Передовой педагогический опыт распространяется и транслируется через издание методических сборников, публикации на школьном сайте и СМИ различного уровня.
8.. Школьники активно участвуют в конкурсах, соревнованиях, интеллектуальных играх и марафонах. Вместе со своими наставниками они занимаются проектной и исследовательской деятельностью;
Вывод: Интегрированной модель организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО создана , идёт её апробация и внедрение.