Проектная работа Применение интерактивного оборудования – один из способов повышения ИКТ-компетентности педагога

ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет»
Институт психологии и образования
Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Отделение общего образования
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
слушателей курсов
«Системно-деятельностный подход на уроках информатики и ИКТ в условиях реализации ФГОС»
Применение интерактивного оборудования – один из способов повышения
ИКТ-компетентности педагога


Авторы проекта:
Ширяев Евгений Геннадьевич
Учитель информатики МБОУ «Макуловская СОШ»
Верхнеуслонский муниципальный район РТ
Мукминов Марат Наилевич,
учитель высшей квалификационной категории
МБОУ «Балтасинская гимназия»
Балтасинского муниципального района РТ
Научный руководитель_________
_______________________________
Куратор: Вологодская Ольга Владимировна
Проект допущен к защите:
«__»____________ 2016 г.



Казань, 2016

Оглавление
1.Введение3
2. Актуальность проекта..4
3. Цель и задачи проекта..4
4. Жизненный цикл и этапы реализации проекта5
5. Программа проектных мероприятий..13
6. Ожидаемые результаты реализации проекта14
7. Заключение....14
8. Литература.15


























Введение
Стремительно развивающийся процесс информатизации всех сфер жизни общества существенно влияет на состояние экономики, качество жизни людей, интеллектуальный потенциал общества и влечет за собой информатизацию образования. Быстрыми темпами идет и процесс информатизации школ. Импульс к оснащению школ современной техникой получен в условиях реализации Приоритетного национального проекта “Образование”. На сегодняшний день наличие интерактивной доски на уроках становится нормой, так как позволяет учителю вести обучение на принципиально новом качественном уровне, использовать все преимущества современных компьютерных технологий. Но технический прогресс не стоит на месте и, в дополнение к собственно интерактивной доске, постоянно появляются новые, очень интересные технические устройства: цифровой микроскоп, документ-камера, интерактивный планшет, интерактивная система голосования, цифровые лаборатории и др.
Одним из основных показателей профессиональной готовности учителя к успешному функционированию в современных образовательных условиях является его компетентность в области применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ–компетентность). В научной литературе ИКТ – компетентность определяется как комплекс сформированных качеств личности, обеспечивающих мотивированное желание, готовность к изменениям и способность учителя эффективно использовать возможности информационных и коммуникационных технологий в условиях информатизации современного общества.
Учитель, не использующий никакую технику, может только рассказывать и показывать плакаты, отчего урок становился скучным. Применение современных информационных и коммуникационных технологий позволяет демонстрировать подготовленные презентации, флеш-ролики, интересные отрывки из фильмов, соответствующие более темпераментному способу восприятия визуальной информации, которым отличается новое поколение школьников. Присутствие новой техники в кабинете побуждает педагога к пересмотру традиционных форм проведения уроков. Изменяются и формы общения преподавателя и обучающегося, превращая обучение в деловое сотрудничество, а это усиливает мотивацию обучения, приводит к необходимости поиска новых моделей занятий, повышает индивидуальность и интенсивность обучения. Использование интерактивного устройства дает возможность учителю варьировать задания, изменять ход урока в зависимости от особенностей восприятия детьми учебного материала, предоставляет учащимся большую свободу для творческого выполнения заданий. А это в свою очередь открывает перед педагогом и учащимися новые горизонты в изучении предмета и, конечно же, стимулирует учителя двигаться дальше в освоение новой техники.
Актуальность проекта
Одним из результатов обучения и воспитания в школе должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения учителем интерактивного оборудования в учебно-воспитательном процессе. Появление в школах современной техники и новейшего программного обеспечения позволяет совершенно по-новому строить преподавание предметов начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, изменяет учебную среду образовательного учреждения. Современные средства информатизации создают условия для формирования ключевых компетентностей у учащихся, стимулируют творчество и повышают их мотивацию.
С появлением в школе интерактивного оборудования мы,  учителя  школы, получили возможность активно внедрять в жизнь наших учеников новые технологии, каждый ребёнок получит возможность  максимально раскрыть свой творческий потенциал, стать более успешным в учебе и работе, сделать мир вокруг себя ярче.

3. Цель и задачи проекта
3.1 Цель проекта
Повысить качество знаний, грамотность, т.е. способности ученика определять и понимать роль информатики в мире, в котором он живёт,  а также уровня коммуникативных  компетенций учащихся через интеграцию педагогических и информационных технологий путём использования интерактивного оборудования.
3.2 Задачи проекта:
-Изучение мирового учительского опыта по использованию интерактивного оборудования в учебном процессе.
-Организация работы по его применению.
-Реализация творческого подхода в обучении.
-Организация исследовательской и проектной   деятельности учащихся.
-Подготовка личности «информационного общества».
3.3 Целевая группа проекта:
Обучающиеся 11 классов.
Педагогический коллектив нашей школы работает над проблемой повышения качества знаний обучающихся, развития их творческих способностей, формирования ключевых компетентностей. Поэтому новый этап в образовательном процессе, современный уровень развития компьютерной техники и коммуникаций, информатизация общества направляют преподавателей на  активное внедрение в образовательный процесс информационных технологий, методов, которые позволяют развивать самостоятельность учащихся, организовывать процесс обучения так, чтобы учитывались индивидуальные интересы и способности учащихся.
4. Условия, необходимые для реализации данного проекта.
Для реализации данного проекта необходимо выполнение следующих условий:
- использование современных образовательных программ, УМК;
- наличие мультимедийной системы (компьютер, проектор), интерактивной доски в кабинете;
- наличие мультимедийных приложений к урокам;
- сбор информации

4.Жизненный цикл и этапы реализации проекта

4.1 Сроки реализации проекта: март 2016г. - август 2016г.
1этап. Организационно- подготовительный этап. (март-апрель 2016 года);
(был направлен на изучение научно-методической литературы по исследуемой проблеме, выбрана тема проекта, поставлены цель и задачи для его реализации).
- выбор темы
Разрабатывая инновационный проект в преподавании информатики, необходимо было остановиться на изменениях в целях и задачах современной школы. Как указывается в "Концепции модернизации Российского образования на период до 2011 года", модернизация общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования на развитие личности обучающихся, его познавательных и созидательных способностей. В концепции подчеркивается также, что важнейшими задачами воспитания является "формирование у школьников инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда". Концепция модернизации образования ориентирована на реализацию компетентностного подхода в образовании.

Цель проекта. Повысить качество знаний, грамотность, т.е. способности ученика определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт, а также уровня коммуникативных компетенций учащихся через интеграцию педагогических и информационных технологий путём использования интерактивного оборудования.

Для достижения поставленной цели необходимо решение задач:
1.Изучение мирового учительского опыта по использованию интерактивного оборудования в учебном процессе.
2.Организация работы по его применению.
3.Реализация творческого подхода в обучении.
4.Организация исследовательской работы учащихся.
5.Организация проектной деятельности учащихся;
6.Подготовка личности «информационного общества».
Условия, необходимые для реализации данного проекта.
Для реализации данного проекта необходимо выполнение следующих условий:
- Использование современных образовательных программ, УМК.
- Наличие мультимедийной системы (компьютер, проектор), интерактивной доски в кабинете.
- Наличие мультимедийных приложений к урокам.
- сбор информации
Будущий профессионал должен обладать стремлением к образованию на протяжении всей жизни, уметь принимать самостоятельные решения, уметь работать в команде, владеть новыми технологиями. Воспитание такой профессионально активной личности требует от педагога совершенно новых приемов, методов и форм работы. Учителю необходимо прежде всего применять активные методы обучения, развивающие технологии, которые направлены на развитие познавательной, коммуникативной личной активности школьников. Формирование компетентностного подхода на уроке дает возможность формировать у учеников способность действовать, обладая опытом. Учебная деятельность приобретает исследовательский и практико-ориентированный характер. Компетентностный подход в образовании основывается на следующих принципах:
-Образование в жизни, для успешной социализации в обществе и личного развития.
-Обеспечение возможности учащемуся самостоятельно планировать свои образовательные результаты и совершенствовать их в процессе постоянной самооценки.
-Разнообразные формы организации самостоятельной, осмысленной деятельности учащихся на основе собственной мотивации и ответственности за результат.
Компетентностный подход требует изменение системы оценивания: оценку выставлять не за понимание текста, а за умение работать с информацией. Вместе с детьми, осваивая новые технологии, учу их работать в группе, вести исследовательскую работу, организовывать учебные дискуссии. На уроках поощряю учащихся что-то сделать самостоятельно, побуждаю к опробованию других способов мышления, включаю учащихся в различные виды деятельности, развивающие у них различные способности, учу не бояться выказывать свое мнение о понимании проблемы, особенно тогда, когда оно отличается от мнения большинства. На уроках информатики и ИКТ учу ребят задавать вопросы, объясняю им, что необходимо выслушать мнение всех, но у них есть право не согласиться с мнением большинства. Я очень часто поддерживаю учащихся, когда они делают ошибки, помогаю им справиться, объясняю им, что «не знаю», «не умею», «не понимаю», это не стыдно, а первый шаг к «знаю», «умею», «понимаю».
На своих уроках формирую элементарные общеучебные компетенции школьников. Учу их:
- точно формулировать мысли по теме;
-исследовать различные варианты решения задач, выбирая наилучшие;
- выбору основного содержания услышанного или прочитанного;
- работать в сотрудничестве при выполнении общего задания;
- оценивать результаты своей деятельности.
Развиваю такие элементарные общеучебные компетенции, как выделение главного из прочитанного, точная формулировка правил, исследование различных вариантов решения проблем, оценке результатов своей деятельности должны формироваться не отдельно, а целостной системе навыковых блоков, называемыми компетенциями.
На уроках, посвященных решению задач, ученик не копирует готовые решения с доски, а занимается поиском решения задач. Во время самостоятельной работы предлагаются разноуровневые задания.
В своей работе использую промежуточный, текущий и итоговый контроль, тесты с выбором ответов и требующие развернутого ответа.
Реализация компетентного подхода на уроках способствует активизации познавательной деятельности учащихся, повышению интереса к предмету, нацеливает ученика и учителя на конечный результат: самостоятельное приобретение конкретных умений, навыков учебной и мыслительной деятельности.
2 этап. Практика - обобщающий этап (май 2016г);
(проделась работа по экспериментальному обучению: были разработаны конкретные уроки и внеклассные мероприятия, которые использовались и используются на протяжении всего проекта).
С целью реализации компетентностного подхода в обучении использую учебники и программы которые располагают к развитию предметной компетентности учащихся. В предметно-методических линиях учебника достаточно полно представлен понятийный аппарат, правила, способы и методы рассуждений.
Учебник ориентирован на овладение общеучебными, межпредметными умениями за счет специфики заданий и текстовой информации.
Разработанный УМК дает возможность развивать надпредметные умения:
Оценочные (через выполнение специальных контролирующих упражнений, обеспечивающих обратную связь),
коммуникативные на уровне ученик учебный материал;
рефлексивные, выраженные в определении учащимся собственного уровня и этапа усвоения учебного материала, от базового и выше.
-С позиции личностной ориентации школьник имеет возможность организации самостоятельной работы с учебником на выбранном уровне освоения учебного материала.
-С позиции усвоения универсальных способов деятельности у обучающихся по данным учебникам имеются возможности научиться систематизировать, анализировать, моделировать.
Работая по учебнику, учитель может проявлять творческий подход к обучению учащихся, совершенствовать образовательный процесс, учить мыслить.
Навыки мыслительной деятельности, приобретаемые учащимися в процессе правильно организованного подбора упражнений, формируемая при изучении предмета готовность к упорному труду, к преодолению трудностей указывают на реализацию компетентностного подхода к обучению информатики.
Изменение целей образования привело не только к изменению всей методической системы, но и заставило пересмотреть взгляды на показатели результативности педагогического процесса. Сегодня это:
Сохранение всех показателей здоровья учащихся.
Уровень и качество образования: - достижение образовательных стандартов; - повышенный уровень образования; - овладение умениями учиться, учебно-познавательной деятельностью; - сформированная способность переноса знаний, их практическая направленность; - овладение учащимися ключевыми компетентностями
Обновленные цели и содержание образования требуют обновления методов и форм преподавания, поиска эффективных направлений и методик, новых педагогических технологий.
В своей педагогической практике мы применяем информационно – коммуникационные технологии, что способствует достижению образовательных результатов, отвечающих новым запросам общества, позволяющих обеспечить индивидуализацию обучения, развитию самостоятельности и творческих способностей учащихся, доступ к новым источникам учебной информации. Использование компьютерной техники и информационных технологий значительно повышает эффективность процесса обучения благодаря его индивидуализации, наличию обратной связи, расширению наглядности.
На сегодняшний день я имею ряд апробированных моделей их использования:
создание и демонстрация компьютерных презентаций подготовленных учителем или учениками
выход в интернет
проведение контроля знаний (одновременно позволяет использовать различные виды контроля и проверки знаний – тесты, задания на соотнесения, найти ошибку в тексте, продолжить фразу)
отработка общеучебных навыков с помощью компьютерного тренажера
Для высокой эффективности использования ИКТ необходим опыт применения на уроках интерактивного оборудования.
Электронная интерактивная доска - это сенсорная панель, работающая в комплексе с компьютером и проектором.
В совокупности с компьютером и мультимедийным проектором интерактивная доска позволяет мне писать конспект (как на традиционной доске), вызывать с компьютера различные приложения и делать поверх них свои пометки. При этом все записи сохраняются в памяти компьютера, и есть возможность возвращаться к заданному месту в конспекте сколько угодно раз. Более того, можно заранее подготовить необходимые материалы, а на уроке лишь добавлять и модифицировать их. Разнообразие цветов, доступных на интерактивной доске, позволяет преподавателям выделять важные области, привлекать внимание учащихся к наиболее важным и значимым блокам информации, связывать общие идеи или показывать их различия. Необычная доска, подключенная к компьютеру и проектору, позволяет показывать видео, слайды, схемы, формулы и графики, наносить специальным маркером различные надписи и пометки, исправлять тексты. Интерактивная доска в совокупности с персональным компьютером приводит к качественному повышению эффективности образовательных ресурсов, которые вводятся в учебный процесс при помощи интерактивного устройства. Большинство людей запоминают 5% услышанного и 20 % увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50 %.
Применение интерактивных досок в процессе обучения детей позволяет сделать этот процесс более увлекательным и наглядным. Рост увлеченности учащихся классной работой (особенно это касается учеников с внешней мотивацией) приводит, в свою очередь, к общему улучшению посещаемости. Электронные интерактивные доски сосредотачивают учащегося на решении задания, вызывая энтузиазм и создавая дополнительную мотивацию для посещения уроков. Умение привлечь и удержать внимание учащихся является обязательным для педагога. Достижение этого – в переключении внимания при малейших признаках усталости учащихся, снятии напряженности, умении не перегружать информацией и главное мотивировать детей к учебной деятельности. Поэтому педагог должен увлечь ребенка, заинтересовать его так, чтобы он работал, не тратя время и силы попусту. Интерактивная доска с ее демонстрационно-наглядно-интерактивными возможностями – одно из средств поддержания и удержания интереса ученика.


3 этап. Итоговый (июнь-август, 2016);

(подведены результаты использования интерактивной доски на уроках информатики и ИКТ, выделены её преимущества и достоинства, а так же влияние на качество знаний учащихся)

Преимущества использования ИД:

Незамедлительная обратная связь между пользователем (учеником, учителем) и программным средством, с которым взаимодействует пользователь при помощи ИД;
Визуализации учебной информации изучаемого объекта, процесса (наглядное представление на ИД объекта, его составных частей или их моделей; процесса или его модели, в том числе скрытого в реальном мире; представление графической интерпретации исследуемой закономерности изучаемого процесса).
Компьютерное моделирование изучаемых или исследуемых объектов, их отношений, процессов, явлений как реально протекающих, так и «виртуальных» (представление на интерактивной доске модели: информационно-описательной, наглядной, адекватно оригиналу);
Автоматизации процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроль результатов усвоения.
5. ИД соответствуют тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение школьников, выросшее на ТВ, компьютерах и мобильных телефонах, у которого гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции.
6. Школьникам – и младшим, и старшим - просто нравится работать с интерактивной доской, учиться становится интересно и увлекательно.
Интерактивная доска позволяет повысить мотивацию учения учащихся через использования большого спектра наглядных пособий.
Благодаря наглядности и интерактивности, класс вовлекается в активную работу. Обостряется восприятие. Повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала.
Интерактивная доска позволяет сделать урок более динамичным, информативным.
ИД выводит взаимодействие учащихся с преподавателем на новый уровень. Перед классом, работая с доской, стоит один человек, а благодаря ее размерам участниками разворачивающегося процесса чувствуют себя все. Интерактивная сущность электронной доски и возможности поставляемого в комплекте программного обеспечения позволяют устраивать в учебном кабинете мероприятия, в которых участвуют все присутствующие.
У учителя появилась возможность моделировать различные процессы с помощью инструментария (библиотек), которые поставляются с программным обеспечением к интерактивной доске.
Компьютерных наглядных материалов и обучающих ресурсов по любой теме можно найти великое множество и использовать их многократно. Не нужно беспокоиться за сохранность бумажных карт, плакатов и т.п. - в них просто отпадает необходимость.
Помогают избавить преподавателей от рутины и освобождают время для творческой работы.
Учитель получает возможность полностью управлять любой компьютерной демонстрацией – выводить на экран доски картинки, карты, схемы, создавать и перемещать объекты, запускать видео и интерактивные анимации, выделять важные моменты цветными пометками, работать с любыми компьютерными программами. И все это прямо с доски, не теряя визуального контакта с классом и не привязываясь к своему компьютеру.
Всю проведенную в ходе урока работу, со всеми сделанными на доске записями и пометками, можно сохранить в компьютере для последующего просмотра и анализа, в том числе и виде видеозаписи.
В своей педагогической практике я использую ИД для различных видов деятельности:
работа с текстом и изображениями;
создание заметок с помощью электронных чернил, сохранение сделанных заметок для передачи по электронной почте, размещения в Интернете;
коллективный просмотр Web-сайтов;
коллективная работа с заданиями электронных образовательных программ «1С: Репетитор. Информатика и ИКТ»;
коллективная работа с электронными образовательными ресурсами;
создание с помощью шаблонов и изображений собственных
заданий для занятий;
использование встроенного в программное обеспечение интерактивной доски презентационного инструментария для обогащения дидактического материала;
демонстрация презентаций, созданных учащимися;

Несомненным достоинством ИД является и то, что можно сохранять сделанные на уроке комментарии для использования их в других классах или в следующем учебном году. Интерактивная доска позволяет с легкостью создавать коллекцию образовательных материалов, которые можно постоянно обновлять и которые оживляют уроки, делая их интерактивными.

Программа проектных мероприятий

№ п/п
Критерий
Показатель
Прогнозируемый уровень
Реальный результат

1
Качество знаний учащихся, участвующих в проекте(9,10,11кл)
Уровень качества знаний учащихся (контрольные срезы, тесты, ЕГЭ,ГИА)
Высокий
ЕГЭ 2015г. (11а)
Средний балл по классу 56,6
ГИА2015г.(9а) качество
Средний балл по классу 16,7

2
Информационная культура учащихся
Сформированность умений использования информационных технологий в самооценке, самообразовании учащихся, дальнейшем обучении (анкетирование, тестирование учащихся)
Выше среднего
Выпускники 2015 года (10%) продолжают своё образование в вузах страны.

3
Информационная компетентность учителя
Авторские разработки уроков, методических рекомендаций, ЦОРов .
Высокий
Регулярное применение на уроках создаваемых методических и дидактических материалов.

4
Системное использование информационных технологий и интерактивного оборудования
Представление собственного опыта для учителей-предметников школы и района, его распространение
Анализ научного консультанта
Распространение педагогического опыта на муниципальном, федеральном уровнях.

5
Участие учащихся в научно-практической деятельности
Уровень качества участия во Всероссийских олимпиадах, конкурсах
Выше среднего
Победители, призеры муниципального уровня.



6. Ожидаемые результаты реализации проекта
-Создание благоприятной образовательной среды, способствующей развитию творческого потенциала обучающегося, максимальному развитию ключевых компетенций, необходимых для успешной адаптации обучающегося в современном обществе.
-Повышение мотивации, качества знаний учащихся и уровня их коммуникативных компетенций.
- Создание разработок уроков, методических рекомендаций, ЦОРов для учителей-предметников школы и района, их распространение на муниципальном, федеральном уровнях.
К показателям, по которым отслеживается эффективность применения интерактивного оборудования, я отношу формирование ИКТ –компетентности учащихся.
Фиксация звуковой информации и видеоинформации;
управление экраном компьютера, его файловой системой, открытие и сохранение собственных информационных объектов;
знакомство с графическим редактором и создание компьютерных рисунков;
цифровая фиксация наблюдений и всего происходящего;
создание цифровых коллекций, альбомов, слайд – фильмов.
планирование и осуществление несложных наблюдений, сбор числовых данных, проведение опытов;
поиск дополнительной информации;
создание творческих графических работ
овладение квалифицированным клавиатурным письмом;
работа с мультимедиа сообщениями
Также показателями считаю степень самостоятельной деятельности учащихся при работе с интерактивным оборудованием, возникновение у них необходимости пользования оборудованием для поиска информации, ее фиксации и т.д.

7. Заключение
В результате систематической работы с интерактивным оборудованием учащиеся повышают свое качество знаний.
Использование интерактивного оборудования на уроках позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности, мотивацию к успешному изучению учебного материала. Построение схем, таблиц, презентаций на компьютере, его демонстрация на интерактивной доске позволяет мне экономить время, более эстетично оформить материал.
Интерактивное оборудование можно использовать на всех этапах урока и при любой организации учебного процесса. При этом изменяется не только содержание учебного процесса, но и содержание деятельности учителя: учитель перестает быть просто "репродуктором" знаний, а становится разработчиком новых технологий обучения, что, конечно же, повышает его творческую активность, но и требует высокого уровня методической подготовленности.

Итак, применение интерактивного оборудования на уроках информатики и ИКТ позволяет сделать учащихся не пассивными наблюдателями, а активными участниками работы, повышает заинтересованность ребят в изучении предмета, заставляет их подходить к работе творчески, добывать знания самостоятельно. Урок превращается в настоящий творческий процесс, осуществляются принципы развивающего обучения. Всё это позволяет мне сделать вывод, что формируются ключевые компетенции учащихся, тем самым педагогический процесс результативен.


Приложение 1.
8.Литература

Зайцева С.А. Система формирования информационной и коммуникационной компетентности будущих учителей начальных классов в педагогическом вузе [Текст]: Автореф. дис. ... докт. пед. наук. / С.А. Зайцева. – Шуя, 2011.
Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ.высш.пед. учеб.заведений. – М.: Издательский центр “Академия”, 2013.
Кузнецов, А.А., Хеннер, Е.К. Информационно–коммуникационная компетентность современного учителя [Текст] / A.А. Кузнецов, Е.К. Хеннер, B.Р. Имакаев, О.Н. Новикова, Е.В. Чернобай // Информатика и образование. – 2010. – № 4. – С. 3–11.
Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб.пособие. – М.: 2010.
Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Электронный ресурс] / А.В. Хуторской // интернет–журнал Эйдос. – 2012. – Режим доступа:http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm, свободный.








13PAGE 15





13PAGE 15


13PAGE 141515




Заголовок 1Заголовок 2,H2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 7 Заголовок 8 Заголовок 915