Статья студентки группы 3 Б Горленко Т. Некоторые аспекты применения интерактивных технологий в образовательном процессе


Некоторые аспекты применения интерактивных технологий в образовательном процессе
Горленко Т. студентка группы 3 Б
Руководитель: Паутова Е.С.
старший преподаватель кафедры
математики, информатики и естествознания
Филиала ГБОУ ВО «Ставропольский
государственный педагогический институт»
в г. Буденновске.
Интерактивные технологии как нельзя лучше способствуют реализации поставленных задач (знание, опыт применения, эмоциональное восприятие, компетентность)
Слово "интерактив" от английского слова interact (inter - взаимный, act - действовать). Интерактивный означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие.
Активность педагога уступает место активности учащихся, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы.
Интерактивное обучение – это погружение в общение. Интерактивное обучение сохраняет конечную цель и основное содержание образовательного процесса. Изменяются только формы - с транслирующих на диалоговые (обмен информацией, основанный на взаимопонимании и взаимодействии).
Интерактивная технология способствует не только повышению качества знаний, но и повышению работоспособности, трудовой активности учащихся, ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную самостоятельность, что и делает продуктивным сам процесс обучения [2].
Цели интерактивного обучения:
создание комфортных условий обучения, условий, при которых ученик чувствует свою успешность, что делает продуктивным сам процесс обучения.
организация и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач.
исключение доминирования как одного выступающего, так и одного мнения над другими. Обучение критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения,
получение навыков участия в дискуссиях, общения с окружающими [4].
Интерактивные технологии - это такая организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие ученика в коллективном, взаимодополняющим, основанным на взаимодействии всех его участников процесса обучающего познания.
Роль учителя в интерактивных уроках, как правило, сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Для этого необходимо тщательно разработать план урока (как правило, это совокупность интерактивных упражнений и заданий, в ходе работы над которыми ученик изучает материал).
Основные свойства интерактивного обучение: Является взаимодействующим;
Основано на опытах реальной жизни;
Включает обмен мнениями среди студентов и между студентами и преподавателями
Критически анализирует организационные и системные причины возникновения проблем [4].
Цель интерактивного обучения состоят не только в том, чтобы дать знания и навыки, но и в том, чтобы создать базу для работы по решению проблем после того, как обучение закончится.
Задачи интерактивного обучения:
установление эмоциональных контактов между учащимися;
развитие коммуникативные умений и навыков;
обеспечение учащихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность;
развитие общих учебных умений и навыков (анализ, синтез, постановка целей и пр.);
воспитательная задача - приучает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению.
Интерактивное обучение отчасти решает еще одну существенную задачу - релаксация, снятии нервной нагрузки, переключении внимания, смене форм деятельности и т. д.
Интерактивное обучение позволяет одновременно решать три основные задачи:
конкретно-познавательную задачу, которая связана с непосредственной учебной ситуацией;
коммуникативно-развивающую, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри и за пределами данной группы;
социально-ориентационную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе [3].
Второе направление интерактивных методов обучения – это использование возможностей, предоставляемых компьютерными технологиями и Интернет:
Информационно-компьютерные технологии основаны на диалоге «ученик – машина» с помощью различного вида обучающихся программ (информационных, контролирующих, тренинговых).
При интерактивном обучении для передачи инструкций, поддержки и оценки используются сетевые технологии (такие, как Интернет и корпоративные сети).
Интерактивные ресурсы и материалы: электронные библиотеки, обучающие материалы и курсы, обсуждения, обсуждения в реальном режиме времени, чаты, видеочаты, электронная почта, видеоконференции, видеоконсультации и программные приложения совместного использования Интерактивное обучение не должно происходить исключительно интерактивно. Данная технология часто является дополнением к занятиям в аудитории и другим возможностям обучения лицом к лицу с преподавателем. Преимущества использования информационно-компьютерных технологии:
Улучшенный доступ. Возможность подключиться к обучающей системе с любого компьютера, дома или на работе, в любое время дня или ночи, чтобы завершить публикацию обучающего курса или обратиться к обучающим материалам.
Быстрая передача обучающих материалов и снижение затрат. Если в системе опубликованы полноценные мультимедийные обучающие курсы (курсы-симуляторы, видеолекции), можно делать упор на самостоятельную работу студентов,
Улучшенное управление и стандартизация. Прекрасно разработанные курсы и записанные на видео лекции и семинары могут многократно использоваться преподавательским составом.
Коммуникация и сотрудничество. Инструменты системы позволяют обучающимся связываться между собой и целой группой, совместно, сотрудничать в проектах и совместно использовать документы без необходимости в личных встречах [2]. Интернет обучение реализует наглядность, комфорт, мобильность, простой доступ и возможность выбора дополнительных источников информации и знаний Кроме того, онлайн обучение предоставит Вам огромные возможности для творчества, самостоятельной работы, коммуникаций и сотрудничества.
Сегодня как никогда актуальна проблема поиска эффективных образовательных технологий, позволяющих достичь современного, компетентностного результата образования. Примером такой образовательной технологии является технология образования в глобальном информационном сообществе (ТОГИС), разработанная д.п.н. В.В. Гузеевым [1].
Ставится проблемная задача (лучше практической направленности), у которой нет однозначного ответа. Пользуясь интернет-ресурсами, ученики ищут информацию по данной проблеме, приходят к своему выводу, подтверждают его экспериментом (если возможно), делают презентацию, выступают с её защитой, выслушивают мнения о своей работе. Затем учитель предлагает, так называемый, «культурный образец» – мнение авторитетного в обсуждаемой области человека. Учащиеся читают и оценивают этот образец – и могут с ним аргументировано не согласиться.
Список литературы:
Гузеев В.В. Образовательная технология ТОГИС-ПК. - [Электронный ресурс] http://www.gouzeev.ru/togis-pk.pdf
Мясоед Т.А. «Интерактивные технологии обучения. Спец. семинар для учителей» М., 2004
Суворова Н. «Интерактивное обучение: Новые подходы» М., 2005.
Якиманская И. С. «Разработка технологии личностно-ориентированного обучения»