Доклад на тему Формирование толерантности в урочной и неурочной деятельности.


Формирование толерантности в урочной и неурочной
деятельности.

Глобализация современного мира постоянно напоминает человеку о том, что мир многообразен и в то же время един, что различные подходы к одним и тем же процессам неизбежны ввиду различия культур. Терпимость к другому человеку, нации или культуре, различающимся по своим ценностям и стилю жизни, является одной из предпосылок гармонии в современном мире.
Невозможно научиться толерантности, исходя лишь из ее формального понимания. В каждой культуре и в каждом обществе она должна обрести свой собственный культурный смысл.
Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. Она является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей.
Вопрос Л.Н. Толстого: «Как, живя дурно, воспитать хорошего человека?» - сегодня актуален как никогда, потому что те, кого мы воспитываем, должны быть лучше нас.
В связи с этим одна из главных задач воспитания толерантной личности, чтобы молодые люди вышли из стен детского дома не только с определенным багажом знаний, умений и навыков, а самостоятельными, обладающими толерантностью, как основой жизненной позиции.
Современный подросток должен правильно воспринимать и понимать единство человечества, взаимосвязь всех и каждого живущих на планете, понимать и уважать права, обычаи, взгляды и традиции других людей, найти свое место в общества, не нанося вреда и не ущемляя права других людей.
На всех этапах работы с коллективом необходимо продумать практические меры, чтобы детям легко было преодолеть в себе замкнутость, эгоизм, ориентироваться на повышение культуры общения.
Следует учитывать, что вся система учебно-воспитательной работы, все педагогические средства влияют на формирование этого качества. Методика воспитания толерантности базируется на знании учителя особенностей детей, коллектива, отношений между детьми . При организации работы по воспитанию толерантности необходимо знать и учитывать:
• индивидуальные особенности каждого учащегося ;
• национальный состав коллектива детей;
• проблемы в отношениях между детьми и их причины;
• культурные особенности окружающей среды.
Изучив и проанализировав ситуацию, педагог осуществляет поиск эффективных форм воспитания толерантности, определяет конкретное содержание этой работы. Следует исходить из того, что основа толерантности – формирование гуманных отношений между людьми независимо от их национальности. Это возможно осуществлять через всю систему отношений в коллективе учебной группы.
Одна из задач при организации деятельности детей – регулирование межличностных отношений. Успешное решение этой задачи во многом зависит от характера свободного общения детей, их психологической предрасположенности к контактам в коллективе.
Эффективность совместной деятельности детей как средства формирования толерантности повышается, если:
• сформирована установка детей на совместную работу;
• осуществляется совместное планирование, организация и подведение итогов деятельности;
• создаются ситуации свободного выбора детьми видов, способов деятельности;
• каждый может реализовать себя;
• отсутствует давление.
Воспитательный потенциал совместной деятельности возрастает, если она носит творческий характер.
При правильной организации дети увлекаются общим делом, снижается имеющаяся межличностная напряженность, раскрываются лучшие стороны характера.
Коллективная творческая деятельность, способствуют формированию толерантности, если дети при этом приобретают опыт гуманного, партнерского взаимодействия со своими сверстниками, старшими и младшими. Важно обеспечить психологическую защищенность ребенка, успешность его взаимоотношений, а для этого необходимо:
• учитывать психологические особенности, межличностные отношения детей;
• обеспечивать реализацию личности каждого ребенка;
• не допускать подавления, ущемления одних детей другими;
• добиваться правильной позиции лидеров;
• создавать ситуации, стимулирующие взаимопомощь детей, ситуации успеха через успех другого, успех группы;
• формировать группы по желанию, способностям, интересам;
• при анализе итогов совместной работы обращать внимание на оценку взаимоотношений детей, комфортность каждого в групповой работе, показать значимость действий каждого в достижении общих результатов.
Так или иначе все собрания, где обсуждаются проблемы группы, учат детей общению, толерантному отношению друг к другу . Например:
• Какой мы хотим видеть нашу группу?
• Какие традиции у нас?
• Какой у нас коллектив?
• Как улучшить отношения?
• Какими должны быть взаимоотношения между воспитанниками?
Особую актуальность проблема воспитания толерантности приобретает в условиях многонациональных коллективов, где необходимо не допускать ситуаций проявления неравенства детей в их правах и обязанностях. Для этого при организации воспитательного процесса крайне важно сближать интересы детей.
Условиями реализации данного принципа являются:
• добровольность включения ребенка в ту или иную деятельность;
• доверие ребенку в выборе средств достижения поставленной цели;
• дети должны сами стремиться к сосуществованию с иными группами;
• учет интересов детей, их индивидуальных вкусов.
В практике этот принцип отражается в следующих правилах:
• нужно опираться на активную позицию ребенка, его самостоятельность и инициативу;
• в общении с ребенком должно доминировать уважительное отношение к нему;
• учитель должен не только призывать ребенка к толерантности, но и быть толерантным;
• должен защищать интересы ребенка и помогать ему в решении его актуальных проблем;
• детский дом не должен замыкать воспитание ребенка своими стенами, необходимо широко использовать и учитывать реальные факторы социума;
• учитель должен корректировать негативное влияние на ребенка окружающей среды;
• все участники воспитательного процесса должны взаимодействовать.
Принцип создания толерантной среды требует формирования гуманистических отношений в учебном заведении.
Создание толерантной среды предлагает взаимную ответственность участников воспитательного процесса, сопереживание, взаимопомощь, способность вместе преодолеть трудности.
Реализация этого принципа возможна при следующих условиях:
• принятие общих правил отношений, единых для всех детей, воспитывающихся в детском доме;
• предоставление возможностей каждому для самореализации и самовыражения;
• определении ведущей деятельности, являющейся значимой для всех членов коллектива;
• развитие детского самоуправления;
• формирование позитивного отношения к творчеству ;
Этот принцип отражается в ряде правил:
• ребенок должен ощущать сопричастность педагогов и товарищей к своим успехам и неудачам;
• члены одного коллектива помогают друг другу;
Методы воспитания толерантности – это способы формирования у детей готовности к пониманию других людей и терпимому отношению к их поступкам.
В результате стимулирования толерантного поведения должна формироваться устойчивая мотивация терпимого отношения к людям. Методы стимулирования помогают ребенку формировать умение правильно оценивать свое отношение к другим людям.
Таким образом, выделены следующие методы воспитания толерантности: убеждение и самоубеждение; стимулирование и мотивация; внушение и самовнушение; требование и упражнения; коррекция и самокоррекция; воспитывающие ситуации.

У ребенка формируются основные нравственные качества (самоуважение, самодисциплина, сострадание, гражданственность, толерантность), снижается межличностная напряженность; приобретается опыт гуманного, партнерского взаимодействия с педагогами, своими сверстниками.