Формирование творческой активности и познавательного интереса в процессе обучения химии Системно-деятельностный подход


Принципы организации современного урока
Общее образование
Игнатушина Галина Леонидовна
учитель химии МБОУ «СОШ№64» город Новокузнецк
Формирование творческой активности и познавательного интереса в процессе обучения химии Системно-деятельностный подходДля реализации системно-деятельностного подхода представляется незначительное количество опорной информации, остальное учащиеся извлекают сами. Если учащийся из урока в урок самостоятельно добывает знания, то всегда при этом испытывает чувство удовлетворения и стремится испытать это чувство вновь. От учителя, требуется умение подбора соответствующих учебных задач. Уровень сложности этих задач должен быть таким, чтобы учащийся смог решить ее, совершив для себя открытие. Поскольку у каждого из учащихся свой познавательный опыт, то предъявляемые в учебном процессе задания должны быть разно-уровневыми.
Суть этого подхода может быть выражена в свернутой формуле: “деятельность – личность”, т.е. какова деятельность, такова и личность и вне деятельности нет личности. Человек выступая саморегулирующимся объектом, в процессе своей жизнедеятельности приобретает такие свойства, которые предопределены внутренней деятельностью. Эффективность деятельностного подхода является опора на собственные силы ребенка, на внутреннюю логику его развития.
Особое значение имеет положение, сформулированное Л.С. Выготским: « … исследуя, что ребенок выполнит самостоятельно, мы исследуем развитие вчерашнего дня. Исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня».
Основная составляющая часть педагогической деятельности –современного педагога тактика содействия и взаимодействия, позитивный настрой и вера в способности ребёнка проявившего интерес к предмету.
Применение современных педагогических технологий в учебном процессе позволяет повышать эффективность обучения химии, возбудить интерес обучающихся к предмету, активизировать их учебно-познавательную деятельность, что способствует творческому восприятию и усвоению знаний и обеспечивает превращение ребёнка не только в субъекта, учащего себя, но и в человека, знающего механизм самообучения, заинтересованного в саморазвитии.
Развивающее обучениеОдним из принципов развивающего обучения является трудность цели. Но цели должны находиться в зоне ближайшего развития ребёнка, чтобы, сделав один шаг, он приобрёл новое знание. При изучении темы «Гидролиз» (9-й класс) на уроке в ходе выполнения лабораторного опыта вспоминаем, как и почему изменяется окраска индикаторов в растворах кислот, щелочей и в воде. Затем учащиеся испытывают индикатором водные растворы некоторых солей (хлорида натрия, карбоната натрия, хлорида алюминия). Возникает проблемная ситуация: изменение окраски индикатора в растворах некоторых солей вступает в противоречие с имеющимися представлениями. Совместно с обучающимися формулируется проблема, выдвигается гипотеза и устраняется противоречие с использованием такого метода, как эвристическая беседа. Почему в водных растворах солей индикаторы по-разному изменяют свою окраску? Предлагаю обучающиеся рассмотреть, чем они образованы, ведь одним из универсальных способов получения солей является реакция нейтрализации. Составляя уравнения диссоциации солей, учащиеся видят отсутствие ионов Н+ и ОН-. Они предполагают взаимодействие ионов соли с молекулами воды и самостоятельно дают определение гидролиза солей как реакции обмена, вспоминая при этом условия протекания реакций ионного обмена до конца. Далее для составления уравнений гидролиза солей использую дидактические карточки Н. П. Воскобойниковой.
Игровые технологии В силу специфики предмета учителя химии работают с двумя возрастными категориями обучающихся: 13-14 и 15-17 лет. Учитывая соответствие форм и методов обучения возрастным особенностям детей, наиболее уместно применение данной технологии для первой возрастной группы.
Учебная игра способствует развитию творчества; повышению активности обучающихся, а следовательно, и познавательного интереса к изучаемому предмету; позволяет разрядить обстановку на уроке, снизить уровень тревожности. В игре становятся успешными и слабоуспевающие учащиеся. Они приобретают способность к самовыражению и самореализации, что повышает уровень самооценки.
На уроках рекомендованы дидактические игры «Крестики-нолики», «Кто лишний?» (в различных темах), «Отгадываю химический элемент», «Угадай вещество», «Интеллектуальная игра», «Химический КВН» (при обобщении сведений о классах неорганических соединений).
ИКТ технологии Использование ИКТ создает для обучающихся привычную для современного подростка комфортную атмосферу, снимает напряжение, интеллектуальное утомление и поэтому повышает эффективность обучения. Использование Internet-ресурсов, готовых электронных пособий, использование медиотеки кабинета химии предоставляют прекрасные возможности для самостоятельности учащихся при подготовке и проведении практических и лабораторных работ по химии. Для формирования навыка самостоятельной творческой деятельности учащиеся на уроке под руководством учителя изучают и прорабатывают демонстрационные опыты с обязательным оформлением в тетради. В качестве домашней работы учащимся предлагается заглянуть на сайт электронных образовательных ресурсов и самостоятельно подготовить отчеты по некоторым представленным демонстрациям, с обязательным представлением на уроке своей творческой работы. Интеграция ИКТ в химию не только интересна с точки зрения формирования опыта самостоятельной творческой деятельности, но и способствует формированию современной, безопасной образовательной среды. При этом особенно важно, чтобы ребята усвоили главное – компьютер - это всего лишь средство получения информации. Целесообразно использование изобразительных возможностей ИКТ (анимация, видеофрагмент) и звука, которые позволяют сделать содержание учебного материала более наглядным, понятным, занимательным. Преподавание химии невозможно без включения в отдельные темы занимательных сюжетов. Занимательность (но не развлекательность!) — это сильный прием. И здесь на помощь также может прийти компьютер, позволяя демонстрировать то, что невозможно показать в силу различных обстоятельств (необходимость использовать взрывчатые или ядовитые вещества, уникальные или дорогостоящие реактивы, быстро или медленно протекающие процессы). Можно предложить ребятам самостоятельно использовать компьютерные технологии для моделирования виртуальной научной реальности и исследования тех закономерностей, которые в обычных условиях невозможно воспроизвести. И именно грамотное использование ИКТ-технологий, в сочетании с другими методическими приемами, позволяет существенно повысить интерес, а, следовательно, и мотивацию к самостоятельной творческой деятельности
Система творческих заданий
Учебные задачи (текст задачи содержит указание на способ учебной деятельности)
классифицируйте и укажите основание для классификации;
сравните;
обобщите объекты;
продолжите ряд, фразу;
дополните ряд, определение;
определите лишний элемент в данном ряду, объясните причину выбора;
установите соответствие между процессами, явлениями;
установите последовательность этапов, процессов, явлений.
приём «Вставь пропущенное слово»;
эксперимент;
составление кластера;
«Мозаика».
Нестандартные уроки.
Урок-путешествие, позволяющий учесть такие возрастные особенности старшеклассников, как: нацеленность на самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность.
Пример: урок-путешествие в 8 классе "Химия в быту": обучающиеся предлагается совершить путешествие на планету "Химия" и ответить на главный вопрос: какова роль химии , как науки о веществах.
Урок-состязание: одна из форм обобщающего урока, нестандартная ситуация, соревновательный дух, работа в команде позволяют закрепить у обучающихся умения и навыки, полученные при изучении темы.Пример: урок в 9 классе по теме "Элементы IV, V групп главной подгруппы". Класс разделен на команды (по рядам). Задача: в формате эстафеты каждый участник команды должен дать характеристику очередного элемента заданной подгруппы. Побеждают те, кто справились с задачей быстрее других.
Урок-интервью: одна из форм самостоятельной работы при изучении нового материала. Обучающиеся делятся на исследовательские группы и выступают в ролях специалистов из разных областей естественных наук. Предварительная подготовка в рамках определенной роли, последовательное изложение материала, связанного с разными точками зрения позволяют сформировать комплексный взгляд на исследуемый объект, создать мотивацию на изучение темы.
Пример: урок в 8 классе "Вода, её состав, свойства, значение". В числе специалистов: экологи (рассказ о состоянии окружающей среды в целом), химики-лаборанты (рассказ об исследованиях проб воды), журналисты (обзор состояния гидроресурсов города).
Проектно-исследовательская деятельность при изучении спецкурса 10 класса.
«Химия и искусство»,
«Водопроводная вода»,
«Энергетические напитки»,
«Такой разный цикорий»,
«Мифы о жевательной резинке»,
«Физико-химический анализ колбасных изделий» и т.д.
Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся через выше описанные формы и методы позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс в результативную созидательную деятельность.