Активизация учебной деятельности обучающихся через использование интерактивного оборудования


Активизация учебной деятельности обучающихся через использование интерактивного оборудования
Активизация учебной деятельности учащихся – одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики.       Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу – это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс. Поиски путей активизации учебной деятельности у младших школьников – одна из задач, которую призваны решать многие педагоги, методисты, учителя.          Начальная школа – фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребёнка. И это налагает особую ответственность на учителя начальных классов. Его задача не только научить читать, писать, но и заложить основы духовности ребёнка, развивать его лучшие качества, обучить способам учебной деятельности. Особенно последнее важно сейчас в наш быстро меняющийся мир, мир переполненной информацией. Научить ребёнка работать с информацией, научить учиться. Что может быть важнее?            Высказывание академика Семёнова А.П. "Научить человека жить в информационном мире – важнейшая задача современной школы”, должно стать определяющим в работе каждого учителя.     В современном обществе дети с ранних лет окружены разнообразными цифровыми инструментами. Приходя в первый класс, ученики с гордостью говорят, что умеют работать на компьютере. Правда, при дальнейшей беседе выясняется, что вся "работа” заключается в лучшем случае в освоении отдельных развивающих игр.       Современный человек окружен таким количеством информации, которое он не в состоянии перерабатывать и использовать для развития общества без помощи новых информационных технологий. С каждым годом все настойчивее в нашу жизнь врывается компьютер, а вместе с ним и информационные технологии. Исходя из того, что «информационные и коммуникационные технологии – это совокупность методов, устройств и производственных процессов, используемых обществом для сбора, хранения, обработки и распространения информации», главным в практической деятельности учителя становится понимание роли применения ИКТ в учебной деятельности. Информационные технологии дают уникальную возможность развиваться не только ученику, но и учителю. Развитие и расширение информационного пространства детей и подростков, побуждает учителя заниматься вместе с учениками, осваивая новые информационные технологии.     Сейчас всем понятно, что компьютер не сможет заменить живого учителя. Зато поможет облегчить его труд, заинтересовать детей, обеспечить более наглядное, совершенно новое восприятие материала.     Использование ИКТ в учебном процессе позволяет:  • усилить образовательные эффекты;  • повысить качество усвоения материала;  • построить индивидуальные образовательные траектории учащихся;  • осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;  • организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями.        Использование интерактивных технологий становится привычным явлением в образовании. Интерактивное оборудование, такое как интерактивные доски, создают устойчивую мотивацию учащихся к получению знаний и помогают творчески решать учебные задачи, тем самым, развивая образное мышление учащихся. С помощью интерактивной доски можно демонстрировать презентации, создавать модели, активно вовлекать учащихся в процесс освоения материала, улучшать темп и течение занятия. Электронная доска помогает детям преодолеть страх и стеснение у доски, легко вовлекать их в учебный процесс. В классе не остаётся равнодушных. За счет большой наглядности, использование интерактивной доски позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения, повышает мотивацию. У преподавателя появилась возможность моделировать свой урок вместе с учениками в режиме мозгового штурма, демонстрировать учебный материал, делать письменные комментарии поверх изображения на экране, записывать идеи учащихся и таким образом создавать вместе с учащимися общий конспект с учебным материалом. При этом написанное на интерактивной доске может передаваться учащимся, сохраняться на магнитных носителях, распечатываться, посылаться по электронной почте.      Так же на уроках возможен выход в Интернет, где учащиеся могут самостоятельно получить новую информацию. Во время работы на интерактивных досках, улучшается концентрация внимания учащихся, быстрее усваивается учебный материал, и в результате повышается успеваемость каждого из учеников, что качественно повышает уровень современного образования.      Преимущества для учащихся:  • Делает занятия интересными и развивает мотивацию;  • Предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков;  • Учащиеся легче воспринимают и усваивают сложные вопросы в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала;  • Позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям;  • Учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.       При работе с интерактивной доской возникают некоторые трудности:  • Наличие чисто технических проблем. При скачках напряжения, или отказе доски по неизвестной причине не все учителя сумеют найти верное решение проблемы.  • Временные затраты на подготовку урока очень велики.  • Необходимость временного ограничения работы с интерактивной доской на уроке из-за необходимости соблюдать санитарные нормы.     Несмотря на все сложности, которые учитель в состоянии решить, новые технологии открывают учителю более широкие возможности для творчества.  ИКТ  помогает учащимся самоутвердиться, самореализоваться; побуждает к исследованию; развивает деятельностные навыки.  Хороший темп урока позволяет «уплотнять» изучаемый материал.  Основные способы использования интерактивных досок в начальной школе:  • делать пометки и записи поверх выводимых на экран изображений;  • использование групповых форм работы;  • совместная работа над документами, таблицами или изображениями;  • управление компьютером без использования самого компьютера (управление через интерактивную доску)  • использование интерактивной доски как обычной, но с возможностью сохранить результат, распечатать изображение на доске на принтере и т.д.;  • изменение текста в выводимых на экране документах, используя виртуальную клавиатуру, которая настраивается в программном обеспечении доски;  • изменение любых документов или изображений на экране, использование любых пометок;  • сохранение на компьютере в специальном файле всех пометок, которые учитель делает во время урока, для дальнейшей демонстрации на других уроках;  • сохраненные во время урока записи учитель может передать любому ученику, пропустившему занятие или не успевшему сделать соответствующие записи в своей тетради;  • демонстрация работы одного ученика всем остальным ученикам класса;  • демонстрация картин, видеороликов, фильмов;  • создание рисунков на интерактивной доске без использования компьютерной мыши;  • создание рисунков, схем и карт во время проведения урока, которые можно использовать на следующих занятиях, что экономит время на уроке.      Уже имеющийся небольшой опыт показал, что работа с ИКТ  улучшает восприятие материала учащимися, особенно, начальных классов. Учащиеся считают, что работать с ИД гораздо интереснее, чем с обычной доской или печатным раздаточным материалом. Они признают, что интерактивный подход помогает принимать активное участие в уроке.      Не обязательно использовать доску во время всего урока, можно воспользоваться ею на конкретном этапе занятия. Учитель в зависимости от предмета, темы, типа урока, поставленных целей может обратиться к возможностям интерактивной доски лишь тогда, когда эффективность и целесообразность такой работы очевидна и дает результат.       К результативности данного опыта можно отнести:  • Рост положительной мотивации на уроках с применением ИКТ;  • Повышение уровня использования наглядности на уроке;  • Повышение производительности учебно-воспитательного процесса;  • Качественное изменение взаимоотношений между участниками учебно-воспитательного процесса;  • Рост качества знаний.        Использование ИКТ невозможно без специального технического оснащения. Интерактивная доска- это находка для школ готовых работать с компьютерными технологиями. Её использование позволяет реализовать творческий потенциал детей, повысить качество образования, соответствовать реалиям сегодняшнего дня.     Поэтому перед школой сейчас стоит задача по оснащению кабинетов интерактивными досками.