Использование цифровых средств обучения в преподавании физики.

Тема: Использование цифровых средств обучения в преподавании физики.
Бухарова Г.Я
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №19» г.Яровое
buxarova@inbox.ru

В современном обществе использование информационных технологий становится необходимым практически в любой сфере деятельности человека. Овладение навыками этих технологий еще за школьной партой во многом определяет успешность будущей профессиональной подготовки нынешних учеников.
Преподавание физики, в силу особенностей самого предмета, представляет собой наиболее благоприятную сферу для применения современных информационных технологий. Проводимая работа в этом направлении содержит как чисто демонстрационную составляющую, дающую ученикам расширенные представления о возможностях использования информационных технологий, так и составляющую, требующую активного применения учениками знаний, полученных на уроках информатики. В процессе преподавания физики, информационные технологии могут использоваться в различных формах.
Используемые направления можно представить в виде следующих: мультимедийные сценарии уроков, проверка знаний на уроке, физический эксперимент, внеурочная деятельность, дистанционное обучение, применение компьютерной лаборатории фирмы Philip Harris, применение датчиков Vernier, комплекс "L-микро".
Источниками демонстрационных материалов служат имеющиеся в продаже мультимедийные диски, материалы в сети Интернет, собственные разработки, а также презентации и проекты учащихся.
Среди мультимедийных дисков - "Открытая физика" фирмы Физикон, "Репетитор" фирмы 1С, "Физика 7-11" издательства "Дрофа» и т.д. Более привлекательным выглядит использование мультимедийных энциклопедий ("Кирилл и Мефодий", "Мир вокруг нас") и др.
При работе с интернет - ресурсами используются коллекции ЦОР, Федеральный центр информационно – образовательных ресурсов ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) [2]и Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection. edu.ru) [3]. Это позволяет с одной стороны, наглядно демонстрировать обучаемому процесс формирования ключевых понятий, с другой стороны, самому активно участвовать в этом процессе.
Использование физического эксперимента - важнейшее условие эффективности учебного процесса. Компьютерная демонстрация физических явлений – очень эффективный способ наглядности на уроке. При этом следует подчеркнуть, что компьютерная демонстрация рассматривается не как замена реального физического демонстрационного опыта, а как его дополнение.
Эксперимент является основой принципа наглядности, базой для формирования практических умений. Материальной основой для его постановки (и проведения) служит учебное оборудование типового кабинета физики.
Лабораторный эксперимент является методом исследования, обеспечивающим научность школьного курса, и средством наглядности.
Использование компьютерной лаборатории позволяет непосредственно на глазах у ребят и при их участии проводить измерения, обрабатывать полученные результаты и демонстрировать графики изучаемых физических величин на демонстрационном экране. С их помощью можно следить за мгновенными значениями расстояния до объекта, температурой, давлением и др. физическими величинами. Появляется возможность показать измеренные зависимости физических величин от времени или друг от друга на экране компьютера или на большом демонстрационном экране, провести компьютерную математическую обработку результатов измерений. Ну а
применение компьютерных датчиков делает даже обыкновенный демонстрационный эксперимент более наглядным и понятным, расширяет его информативность.
Мультимедийная презентация - один из эффективных методов организации обучения на уроках, мощное педагогическое средство, выходящее за рамки традиционной классно - урочной системы.
Использование компьютерных технологий для организации внеурочной деятельности учеников ведется по нескольким направлениям. В первую очередь - это задания, связанные с подготовкой сообщения на тематическую конференцию, проводимую в классе на уроке физики. Также подготовка презентаций к уроку, для чего самостоятельно ведут поиск в сети Интернет, сканируют необходимые рисунки и схемы, используют диски. Программа Microsoft Office Power Point традиционно используется как инструментальная среда для подготовки презентаций.
Следующим направлением организации внеурочной деятельности является проектная деятельность учеников, т.е. выполнение долговременных трудоемких творческих заданий, требующих от учеников самостоятельной и глубокой проработки материала. Использование информационных технологий создает благоприятные условия для организации такой деятельности.
Одним из приоритетных направлений модернизации современной школы провозглашается развитие модели дистанционного образования учащихся.  В Федеральном [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в статье 16 «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий», определены условия реализации дистанционных образовательных технологий (в дальнейшем ДОТ). [1].
Сегодня наряду с традиционными уроками в школе, всё большее распространение получают занятия с использованием дистанционных образовательных технологий, которые позволяют обучающимся непосредственно по месту жительства осваивать основные или дополнительные образовательные программы.
С 2011 года школа №19 г. Яровое принимает участие в пилотном проекте по внедрению дистанционных образовательных технологий в образовательный процесс. Курс по физике был разработан апробирован на базе системы «Сетевой город. Образование».
Для повышения творческого и интеллектуального потенциала обучающихся и результативной подготовки к экзамену по физике, в 2012 году был разработан курс «Краткий курс физики» на базе СДО Moodle.
Для составления программы, были использованы образовательные порталы: Федеральный центр информационно – образовательных ресурсов ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) [2] и Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection. edu.ru) [3].
В качестве ресурса выступает материал для повторения, самостоятельного изучения, проведения исследования, обсуждения: текст, иллюстрация, web-страница, аудио или видеофайл и другая информация.
Опыт работы доказал, что курсы, разработанные на базе СДО Moodle, не только расширили возможности для преподавателя, но и позволили снизить нагрузку на обучающихся.
Анализ реализации проекта показал, что популярность курсов с использованием дистанционных образовательных технологий в МБОУ СОШ №19 г.Яровое с каждым годом растет, если в 2012 году эффективность курсов оценили выше 7 баллов по 10 бальной шкале 65% родителей и 72% обучающихся, то в 2015 году показатели были увеличены на 8% и 7% соответственно.
Результатом работы является улучшение сдачи ЕГЭ и ГИА. С каждым годом все больше обучающихся становятся победителями муниципального этапа Всероссийской олимпиады. Два года подряд учащиеся школы становятся призерами межвузовской олимпиады школьников по физике «Будущее Сибири», «ОРМО».
В рамках проекта на базе школы регулярно проводятся семинары и конференции по проблемам внедрения ДОТ в образовательный процесс. Учителя - участники проекта делятся опытом на уровне города, Славгородского округа и края.
Главные трудности, при работе по данному направлению, можно условно разделить на две группы: внутренние и внешние. К внутренним можно отнести: большая загруженность педагогов; трудоемкость. К внешним: низкая скорость Интерната; отсутствие компьютеров у некоторых обучающихся.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность. [4]
Именно сейчас учащиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности» (проект «Наша новая школа»).
Внеурочная деятельность учащихся организуется в форме кружков, клубов, театральных студий, что дает возможность получения элементарных социальных знаний, умения выйти победителем из разных ситуаций.
Не секрет, что в рейтинге предметов физика занимает отнюдь не первое место. В последние годы школьная программа все больше ориентируется на передачу и получение информации, отработку репродуктивных навыков, а не на развитие творческой и мыслительной деятельности учащихся.
Попробовать формировать познавательный интересов у учащихся начальной школы к физике через внеурочную деятельность – одна из задач в школе. В результате был разработан курс «Занимательная физика» для учащихся 3-4 классов.
Как войти в мир физики? Ощутить его красоту, почувствовать дыхание его тайн? Можно предложить такую схему воспитания у учащихся увлечения учебным предметом: от любопытства к удивлению, от него к активной любознательности и стремлению узнать, от них к прочному знанию и научному поиску.
"Детская природа требует наглядности", - писал русский педагог К.Д.Ушинский, и это требование легко может быть удовлетворено на внеурочной деятельности по физике.
Курс по физике не только развлекает школьника, а развивает и совершенствует его личность. Большое значение придаётся самостоятельной работе учащихся по отбору материала к занятию, по физическому эксперименту как наиболее интересной для них форме работы.
Использование Интернет ресурсов, дисков, образовательных порталов - просто необходимо для привлечения к работе детей. Физическое оборудование и различные датчики – это неотъемлемые приборы на наших занятиях.
Существует большое разнообразие форм, средств и методов обучения, но наиболее эффективным является проектная деятельность и исследовательский метод познания, ведь именно в процессе исследования учащиеся учатся находить причинно-следственные связи и делать свои маленькие открытия. Сделав открытие, ученик ощущает себя счастливым и хочет повторить успех.
При выполнении проектов ученики учатся наблюдать, исследовать и описывать свойства изучаемых объектов, видеть изучаемый объект во всем многообразии исходящих от него связей с другими объектами. Итогом совместной деятельности над проектами, конечно, является готовый к использованию во внеурочной работе готовый программный продукт. Это видимая сторона работы. Скрытые ее стороны рано или поздно проявятся - качественный рост показателей всех участников образовательного процесса, повышение мотивации к учению. Одним из результатов является участие в краевой программе «Будущее Алтая».
Что дает использование информационных компьютерных технологий учителю? С одной стороны – облегчение труда учителя, с другой – необходимость решения новых задач, связанных с обучением и повышением уровня компетентности во многих новых вопросах методики обучения физике.
Резко возрастает такая положительная составляющая урока, как наглядность. В свою очередь это позволяет активнее использовать одновременно три вида памяти: моторную (запись в тетради), слуховую (запись под диктовку) и визуальную (запись с экрана).
Использование интерактивных моделей значительно облегчают понимание учащимися многих неочевидных явлений и законов физики, а учителю – облегчает возможность объяснения этих научных фактов.
Появившееся в руках учителя мультимедийное оборудование делает уроки физики, дистанционное обучение, внеурочные занятия более интересными и понятными, а потому более привлекательными для учеников.
Что дает использование информационных компьютерных технологий ученику? Самое главное – повышение степени мотивации учения, разгрузку не за счет механического сокращения содержания обучения и учебного времени в школе, а за счет повышения доли индивидуального самообразования с использованием ЦОР. И как результат – приобретение общих умений и способов интеллектуальной и практической деятельности (компетентностей) для изучаемой образовательной области – физики.
Опыт использования компьютера на уроках позволяет предложить следующие принципы компьютерной поддержки уроков физики:
- компьютер не может полностью заменить учителя. Только учитель имеет возможность заинтересовать учеников, пробудить в них любознательность;
- реальный эксперимент необходимо проводить всегда, когда это возможно, а компьютерную модель следует использовать, если нет возможности показать данное явление;
- невозможно использовать компьютер на каждом уроке, т.к. это приведёт к нарушению санитарных норм и повлечёт ухудшение здоровья школьников.
Накопленный опыт, частично отраженный в настоящей работе, показывает, что применение информационных технологий на уроках физики и во внеурочной деятельности расширяет возможности творчества как учителя, так и учеников, повышает интерес к предмету, стимулирует освоение учениками довольно серьезных тем по предмету, что, в итоге, ведет к интенсификации процесса обучения.
Список использованной литературы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Федеральный центр информационно – образовательных ресурсов [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]collection. edu.ru
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Заголовок 215