Использование школьных переносных лабораторий в 4 классе

Вариативное  использование
 школьных переносных лабораторий CORNELSEN
в начальной школе
Учитель: Юдина Елена Петровна ,
ГБОУ Школа № 538 имени С.В. Гришина города Москвы.

Ребёнок – существо любознательное от природы. Поэтому перед начальной школой стоит увлекательная и сложная  задача: сохранив детскую любознательность, направить её в русло развивающейся учебно - познавательной деятельности.
     Известно, что мотивация человека развивается на протяжении всей его жизни.  Это происходит благодаря тому, что расширяется и обогащается его жизненный мир, осваиваемый в предметной деятельности. Учебник по окружающему миру совместно со школьными переносными лабораториями позволяет ребёнку узнать всё в такой последовательности: от близкого и доступного до дальнего и менее доступного. Таким образом,  выявляется целостность окружающего мира и его структура.
      В настоящее время существует множество разнообразных технологий и методик развивающих занятий с младшими школьниками. Наша школа уже несколько лет подряд работает со «Школьными переносными лабораториями».
     [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] CORNELSEN включают в себя комплекты оборудования для организации естественнонаучного практикума в начальной и основной школе. Ученики успешно осваивают простейшие лабораторные приборы и методики проведения простых и наглядных опытов. В предлагаемом  пособии игровая мотивация без особых затруднений перерастает в учебную. Ребёнок становится заинтересованной стороной в развитии своих способностей, так как уже сейчас может попробовать свои силы в различных областях взрослой деятельности.
   Метод проблемного обучения, позволяющий путём создания проблемных ситуаций, с помощью информационных вопросов и гибкого их обсуждения помогает повысить заинтересованность учащихся  на уроке.
   Работа со школьными переносными лабораториями – это и участие школьника в совместной деятельности с другими людьми. Во время опытов выстраиваются отношения с участниками эксперимента: учителем и одноклассниками.
    Ещё одну важную задачу решает использование оборудования «Школьные переносные лаборатории» - индивидуализация процесса обучения и возможность выбора решения тех или иных задач. Каждый ребёнок может совершенствовать свои аналитические способности, развивать воображение, расширять исходный круг представлений об окружающем мире.
 
Приведём пример использования оборудования «Школьные переносные лаборатории» на уроке окружающего мира в 4 классе.
Тема урока « Слух. Береги слух»
Цели: познакомить учащихся с органами слуха, их значением и гигиеной; провести опыты по передаче и громкости звука.
Оборудование: учебник Н.Ф.Виноградовой, Г.С.Калиновой «Окружающий мир, 4 класс», школьная переносная лаборатория CORNELSEN «Звук и тон».
1.     Организационный момент.
Игра «Повтори за мной»
Учитель: Прослушайте, какой ритм я изобразила? ( Учитель постукивает карандашом  по столу, а дети повторяют ритм).
-Скажите, ребята, какой орган помогал вам правильно выполнить это задание?
Ученик:
- Уши.
2. Формирование новых знаний.
Учитель:
-Сегодня мы поговорим об органах слуха.
Уши - это ещё один важный орган чувств.
Мир человека наполнен звуками. Слушая и воспринимая звуки, человек узнаёт о том, что происходит, общается с людьми, чувствует опасность, наслаждается музыкой.
3. Практическая работа.
Опыт 1.
Учитель: Сейчас мы послушаем несколько звуков. Задание: определите, какие животные их издают.
    Дети прослушивают аудиокассету,  группа F.
Ученики: Кошка, корова, гуси, петух, цыплята, свиньи.
Комментарий: используется школьная переносная лаборатория CORNELSEN «Звук и тон».
  Учитель: Следующее задание: определите, что это за звуки.
  Дети прослушивают аудиокассету,  группа С.
Ученики: Звон, гудение, скрип, хруст, шум водопада, кашель.
Комментарий: используется школьная переносная лаборатория CORNELSEN «Звук и тон».
Учитель: Сделаем вывод, что же такое звук, как вы думаете?
Учитель:Звук- это колебания воздуха. Наш орган слуха улавливает колебания частотой 16- 20 тысяч в секунду. Путь, который проходит звук в ухе значительно сложнее, чем путь луча света в глазу.
Опыт 2.
Учитель: Соберите стетоскоп, присоединив слуховые трубки и наушники,  и послушайте биение сердца. Стетоскоп позволит нам передать звуки, биение сердца, по воздуху внутри слуховых трубок непосредственно в ухо, без рассеивания.
Комментарий: дети собирают стетоскоп, используя школьную переносную лабораторию CORNELSEN «Звук и тон».

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]                           [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
 
 Ученики: В зависимости от природы источника, распространяющиеся от него колебания, воспринимаются человеческим ухом либо как простые звуки, либо как музыкальные тоны, либо как шум.
Опыт 3.
Учитель: Сейчас вы разделитесь на 2 группы и с помощью оборудования
попробуете образовать разные звуки: музыкальные и шум.
(оборудование: резонатор со съёмной крышкой  и мембраной, узкая резинка,  широкая резинка, подставка для струн, колка для струн, набор пластинок для металлофона, треугольная подставка для струн)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]                                               [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Комментарий: дети собирают приборы, используя школьную переносную лабораторию CORNELSEN «Звук и тон».
4. Обобщение и систематизация знаний.
 Учитель: Что такое шум, как вы думаете?
 Ученик: Шум- это смесь большого количества звуков, как правило, отрывистых и беспорядочных.
   Учитель: Плохо быть глухим, поэтому орган слуха надо беречь. Не ковыряйте в ушах спичками, булавками  и другими предметами. Оберегайте голову от ударов, которые могут повредить орган слуха. Избегайте сильных и резких звуков и шумов: они уменьшают остроту слуха. Если в ухо попадёт какой- нибудь предмет, или залетит насекомое, или возникнет боль в ушах, немедленно обращайтесь к врачу.
4. Итог урока.
-Что интересного и полезного вы узнали об органе слуха?
- Что вызвало у вас удивление?
- Подумайте, какие вопросы остались у вас?
                                   [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
5. Домашнее задание.
Предлагаю вам написать памятку «Береги уши».