Методическая разработка открытого практического занятия с элементами ролевой игры по дисциплине «Товароведение промышленных товаров». Тема : Ювелирные товары: классификация, ассортимент и экспертиза качества

Министерство образования Тверской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Осташковский колледж»









Методическая разработка
открытого практического занятия
по дисциплине:
Товароведение промышленных товаров


Тема: Ювелирные товары: классификация, ассортимент и экспертиза качества

















Осташков 2016

Пояснительная записка
Особое место в повышении уровня мотивации студентов отводится нетрадиционным открытым урокам, т.к. они решают такие задачи, как: развитие интереса, углубление знаний, совершенствование навыков и умений по дисциплинам, а также расширяют кругозор студентов, нравственно и эстетически их воспитывают, позволяют раскрыться каждому студенту; на таких уроках формируются общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.

Нетрадиционные формы уроков и мероприятий проходят в необычной обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, так как она создает атмосферу ожидания, необычности выполняемой работы, снимает психологический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку. Нетрадиционные формы открытых уроков реализуются с непременным использованием средств слуховой и зрительной наглядности. На таких уроках удается достичь самых разных целей и решить определенные задачи.
Цель методической разработки: проанализировать опыт проведения открытого практического урока в форме ролевой игры, предложить варианты заданий, способствуя дальнейшему творчеству и профессиональному подходу преподавателей к нетрадиционным формам проведения уроков.
Основу ролевой игры составляют целенаправленные действия студентов в моделируемой жизненной ситуации в соответствии с сюжетом и распределенными ролями. Уроки - ролевые игры можно разделить по мере возрастания их сложности на три группы:
имитационные, направленные на имитацию определенного профессионального действия;
ситуационные, связанные с решением какой-либо узкой конкретной проблемы - игровой ситуации;
условные, посвященные разрешению, например, учебных или производственных конфликтов и т.д.
Формы проведения ролевых игр могут быть самыми разными: воображаемые путешествия, дискуссии, на основе распределения ролей, пресс-конференции, уроки-суды и т.д. Методика разработки и проведения ролевых игр предусматривает включение в полной мере или частично следующих этапов:
подготовительный;
игровой;
заключительный;
анализ результатов.
На подготовительном этапе решаются вопросы как организационные, так и связанные с предварительным изучением содержательного материала игры. Организационные вопросы: распределение ролей; выбор жюри или экспертной группы; формирование игровых групп; ознакомление с обязанностями. Предваряющие: - знакомство с темой, проблемой; ознакомление с инструкциями, заданиями; сбор материала; анализ материала; подготовка сообщения; изготовление наглядных пособий; консультации.
Игровой этап характеризуется включением в проблему и осознанием проблемной ситуации в группах и между группами. На заключительном этапе вырабатываются решения по проблеме, заслушивается сообщение экспертной группы, выбирается наиболее удачное решение. При анализе результатов ролевой игры определяются степень активности участников, уровень знаний и умений, вырабатываются рекомендации по совершенствованию игры.
Чтобы занятие не превратилось в пёструю мозаику из отдельных картин, преподавателю необходимо приложить немало усилий и умений, чтобы синтезировать материал, органично связать его между собой и провести занятие без перегрузки впечатлениями. Занятию предшествует предварительная работа с различными источниками информации: учебниками, журналами, Интернет-ресурсами, организация различных видов деятельности (устные, письменные, творческие задания), предоставление студентам возможности работать самостоятельно, в парах, индивидуально.
Методическая разработка содержит методические рекомендации по проведению практического занятия в форме ролевой игры, план занятия, технологическую карту занятия, список использованной литературы. Данная разработка может быть полезна преподавателям при подготовке открытых занятий. Методика проведения занятия может использоваться при проведении аналогичного типа занятий по любым дисциплинам.

План – конспект
открытого практического занятия с элементами ролевой игры по дисциплине
«Товароведение промышленных товаров»
Тема : Ювелирные товары: классификация, ассортимент и экспертиза качества

Дидактическое обоснование занятия
Основная цель: определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.
Цели занятия:
I. Образовательные:
– обобщение знаний по классификации и ассортименту ювелирных товаров, их качеству;
- составление товароведческих характеристик образцов по всем признакам классификации;
- проведение экспертизы качества органолептическим методом в соответствии с требованием стандарта;
- систематизация и контроль знаний студентов, полученных на предшествующих занятиях знания по теме;

II. Развивающие:
- развивать навыки самостоятельной работы студентов с ювелирными товарами, их выкладке, умению подобрать и предложить покупателю, дать квалифицированную характеристику;
– способствовать развитию внимания, аккуратности, усидчивости в работе, мышления и самостоятельности;
– развивать свою речь, чувство [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], товарищества и здорового соперничества; – содействовать формированию познавательного интереса к предмету, к выбранной профессии;
– развивать способность быстро выполнять требования преподавателя.

III. Воспитательные:
- воспитывать чувство ответственности за выполняемую работу, этические и эстетические качества будущего специалиста, сотрудничество в коллективной деятельности.
– воспитывать умение работать самостоятельно, в группах и в коллективе.
IV. Методические:
- показать методику проведения практического занятия с использованием коллективных форм работы обучающихся (ролевой игры) и информационных технологий;
- выявить студентов, проявляющих высокие умственные способности, лидерские качества, умения применять знания на практике (для последующего привлечения их к научно-практической деятельности).

V. Профориентационные:
- воспитание творческого подхода к работе, подготовка к трудовой деятельности.

Материальнотехническое обеспечение:
- кабинет теоретического обучения;
- видеопроектор;
- компьютер;
- интерактивная доска.
- наглядный материал по правилам ухода за ювелирными изделиями, рекомендациями по подбору ювелирных украшений в соответствии с возрастом, типом лица, знаками зодиака, витрина с натуральными образцами ювелирных товаров.
- учебно-техническая документация: папки с информационным материалом, каталоги ювелирных товаров, образцы ювелирных изделий, плакаты с видами огранки камней и способов закрепления в изделиях.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический

Вид занятия: открытое практическое занятие
Форма занятия: ролевая игра
Межпредметные связи: история, химия, физика, организация и технология продажи товаров, деловая культура.
Тип занятия: обобщение, систематизация и контроль знаний студентов.
Опережающие задания:
- распределение ролей в группе: продавцы, покупатели, эксперты;
- подготовка текстов ролей (характеристики потребительских свойств выбранного вида предлагаемого ювелирного изделия; перечня советов о правилах обращения и ухода за ним)




II. Структура урока
1. Организационный момент 5 мин.
2. Актуализация знаний учащихся 20 мин.
3. Мотивационный момент 5 мин.
3. Закрепление знаний (ролевая игра) 45 мин.
4. Подведение итогов 5 мин.
5. Рефлексия 5 мин.
6. Домашнее задание 5 мин.

Итого: 90 минут

 


III. Ход урока
1. Организационный момент:
- приветствие;
- проверка явки студентов;
- заполнение преподавателем журнала учебных занятий;
- настрой студентов на работу;
2. Актуализация знаний учащихся
Преподаватель просит студента прочитать стихотворение о драгоценных камнях.
Драгоценные камни. В любой восточной лавке вам подскажут, Что означает камень, чем силен. Раскроют его тайну и предскажут Всю будущую жизнь и связь времен. АЛМАЗ дарует людям добродетель, Приносит счастье и хранит от ран. РУБИН лечебной мистикой известен, Сулит победу и любовь всех дам. ГРАНАТ рождает страстные желанья, Власть, целеустремленность, высоту. Цвет БИРЮЗЫ дарует обаянье, Любовь, доверие и чистоту. ЯНТАРЬ - загадочней нет амулета. Он лечит раны, дарит царство снов... АКВАМАРИН подарит море света, АЛЕКСАНДРИТ очистит душу, кровь. Великое и щедрое преданье... Все камни - дар божественной мечты.
Дарите украшенья - знак признанья. Все женщины достойны красоты!
Услышав замечательные стихи, посмотрев на оформление аудитории, вы, наверное поняли какая сегодня у нас тема. (студенты предлагают различные варианты).
-Да вы правы.
Тема нашего занятия: Ювелирные товары.
- Как вы думаете, почему эти товары называются ювелирными?
После предложений учеников переходим к выводу.
- Правильно, ювелирное искусство - один из древнейших и широко распространенных видов декоративно - прикладного искусства. В нем находит воплощение присущее человеку стремление к красоте. Ювелирные изделия – предметы украшения и быта из благородных металлов в сочетании с драгоценными, полудрагоценными и поделочными камнями, а также художественные изделия из недрагоценных материалов, выполненных с большим мастерством и отвечающих высоким эстетическим требованиям.
- Вы можете назвать драгоценные металлы (студенты называют).
-Золото, серебро, платина , палладий, родий.
-Какие вы знаете драгоценные камни ( студенты называют)
-Алмаз ( бриллиант), сапфир, изумруд , рубин.
- Назовите пожалуйста полудрагоценные камни ( студенты предлагают варианты ответов)
- аметист, хризолит, александрит, яшма, авантюрин, бирюза, гранат и многие другие. Это самая большая группа камней.
Какие ещё камни вы знаете?
Да, так же в ювелирном производстве используют поделочные и искусственные камни. Вы можете их назвать?
-Лазурит, малахит, халцедон, тигровый глаз. Искусственные- фианит и искусственные: сапфир, изумруд, аметист, жемчуг и другие.
Делаем вывод, что в производстве ювелирных товаров используют сплавы драгоценных металлов и драгоценные, полудрагоценные, поделочные и искусственные камни.
-Давайте далее конкретизируем и раскроем тему, рассмотрев её с точки зрения науки товароведения.
На предыдущих уроках, изучая другие группы товаров, какие вопросы всегда рассматриваются в товароведении.
(ученики выдвигают свои предложения) – да , это классификация.
-Классификация – это распределение товаров на группы по определенным признакам.
Вы уже ответили, что в производстве ювелирных товаров используются сплавы драгоценных металлов и драгоценные, полудрагоценные, поделочные и искусственные камни Скажите мне пожалуйста какой признак здесь используется?
- Сырье или материалы, используемые в производстве ювелирных товаров.
-Я прошу вас обратить внимание на витрину с ювелирными товарами и определить закономерность их выкладки. Она хаотична? Или имеет закономерность? (студенты отвечают на поставленный вопрос)
Какой признак использован при классификации?
- Правильно - назначение.
Таким образом, все ювелирные товары делятся по назначению на какие группы?
Правильно, предметы личных украшений, предметы туалета, сервировки стола, украшения интерьера.
- Какой еще важный вопрос рассматривает товароведение при изучении товаров?
Обратите внимание на натуральные образцы товаров, которые здесь представлены, что мы видим в торговых залах магазинов? (студенты предлагают варианты ответов).
Правильно. Ассортимент.
Наряду с этими понятиями, какому вопросу по всем группам товаров мы уделяли большое внимании (предложения студентов).
Да, действительно, мы не можем с вами не рассмотреть такой важный вопрос как качество товаров.
Пожалуйста, сформулируйте полностью тему урока (студенты предлагают тему).
Ювелирные товары: Классификация. Ассортимент. Требования к качеству.
А цель нашего занятия - систематизация и обобщение и контроль знаний о ювелирных товарах; материалах используемых при их изготовлении , классификации и ассортименте, требованиях к качеству.
После небольшой разминки возьмите таблички для ответов на вопросы презентации, пометьте свои фамилии и после просмотра слайда, запишите ответ. (Идёт просмотр слайдов)
3. Мотивационный момент:
Преподаватель объясняет, что для рассмотрения выбранной темы с профессиональной точки зрения мы выбрали нетрадиционную форму проведения занятия - ролевую игру. Специфика ролевой игры в том, что в её основе - целенаправленные действия студентов в моделируемой жизненной ситуации в соответствии с сюжетом и распределенными ролями.
Форма проведения нашей игры - выставка-продажа ювелирных изделий.
4. Повторение и закрепление пройденного материала
Предварительно мы с вами провели подготовительный этап: сформировали игровые группы, распределили роли, собрали материал и подготовили сообщения, изготовили наглядные пособия.
Прежде чем начать игровой этап, вы самостоятельно изучите данную тему, используя печатный материал, который находится в папках на столах. На одном из столов находятся бейджики, в которых указана должность каждого из вас. Подойдите к столу, ознакомьтесь и распределите их между собой. Эти роли вам необходимы для проведения выставки-продажи. Представлены следующие должности:
-Управляющий ювелирным салоном;
-Продавцы-консультанты;
-Эксперты ювелирных товаров;
-покупатели
Студенты выбирают должности и в соответствии с ними бейджики. (преподаватель на столы ставит таблички «Ювелирный дом», «Продавцы- консультанты» и Эксперт ювелирных товаров). Вы определили для себя роли. Занимайте рабочие места, согласно табличек на столах и выбранных ролей. На столах в папках имеется информационный материал, которым вы воспользуетесь для составления сообщения, согласно выбранной роли для проведения выставки- продажи. Вам дается 15 минут. Учащиеся работают самостоятельно индивидуально и в группах.
Затем студенты - «покупатели» озвучивают свои желания, а студенты - «продавцы-консультанты» предлагают свой товар. Студент - «эксперт» оценивает предложения, покупатели выбирают товар, а управляющий салоном оценивает действия продавцов-консультантов.
На заключительном этапе вырабатываются решения по проблеме, заслушивается сообщение экспертной группы, выбирается наиболее удачное решение. При анализе результатов ролевой игры определяются степень активности участников, уровень знаний и умений, вырабатываются рекомендации по совершенствованию игры.
5. Подведение итогов занятия:
- сообщение преподавателя о достижении целей практического занятия по теме «Ювелирные товары: классификация, ассортимент и экспертиза качества»
6. Рефлексия.
Преподаватель: Ребята, перед вами лежит анкета. Подчерните нужное. Аргументируйте свой ответ.
Студенты заполняют карточки для рефлексии
7. Домашнее задание: тесты по теме, кроссворд по теме
Большое спасибо за урок. Вы сегодня очень плодотворно поработали. Поставленные цели выполнены. Тема интересна и неиссякаема. С каждым годом увеличивается объем выпуска ювелирных украшений и обновляется ассортимент. В древности украшениям придавалось некое тайное значение, часто их использовали члены каких-либо обществ, но, несмотря на это, украшения всегда несли в себе одну и ту же идею: быть воплощением совершенства мира, его устройства и предназначения. В истории каждой вещи можно проследить процесс перехода ее практического использования в более эстетическую плоскость. И только украшения с течением веков продолжают выполнять одну и ту же мистическую функцию: подчеркивать красоту, привлекать внимание, быть неотъемлемой частью владельца. Технологическая карта открытого практического занятия

Элементы дидактической структуры занятия
Методические приёмы и их содержание
Материально-техническое обеспечение занятия
Деятельность
преподавателей
Деятельность
студентов
Формирование
компетенций

Организационный момент
Объяснение

Приветствие;
проверка явки студентов;
заполнение преподавателем журнала учебных занятий;
настрой студентов на работу;


Построение, приветствие. Подготовка к уроку
Включаются в деловой ритм урока.
Организовывать собственную деятельность

Актуализация знаний










Мотивационный момент
Объяснение
Индивидуальный опрос
Проверка и оценка знаний
Проверка практических умений





Объяснение
Индивидуальный опрос
Проверка и оценка знаний

Ноутбук,
медиапроектор,
интерактивная доска








Ноутбук,
медиапроектор,
интерактивная доска
Уточняет тему и план занятия, задаёт вопросы по теме, предлагает ознакомиться со слайдами и выполнить предложенные задания








Объясняет, что такое ролевая игра и её специфику



Учащиеся работают индивидуально
Отвечают на вопросы.
Беседуют с учителем.
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
















Повторение и закрепление пройденного материала
Проверка и оценка знаний и практических умений
Наглядный материал по правилам ухода за ювелирными изделиями, рекомендациями по подбору ювелирных украшений, папки с информационным материалом, каталоги ювелирных товаров, образцы ювелирных изделий, плакаты с видами огранки камней и способов закрепления в изделиях.


Руководит ходом ролевой игры
Принимают участие в игре в соответствии с выбранными ролями
Просматривают наглядный материал, слушают друг друга, просматривают и оценивают презентации
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Использовать ИКТ в профессиональной деятельности
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного
развития
Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.





Итоги урока
Обобщение, дискуссия
Рефлексия

Сообщает о достижении целей занятия по теме. Подводит итог занятия, объявляют оценки
Осуществляют самооценку собственной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Обсуждают результаты, выбирают победителей

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством


Задание на дом
Выдача и объяснение заданий

Объявляет домашнее задание, срок сдачи
Записывают задания, задают вопросы по домашним работам





Литература
Базовый учебник
Самарин В. И., Золотова С. В. и др. Товароведение и экспертиза ювелирных товаров : учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Изд-во Рос. экон. акад., 2006.
Основная литература
ГОСТ 30649-99. Сплавы на основе благородных металлов ювелирные. Марки – М. : ИПК Изд-во стандартов, 2001.
ГОСТ Р 51519.1-99. Алмазы природные необработанные. Классификация. Основные признаки. – М. : ИПК Изд-во стандартов, 2001.
ГОСТ Р 51519.2-99. Алмазы природные необработанные. Сортировка алмазов. Основные положения. – М. : ИПК Изд-во стандартов, 2004.
ОСТ 117-3-002-95. Изделия ювелирные из драгоценных металлов. Общие технические условия. – М. : ИПК Изд-во стандартов, 1999.
ОСТ 117-3-003-95. Ювелирная и металлическая галантерея. Общие технические условия. – М. : ИПК Изд-во стандартов, 2009.
Постановление Правительства РФ от 23 ноября 1998 г. № 1365 «О критериях и порядке отнесения драгоценных камней к непригодным для изготовления ювелирных изделий». – М. , 1998.
Постановление правительства РФ от 5 апреля 1999 г. № 372 «О сертификации драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них». – М. , 1999.
Постановление правительства РФ от 18 июня 1999 г. № 643 «О порядке опробования и клеймения изделий из драгоценных металлов. – М. , 1999.
Постановление правительства РФ от 16 июня 2001 г. № 468 «Об утверждении положения о лицензировании деятельности по сертификации драгоценных металлов и драгоценных камней». – М. , 2001.
Самарин В. И., Золотова С. В., Гартаницкая В. Е. Общие рекомендации к выполнению самостоятельной работы по дисциплине «Товароведение и экспертиза ювелирных товаров» по теме «Технология изготовления, ассортимент и контроль качества золотых цепочек на ювелирном предприятии (ООО ЮП «Эдем»)». – М. : Изд-во Рос. экон. акад., 2004.
Самарин В. И., Золотова С. В. Пособие для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Обработка алмазов и оценка качества бриллиантов». – М. : Изд-во Рос. экон. акад., 2008.
Сборник методического обеспечения по дисциплине «Товароведение и экспертиза ювелирных товаров». – М. : Изд-во Рос. экон. акад., 2004.
Федеральный закон от 26 марта 1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (с изм. от 18 июля 2005 г.). – М. , 1998.
Дополнительная литература
Дронова Н. Д., Кузьмина Е. И. Характеристика и оценка алмазного сырья : учебное пособие. – М. : РГГУ, 2004.
Дронова Н. Д. Оценка рыночной стоимости ювелирных изделий и драгоценных камней : учебное пособие. – М. : Дело, 2001.
Ковалева Л. А., Крайнов С. Н., Куманин В. И. Материалы ювелирной техники. – М. : Мос. гос. акад. приборостроения и информатики, 2000.
Корнилов Н. И., Солодова Ю. П. Ювелирные камни. – М. : Недра, 1987.
Макаров Л. П. Ювелирные украшения. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ИПФ «САШКО», 2003.
Товароведение и экспертиза промышленных товаров : учебник / под ред. А. Н. Неверова. – М. : МЦФЭР, 2006.
Элуэлл Д. Искусственные драгоценные камни : пер. с англ. – М. : Мир, 1986.
Справочники
Баландин Р. К. Энциклопедия драгоценных камней и минералов. – М. : Вече, 2000.
Куликов Б. Ф. Словарь-справочник камней-самоцветов. – М. : Издательский Дом МСП, 2000.
Рид П. Дж. Геммологический словарь : пер. с англ. – Л. : Недра, 1986.
Интернет-ресурсы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]










13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215














































Чђ Заголовок 215