Рабочая программа по Основам православной культуры к учебнику А. Кураева 4 класс ФГОС


Пояснительная записка
Рабочая программа по основам православной культуры составлена с учётом образовательных запросов учащихся и их родителей (законных представителей), а также выбора ими учебного предмета «Основы православной культуры» — одного из модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
Рабочая программа является частью комплекта учебно-методических материалов по предмету «Основы православной культуры».
В учебно-методический комплект входят:
ФГОС Кураев А. В. Основы духовно – нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4 – 5 классы: учебник для общеобразоват. учреждений/ А. В. Кураев. – М.: Просвещение, 2013. – 95с.: ил. – ISBN 978-5-09-029880-3.
Учебник знакомит с основами православной культуры, раскрывает её значение и роль в жизни людей – в формировании личности человека, его отношения к миру и людям, поведения в повседневной жизни;
.
А.Я. Данилюк Программы общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» для 4-5 классов М.: Просвещение,2010.
Книга для учителя «Основы религиозных культур и светской этики» под ред.В. А. Тишкова, Т.А.Шапошниковой для 4-5 классов М.: Просвещение,2010.
Место комплексного учебного курса в учебном плане.
С 2012 - 2013 учебного года в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. № 84-р преподавание комплексного учебного курса ОРКСЭ вводится во всех 4-х классах государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений Российской Федерации.
Преподавание исторических и нравственных основ православной культуры осуществляется в 4 классе в течение всего года обучения — 34 часа в год. При этом на изучение основ православной культуры отводится по 1 часу в неделю.
Цель учебного предмета «Основы православной культуры» состоит в том, чтобы помочь воспитаннику российской школы вырасти человеком высоконравственным: добрым и честным, трудолюбивым и ответственным, почтительным к родителям, благодарным учителям и воспитателям, любящим свою Родину, а также стремящимся помогать тем, кто нуждается в помощи, и благожелательно относящимся к людям других национальностей, верований и убеждений. В ходе изучения этого нового предмета учащиеся должны познакомиться с историческими и нравственными основами родной православной культуры. Федеральный Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997 г.) подчеркивает «особую роль православия в истории России, в становлении её духовности и культуры». Из этого законодательного признания особого значения православия в истории нашего Отечества вытекает необходимость изучения православной культуры в общеобразовательных учреждениях России.
Преподавание основ православной культуры в 4 классе общеобразовательного учреждения не ставит цели дать школьнику «теорию духовности» или «теорию нравственности». Оно направлено на то, чтобы сориентировать школьника в современной жизни общества, обеспечивая при этом интеграцию в культурную традицию общества — вглубь времен. Учащиеся начальной школы, прежде всего, должны ознакомиться со священными страницами родной истории, чтобы впоследствии им стало понятно, почему человек должен стремиться к добродетельной жизни.
Основные задачи учебного предмета — осуществлять духовно-нравственное воспитание учащихся на основе:
– усвоения ими понятий «священный», «святой», «заветный» («Россия — священная наша держава», «святой долг», «заветные слова»);– привития почтительного отношения к Государственным символам России (Государственному Гербу, Флагу и Гимну);
– ознакомления с важнейшими священными страницами родной истории — Великими Днями Побед, принесшими независимость и славу России (День Победы на Куликовом поле, День Победы в Отечественной войне 1812 года, День Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов и другие);
– привития почтительного отношения к памятникам Великих Побед, священным местам великих сражений;
– ознакомления с именами и подвигами выдающихся правителей Руси (святые князья Владимир Красное Солнышко, Александр Невский, Дмитрий Донской), национальных героев (Минин, Пожарский, Суворов, Кутузов, Ушаков), великих святых Русской Православной Церкви (Сергий Радонежский, Серафим Саровский);
– ознакомления со всемирно известными памятниками православной культуры
России: иконами (Владимирская икона Божией Матери, «Троица» Андрея Рублёва), храмами (Успенский собор Московского Кремля, Храм Христа Спасителя, церковь Георгия Победоносца на Поклонной горе), монастырями (Троице Сергиева Лавра);– усвоения основных духовно - нравственных принципов, которые отразились в русских летописях, исторических повестях, сказаниях, преданиях, житиях святых, пословицах и поговорках, русских народных сказках, а также выдающихся произведениях русской классической литературы;
– усвоения основных духовно - _нравственных понятий: добро, благо, милость, совесть, заповедь, долг, честь, добродетель, а через это — социально значимых добродетелей: благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие, милосердие;– формирования навыков почтительного отношения к родителям, воспитателям, попечителям, учителям, старшим, а также навыков заботы о младших;
– воспитания дружелюбного отношения к одноклассникам, всем учащимся в школе, всем окружающим людям;
– формирования благожелательного отношения к носителям иных религиозных культур, другого мировоззрения.
Основные содержательные линии учебного предмета «Основы православной культуры»
Изучение основ православной культуры учащимися 4 класса реализуется последующим взаимосвязанным содержательным линиям:
1. Понятие «священный» в отношении к родной истории и культуре. Священное значение Государственных символов России (Государственных Гимна, Герба, Флага). Любовь к Родине. Особая роль православия в истории и становлении духовности и культуры России.
2. Священные страницы истории Отечества. Дни Победы в Российском историческом календаре. Память о народном и воинском подвиге в отечественной истории и культуре.
3. Всемирно известные памятники православной культуры России — храмы, иконы, книги, монастыри.
4. Нравственные идеалы в отечественной истории, литературе и культуре. Выдающиеся герои, святые люди России и подвижники веры и благочестия.
5. Православные традиции патриотического и социального служения в современной России.
6. Семейные ценности в российской истории, отечественной культуре и современной жизни.
7. Возрождение православной культуры России в конце XX – начале XXI века.
8. Азбука духовно-нравственной жизни: благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие, милосердие.
Учитывая глубокий кризис воспитания детей и молодёжи, о возрождении именно этих качеств надо - прежде всего: заботиться как родителям, так и школьным педагогам.
Принципы построения учебного предмета «Основы православной культуры».
Концепция духовно - нравственного воспитания российского школьника, положенная в основу настоящей рабочей программы и самого учебного предмета «Основы православной культуры», кратко может быть выражена словами замечательного русского писателя Василия Андреевича Жуковского: «Образование — это воспитание для доброделания». Эти слова стали основным руководящим принципом и при подготовке учебного пособия.
При построении учебного предмета «Основы православной культуры» учитывались также принципы: научность, доступность, культуросообразность.
1. Научность. Изложение всех исторических сведений учебного предмета «Основы православной культуры» имеет прочное основание в отечественной исторической науке, в источниковедении. Благодаря опоре на исторические источники при освещении событий далёкого прошлого у школьника вырабатывается историзм мышления. Это позволит ему глубже понять величие и трудность пройденного Россией пути, величие Российской державы и родной культуры, а также осознать свою причастность к родной истории и культуре.
2. Доступность. Поскольку данный учебный предмет предназначен для учащихся 4 классов, то в нём содержится минимум сведений (дат, имён, событий, терминов, понятий), которые школьникам не были бы уже известны из других учебных предметов.
3. Принцип культуросообразности. Учебный предмет «Основы православной культуры» призван показать российскому школьнику взаимосвязь гражданской и церковной истории России. Попытка изолированного их изучения невозможна без нарушения принципов научности и культуросообразности. Этот принцип призван способствовать осознанию школьниками непреходящей ценности культурно-исторического наследия России, осознанию российской культуры как своей родной культуры, а в дальнейшем и осознанию необходимости сбережения этого великого культурно-исторического наследия.
Нравственное воспитание обучающихся в российской школе будет успешным лишь тогда, когда дети будут не просто знать, но трепетно преклоняться перед такими высокими качествами наших предков, как доброта, честность, верность долгу, мужество, бережное отношение к священным местам, почтение к родителям, бескорыстие, жертвенная любовь к Родине. За последние десятилетия в российской школе накопилось так много проблем в обучении и воспитании, что они, кажется, уже превышают возможности и силы школы и учителей для их исправления. Но составители настоящей программы и учебного пособия для учащихся 4 классов по основам православной культуры не акцентировали внимание школьников на отрицательных сторонах жизни человека и общества. Почему? «Зло не исправляется злом, а добром, — говорил Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский. — Как загрязнённую одежду нельзя чисто вымыть грязной водой, так описаниями порока, столь же нечистыми и смрадными, как он сам, нельзя очистить людей от порока. <…> Укажите на тёмный образ порока, не терзая чувства и не оскорбляя вкуса чрезмерным обнажением его гнусностей, а с другой стороны, изобразите добродетель в её неподдельной истине, в её чистом свете, в её непоколебимой твёрдости, в её небесной красоте — тогда можете надеяться, что пленник порока отвратит от него устыжённый взор, придёт к сознанию достоинства добродетели.» Поэтому, преподавая современному школьнику основы нравственной культуры, гораздо важнее раскрыть высокое достоинство и нравственную красоту добродетели, нежели увлекаться бичеванием порока.
Период обучения ребёнка в школе — это не только время, когда он усваивает материал учебника, но и когда открывает для себя подлинные духовно-нравственные ценности (ценности, которые выше человека и которым он может следовать в своей жизни): любовь к Родине, уважение к старшим, сострадание ближним, благоговение к жизни и другие. В период школьного обучения ребёнок впервые задумывается над мировоззренческими проблемами, ищет ответы на вопросы о смысле жизни, о смысле своего существования. И именно открытие мира духовно-нравственных ценностей позволяет школьнику вырасти в полную меру своих дарований и талантов, делает его по-настоящему свободным и ответственным гражданином своего Отечества.
В процессе изучения основ православной культуры у школьника формируется умение критически оценивать свои поступки, постепенно складывается потребность руководствоваться в своей жизни лучшими примерами, а также появляется готовность следовать высоким этическим нормам поведения дома, на улице, в школе.
Каждый урок организуется таким образом, чтобы вызвать самостоятельные размышления учащихся о закономерностях развития христианской мысли в России, о связи развития её культуры с христианской идеей, обусловленности содержания культуры России фактом принятия в 988 году христианства.
В основе каждого урока, в его центре лежит работа с текстом. При всём том, что текст учебных статей является адаптированным, учитывающим когнитивные возможности младшего подростка, это философский текст, требующий понимания его логики и отклика на суждение, и поэтому нельзя быть уверенным, что без определённой работы, направленной, в первую очередь, на понимание содержания статьи учебника, он будет освоен учеником. Следует иметь в виду, что для многих (скорее всего, для большинства) учащихся информация, содержащаяся в статье учебника, будет не только новой, но может быть, парадоксальной, разрушающей стереотипы восприятия окружающего мира, сложившиеся в предыдущем опыте познания. Вот почему работа с текстом учебной статьи никогда не может быть просто чтением, даже чтением с пересказом, но всегда чтением, связанным с исследованием, то есть с поиском самых значимых элементов содержания учебной статьи, их интерпретации, увязывания в целое и рефлексии, то есть объяснения своего собственного понимания и его обоснованности.
Вот почему в структуре каждого урока прослеживается три этапа (настоятельная методическая рекомендация эти три этапа соблюдать):
- работа, направленная на подготовку восприятия материала урока и статьи учебника;
- чтение текста статьи учебника, работа со статьёй, направленная на понимание прочитанного;
- осмысление прочитанного;
- рефлексивные формы работы;
- обсуждение вопроса, направленного на подготовку восприятия материала следующего урока.
Работа, направленная на подготовку восприятия материала урока.
Эта работа должна вызвать представления об изучаемой теме, уже имеющиеся в жизненном опыте учащихся. Вот почему задания в этой части урока связаны с такими действиями, как «вспомните», «представьте себе», «вообразите», «как вы думаете...», «нарисуйте», реже, «знаете ли вы, что...». Такие приёмы работы помогают повысить уровень мотивации в изучении и осмыслении новой темы, помогают выстроить новые представления на фундаменте имеющихся, подготовить возможность работы по выявлению, распознаванию новых знаний и изменяющихся представлений.
Чтение статьи учебника, работа, направленная на понимание прочитанного.
На этом этапе работы с учащимися по осмыслению текста могут быть использованы разные приёмы и методы, однако любой из них должен быть направлен, с одной стороны, на осуществление навыка чтения для понимания, а, с другой стороны, на его дальнейшее совершенствование. При всём том, что задача выработки навыков чтения для понимания текста не входит в задачи курса православной культуры, этот предмет – пока единственный, где ученик имеет дело с новым для него типом текста: научно-популярным философским текстом, вот почему чтению на уроке по этому предмету уделяется пристальное внимание.
На этапе работы с текстом могут быть использованы такие методы работы, как:
- чтение с остановками, когда чтение прерывается для обсуждения возможной дальнейшей логики рассуждений, представленных в тексте;
- чтение с вопросами, которая характеризуется такими особенностями, как предоставление возможности детям самим задавать вопросы, направленные на понимание текста, а не только на них отвечать, во-первых, и, во- вторых, предоставление возможности детям усвоить модель речевого правильного поведения (имеется в виду логика ответа взрослого человека: ответ именно на заданный вопрос, наличие тезиса и доказательства), когда учитель будет отвечать на вопросы учащихся к тексту;
- различные способы маркировки текста: маркировка текста значками «знал», «узнал», «хочу знать об этом больше», «это вызывает вопрос» и т.п.
- аналитические способы чтения текста: выделение тезиса, аргументов, выводов.
Рефлексивные формы работы, направленные на присвоение прочитанного и обсуждённого на уроке.
Самым распространённым способом проведения этой работы может быть переопосредование изученного материала. Простейшей формой переопосредования является пересказ. Пересказ может быть подробным и сжатым, главное, чтобы при пересказе ученик не терял логические связи и логическую последовательность изложения. Пересказ – традиционная, испытанная форма проверки знаний учащегося.
Однако могут быть использованы и другие формы переопосредования изученного материала, позволяющие одновременно повторить, обобщить изученное и проверить уровень усвоения и понимания учащимся изученного материала.
Сегодня широко используются тестовые формы проверки знаний, однако тестовые формы переопосредования текста могут быть использованы не только для проверки, но и для обобщения изученного, выстраивания обобщенного целого по теме.
Составление резюме текста также является одновременно и формой осмысления текста, его обобщения и повторения, и способом проверки знаний учащихся.
Обобщение изученного в виде таблиц, схем, вычерчивания линий логических связей могут быть использованы в начале урока как способ вызова имеющихся в опыте представлений и в конце урока как средство повторения и обобщения.
Творческие формы осмысления изученного: сочинения, рисунки, составление рассказов, дополненных рисунками (нечто подобное комиксам), инсценирование – возможность использования такой формы творческой переработки информации не должна проходить мимо внимания учителя.
Одной из самых мощных форм творческого и интегрированного способа осмысления материала является метод проектов. Метод проектов широко используется в современной школе при изучении разных предметов, он может быть использован и при изучении курса основ православной культуры.
Одним из способов рефлексии, осмысления прочитанного и осмысленного на уроке может быть «Разговор по душам», «Сядем в кружок», однако следует помнить, что чувство меры и такта – необходимое свойство учителя, берущегося за преподавание основ православной культуры. Материал почти каждого урока может быть воспринят ребёнком очень личностно, поэтому необходимо оставить за ребёнком право промолчать. Учителю же помнить, что несмотря на очень высокий воспитательный потенциал уроков основ православной культуры, он не должен превращаться в исповедь, а учитель не должен брать на себя роль исповедника или обличителя людских пороков.
Организация учебно-воспитательного процесса
Основной формой организации учебного процесса в 4 классе (при изучении исторических основ православной культуры) является традиционный школьный урок. Для закрепления изучаемого материала проводится беседа (собеседование), которые являются основной формой проведения занятий.
Занятия по православной культуре рекомендуется сопровождать демонстрацией изображений памятников православной культуры, совместным чтением фрагментов из летописей и других исторических источников, прослушиванием лучших произведений русской духовной хоровой музыки. Рекомендуется также проведение уроков экскурсий.
При изучении основ православной культуры отметки не выставляются. Для определения уровня духовно-нравственного воспитания школьников, изучающих православную культуру, на начальный и заключительный уроки можно пригласить родителей школьников, которые и определят, насколько необходимо и важно их детям осваивать отечественную культуру.

Содержание учебного курса
Учебный модуль «Основы православной культуры»
Раздел I. Введение в православную духовную традицию.
1.Россия – наша Родина. Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют.
2.Культура и религия. Как человек создаёт культуру. О чем говорит религия.
Знакомятся с историей возникновения и распространения православной культуры.
3.Человек и Бог в православии. Какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять на поступки людей.
Изучают основы духовной традиции православия.
4.Православная молитва, ее происхождение и значение. Молитвенная культура Православия: виды молитв, о молитве «Отче Наш». Кто такие святые.
5.Библия и Евангелие. Кто такие христиане. Что такое Библия. Евангелие — добрая весть. Смысл Евангелия.
Дают определения основных понятий православной культуры
6.Проповедь Христа. Чему учил Христос. Нагорная проповедь. Какое сокровище нельзя украсть.
7.Христос и Его крест. Как Бог стал человеком. Почему Христос не уклонился от казни. Какова символика креста.
Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей.
8.Пасха. Воскресение Христа. Русская Пасха. Как праздную Пасху.
9.Православное учение о человеке. Душа. Когда болит душа. Что такое образ Божий в человеке.
10.Совесть и раскаяние. О подсказках совести. Раскаяние. Как исправить ошибки.
11.Заповеди. Какие заповеди даны людям. Что общего у убийства и воровства. Как зависть гасит радость.
12.Милосердие и сострадание. Чем милосердие отличается от дружбы. Кого называют ближним. Как христианин должен относиться к людям.
Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры
13.Золотое правило этики. Главное правило человеческих отношений. Что такое неосуждение.
14.Храм. Что люди делаю в храмах. Как устроен православный храм.
15.Икона. Почему икона так необычна. Зачем изображают невидимое.
Учатся описывать различные явления православной духовной традиции и культуры.
16.Творческие работы учащихся. Конкурс сочинений. Подведение итогов. Выполнение праздничного проекта.
Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества
Раздел II. Православие в России.
17.Как христианство пришло на Русь. Что такое Церковь. Что такое крещение.
18.Подвиг. О том, что такое подвиг. О человеческой жертвенности.
Знакомятся с развитием православной культуры в истории России.
19.Заповеди блаженств. Когда христиане бывают счастливы. Как плач может обернуться радостью. Когда сердце бывает чистым.
20.Зачем творить добро? Как подражают Христу. Чему радуются святые.
21.Чудо в жизни христианина. О Святой Троице. О христианских добродетелях.
22.Православие о Божием суде. Как видеть в людях Христа. Почему христиане верят в бессмертие.
Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры
23.Таинство Причастия. Как Христос передал Себя ученикам. Что такое Причастие. Что такое церковное таинство.
24.Монастырь. Почему люди идут в монахи. От чего отказываются монахи.
25.Отношение христианина к природе. Что делает человека выше природы. Какую ответственность несет человек за сохранение природы.
26.Христианская семья. Что такое венчание. Что означает обручальное кольцо.
27.Защита Отечества. Когда война бывает справедливой. О святых защитниках Родины.
28.Христианин в труде. О первом грехе людей. Какой труд напрасен.
29.Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций.
30.Повторительно - обобщающий урок по второму разделу.
Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий.
31.Итоговая презентация творческих проектов учащихся.
Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника, излагать своё мнение.
Готовят сообщение по выбранной теме.
32-34.Итоговая презентация творческих проектов учащихся (продолжение).
Планируемые результаты изучения курса «ОРКСЭ»
Личностными результатами изучения данного курса должны быть
следующие умения школьников:
– оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого;
– объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими;
– самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
– опираясь на эти правила, делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях;
– чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки;
– средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебников, направленные на реализацию 1-й и 2-й линий развития школьников.
Метапредметными результатами (регулятивные, познавательные и коммуникативные):
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
– совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему);
– совместно с учителем составлять план решения проблемы;
– работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.
Средства формирования регулятивных УУД – это технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг;
– отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов;
– добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.);
– читать вслух и про себя тексты учебников и при этом вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий;
– перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средства формирования познавательных УУД – это учебный материал и задания учебников, направленные на реализацию 1-й линии развития, а также технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
– доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку  зрения и обосновывать её, приводя аргументы;
– слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения;
– договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.
Средства формирования коммуникативных УУД – это технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), работа в малых группах.
Предметные результаты. 
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
- формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
- осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни.
К 1-й линии развития относятся следующие из них:
– определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим);
– излагать своё мнение по поводу значения светской и религиозной культуры в жизни отдельных людей и общества;
– знать основные понятия религиозных культур, их особенности и традиции, историю их возникновения в мире и в России;
– устанавливать взаимосвязи между определённой светской или религиозной культурой и поведением людей, мыслящих в её традициях;
– проявлять уважение к любой вере или к отсутствию её (за исключением тоталитарных сект, направленных на разрушение и подавление личности);
– осознавать сходство некоторых важных духовно-нравственных оснований разных религий при их существенных отличиях.
Ко 2-й линии развития относятся следующие знания и умения:
– строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
– делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него;
– договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций;
– осознавать разницу между «внутренней искренней верой» и «внешним обрядоверием»;
– на самом простом уровне различать традиционные религии и тоталитарные секты.
Диагностика успешности достижения этих результатов осуществляется прежде всего в ходе проектной работы учащихся. Основной способ диагностики – рефлексивная самооценка каждого ребёнка (по знаниям и умениям каждой из линий развития) и коллективная оценка детьми  друг друга под руководством учителя. Дополнительный способ диагностики – экспертная оценка учителем в результате наблюдения за деятельностью учащихся при осуществлении проектов и представлении их классу.
Ожидаемые результаты освоения учебной программы
по курсу «ОРКСЭ» к концу  обучения
Личностные результаты
• Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
• формирование отношения к иному мнению, истории, религии и культуре других народов;
• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные результаты
• Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;• готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;
• овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты
• Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
• знакомство с основными нормами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
• понимание значения нравственности веры и религии в жизни человека и общества;
• формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре истории и современности России;
• первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
• становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традиций народов России;
• осознание ценности человеческой жизни.
Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса
Знать/понимать:
-основные понятия религиозных культур;
-историю возникновения религиозных культур;
-историю развития различных религиозных культур в истории России;
-особенности и традиции религий;
-описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений,
праздников и святынь.
Уметь:
-описывать различные явления религиозных традиций и культур;
-устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;
-излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни
людей и общества;
-соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
-строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и
культурных традиций;
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
-участвовать в диалоге: слушать собеседника и излагать своё мнение;
-готовить сообщения по выбранным тем
Ценностные ориентиры содержания учебного модуля «Основы православной культуры »:
Вопросы, связанные с введением в школьную программу духовно-нравственной, культурологической тематики, рассматриваемой в рамках культурологического подхода, имеют особенно важное значение, поскольку характер светской школы определяется, в том числе, и ее отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, остается слишком значимым.
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Введение предмета «Основы православной культуры» должно стать первым шагом на пути восстановления в новых условиях на основе принципов гуманизма, нравственности, традиционной духовности социально-педагогического партнерства школы, семьи, государства, общественности в деле воспитания детей и молодежи.
Педагогическая поддержка самоопределения личности, развитие её способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации, сами по себе не создают достаточных условий для свободного развития и социальной зрелости личности. Личность несвободна, если она не отличает добро от зла, не ценит жизнь, труд, семью, других людей, общество, Отечество, то есть всё то, в чём в нравственном отношении утверждает себя человек и развивается его личность. Знание наук и незнание добра, острый ум и глухое сердце таят угрозу для человека, ограничивают и деформируют его личностное развитие.
Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия), мировое сообщество.
Включение предмета «Основы православной культуры» в основной вид деятельности обучающихся - в урочную деятельность интегрирует духовно-нравственное развитие и воспитание детей в образовательный процесс, способствуя концентрации содержания воспитания вокруг базовых национальных ценностей:
- Патриотизм;
- Социальная солидарность;
- Гражданственность;
- Семья;
- Труд и творчество;
- Наука;
- Искусство и литература;
- Природа;
- Человечество;
Система базовых национальных ценностей лежит в основе представления о единой нации и готовности основных социальных сил к гражданской консолидации на основе общих ценностей и социальных смыслов в решении общенациональных задач, среди которых воспитание детей и молодёжи.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
Реализация обозначенной цели курса ставит перед учителем задачи, решения которых можно добиться при соответствующем материально-техническом обеспечении. Для изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» должны быть в наличии следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:
Оборудование
1 ученические столы и стулья по количеству учащихся класс - комплект
2 учительский стол 1 экз.
3 шкафы для хранения учебных пособий, дидактических материалов и пр. 2 экз.
4 настенная доска для вывешивания иллюстративного материала 1 экз.
Технические средства обучения
(предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно - воспитательном процессе)
1 классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
1 экз.
Демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление
1 компьютер 1 экз.
2 ноутбук 1 экз.
3 музыкальный центр 1 экз.
4 мультипроектор 1 экз.
5 интерактивная доска 1 экз.
6 экспозиционный экран 1 экз.
Вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности
1 принтер 1 экз.
2 сканер 1 экз.
3 фото видеотехника 1 экз.
Экранно-звуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию:
1 электронное пособие к модулю курса «Основы православной культуры» 2 интернет- ресурсы 3 аудиозаписи 4 видеофильмы 5 слайды 6 мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса Библиотечный фонд (книгопечатная продукция):
1 учебно-методические комплекты, обеспечивающие изучение/преподавание учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» 2 комплексная программа 3 учебные пособия для учащихся 4 методическая/справочная литература для учителя 5 нормативные документы, регламентирующие взаимоотношения государства и религиозных организаций, а также отражающие правовые основы изучения в учреждениях системы общего образования основ религиозных культур и светской этики 6 специальные дополнительные пособия для учителей и литература, предназначенная для оказания им информационной и методической помощи 7 научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса 8 хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием курса 9 документальные источники (фрагменты текстов исторических письменных источников, в том числе и религиозных, дающих целостное представление об историческом развитии религий мира) 10 энциклопедическая и справочная литература (философские и религиоведческие словари, справочники по теории и истории религий, биографии религиозных деятелей и значимых персоналий и др.) религиозная литература (рассказы для детей о священных книгах) 11 художественные альбомы, содержащие иллюстрации к основным разделам курса 12 печатные пособия, в том числе картографические издания, иллюстративные материалы Литература для учащихся:
1. Библия в гравюрах Гюстава Доре. Российское Библейское общество. Москва, 1996.
2. Библия для детей. Сост. Полянская И.Н. - М.: ООО «Изд. АСТ»: ООО «Изд. АСТРЕЛЬ»: ООО «ТРАНЗИТКНИГА», 2004.
3. Библия для детей. Священная история в простых рассказах для чтения в школе и дома. По тексту протоиерея Александра Соколова., ХАРВЕСТ. Минск, 2005.
4. Библейская азбука. Отв. за выпуск Авадяева Е. Москва, ОЛМА-ПРЕСС Гранд, 2003.
5. Библейская энциклопедия с иллюстрациями Г.Доре и цветными вкладышами. - М.: ЛОКИД-ПРЕСС, 2002.-
6. Великие православные праздники. Авт.-сост. Глаголева О. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.
7. В.А. Никифоров - Волгин. Сборник рассказов.
8. Владимир святой. Алексей Карпов. – М., изд. Молодая гвардия - ЖЗЛ», 1997.
9. Волшебные картинки. Пять Библейских сюжетов. Российское Библейское общество. 2006.
10. Деревянное зодчество Руси. Лариса Александрова. М., изд. «Белый город», 2004.
11. Детская Библия. Православные праздники. Сост. Горбачева Н.Б. – М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография», ООО «Изд. АСТРЕЛЬ»: ООО «Изд. АСТ», 2003.
12. Детям о православной вере. Сост. Зинченко З. – С.-Петербург, изд. «Шпиль», 2003.
13. Дмитрий Донской. Из серии «Жизнь великих людей». Изд. «Граница», Москва, 1993.
14. Евангелие для самых маленьких. По Горбовой С.Н. Изд. Белорусского Экзархата, при участии ОО «ХАРВЕСТ», Минск, 2005.
15. Жития святых: Святителя Димитрия Ростовского: в 13-ти томах. Москва: ТЕРРА – Книжный клуб, 1998.
16. Избранные жития для детей: В 2 т. Составитель Балакшин Е.А. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2008.
17. Иконопись. Энциклопедия живописи для детей. Сост. Нина Орлова. Изд. «Белый город», М., 2004.
18. История Церкви для детей. Рассказы из истории Христианской Церкви 1 – 11 веков. Бахметева А.Н. Изд. Белорусского Экзархата, Минск, 2006.
19. Колесникова В.С. Православный храм. Символика и традиции. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006
Литература для педагога:
1. Библейская история Ветхого и Нового Завета. В трех томах. Лопухин А.П. Издательство Белорусского Экзархата. При участии ООО «ХАРВЕСТ». Минск, 2005.
2. Библейская энциклопедия с иллюстрациями Гюстава Доре и цветными вкладками.- М.: ЛОКИД-ПРЕСС, 2002.
3. Библия в гравюрах Гюстава Доре. Российское Библейское общество. Москва, 1996.
4. Библия для детей. Священная история в простых рассказах для чтения в школе и дома. По тексту протоиерея Александра Соколова. Издательство Белорусского Экзархата, ХАРВЕСТ. Минск, 2005.
5. Библия для детей. Сост. Полянская И.Н. - М.: ООО «Изд. АСТ»: ООО «Изд. АСТРЕЛЬ»: ООО «ТРАНЗИТКНИГА», 2004.
6. Бородина А.В. Основы православной культуры. Москва: Издательский дом «Покров», 2003.
7. Великие православные праздники. Авт.-сост. Глаголева О. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.
8. Герои русской истории: Альбом. М.: изд-во «Белый город», 2007.
9. Детская Библия. Православные праздники. Сост. Горбачева Н.Б. – М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография», ООО «Изд. АСТРЕЛЬ»: ООО «Изд. АСТ», 2003.
10. Дмитрий Донской. Из серии «Жизнь великих людей». Изд. «Граница», Москва, 1993г.
11. Духовно-нравственное воспитание. Научно-просветительский журнал. Издательство «Школьная пресса», подписка за 2001 – 2008 гг.
12. Духовные истоки воспитания. Учебно-методическая серия: программы, методики проведения уроков, сборники текстов. Выпуск 1. – Москва: «Славянский Дом», 2001год.
Интернет – ресурсы для педагога:
Основы религиозных культур и светской этики(официальный сайт ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»)
Основы религиозных культур и светской этики (сайт издательства «Просвещение»)
Учебное пособие «Основные приемы и технологии в работе преподавателя курса “Основы религиозных культур и светской этики”»IntewikiМетодическое обеспечение уроков по Основам православной культурыСветочъ. Основы православной веры в презентацияхВера и время. Религиозные ценности и современная система образованияСообщество преподавателей «Основ православной культуры»Социальная сеть работников образованияОсновы православной культуры на основе материалов газеты «Воскресная школа» (Издательский дом «Первое сентября», 1998—2002 гг.)
Библейские сюжеты в русской живописи (Императорское Православное Палестинское Общество)
Примерные темы творческих работ:
Темы сочинений:
«Как я понимаю православие»
«Что такое этика?»
«Значение религии в жизни человека и общества»
«Православный храм как произведение архитектуры»
«Экскурсия в православный храм»
«Православные святыни»
«Шедевры православной культуры»
«Православные праздники»
«Крещение Руси как начало великой русской культуры»
«Может ли христианское отношение к природе помочь решению экологической проблемы?»
«Какие особые убеждения христиан укрепляют их в делании добра?»
«Возможен ли подвиг в мирное время?»
«Мое отношение к людям»
«Мое отношение к России»
«С чего начинается Родина»
«Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества»
«Мой дедушка – защитник Родины»
«Мои друзья – люди разных национальностей и вероисповеданий»
Темы исследовательских работ:
Как христианство пришло на Русь
Христианское отношение к природе.
Святые в отношении к животным.
Русские святые-воины. (На примере одного святого: святых благоверных князей Александра Невского, Дмитрия Донского или других)
Календарно-тематическое планирование
№ Тема урока Элементы
содержания Виды деятельности Планируемые результаты Вид контроля Домашнее задание Дата
Предметные Метапредметные Личностные 1 Россия – наша Родина
С.4-5 Россия – наша Родина;
полиэтническое государство, культурныетрадиции;
патриотизм
многонационального и многоконфессионального народа России.
Основные термины и понятия: Россия, Родина, патриот, Отечество, столица, президент,
государственные
символы, толерантность Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом,
самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой
беседы с членами семьи. Знать основные понятия: Отечество, Родина, духовный мир, культурные традиции.
Уметь:
Объяснить, что такое духовный мир человека. Рассказать о традициях своей семьи. Рассказать, какие ценности лежат в основе своей семьи. Рассказать о празднике День народного единства (4 ноября). Регулятивные :учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные:
выполнение действий по алгоритму.
Коммуникативные:
выражение своих мыслей. нравственно-эстетическое оценивание понятия Родина
фронтальный опрос Написать сочинение «С чего начинается Родина?» 02.09
2 Культура и религия Что такое культура и религия. Их значение в жизни человека.
Основные термины и понятия: культура, религия. Беседа, комментированное чтение, устный творческий
рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом,
самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой
беседы с членами семьи. Знать: Что такое культура, и как она создаётся. Что такое религия. Что такое православие.
Уметь: Выразить слова благодарности в разнообразных формах. Понимать взаимосвязь русской культуры и православия. Рассказать о традициях русской православной культуры XVII века Регулятивные :саморегуляция
Познавательные:
поиск и отбор необходимой информации
Коммуникативные: выражение своих мыслей. нравственно-эстетическое оценивание.
фронтальный опрос Подготовить рассказ
Что такое культура?
Что такое религия? 09.09
3 Человек и Бог в православии Бог и православие
Основные термины и понятия: Бог, православие, Творец. Беседа, комментированное чтение, устный творческий
рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом. Знать: Кого православная культура называет Творцом. Какие дары получили от Творца люди
Уметь: Понимать, как вера влияет на поступки человека, и рассказать об этом. Регулятивные : саморегуляция
Познавательные: поиск и отбор необходимой информацииКоммуникативные: уметь договариваться, вести дискуссию ценить и принимать ценности. фронтальный опрос Подготовить ответ «Что значит быть православным человеком?»
16.09
4 Православная молитва Православие. Благодать. О молитве «Отче наш». Беседа, устный рассказ на тему Знать: Что такое молитва, и чем она отличается от магии. Какие бывают виды молитв. Что значит «благодать». Кто такие святые.
Уметь: Рассказать, что значит «молиться», и чем отличается молитва от магии. Объяснить слово «искушение», и зачем людям посылаются испытания в жизни. Объяснить выражение «Знать, как «Отче наш». Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные: поиск и отбор необходимой информацииКоммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнера
ценить и принимать ценности.
фронтальный опрос Подготовить рассказ
Что такое молитва
23.09
5 Библия и Евангелие Кто такие христиане. Что такое Библия и Евангелие.
Основные термины и понятия: христиане, Библия, Евангелие, пророки, Христос, Священное Писание, Откровение.Беседа, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка
творческой беседы
с членами семьи. Знать: Кто такой христианин. Кто такие пророки и апостолы. Что такое Библия и Евангелие.
Что такое Откровение Божие.
Уметь: Объяснить, что такое Священное Писание, и из каких частей оно состоит. Объяснить связь слов Христос – христианство – христианин. Объяснить, как переводится слово «Евангелие», и почему оно так называется. Рассказать об апостолах Христовых. Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные: поиск и отбор необходимой информации ценить и принимать ценности.
фронтальный опрос Подготовить сообщения на тему: «Кто такие христиане?» 30.09
6 Проповедь Христа Проповедь Христа, Завет Христа. Основные термины и
понятия: проповедь, Нагорная проповедь. Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом,
самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой
беседы с членами семьи. Знать: Что такое проповедь (Нагорная проповедь). Как христиане относятся к мести, и почему.
Уметь: Объяснить, чему учил Христос. Объяснить, что является духовными сокровищами. Рассказать, какое богатство христиане считают истинным и вечным. Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные: поиск и отбор необходимой информации нравственно-эстетическое оценивание.
фронтальный опрос Подготовить рассказ «Добро и зло в православной традиции».
07.10
7 Христос и Его крест Как Бог стал человеком. Символика креста.
Основные термины и понятия: Голгофа, жертва Христа, распятие, символика креста. Беседа, устный рассказ на тему, подготовка творческойбеседы с членами семьи. Знать: Что такое «воплощение» («Боговоплощение»), Голгофа. Кто такой Богочеловек.
В чём состояла жертва Иисуса Христа.
Уметь: Рассказать о Рождестве Христове. Объяснить, что такое Боговоплощение. Объяснить, почему Христос не уклонился от распятия. Объяснить, почему крест стал символом христианства, и какой смысл христиане вкладывают в этот символ. Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные: поиск и отбор необходимой информацииКоммуникативные: уметь вести дискуссию нравственно-эстетическое оценивание.
фронтальный опрос Нарисовать православный крест. 14.10
8 Пасха Учатся описывать различные явления православной духовной традиции и культуры. Пасха – самый светлый и радостный православный праздник. Дают определения основных понятий православной культуры Знать: Что такое Пасха (Воскресение).
Как празднуют Пасху.
Как звучит пасхальное приветствие. Как звучит пасхальный гимн. Что такое христианский пост.
Уметь: Объяснить, почему Иисуса Христа называют Спасителем. Объяснить, как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа. Рассказать, в чём состоит смысл пасхального гимна. Рассказать, в чём состоит смысл христианского поста. Регулятивные : саморегуляция
Познавательные: поиск и отбор необходимой информацииКоммуникативные: уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя нравственно-эстетическое оценивание.
фронтальный опрос Нарисовать пасхальную открытку на тему «Празднуем Пасху» 21.10
9 Православное учение о человеке Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей
Основные термины и понятия:
душа, внутренний мир человека. Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом,
самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой
беседы с членами семьи. Знать: Чем человек отличается от животного. Что такое «внутренний мир» человека. В чём заключается свобода для христианина. Как Библия рассказывает о происхождении души. христианина.
Уметь: Объяснить выражение «внутренний мир» человека. Составить рассказ на тему «Как Бог подарил человеку душу». Объяснить выражение «болезни души». Объяснить, в чём заключается свобода для христианина. Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные: поиск и отбор необходимой информацииКоммуникативные: уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя нравственно-эстетическое оценивание.
фронтальный опрос Написать мини-сочинение на «Когда на душе светло и радостно»
11.11
10 Совесть и раскаяние Через поступки людей дети учатся различать добро и зло; учиться умению прощать; уметь давать оценку своим действиям и поступкам.
Основные термины и понятия: совесть, грех, зло, раскаяние. Беседа, комментированное чтение, пересказ, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге.
Знать: Что христиане считают добром, злом, грехом, что такое совесть, раскаяние, покаяние
Уметь: Рассказать, как совесть подсказывает человеку правильный выбор в поступках.
Объяснить выражение «Человек – это животное, умеющее краснеть». Объяснить связь между выражениями «бессовестный человек» и «мёртвая душа». Рассказать, почему покаяние называют «лекарством души». Регулятивные : – способность понимать и проявлять свои чувства посредством слов.
Познавательные: построение логической цепи рассуждений.Коммуникативные: выражение своих мыслей.
нравственно-эстетическое оценивание.
фронтальный опрос Мини-рассказ «Как исправлять ошибки?», «Спешить делать добро» 18.11
11 Заповеди О заповедях как правилах жизни, которые помогают каждому стать лучше и быть счастливым. «Не гордись, не ленись, не унывай, всех с радушьем принимай» и др. 
Основные термины и понятия: заповедь, Скиния, скрижали, Святое Святых. Беседа, комментированное чтение, пересказ, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге. Знать: Что такое «заповедь», «скрижали». Какие заповеди были даны людям через пророка Моисея.
Уметь: Рассказать, что такое «Десять заповедей» или «Закон Моисея». Рассказать, что общего у воровства и убийства. Рассказать, как зависть гасит радость. Отличать 10 заповедей Моисея от заповедей блаженств Иисуса Христа.
Регулятивные : саморегуляция
Познавательные:
анализировать жизненные ситуации и выбирать нравственные формы поведения.
Коммуникативные: умение согласованно выполнять совместную деятельность ценить и принимать ценности.
фронтальный опрос Обсудить с родителями, почему нельзя лгать. 25.11
12 Милосердие и сострадание милосердие, чем оно отличается от дружбы. Знакомятся со значением слова «милостыня».
Основные термины и понятия: милосердие, милостыня. Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге. Знать: Кого христиане называют «ближним». Как христианин должен относиться к людям. Что такое «милосердие», «милостыня».
Уметь: Объяснить, можно ли за милосердную помощь брать плату, и почему. Рассказать, что нужно делать человеку, чтобы стать милосердным. Рассказать, какие существуют дела милосердия Регулятивные : оценка нравственных норм
Познавательные: извлечение необходимой информации.Коммуникативные: сотрудничать в совместном решении проблемы.
личностное переживаниефронтальный опрос Мини-сочинение «Ближний для меня – это…» 02.12
13 Золотое правило этики правила этики; учатся формулировать свои правила отношений в обществе.
Основные термины и понятия:
осуждение, неосуждение Беседа, комментированное чтение, работа в группах, взаимооценивание, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге.
Знать: Что такое «этика». Главное правило человеческих отношений. Что такое «неосуждение».
Уметь: Объяснить, почему главное правило этики называется «золотое». Сформулировать своё мнение: как уберечься от осуждения других людей. Рассказать по картине В.Поленова «Грешница», как Христос защитил женщину. Регулятивные : саморегуляция
Познавательные: поиск и отбор необходимой информацииКоммуникативные: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.  ценить и принимать ценности.
фронтальный опрос Составить свои правила этики 09.12
14 Храм Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества.
Основные термины и понятия: храм, икона, иконостас, Царские Врата, алтарь, благословение. Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.
Знать: Для чего людям нужен храм, что они там делают. Как устроен православный храм.
Что такое «алтарь», «Царские врата», «икона», «иконостас», «канун», «поминание», «благословение». Что такое «церковно-славянский язык».
Уметь: Рассказать, как устроен православный храм. Рассказать, что такое иконостас, и какие иконы в нём присутствуют обязательно. Рассказать, может ли православный христианин молиться без иконы. Отличать на иконе изображение Иисуса Христа и Божьей Матери Объяснить значение выражения «Казанская Богоматерь».
Рассказать правила поведения в храме, и для чего они нужны. Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные: поиск и отбор необходимой информацииКоммуникативные: уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя ценить и принимать ценности.
фронтальный опрос Повторить как устроен православный храм
16.12
15 Икона Учатся видеть через иконы сокровенный мир души человека.
Основные термины и понятия: икона, нимб, лик. Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге. Знать: В чём состоит отличие иконы от обычной живописной картины, и почему. Зачем христианам нужны иконы, и как на иконах изображается невидимый мир.
Уметь: Объяснить, как понятие света связано с пониманием Бога в христианстве. Объяснить, почему христиане считают возможным изображать невидимого Бога. Рассказать, кому молятся христиане, стоя перед иконой. Объяснить слова «нимб» и «лик» Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные: поиск и отбор необходимой информацииКоммуникативные: выражение своих мыслей.
ценить и принимать ценности.
фронтальный опрос Подберите пары картин и икон, связанных одной темой, образом, сюжетом. 23.12
16 Творческие работы учащихся Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества.
Основные термины и
понятия: храм, икона, иконостас, благословение, алтарь.
Повторение основныхсодержательных моментов
курса. Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.
Знать: Как готовится творческая работа, какие существуют виды творческих работ. Как пользоваться литературой и другими источниками информации, как правильно отобрать нужную информацию и сделать выводы. выступление.
Уметь: Искать требующуюся литературу.Работать с книгой, со статьей и другой информацией. Свести всю найденную информацию в последовательный общий текст. Оформить работу в соответствии с требованиями. Подготовить устное выступление. Регулятивные : саморегуляция
Познавательные: поиск и отбор необходимой информацииКоммуникативные:  умение слышать, слушать и понимать партнера
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи Оформлять свои мысли в устной и письменной речи фронтальный опрос Подобрать иллюстративный материала к творческим работам. 30.12
17 Подведение итогов Уметь: Представить свою творческую работу для обсуждения. Отстаивать свою точку зрения. Аргументировать свой ответ. Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнера
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи фронтальный опрос 13.01
18 Как христианство пришло на Русь Знакомятся с развитием православной культуры в истории России. Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества.
Основные термины и понятия: Крещение, мудрость, Святая Русь, исповедь. Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации. Знать: Что такое Евангелие, Пасха, храм и икона. Кто такой Иисус Христос.
Узнать: что такое Церковь и крещение.
Как Русь стала христианской страной.
. Уметь: Отличать православный храм от других, узнавать изображение Иисуса Христа и Пасхи на иконах.
Рассказать историю проникновения христианства в древнерусские земли и крещения Руси. Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные: поиск и отбор необходимой информацииКоммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнера
нравственно-эстетическое оценивание фронтальный опрос Повторить тему урока
20.01
19 Подвиг Знакомятся с понятием подвиг, рассуждают об условиях, при которых расставание становится жертвой.
Основные термины и понятия: подвиг, Жертва Богу, подвижник.
Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге. Знать: Что такое подвиг, что такое жертвенность.
Пример подвижнической жизни архиепископа Луки Войно-Ясенецкого.
Уметь: Объяснить слово «подвижник», «жертвенность» и употреблять их в речи. Различать ценности, ради которых люди жертвуют своим временем, здоровьем, даже жизнью Рассказать о герое
Регулятивные : саморегуляция
Коммуникативные: выражение своих мыслей. личностное переживаниефронтальный опрос Написать эссе. «Чем мне приходится жертвовать ради…(близких, друзей…) 27.01
20 Заповеди блаженств Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их c нормами религиозной культуры (православной и др.).
Основные термины понятия: блаженный, Царство небесное.
Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.
Знать: Что такое «заповедь», «блаженство», что делает христианина счастливым.
Уметь: Объяснить, почему христиане благодарны Иисусу Христу. Читать текст Заповедей Блаженства с полным пониманием. Приводить примеры исполнения этих заповедей христианами.
Регулятивные : саморегуляция
Познавательные: поиск и отбор необходимой информацииКоммуникативные: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.  ценить и принимать ценности.
фронтальный опрос Вместе с родными обсудить заповеди. 03.02
21 Зачем творить добро? Добро и зло.
Основные термины и понятия: добро, зло, гуманность. Беседа, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка
творческой беседы
с членами семьи. Знать: В чём, как и почему христиане подражают Христу, чему радуются святые
Уметь: Нарисовать кресты Иисуса Христа, апостолов Петра и Андрея.
Правильно употреблять в речи слово «смирение». Объяснить выражение «Даром приняли – даром давайте». Регулятивные : понимать значение добра и зла.
Познавательные: извлечение необходимой информации.Коммуникативные: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.  эмоциональное переживание. фронтальный опрос Нарисовать кресты: Христов, Петров, Андреевский. 10.02
22 Чудо в жизни христианина Знакомятся с развитием православной культуры в
истории России.
Основные термины и понятия: добродетель, вера, Святая Троица. Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге. Знать: В чём состоит христианское учение о Святой Троице. Что такое христианские добродетели и в чём они проявляются
Уметь: Отличать на иконе изображение Святой Троицы. Объяснить связь слов «вера» и «верность». Рассказать, какие добродетели видит учащийся в самом себе и своих одноклассниках
Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.
Коммуникативные: выражение своих мыслей. личностное переживаниефронтальный опрос Записать, какие добродетели вы видите в себе. 17.02
23 Православие о Божием суде Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций.
Основные термины и понятия:
совесть, стыд,
размышления, раскаяние. Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на
тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление
плана, подготовка
творческой беседы. Знать: В чём состоит представление христиан о Божием суде. Почему христиане верят в бессмертие. творению добра.
Уметь: Рассказать, как вера в Божий суд влияет на поступки христиан. Перечислить мотивы, поощряющие христиан к творению добра.
Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные: поиск и отбор необходимой информацииКоммуникативные: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.  личностное переживаниефронтальный опрос Повторить что такое божий суд 24.02
24 Таинство Причастия Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры (православной и др.)
Основные термины и понятия: Тайная вечеря, Причастие, Литургия. Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.
Знать: Что такое Причастие, что такое церковное Таинство.
Что происходит в храме во время Литургии.
Уметь: Рассказать, чем отличается история Ветхого Завета от истории Нового. Объяснить, как главная надежда христиан связана с Литургией. Рассказать, в чём главное назначение Церкви.
Регулятивные : саморегуляция
Познавательные: поиск и отбор необходимой информацииценить и принимать ценности.
фронтальный опрос Повторить что такое таинство причастия 02.03
25 Монастырь Учатся приводить примеры явлений православной (или другой религиозной) традиции и светской культуры и сравнивать их.
Основные термины и понятия: монах, отшельник. Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге. Знать: Кто такой монах, и почему люди идут в монахи. Что представляет собой монастырь. Какие монастыри и лавры существуют на территории России.
Уметь: Объяснить, что приобретает человек, став монахом, и от чего он отказывается. Рассказать, какие крупные и известные монастыри действуют на территории России. Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные: поиск и отбор необходимой информацииКоммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнера
личностное переживаниефронтальный опрос Нарисовать рис монастыря 09.03
26 Отношение христианина к природе Учатся приводить примеры явлений православной (или другой религиозной) традиции и светской культуры и сравнивать их.
Основные термины и понятия: христианское милосердие, ответственность за мир. Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.
Знать: Какие качества делают человека «выше» природы. Какую ответственность несёт человек за сохранение природы. В чём проявляется милосердное отношение к животным.
заботится о нём.
Уметь: Вести диалог на тему «Почему человек стал оказывать губительное воздействие на природу?».
Рассказать о своём домашнем питомце и о том, как ребёнок заботится о нём. Регулятивные : саморегуляция
Коммуникативные: выражение своих мыслей. личностное переживаниефронтальный опрос Нарисовать плакат на тему: «Экологический кризис» 16.03
27 Христианская семья Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций.
Основные термины и понятия: семья, венчание. Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.
Знать: Почему заключение брака в церкви называется «венчание». Что означает венец над молодожёнами. Что означает обручальное кольцо.
Уметь: Рассказать, какие традиции есть в семье обучающегося. Объяснить, какое поведение называется хамским. Обсудить вопрос: «Позволяет ли совесть бросать постаревшего или заболевшего супруга?» Регулятивные : саморегуляция
Познавательные: поиск и отбор необходимой информацииКоммуникативные: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.  ценить и принимать ценности.
фронтальный опрос Рассказать о своей семье, её традициях, взаимоотношениях 30.03
28 Защита Отечества Учатся различать поступки недопустимые даже на войне.
Основные термины и понятия:
Отечество. Любовь. Уважение. Патриотизм. Многонациональный и многоконфессиональный состав. Великая сила нравственности. Народ. Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге. Знать: Имена и подвиг святых защитников Родины. Когда война бывает справедливой. Когда против общих недругов России вместе сражались разные народы.
Уметь: Объяснить, какие поступки недопустимы даже на войне. Рассказать, какие слова вдохновили Пересвета и Ослябю на участие в Куликовской битве. Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.
Коммуникативные: выражение своих мыслей. ценить и принимать ценности.
фронтальный опрос Подготовить сообщения об Александре Невском, Дмитрии Донском 06.04
29 Христианин в труде Заповеди труда, Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге. Знать: Какие заповеди получили первые люди от Творца. Что такое первородный грех. Что такое пост, и для чего он нужен христианину.
Уметь: Объяснить выражение «жизнь положить за други своя». Рассказать, какие дела может совершать человек (даже ребёнок) на благо других людей, на благо своей Родины Регулятивные : саморегуляция
Коммуникативные: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.  нравственно-эстетическое оценивание.
фронтальный опрос Рассказать о труде родителей.
13.04
30 Любовь и уважение к Отечеству Категории любви.
Любовь – основа нашей жизни.
Любовь и уважение
к Отечеству. Беседа, комментированное чтение, размышление на тему. Знать: Главные ценности для человека, к какой бы национальности или религиозной культуре он себя ни относил, – Родина, семья, жизнь, культура.
Уметь: Объяснить выражение «жизнь положить за други своя». Рассказать, какие дела может совершать человек (даже ребёнок) на благо других людей, на благо своей Родины Регулятивные : саморегуляция
Познавательные: поиск и отбор необходимой информацииКоммуникативные: выражение своих мыслей. нравственно-эстетическое оценивание.
фронтальный опрос Мини-сочинение по вопросу: «Я люблю свою Родину, что это значит для меня?» 20.04
31 Подготовка творческих проектов учащихся Повторение основных содержательных моментов курса. Проект и этапы работы над ним. Определение темы для индивидуальных творческих работ на основе анализа пройденного материала. Формирование групп
учащихся для выполнения групповых проектов, выбор
тем, разработка плана работы над проектом.
Определение содержание проектной работы. Варианты тем: «Значение
нравственности и этики в жизни человека и общества», «Мое отношение
к миру». Знать: Как готовится творческий проект. Какие виды творческих проектов существуют.
Уметь: Искать нужную информацию, систематизировать её, сделать выводы из проведённого исследования, разработать творческий проект.
Познавательные:
Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий
Коммуникативные: сотрудничать в совместном решении задачи.
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи индивидуальный опрос работа в группах Подобрать иллюстративный материал к творческим работам. 27.04
32 Выступление учащихся со своими творческими работами Повторение основныхсодержательных моментов
курса.
Участвуют в диспутах, учатся слушать собеседника и излагать своё мнение. Презентация творческихпроектов учащихся
по индивидуальным темам. Знать: всесторонне тему, по которой готовит выступление учащийся.
Уметь: Владеть красивой, грамотной речью, уметь отвечать на поставленные по теме выступления вопросы, аргументировать и отстаивать свою точку зрения. Коммуникативные:
Участвуют в диспутах и учатся слушать собеседника Умение излагать свое мнение индивидуальный опрос 04.05
33 Выступление учащихся со своими творческими работами Повторение основныхсодержательных моментов
курса.
Участвуют в диспутах, учатся слушать собеседника и излагать своё мнение. Презентация творческихпроектов учащихся
по индивидуальным темам. Знать: всесторонне тему, по которой готовит выступление учащийся.
Уметь: Владеть красивой, грамотной речью, уметь отвечать на поставленные по теме выступления вопросы, аргументировать и отстаивать свою точку зрения. Коммуникативные:
Участвуют в диспутах и учатся слушать собеседника Умение излагать свое мнение индивидуальный опрос 11.05
34 Обобщение курса за год Урок обобщения и систематизации знаний.
Урок-игра Обобщить и систематизировать знания учащихся по основам светской этики. Уметь сопоставлять свое мнение с мнениями других людей, находить полезную информацию в их позициях и высказываниях. Участвуют в диспутах и учатся слушать собеседника Умение излагать свое мнение индивидуальный опрос 18.05