Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс по учебнику Кураева А.В.

Управление по делам образования и здравоохранения
Администрации Курского района Курской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Бесединская средняя общеобразовательная школа»


Рассмотрена на заседании Принята на заседании
методического объединения методического совета
учителей начальных классов Протокол №____от______2015 г.
Протокол №___от «___»_______2015 г.




Введена в действие приказом №_____
от «____»_____________2015 г.
Директор школы _________Майданова И.Н.



Рабочая учебная программа
на ступени начального образования
по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
модуль «Основы православной культуры»
в 4 общеобразовательном классе
на 2015-2016 учебный год
количество часов в неделю – 1




Составлена в соответствии с Программа составлена
Примерной программой учителем нач. классов
По курсу «Основы религиозных Шумской А.И.
Культур и светской этики» 2010 г.
Авторской программой:
А.Я. Данилюк «Основы религиозных
Культур и светской этики» для
Общеобразовательных учреждений
4 – 5 класс, Москва «Просвещение» 2011 г.





с. Беседино
2015 год Пояснительная записка
Рабочая образовательная программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) модуль «Основы православной культуры» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России [А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков] – М. Просвещение, 2010 г. (Стандарты второго поколения), Примерной программы по курсу «Основы религиозных культур и светской этики».[Составители: ученые Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, представители религиозных конфессий] и с учётом авторской программы А.Я. Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики» для общеобразовательных учреждений 4 – 5 класс, Москва «Просвещение» 2011 г.
Данная программа реализует содержание одного из 6 модулей – «Основы православной культуры». Представленный модуль, являясь частью курса ОРКСЭ, имеет логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.
Рабочая программа составлена с учётом образовательных запросов учащихся и их родителей (законных представителей), а также выбора ими учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
Для работы по программе предлагается использование учебно-методического комплекта: учебник, рабочая тетрадь, методическое пособие для учителя, методическая и вспомогательная литература (пособия для учителя, видеофильмы, учебно-наглядные пособия). Программа реализуется в учебнике, адресованном учащимся «Основы духовно – нравственной культуры народов России. Основы православной культуры». 4 – 5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. А.В. Кураев – М. Просвещение, 2011 г.
Данилюк А.Я. «Основы религиозных культур и светской этики». Книга для родителей. Москва «Просвещение», 2010.

Место изучения модуля «Основы православной культуры»
в учебном плане.
В соответствии с приказом Минобрнауки России от 01.02.2012 г. №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №1312 с 1 сентября 2012 г. Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» будет изучаться в объёме 1 ч в неделю в 4 классе и рассчитан на 34 часа.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи преподавания курса «основы православной культуры»
Цели курса:
формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Основные задачи учебного курса:
знакомство обучающихся с основами православной культуры;
развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Общая характеристика учебного курса
В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культуроведческих основах, социальных явлений и традиций.
Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой, имеет комплексный характер и включает 6 модулей:
«Основы православной культуры»,
«Основы исламской культуры»,
«Основы буддийской культуры»,
«Основы иудейской культуры»,
«Основы мировых религиозных культур»,
«Основы светской этики».
Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимся должен обеспечить образовательный процесс учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы. Основой для данного курса является Концепция духовно-нравственного воспитания. Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Курск ОРКСЭ призван актуализировать в содержании общего образования, смоделировать педагогическими средствами российскую религиозно-культурную традицию, создать условия для приобщения к ней российских школьников.
Отечественная религиозно-культурная традиция – общая духовная основа многонационального народа России – формируется исторически и актуализируется сегодня под воздействием ряда факторов:
общая историческая судьба народов России, исповедующих разные религии;
единое пространство современной общественной жизни, включающее общность государства, языка, образования, культуры, экономики, права, менталитета, развитую систему межличностных отношений;
множество общенациональных вызовов внутреннего и внешнего плана, содействующих консолидации общества под угрозой его разрушения.
Учебный курс содержательно раскрывает российскую религиозно-культурную традицию в пределах отведенного учебного времени с учётом образовательных возможностей младших подростков.
Образовательный процесс учебного курса и сопутствующих ему системы межпредметных связей формирует у учащихся начальное представление об отечественной религиозно-культурной традиции посредством:
ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель, определённую Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего и основного общего образования, а также Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, - воспитание высокообразованного, творческого, ответственного гражданина России, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России;
педагогического согласования системы базовых национальных ценностей, лежащей в основе содержания всех модулей учебного курса;
системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими дисциплинами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);
педагогической организации общего культурно-исторического контекста преподавания учебного курса, отражающего единую историческую судьбу многонационального народа России, общность и своеобразие культур российских народов, единство современной государственной и гражданской жизни, существующие сегодня общенациональные вызовы, ответить на которые способен только единый народ, имеющий общие этические ценности, моральные нормы, духовные идеалы;
ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;
единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.
Учебно-воспитательный процесс учебного курса и системы межпредметных связей педагогически моделирует и содержательно раскрывает религиозно-культурную традицию России в её самых общих этических основах. Сама национальная духовность в многообразии и глубине составляющих её религиозных и гуманистических традиций не исчерпывается им. Учебный курс – это введение в религиозно-культурную традицию России.
Новизна и актуальность
Особенностью ФГОС второго поколения является нацеленность на решение не только задач обучения и развития, но и задач воспитания (возрождение воспитательной деятельности). Критерием для определения ценностей выбраны Нравственность и Человечность, так как они противостоят разрушительным явлениям и позволяют человеку развивать свое сознание, жизнь и систему общественных отношений.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания определяет:
характер современного национального воспитательного идеала;
цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи;
систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа РФ;
основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.
Данная рабочая программа строится с учётом таких подходов, как:
целенаправленное включение обучающихся в обсуждение и самостоятельное исследование вопросов, связанных с изучением истоков представлений о морали и нравственности в контексте отечественной культурной традиции;
активизация познавательной активности школьников;
создание условий для позитивной самостоятельной деятельности обучающихся.


Основное содержание курса «Основы православной культуры»
Содержание каждого из шести модулей учебного курса организуется вокруг трёх базовых национальных ценностей: Отечество, семья, религия – и представляется четырьмя основными тематическими блоками (разделами).
Два из них (первый и четвёртый) являются общими для всех учебных модулей.
Содержательные акценты первого тематического блока – духовные традиции многонационального народа России.
Второй и третий тематические блоки дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей.
Структура курса
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)
Блок 2. Основы мировых религиозных культур. Часть 1. (16 часов)
Блок 3. Основы мировых религиозных культур. Часть 2. (13 часов)
Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (4 часа)
Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия.
Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся.
Блок 4 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его ещё раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержанием всех 6 модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося и выставить ему итоговую оценку за весь курс.

Основные содержательные линии модуля «Основы православной культуры»
Изучение основ православной культуры реализуется по следующим взаимосвязанным содержательным линиям:
понятие «священный» в отношении к родной истории и культуре. Священное значение Государственных символов России (Государственных Гимна, Герба, Флага). Любовь к Родине. Особая роль православия в истории и становлении духовности и культуры России.
Священные страницы истории Отечества. Дни Победы в Российской историческом календаре. Память о народном и воинском подвиге в отечественной истории и культуре.
Всемирно известные памятники православной культуры России – храмы, иконы, книги, монастыри.
Нравственные идеалы в отечественной истории, литературе и культур. Выдающиеся герои, святые люди России и подвижники веры и благочестия.
Православные традиции патриотического и социального служения в современной России. Семейные ценности в российской истории, отечественной культуре и современной жизни.
Возрождение православной культуры России в конце 20 – начале 21 века.
Нравственные основы православной культуры России: доброведение и доброделание.
Азбука духовно-нравственной жизни: благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие, милосердие.
Содержание программы модуля «основы православной культуры»
Россия – наша Родина.
Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Ценностные ориентиры содержания учебного курса.
Образовательный процесс в рамках учебного курса и в системе межпредметных связей призван обобщить, систематизировать процессы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в начальной школе, заложить основы их дальнейшего духовно-нравственного развития на ступенях основного и среднего (полного) общего образования.
Задачами учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» являются:
обеспечение условий для усвоения учащимися приоритетных традиционных морально-нравственных идеалов, базовых национальных ценностей, моральных норм;
знакомство обучающихся с культурно-историческими основами традиционных религий и светской этики в России;
развитие представлений младшего подростка о значении нравственности и морали в жизни личности, семьи, общества;
обобщение знаний, понятий, представлений о духовности, нравственности, морали, полученных учащимися в младшей школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.
Учебный курс, в содержании которого представлены четыре отечественные религиозные традиции, создает мировоззренческую и ценностную основу для интеграции разнопредметного гуманитарного учебного содержания в основной школе. Российскую историю, литературу, искусство легче понять и, следовательно, принять, зная их религиозно-культурологические основы, понимая те идеалы, ценности, жизненные приоритеты, которые разделяли и к которым стремились наши предки. Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.
Освоение учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:
понимание значения духовности, нравственности, морали, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;
знание основных норм светской и религиозной морали, религиозных заповедей; понимание их значения в жизни человека, семьи, отечества;
формирование первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных религий и светской этики России;
формирование уважительного отношения к традиционным религиям и их представителям;
формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального народа России;
укрепление веры в Россию;
укрепление средствами образования духовной преемственности поколений.
Данная рабочая программа строится с учётом таких подходов, как:
целенаправленное включение обучающихся в обсуждение и самостоятельное исследование вопросов, связанных с изучением истоков представлений о морали и нравственности в контексте отечественной культурной традиции;
активизация познавательной активности школьников;
создание условий для позитивной самостоятельной деятельности обучающихся.
В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению содержания курса, в рабочей программе выделены следующие методы:
Метод моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два и более вопросов. Предлагается на основе анализа и доказательства правомерности поведения «героя» выбрать различные варианты ответов. Метод даёт возможность школьникам сделать впоследствии самостоятельный выбор в реальных жизненных ситуациях.
Эвристические методы – методы и приёмы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового. Позволяют развивать способности человека, вырабатывать новые продуктивные идеи или их сочетания, получать оригинальные и целенаправленные результаты в соответствующей области.
Исследовательский метод – организация обучения, при которой учащиеся ставятся положение исследователя: самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают её, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.
Проектирование – особый вид деятельности, сочетающий индивидуальную самостоятельную работу с групповыми занятиями, в результате которого школьники создают конечный продукт их собственного творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить оптимальный способ решения проблемы, составлять план действий, учитывать потенциальные ресурсы и превращать их в реальные, проводить исследования, оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми.
Работа по программе модуля «Основы православной культуры» направлена на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Требования к личностным результатам:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности;
адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать поведение свое и окружающих.

Требования к предметным результатам:

знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
знакомство с основами религиозной морали, понимание её значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и её роли в истории и современности России;
осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Формы контроля и оценки планируемых результатов

В процессе изучения курса, учащихся должны выполнить проектную работу, предусмотренную в конце разделов, в основу которых положен системно-деятельностный подход. Дети, занимаясь групповой исследовательской деятельностью, научатся отбирать необходимый материал, составлять презентации. Данная деятельность позволит повысить интерес детей не только к исследовательской деятельности при выполнении работ, но и к предмету в целом.
Достижение учащимися планируемых результатов выявляются в процессе:
текущего и систематического собеседования по основным разделам программы;
составление банка работ, выполненных в учебном процессе;
защиты собственных исследовательских и творческих проектных работ;
выставки работ учащихся.
При оценке предметных результатов освоения модуля используются виды контроля, применяемые в системе безотметочного обучения:
стартовый контроль, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся;
прогностический контроль, т.е. «проигрывание» всех операций учебного действия в уме до начала его реального выполнения;
пооперационный контроль, т.е., контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения исследовательских работ учащихся;
контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов;
рефлексивный контроль- контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
итоговый контроль, на основе которого определяется уровень сформированности знаний по предмету и основных компонентов учебной деятельности школьников.

Оценка деятельности учащихся в конце каждого занятия, раздела осуществляется по ряду критериев:
понимание изучаемого материала;
степень самостоятельности в подборе необходимого материала;
самостоятельность суждений;
умение поддержать и выстроить диалог.
Итоговый контроль осуществляется качественной оценкой – «усвоил» или «не усвоил».
В результате изучения комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
Ученик должен:
знать /понимать:
основные понятия религиозных культур;
историю возникновения религиозных культур;
особенности и традиции религий;
описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь.
уметь:
описывать различные явления религиозных традиций и культур;
устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;
излагать своё мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества;
соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать своё мнение;
готовить сообщения по выбранным темам.
Учебно-тематический план модуля «Основы православной культуры»




Данный модуль комплексного курса ОРКСЭ - «Основы православной культуры» - изучается обучающимся 4 классов с их согласия и по выбору родителей. Преподавание осуществляется в 4 классе 1 урок в неделю
Всего 34 часа за год


№ п/п
Наименование темы
Всего часов
В том числе на:




уроки
Практические работы
Тесты

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества 1 ч.

1
Россия – наша Родина
1
1



Блок 2. Основы мировых религиозных культур часть 1 (16 ч)

2
Культура и религия
16
1



3
Человек и Бог в православии

1



4
Православная молитва

1



5
Библия и Евангелие

1



6
Проповедь Христа

1



7
Христос и Его крест

1



8
Пасха

1
1


9
Православное учение о человеке

1



10
Совесть и раскаяние

1



11
Заповеди

1
1


12
Милосердие и сострадание

1



13
Золотое правило этики

1



14
Храм

1



15
Икона

1



16
Творческие работы учащихся

1
1
1

17
Подведение итогов

1
1


Блок 3. Основы религиозных мировых культур часть2 (13ч.)

18
Как христианство пришло на Русь
13
1



19
Подвиг

1



20
Заповеди блаженств

1



21
Зачем творить добро?

1
1


22
Чудо в жизни христианина

1



23
Православие о Божием суде

1



24
Таинство Причастия

1



25
Монастырь

1



26
Отношение христианина к природе

1



27
Христианская семья

1
1


28
Защита Отечества

1



29
Христианин в труде

1



30
Любовь и уважение к Отечеству


1
1


Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (4 ч.)

31
Подготовка творческих проектов учащихся
4
1
4
1

32-33
Выступление учащихся со своими творческими работами

1



34
Презентация творческих проектов

1




Всего:
34 ч.






Ресурсное обеспечение рабочей программы
Учебно-методические пособия.
Для учителя:
Розина О.В. Духовные основы Русской культуры. Книга 1. Москва «наука и слово» 2009 г.
Розина О.В. Духовные основы Русской культуры. Книга 2. Москва «наука и слово» 2009 г.
Розина О.В. Духовные основы Русской культуры. Книга 3. Москва «наука и слово» 2009 г.
Программа повышения квалификации и самоподготовки педагогов к проведению занятий по предмету «Духовно-нравственное воспитание и православная культура». Москва «Наука и слово» 2010 г.
Розина О.В. Духовные основы русской культуры изучение и преподавание в высшей и средней школы. Выпуск 6 «Христианские семейные ценности: прошлое и настоящее» Москва 20110 г.
Для учащихся:
Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2010 г.
Детский православный календарь на 2012 год. Автор: Православный приход храма Святого Духа сошествия на Лазаревском кладбище. Москва 2011 год.
Дополнительная литература для учителя:
Основы православной культуры. Православие культурообразующая религия России. Автор: Бородина А.В. Издательство «Экзамен». Москва 2011 год.
Баландин Р.К. Святые и подвижники православия. М.: АСТ: Астрель: хранитель, 2007 г.
Дополнительная литература для учащихся:
Основы религиозных культур народов России 4 класс. Автор: Сахаров А.Н. Москва «Русское слово» 2011 г.
Давыдова Н.В. «Мастера»: Книга для чтения по истории православной культуры. М.: Издательский дом «Покров», 2004 г.
Пивоваров Б.И. «Православная культура России». Новосибирск, 2002 г., 2-е изд. 2010 г.
Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений –Москва «Просвещение», 2011 г.
Энциклопедия для детей. Т.6, ч.1. Религиии мира. М.: Аванта+
Православный толково-орфографический словарь школьника./Под ред. Проф. Архиповой Е.В. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2007 г.

Электронные издания

Сокровища России. Введение в русское искусство.
Библейская энциклопедия.
Иллюстрированная библейская энциклопедия.
Иллюстрированная библейская энциклопедия.
Православная икона.
Мультимедийное приложение к тому «Культуры мира» серии «Энциклопедия для детей «Аванта +»». (CD)
Видеофильмы
История Земель российских (Видеозапись)
Из истории русской письменности – 1 (Видеозапись)
Великий Храм России. Страницы жизни, гибели и воссоздания. 1813-1931-2000 (Видеозапись)
Храм Покрова на Красной площади. (Видеозапись)
Московский Кремль. (Видеозапись)
Художники России. (Видеозапись)
Художники России – 2. (Видеозапись)
Государственная Третьяковская галерея. История и коллекции. (Видеозапись)
Сказка про сказку. (Видеозапись)
Сокровищница народного творчества. (Видеозапись)
Великий Эрмитаж. (Видеозапись)
Третьяковская галерея. (Видеозапись)
Слайд – альбомы
Соболева Н.А. Современная российская символика: слайд – комплект для общеобразовательной школы: 20 слайдов и методическое пособие.
Фролова И.Н. Славянские образы с древности до наших дней: Слайд – комплект для внеклассной работы в школах и учреждениях дополнительного образования: 20 слайдов и методическое пособие.
Казинцева М.В. Иерархия святых: Слайд-комплект для общеобразовательной школы: 20 слайдов и методическое пособие.
Казинцева М.В. Двунадесятые праздники: Слайд-комплект для общеобразовательной школы: 20 слайдов и методическое пособие: Фотодокумент.
Лисова К.Л. Киев – мать городов русских: Слайд-комплект для внеклассной работы в школах и учреждениях дополнительного образования: 20 слйдов и методическое пособие.
Лисова К.Л И город Владимир большой заложил: Слайд-комплект для работы в школах и учреждениях дополнительного образования: 20 слайдов и методическое пособие. Лекция «И город Владимир большой заложил» подразделяется на следующие темы:
Боголюбская сказка – Рождественский собор в Боголюбове.
Чистота совершенства – церковь Покрова на Нерли.
«И город Владимир украсил дивно» - Успенский собор.
Славные имена – Александр Невский, Дмитрий Донской.

Технические средства.

Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.














Психолого-педагогическая характеристика ученического коллектива
4 б класса.

В классе учится 16человек. Из них девочек 9, мальчиков 7.
Вначале 2015-2016уч. года в классный коллектив прибыл 1 человек, мальчик. Его адаптация в коллективе проходит хорошо, конфликтов не возникало.
В основном учащиеся учатся на «хорошо», но выделяется и несколько более слабых учеников по сравнению с большинством.
Уровень сформированности познавательной и учебной мотивации в основном выше среднего.
Работоспособность класса, в целом, средняя. У нескольких учащихся ниже среднего.
В коллективе есть лидеры (как среди мальчиков, так и среди девочек), признанные самим же учебным коллективом.
Есть один ученик – аутсайдер. Причина – психологические особенности, низкие коммуникативные навыки, неправильно сформированные понятия о дружбе и взаимопонимании, завышенная самооценка.
Психологический климат в классе хороший, ребята дружелюбны, открыты, стремятся к взаимопомощи и взаимовыручке.
Конфликтные ситуации в коллективе возникают крайне редко, в основном из-за непонимания друг друга и сравнительно небольшого для их возраста опыта общения.
Отношение к учебной деятельности у большинства положительное.
Учащиеся в основном имеют адекватную самооценку, несколько человек завышенную. Мотивация к обучению средняя.
Характеристика класса получена с опорой на данные наблюдения, изучение продуктов деятельности.
Рабочая программа составлена с учетом данных психолого-педагогической характеристики учебного коллектива.

















Тематическое (поурочное) планирование по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики»
( модуль «Основы православной культуры») 4 класс

п/п
Тема

Кол-во часов

Термины и понятия
Планируемые результаты
Домашнее
Задание

Дата план
Дата факт





предметные результаты
Метапредметные результаты (УУД)
личностные



















Научится
Получит возможность научиться






Блок №1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 ч.)

1
Россия – наша Родина.
1
Отечество, Родина, духовный мир, культурные традиции.

узнавать государственную символику РФ, проявлять уважение к народам, населяющим Россию, к их истории и культуре.
Уметь рассказать о традициях своей семьи. Рассказать, какие ценности лежат в основе своей семьи. Рассказать о празднике День народного единства
(4 ноября).
понимать и принимать нравственные ценности: Отечество, долг, Нравственность, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России
Регулятивные:
учиться работать по предложенному учителем плану, осознавать этапы организации учебной работы.

Познавательные:
выполнение действий по алгоритму.

Коммуникативные:
выражение своих мыслей.

нравственно-эстетическое оценивание понятия Родина, формировать основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину.

Написать сочинение «С чего начинается Родина?»



Блок №2. Основы православной культуры – часть 1 (16 ч)

2
Культура и религия.
1
Культура, религия
самостоятельно обращаться к вопросам, заданиям учебника и материалам приложения;
Уметь: Выразить слова благодарности в разнообразных формах. Понимать взаимосвязь русской культуры и православия. Рассказать о традициях русской православной культуры XVII века
понимать значение культуры и религии.
Регулятивные:
саморегуляция; овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её существования.
Познавательные:
поиск и отбор необходимой информации, овладевать логическими действиями сравнения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.
Коммуникативные: выражение своих мыслей.
нравственно-эстетическое оценивание.

Подготовить рассказ
Что такое культура?
Что такое религия?




3
Человек и Бог в православии.
1
Свобода, разум
передавать главное из прочитанного и прослушанного текста, осуществлять запись выборочной информации по заданной теме.
Знать: Кого православная культура называет Творцом. Какие дары получили от Творца люди.
Уметь: Понимать, как вера влияет на поступки человека, и рассказать об этом.
понимать первоначальные представления о религиозной культуре.

Регулятивные: саморегуляция

Познавательные:
поиск и отбор необходимой информации

Коммуникативные:
уметь договариваться, вести дискуссию; адекватно воспринимать и передавать информацию в заданном формате. Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации.
ценить и принимать ценности.

Подготовить ответ «Что значит быть православным человеком?»




4
Православная молитва.
1
Молитва, Благодарение, Славословие
отвечать на вопросы различного характера связанные темой, строить небольшой рассказ.
Знать: Что такое молитва, и чем она отличается от магии. Какие бывают виды молитв. Что значит «благодать». Кто такие святые.
Уметь: Рассказать, что значит «молиться», и чем отличается молитва от магии. Объяснить слово «искушение», и зачем людям посылаются испытания в жизни. Объяснить выражение «Знать, как «Отче наш».
самостоятельно находить варианты решения учебной задачи, представленной на словесно образном уровне.
Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнера

ценить и принимать ценности.

Подготовить рассказ
Что такое молитва





5
Библия и Евангелие.
1
Христианство
Библия
Евангелие
строить сообщения в устной и письменной форме, анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков
Знать: Кто такой христианин. Кто такие пророки и апостолы. Что такое Библия и Евангелие.
Что такое Откровение Божие.
Уметь: Объяснить, что такое Священное Писание, и из каких частей оно состоит. Объяснить связь слов Христос – христианство – христианин. Объяснить, как переводится слово «Евангелие», и почему оно так называется. Рассказать об апостолах Христовых.
преобразовывать практическую задачу в познавательную.
Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану.


Познавательные: поиск и отбор необходимой информации


ценить и принимать ценности.

Подготовить сообщения на тему: «Кто такие христиане?»



6
Проповедь Христа.
1
Пророки
Нагорная проповедь
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Знать: Что такое проповедь (Нагорная проповедь). Как христиане относятся к мести, и почему.
Уметь: Объяснить, чему учил Христос. Объяснить, что является духовными сокровищами. Рассказать, какое богатство христиане считают истинным и вечным.
понимать и принимать значение нравственных норм для достойной жизни личности в обществе
Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану, формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.


Познавательные: поиск и отбор необходимой информации


нравственно-эстетическое оценивание.

Подготовить рассказ «Добро и зло в православной традиции».




7
Христос и Его крест.
1
Воплощение
Богочеловек
формулировать собственное мнение и позиции, учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Знать: Что такое «воплощение» («Боговоплоще-
ние»), Голгофа. Кто такой Богочеловек.
В чём состояла жертва Иисуса Христа.
Уметь: Рассказать о Рождестве Христове. Объяснить, что такое Боговоплощение. Объяснить, почему Христос не уклонился от распятия. Объяснить, почему крест стал символом христианства, и какой смысл христиане вкладывают в этот символ.
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новой теме.
Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану.


Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

Коммуникативные: уметь вести дискуссию, овладевать навыками смыслового чтения различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации.
нравственно-эстетическое оценивание, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости.

Нарисовать православный крест.



8
Пасха.
1
Пасха
Воскресение
грамотно формулировать вопросы, самостоятельно обращаться к вопросам, заданиям учебника и материалам приложения.
Знать: Что такое Пасха (Воскресение).
Как празднуют Пасху.
Как звучит пасхальное приветствие. Как звучит пасхальный гимн. Что такое христианский пост.
Уметь: Объяснить, почему Иисуса Христа называют Спасителем. Объяснить, как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа. Рассказать, в чём состоит смысл пасхального гимна. Рассказать, в чём состоит смысл христианского поста.
адекватно воспринимать и передавать информацию, отражающую содержание и условия коллективной деятельности.
Регулятивные: саморегуляция

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

Коммуникативные: уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя
нравственно-эстетическое оценивание, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости.


Нарисовать пасхальную открытку на тему «Празднуем Пасху»



9
Православное учение о человеке.
1
Внутренний мир человека
осознавать прочитанный и услышанный текст, соотносить поступки героев с нравственными нормами, делать выводы.
Знать: Чем человек отличается от животного. Что такое «внутренний мир» человека. В чём заключается свобода для христианина. Как Библия рассказывает о происхождении души. христианина.
Уметь: Объяснить выражение «внутренний мир» человека. Составить рассказ на тему «Как Бог подарил человеку душу». Объяснить выражение «болезни души». Объяснить, в чём заключается свобода для христианина.
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, творчески выражать своё мнение по теме.
Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану, развивать начальные формы регуляции эмоциональных состояний.

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации, обобщать сведения, делать выводы, проводить сравнения на текстовой основе.

Коммуникативные: уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя, использовать различные речевые средства для передачи своих чувств и впечатлений.
нравственно-эстетическое оценивание, понимать и сопереживать чувствам других людей.

Написать мини-сочинение на «Когда на душе светло и радостно»




10
Совесть и раскаяние.
1

Совесть
Грех
Раскаяние
формулировать собственное мнение и позицию, учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Знать: Что христиане считают добром, злом, грехом, что такое совесть, раскаяние, покаяние
Уметь: Рассказать, как совесть подсказывает человеку правильный выбор в поступках.
Объяснить выражение «Человек – это животное, умеющее краснеть». Объяснить связь между выражениями «бессовестный человек» и «мёртвая душа». Рассказать, почему покаяние называют «лекарством души».
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, творчески выражать своё мнение по теме
Регулятивные:
способность понимать и проявлять свои чувства посредством слов.
Познавательные: построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные: выражение своих мыслей.

нравственно-эстетическое оценивание, понимать и сопереживать чувствам других людей.

Мини-рассказ «Как исправлять ошибки?», «Спешить делать добро»



11
Заповеди.
1
Заповедь
строить сообщения в устной и письменной форме, анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков
Знать: Что такое «заповедь», «скрижали». Какие заповеди были даны людям через пророка Моисея.
Уметь: Рассказать, что такое «Десять заповедей» или «Закон Моисея». Рассказать, что общего у воровства и убийства. Рассказать, как зависть гасит радость. Отличать 10 заповедей Моисея от заповедей блаженств Иисуса Христа.
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Регулятивные: саморегуляция

Познавательные:
анализировать жизненные ситуации и выбирать нравственные формы поведения.
Коммуникативные: умение согласованно выполнять совместную деятельность
ценить и принимать ценности.

Обсудить с родителями, почему нельзя лгать.



12
Милосердие и сострадание.
1
Милосердие
Сострадание
оценивать характер взаимоотношений людей с позиции понимания чувств других людей и сопереживания им.

Знать: Кого христиане называют «ближним». Как христианин должен относиться к людям. Что такое «милосердие», «милостыня».
Уметь: Объяснить, можно ли за милосердную помощь брать плату, и почему. Рассказать, что нужно делать человеку, чтобы стать милосердным. Рассказать, какие существуют дела милосердия
ответственности за себя и за своих близких, осознавать ценность человеческой жизни.
Регулятивные: оценка нравственных норм
Познавательные: извлечение необходимой информации.
Коммуникативные: сотрудничать в совместном решении проблемы.

личностное переживание, воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.
Мини-сочинение «Ближний для меня – это»



13
Золотое правило этики.
1
Неосуждение
передавать главное из прочитанного и прослушанного текста, работать со словарём.
Знать: Что такое «этика». Главное правило человеческих отношений. Что такое «неосуждение».
Уметь: Объяснить, почему главное правило этики называется «золотое». Сформулировать своё мнение: как уберечься от осуждения других людей. Рассказать по картине В.Поленова «Грешница», как Христос защитил женщину.
ответственности за себя и за своих близких, осознавать ценность человеческой жизни.
Регулятивные: саморегуляция

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

Коммуникативные: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. 
ценить и принимать ценности.

Составить свои правила этики



14
Храм.
1
Храм
работать со словарём, схемой, самостоятельно обращаться к вопросам, заданиям учебника и материалам приложения.
Знать: Для чего людям нужен храм, что они там делают. Как устроен православный храм.
Что такое «алтарь», «Царские врата», «икона», «иконостас», «канун», «поминание», «благословение». Что такое «церковно-славянский язык».
Уметь: Рассказать, как устроен православный храм. Рассказать, что такое иконостас, и какие иконы в нём присутствуют обязательно. Рассказать, может ли православный христианин молиться без иконы. Отличать на иконе изображение Иисуса Христа и Божьей Матери Объяснить значение выражения «Казанская Богоматерь».
Рассказать правила поведения в храме, и для чего они нужны.
осознанно строить сообщения в устной и письменной форме, творчески выражать своё мнение по теме.
Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

Коммуникативные: уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя
ценить и принимать ценности, воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Повторить как устроен православный храм




15
Икона.
1
Икона
Лик
самостоятельно обращаться к вопросам, заданиям учебника и материалам приложения.
Знать: В чём состоит отличие иконы от обычной живописной картины, и почему. Зачем христианам нужны иконы, и как на иконах изображается невидимый мир.
Уметь: Объяснить, как понятие света связано с пониманием Бога в христианстве. Объяснить, почему христиане считают возможным изображать невидимого Бога. Рассказать, кому молятся христиане, стоя перед иконой. Объяснить слова «нимб» и «лик».

Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

Коммуникативные: выражение своих мыслей.

ценить и принимать ценности.

Подберите пары картин и икон, связанных одной темой, образом, сюжетом.



16
Творческие работы учащихся. Обобщение и систематизация знаний.
1

излагать своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей и общества, анализировать ответ.
Знать: Как готовится творческая работа, какие существуют виды творческих работ. Как пользоваться литературой и другими источниками информации, как правильно отобрать нужную информацию и сделать выводы. выступление.
Уметь: Искать требующуюся литературу. Работать с книгой, со статьей и другой информацией. Свести всю найденную информацию в последовательный общий текст. Оформить работу в соответствии с требованиями. Подготовить устное выступление.
осуществлять планирование своей и коллективной деятельности на основе осознанных целей, намечать новые цели,
Проявлять творческую инициативу, самостоятельность в групповой работе.
Регулятивные: саморегуляция, уметь осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий.

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации, уметь осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий.

Коммуникативные:  умение слышать, слушать и понимать партнера
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи
Подобрать иллюстративный материала к творческим работам.



17
Творческие работы учащихся. Сочинение на тему «Как я понимаю «золотое правило этики»».
1

При контроле своей работы уметь обращаться к различным источникам информации, давать оценку и анализировать ответ.
Уметь: Представить свою творческую работу для обсуждения. Отстаивать свою точку зрения. Аргументировать свой ответ.
осуществлять планирование своей и коллективной деятельности на основе осознанных целей, намечать новые цели,
Проявлять творческую инициативу, самостоятельность в групповой работе.
Познавательные: уметь осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий.
Регулятивные: определять общие цели и пути её достижения, уметь договориться о распределении ролей в совместной деятельности.
Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнера.
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи




Блок №3. Основы православной культуры – часть 2. (13 ч)

18
Как христианство пришло на Русь.
1
Крещение
строить сообщения в устной и письменной форме, анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков.
Знать: Что такое Евангелие, Пасха, храм и икона. Кто такой Иисус Христос.
Узнать: что такое Церковь и крещение.
Как Русь стала христианской страной.
. Уметь: Отличать православный храм от других, узнавать изображение Иисуса Христа и Пасхи на иконах.
Рассказать историю проникновения христианства в древнерусские земли и крещения Руси.
строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей, личной ответственности за себя и своих близких.
Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнера

нравственно-эстетическое оценивание, строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей, личной ответственности за себя и своих близких.
Повторить тему урока




19
Подвиг.
1
Подвиг
Жертва
осознавать прочитанный и услышанный текст, соотносить поступки героев с нравственными нормами, делать выводы, формулировать собственное мнение и позицию.
Знать: Что такое подвиг, что такое жертвенность.
Пример подвижнической жизни архиепископа Луки Войно-Ясенецкого.
Уметь: Объяснить слово «подвижник», «жертвенность» и употреблять их в речи. Различать ценности, ради которых люди жертвуют своим временем, здоровьем, даже жизнью Рассказать о герое.
строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей, личной ответственности за себя и своих близких.
Регулятивные: саморегуляция

Коммуникативные: выражение своих мыслей.
личностное переживание, строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей, личной ответственности за себя и своих близких.
Написать эссе. «Чем мне приходится жертвовать ради(близких, друзей)



20
Заповеди блаженств
1

Заповедь
формулировать собственное мнение и позицию, учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Знать: Что такое «заповедь», «блаженство», что делает христианина счастливым.
Уметь: Объяснить, почему христиане благодарны Иисусу Христу. Читать текст Заповедей Блаженства с полным пониманием. Приводить примеры исполнения этих заповедей христианами.
понимать и принимать значение нравственных норм для достойной жизни личности в обществе, учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
Регулятивные: саморегуляция, проявлять различные речевые средства для передачи своих чувств и впечатлений.

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

Коммуникативные: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу, использовать различные речевые средства для передачи своих чувств и впечатлений.
ценить и принимать ценности.

Вместе с родными обсудить заповеди.



21
Зачем творить добро?
1
святой
грамотно формулировать вопросы, самостоятельно обращаться к вопросам, заданиям учебника и материалам приложения.
Знать: В чём, как и почему христиане подражают Христу, чему радуются святые
Уметь: Нарисовать кресты Иисуса Христа, апостолов Петра и Андрея.
Правильно употреблять в речи слово «смирение». Объяснить выражение «Даром приняли – даром давайте».
понимать и принимать значение нравственных норм для достойной жизни личности в обществе, учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
Регулятивные: понимать значение добра и зла.
Познавательные: извлечение необходимой информации.
Коммуникативные: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу, адекватно воспринимать и передавать информацию в заданном формате, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации.
эмоциональное переживание, развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.
Нарисовать кресты: Христов, Петров, Андреевский.



22
Чудо в жизни христианина.
1
Добродетель
Вера
отвечать на вопросы по содержанию текста, соотносить впечатления со своим жизненным опытом.
Знать: В чём состоит христианское учение о Святой Троице. Что такое христианские добродетели и в чём они проявляются
Уметь: Отличать на иконе изображение Святой Троицы. Объяснить связь слов «вера» и «верность». Рассказать, какие добродетели видит учащийся в самом себе и своих одноклассниках.
потребности в чтении как средстве познания мира и самопознания, саморазвития.
Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану, определять общие цели и пути её достижения, уметь договориться о распределении ролей в совместной деятельности.

Коммуникативные: выражение своих мыслей.
личностное переживание
Записать, какие добродетели вы видите в себе.



23
Православие о Божием суде.
1

строить сообщения в устной и письменной форме, анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков.
Знать: В чём состоит представление христиан о Божием суде. Почему христиане верят в бессмертие. творению добра.
Уметь: Рассказать, как вера в Божий суд влияет на поступки христиан. Перечислить мотивы, поощряющие христиан к творению добра.
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

Коммуникативные: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу, развивать умения не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.
личностное переживание, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих
Повторить что такое божий суд



24
Таинство Причастия.
1

Причастие
Церковное таинство
Литургия
самостоятельно обращаться к вопросам, заданиям учебника и материалам приложения.
Знать: Что такое Причастие, что такое церковное Таинство.
Что происходит в храме во время Литургии.
Уметь: Рассказать, чем отличается история Ветхого Завета от истории Нового. Объяснить, как главная надежда христиан связана с Литургией. Рассказать, в чём главное назначение Церкви.
проявлять самостоятельность и инициативность в решении учебных (творческих) задач, в т.ч. в подготовке сообщений, соотносить учебную информацию с собственным опытом и опытом других людей.
Регулятивные: саморегуляция

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации


ценить и принимать ценности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Повторить что такое таинство причастия



25
Монастырь.
1
Монастырь
Монах
Монашеский обет
передавать главное из прочитанного и прослушанного текста, работать со схемой – планом.
Знать: Кто такой монах, и почему люди идут в монахи. Что представляет собой монастырь. Какие монастыри и лавры существуют на территории России.
Уметь: Объяснить, что приобретает человек, став монахом, и от чего он отказывается. Рассказать, какие крупные и известные монастыри действуют на территории России.
проявлять самостоятельность и инициативность в решении учебных (творческих) задач, в т.ч. в подготовке сообщений, соотносить учебную информацию с собственным опытом и опытом других людей.
Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнера

личностное переживание, развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.
Нарисовать рис монастыря



26
Отношение христианина к природе.
1

формулировать собственное мнение и позицию, учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации позиций в сотрудничестве.
Знать: Какие качества делают человека «выше» природы. Какую ответственность несёт человек за сохранение природы. В чём проявляется милосердное отношение к животным.
заботится о нём.
Уметь: Вести диалог на тему «Почему человек стал оказывать губительное воздействие на природу?».
Рассказать о своём домашнем питомце и о том, как ребёнок заботится о нём.
осознавать ценность природы и нести ответственность за её сохранение.
Регулятивные: саморегуляция, уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять эффективные способы достижения результата.

Коммуникативные: выражение своих мыслей.
личностное переживание, развивать эстетические чувства как регулятор морального поведения.
Нарисовать плакат на тему: «Экологический кризис»



27
Христианская семья.
1
Венчание
оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, сверстники) в т.ч. с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им.
Знать: Почему заключение брака в церкви называется «венчание». Что означает венец над молодожёнами. Что означает обручальное кольцо.
Уметь: Рассказать, какие традиции есть в семье обучающегося. Объяснить, какое поведение называется хамским. Обсудить вопрос: «Позволяет ли совесть бросать постаревшего или заболевшего супруга?»
понимать и принимать значение нравственных норм для достойной жизни личности и семьи, понимать и принимать значение морально-ответственного поведения в жизни человека и общества.
Регулятивные: саморегуляция, уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять эффективные способы достижения результата.

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

Коммуникативные: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. 
ценить и принимать ценности.

Рассказать о своей семье, её традициях, взаимоотношениях



28
Защита Отечества.
1

Оборонительная война
Знать: Имена и подвиг святых защитников Родины. Когда война бывает справедливой. Когда против общих недругов России вместе сражались разные народы.
Уметь: Объяснить, какие поступки недопустимы даже на войне. Рассказать, какие слова вдохновили Пересвета и Ослябю на участие в Куликовской битве.
понимать и принимать значение нравственных норм для достойной жизни личности и семьи, понимать и принимать значение морально-ответственного поведения в жизни человека и общества.
Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, слушать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и оценку события.
ценить и принимать ценности.

Подготовить сообщения об Александре Невском, Дмитрии Донском



29
Христианин в труде.
1
Заповедь труда
Знать: Какие заповеди получили первые люди от Творца. Что такое первородный грех. Что такое пост, и для чего он нужен христианину.
Уметь: Объяснить выражение «жизнь положить за други своя». Рассказать, какие дела может совершать человек (даже ребёнок) на благо других людей, на благо своей Родины
понимать и принимать значение нравственных норм для достойной жизни личности и семьи, понимать и принимать значение морально-ответственного поведения в жизни человека и общества.
Регулятивные: саморегуляция, уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять эффективные способы достижения результата.
Коммуникативные: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. 
нравственно-эстетическое оценивание.

Рассказать о труде родителей.




30
Любовь и уважение к Отечеству.
1
Любовь
Отечество
чувствам гордости за свою Родину, героическое прошлое России, чувствовать эмоциональную сопричастность подвигам и достижениям её граждан.
Знать: Главные ценности для человека, к какой бы национальности или религиозной культуре он себя ни относил, – Родина, семья, жизнь, культура.
Уметь: Объяснить выражение «жизнь положить за други своя». Рассказать, какие дела может совершать человек (даже ребёнок) на благо других людей, на благо своей Родины.
понимать и осознавать ценность нравственности и духовности в человеческой жизни.
Регулятивные: саморегуляция

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

Коммуникативные: выражение своих мыслей.
нравственно-эстетическое оценивание.

Мини-сочинение по вопросу: «Я люблю свою Родину, что это значит для меня?»



Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (4 ч.)

31
Подготовка творческих проектов учащихся.
1

поиск необходимой информации для выполнения заданий, подготовка сообщений и проектов по выбранным темам, вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Знать: Как готовится творческий проект. Какие виды творческих проектов существуют.
Уметь: Искать нужную информацию, систематизировать её, сделать выводы из проведённого исследования, разработать творческий проект.

проявлять самостоятельность и инициативность в решении творческих задач, находить дополнительную информацию по теме или проблеме осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов сети Интернет.
Познавательные:
осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий, отбирать, систематизировать и фиксировать информацию.
Регулятивные: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и познавательного характера, вносить необходимые коррективы в свою деятельность в зависимости от её результатов.

Коммуникативные: сотрудничать в совместном решении задачи, определять общую цель и пути её достижения, уметь договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи
Подобрать иллюстративный материал к творческим работам.



32
Защита проекта «Как я понимаю православие».
1

участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать своё мнение, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Знать: всесторонне тему, по которой готовит выступление учащийся.
Уметь: Владеть красивой, грамотной речью, уметь отвечать на поставленные по теме выступления вопросы, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.
проявлять самостоятельность и инициативность в решении творческих задач, находить дополнительную информацию по теме или проблеме осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов сети Интернет.
Коммуникативные:
Участвуют в диспутах и учатся слушать собеседника, определять общую цель и пути её достижения, уметь договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.
Умение излагать свое мнение




33
Выступление учащихся со своими творческими работами «Моё отношение к миру, «С чего начинается Родина».
1

Участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать своё мнение, адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей.
Знать: всесторонне тему, по которой готовит выступление учащийся.
Уметь: Владеть красивой, грамотной речью, уметь отвечать на поставленные по теме выступления вопросы, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.
Выбирать наиболее эффективные способы решения учебной задачи, проявлять самостоятельность и инициативность в решении учебных (творческих) задач, в т.ч. в подготовке сообщений, соотносить учебную информацию с собственным опытом и опытом других людей.
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации с использованием справочной и дополнительной литературы и источников Интернета. Отбирать, систематизировать и фиксировать информацию.
Коммуникативные:
Участвуют в диспутах и учатся слушать собеседника
Умение излагать свое мнение




34
Итоговая презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни).
1

участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать своё мнение, адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей.
Знать: всесторонне тему, по которой готовит выступление учащийся.
Уметь: Грамотно презентовать свой творческий проект. Владеть красивой, грамотной речью, уметь отвечать на вопросы..
Понимать и принимать значение нравственных норм для достойной жизни личности и семьи, понимать и принимать значение морально ответственного поведения в жизни человека и общества, понимать и осознавать ценность нравственности и духовности в человеческой жизни.
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации с использованием справочной и дополнительной литературы и источников Интернета. Отбирать, систематизировать и фиксировать информацию.
Коммуникативные:
Участвуют в диспутах и учатся слушать собеседника
Умение излагать свое мнение





















·
·
·
·
·
·
·
·
·о15