Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс ( по учебнику Кураева А.В.)


Багаевский район станица БагаевскаяМуниципальное бюджетное образовательное учреждение
Багаевская средняя общеобразовательная школа №1
(МБОУ СОШ №1)
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ №1
Приказ от ____________№____
______________О.А.Калинина
печать
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по основам религиозных культур и светской этики
модуль «Основы православной культуры»
для начального образования 4 «А» класса
Количество часов 34
Учитель Евтушенко Елена Владимировна
Программа разработана на основе
Учебник «Основы православной культуры», 4-5 классы, автор Кураев А.В., Самара : Издательство «Просвещение», 2012 год.
Авторской учебной программы комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», А.Я. Данилюк,
«Просвещение», 2012.
Пояснительная записка
1.1 Цель учебного предмета «Основы православной культуры» состоит в том, чтобы помочь воспитаннику российской школы вырасти человеком высоконравственным: добрым и честным, трудолюбивым и ответственным, почтительным к родителям, благодарным учителям и воспитателям, любящим свою Родину, а также стремящимся помогать тем, кто нуждается в помощи, и благожелательно относящимся к людям других национальностей, верований и убеждений. Основные задачи учебного предмета — осуществлять духовно-нравственное воспитание учащихся на основе:
– усвоения ими понятий «священный», «святой», «заветный» («Россия — священная наша держава», «святой долг», «заветные слова»);– привития почтительного отношения к Государственным символам России (Государственному Гербу, Флагу и Гимну);
– ознакомления с важнейшими священными страницами родной истории — Великими Днями Побед, принесшими независимость и славу России (День Победы на Куликовом поле, День Победы в Отечественной войне 1812 года, День Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов и другие);
– привития почтительного отношения к памятникам Великих Побед, священным местам великих сражений;
– ознакомления с именами и подвигами выдающихся правителей Руси (святые князья Владимир Красное Солнышко, Александр Невский, Дмитрий Донской), национальных героев (Минин, Пожарский, Суворов, Кутузов, Ушаков), великих святых Русской Православной Церкви (Сергий Радонежский, Серафим Саровский);
– ознакомления со всемирно известными памятниками православной культуры
России: иконами (Владимирская икона Божией Матери, «Троица» Андрея Рублёва), храмами (Успенский собор Московского Кремля, Храм Христа Спасителя, церковь Георгия Победоносца на Поклонной горе), монастырями (ТроицеСергиева Лавра);– усвоения основных духовно-нравственных принципов, которые отразились в русских летописях, исторических повестях, сказаниях, преданиях, житиях святых, пословицах и поговорках, русских народных сказках, а также выдающихся произведениях русской классической литературы;
– усвоения основных духовно-нравственных понятий: добро, благо, милость, совесть, заповедь, долг, честь, добродетель, а через это — социально значимых добродетелей: благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие, милосердие;– формирования навыков почтительного отношения к родителям, воспитателям, попечителям, учителям, старшим, а также навыков заботы о младших;
– воспитания дружелюбного отношения к одноклассникам, всем учащимся в школе, всем окружающим людям;
– формирования благожелательного отношения к носителям иных религиозных культур, другого мировоззрения.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Преподавание знаний об основах православной культуры призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения. Ознакомление с нравственными идеалами и ценностями православных духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего государства.
Принципы построения учебного предмета «Основы православной культуры»
Концепция духовно-нравственного воспитания российского школьника, положенная в основу настоящей рабочей программы и самого учебного предмета «Основы православной культуры», кратко может быть выражена словами замечательного русского писателя Василия Андреевича Жуковского: «Образование — это воспитание для доброделания». Эти слова стали основным руководящим принципом.
При построении учебного предмета «Основы православной культуры» учитывались также принципы: научность, доступность, культуросообразность.
1. Научность. Изложение всех исторических сведений учебного предмета «Основы православной культуры» имеет прочное основание в отечественной исторической науке, в источниковедении. Благодаря опоре на исторические источники при освещении событий далёкого прошлого у школьника вырабатывается
историзм мышления. Это позволит ему глубже понять величие и трудность пройденного Россией пути, величие Российской державы и родной культуры, а также осознать свою причастность к родной истории и культуре.
2. Доступность. Поскольку данный учебный предмет предназначен для учащихся 4классов, то в нём содержится минимум сведений (дат, имён, событий, терминов, понятий), которые школьникам не были бы уже известны из других учебных предметов.
3. Принцип культуросообразности. Учебный предмет «Основы православной культуры» призван показать российскому школьнику взаимосвязь гражданской и церковной истории России. Попытка изолированного их изучения невозможна без нарушения принципов научности и культуросообразности. Этот принцип призван способствовать осознанию школьниками непреходящей ценности культурно-исторического наследия России, осознанию российской культуры как своей родной культуры, а в дальнейшем и осознанию необходимости сбережения этого великого культурно-исторического наследия.
Нравственное воспитание обучающихся в российской школе будет успешным лишь тогда, когда дети будут не просто знать, но трепетно преклоняться перед такими высокими качествами наших предков, как доброта, честность, верность долгу, мужество, бережное отношение к священным местам, почтение к родителям, бескорыстие, жертвенная любовь к Родине. За последние десятилетия в российской школе накопилось так много проблем в обучении и воспитании, что они, кажется, уже превышают возможности и силы школы и учителей для их исправления. Но составители настоящей программы и учебного пособия для учащихся 4классов по основам православной культуры не акцентировали внимание школьников на отрицательных сторонах жизни человека и общества. Почему? «Зло не исправляется злом, а добром, — говорил Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский. — Как загрязнённую одежду нельзя чисто вымыть грязной водой, так описаниями порока, столь же нечистыми и смрадными, как он сам, нельзя очистить людей от порока. Укажите на тёмный образ порока, не терзая чувства и не оскорбляя вкуса чрезмерным обнажением его гнусностей, а с другой стороны, изобразите добродетель в её неподдельной истине, в её чистом свете, в её непоколебимой твёрдости, в её небесной красоте — тогда можете надеяться, что пленник порока отвратит от него устыжённый взор, придёт к сознанию достоинства добродетели.» Поэтому, преподавая современному школьнику основы нравственной культуры, гораздо важнее раскрыть высокое достоинство и нравственную красоту добродетели, нежели увлекаться бичеванием порока.
В процессе изучения основ православной культуры у школьника формируется умение критически оценивать свои поступки, постепенно складывается потребность руководствоваться в своей жизни лучшими примерами, а также появляется готовность следовать высоким этическим нормам поведения дома, на улице, в школе.
1.2 Нормативные акты и документы, на основании которых разработана программа.
Программа учебного предмета «Основы православной культуры» разработана на основе:
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 №273-Ф3;
Областной закон от 14.11.2013 №26-ЗС «Об образовании в Ростовской области».
Примерная основная общеобразовательная программа начального общего образования, рекомендованная Координационным советом при Департаменте общего образования Минобрнауки России по вопросам организации введения ФГОС (протокол заседания Координационного совета №1 то 27-28 июля 2010 год).
Постаноление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных начального общего, основного общего образования».
Приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
Приказ Минобрнауки РО от 03.06.2010 № 472 «О введении федерального государственного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Ростовской области».
Приказ Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 № 373».
Приказ Минобрнауки России от 22.09.2011 №2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.200 № 373».
Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования Российской федерации от 05.03.2004 №1089».
Приказ Минобрнауки России от 31.01.2012 № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 18.12.2012 № 1060 «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373».
Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Учебный план МБОУ Багаевской СОШ № 1 на 2014-2015 учебный год.
Образовательная программа МБОУ Багаевской СОШ № 1 на 2014-2015 учебный год.
Письмо Минобрнауки России от 09.02.2012 № 102/03 №О введении курса ОРКСЭ с 1 сентября 2012 год».
программы для общеобразовательных учреждений «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики» 2012 года и авторской программы «Основы православной культуры» Кураева А.В.
Настоящая рабочая программа составлена с учётом образовательных запросов учащихся и их родителей (законных представителей), а также выбора ими учебного предмета «Основы православной культуры» — одного из модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
1.3.Место и роль предмета в достижении планируемых результатов.
Планируемые результаты являются основой оценки достижения стандарта по предмету ОРКСЭ.
Под личностными результатами в стандарте понимается: становление самоопределения личности, включая развитие основ гражданской идентичности личности и формирование внутренней позиции школьника;  развитие мотивов и смыслов учебно-образовательной деятельности; развитие системы ценностных ориентаций выпускников начальной школы, в том числе морально-этической ориентации, отражающих их индивидуально-личностные позиции, социальные чувства и личностные качества.
Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных действий включающих три следующих блока:
         Самоопределение – сформированность внутренней позиции школьника – принятие  и освоение новой социальной роли ученика; становление основ гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину. народ, историю и осознание своей этнической принадлежности, развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;
         Смыслообразование – поиск и установление личностного смысла ( т.е. «значение для себя») учения на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того «что я не знаю» и стремления к преодолению этого разрыва;
         Морально-этическая ориентация  - знание основных моральных норм и ориентация на выполнение норм на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации – учёту мотивов, позиций и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении; развитие этических чувств – стыда, вины, совести, как регуляторов морального поведения.Основное содержание оценки личностных результатов строится вокруг оценки:
         сформированности внутренней позиции школьника, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении ученика к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности – уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, в характере учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками и ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания;
         сформированности основ гражданской идентичности – чувство гордости за свою Родину, знание знаменательных для Отечества исторических событий, любовь к родному краю и малой родине, осознание своей национальности, уважение культуры и традиций народов России и мира, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и способности к пониманию чувств других людей и сопереживанию им;         сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;
         сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения успеха, стремления к совершенствованию своих способностей;
         знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений,способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.
По сути, здесь изложена программа гражданского воспитания и развития личности младшего школьника и результаты этого развития должны отслеживаться, как и другие результаты.
Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы деятельности – познавательные, коммуникативные и способы регуляции своей деятельности,включая планирование, контроль и коррекцию.
Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса, то есть всех учебных предметов, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью.
К ним относятся:
         способность принимать и сохранять учебную цель и задачи, самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умене контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;         умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
         умение использовать знако-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
         логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовымпризнакам. Установления аналогий, отнесения к известным понятиям;
         умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем. Принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур.
Под предметными результатами образовательной деятельности понимается освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данного предмета деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.1.4Место учебного модуля «Основы православной культуры» в учебном плане
В год - 34 часа, в неделю - 1 чаc2.2Планируемые результаты освоения учащимися программы по основам православной культуры.
Личностные результаты изучения учебного предмета «Основы православной
культуры» учащимися 4 класса:
– осознание себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства (российская идентичность);
– развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем — осознание ответственности за сохранение культурно-исторического наследия России;
– знание важнейших страниц священной истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России;
– осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;
– умение следить за своими словами и делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;
– настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;
– как результат преданности и уважения к традициям своего народа — уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений.
Метапредметные результаты изучения основ православной культуры учащимися
– развитие познавательной деятельности младшего школьника в гуманитарной сфере;
– любовь к родному языку, родной истории, литературе и культуре;
– умение сравнивать и анализировать документальные и литературные источники;
– умение описывать достопамятные события родного края, школы, семьи.
Предметные результаты изучения основ православной культуры в начальной школе:
– развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с памятниками православной культуры;
– знание достопамятных событий отечественной истории, имён и подвигов величайших просветителей, государственных деятелей, героев и святых людей России;
– умение соотносить имена выдающихся исторических личностей с основными вехами и важнейшими событиями родной истории (к примеру, Александр Невский — Ледовое побоище);
– умение видеть в памятниках письменности и произведениях русской классической литературы славянизмы, их необычные формы и понимать их смысл;
– умение соотносить старый и новый стили (даты юлианского и григорианского календарей), знание причины расхождения этих календарей;
– приобщение к духовно-нравственным ценностям своего народа;
– усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культурой России, имеющей особое значение в истории России, в становлении её духовности и культуры;
– приобретение устойчивых представлений о нравственности и духовности в рамках понятий добро – зло, правда – ложь, свобода и ответственность, совесть и долг;
– формирование потребности в нравственном совершенствовании.
2.1 Содержание учебного предмета
Россия – наша Родина.
Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь, Праздники. Христианская семья и её ценности.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Структура комплексного учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (34 часа)
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)
Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов) Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов) Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)
Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся.
Блок 4 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося и выставить ему итоговую оценку за весь курс.
2.2ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения ОРКСЭ ученик 4 класса должен
Знать/понимать
социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
сущность общества как формы совместной деятельности людей;
особенности православной культуры и особенности других культур и традиций;
Уметь
принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а так же находить средства ее осуществления;
формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата, понимать причины успеха-неуспеха учебной деятельности;
адекватно использовать речевые средства и средства информационно-коммуникационных технологий для решения различных
коммуникативных и познавательных задач;
• слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою
собственную;
• излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
понимания значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
формирования уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
понимания значения истинных ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие.
2.3 Система оценки.
Система оценки безотметочная. По итогам года выставляется зачет\незачёт.
Примерные темы творческих работ:
Темы сочинений:
«Милосердные дела и героические поступки христиан».
«Величественные храмы».
«Прекрасные иконы».
«Молитвы христиан» о себе и других.
«Что такое этика»?
«Как я понимаю золотое правило этики?»
«Возможен ли подвиг в мирное время»?
«Как я понимаю православие».
«Православные святыни».
«Православные праздники».
«Экскурсия в православный храм».
«Значение православной культуры в жизни человека и общества»
Примерные темы исследовательских работ для презентаций:
Как христианство пришло на Русь?
Христианское отношение к природе.
Святые в отношении к животным.
Русские святые-воины. (на примере одного святого: святых благоверных князей Александра Невского, Дмитрия Донского или других)
Христианская семья и её ценности.
Православный календарь, праздники.
Православный храм и другие святыни.
Христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство)
Календарно-тематическое планирование модуля «Основы православной культуры» комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

п/п Тема
урока Кол-во часов Дата Основные виды деятельности
Личностные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД РегулятивныеУУДРоссия – наша Родина 1 05.09 самоопределение и самопознание на основе сравнения «Я» с героями художественных текстов посредством эмоционально-действенной идентификации;
- смыслообразование через ориентацию учащегося в системе личностных смыслов;
- формирование основ гражданской идентичности путем знакомства с культурными и религиозными традициями России и переживания эмоциональной сопричастности достижениям ее граждан;
- формирование эстетических ценностей на основе эстетических критериев;
- формирование действия нравственно-этического оценивания через уточнение нравственных понятий, выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей произведений;
- эмоционально-личностная оценка – умение эмоционально откликаться на содержание курса; умение рефлексировать изменения своего эмоционального состояния в процессе восприятия материала урока;
- умение понимать душевное состояние персонажей текста и умение сопереживать.
ориентирование в учебном пособии (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях), в словаре;
- нахождение ответов на вопросы в тексте, в иллюстрациях;
- умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- вычитывание всех видов текстовой информации: фактуальной, подтекстовой, концептуальной (система взглядов, мыслей, чувств автора);
- владение и использование разных видов чтения: изучающего, ознакомительного, просмотрового, поискового;
- извлечение информации, представленной в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст, иллюстрация, таблица, схема);
- переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, пересказ, иллюстрирование, переконструирование, таблица, схема и др.);
- использование словарей, справочников;
- осуществление анализа объекта с выделением существенных и несущественных признаков.
- прогнозирование содержания урока по его названию и с опорой на предыдущий опыт
- установление причинно-следственных связей.
- осуществление синтеза (составление целого из частей, в том числе с восполнением недостающих компонентов) для понимания смысла и целостного восприятия текста;
- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.
- сопоставление разных точек зрения и разных источников информации по теме;
- подведение под понятия, выведение следствий.
- построение логической цепи рассуждения.
- выдвижение гипотез, их обоснование.
- доказательство.
- постановка и решение проблем (формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера).
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия.
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
- разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация.
- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.
- умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка
-умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
-овладение умением работать в паре, группе;
-умение выполнять различные роли (лидера, исполнителя);
-умение вступать в диалог со сверстниками и взрослыми;
-оформление своих мыслей в устной и письменной форме с учѐтом речевой ситуации;
-восприятие и понимание речи других;
-адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач;
-владение монологической и диалогической формами речи;
-развитие умения понимать контекстную речь на основе воссоздания картины исторических событий и поступков реальных людей и литературных персонажей;
-развитие умения произвольно и выразительно строить контекстную речь с учетом целей коммуникации, особенностей слушателя
-коммуникативно оправданное высказывание и обоснование своей точки зрения в соответствии с моральными нормами и правилами этикета;
-умение слушать и слышать других, способность к принятию иной точки зрения, готовность к коррекции собственной точки зрения. - определение и формирование цели деятельности на уроке с помощью учителя;
- самостоятельное формулирование темы и цели урока;
- овладение навыком работы по предложенному учителем или самостоятельно составленному плану;
- составление плана решения действий на уроке;
- умение высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрациями и текстами учебного пособия;
- корректирование своей деятельности;
- в диалоге с учителем выработка критериев оценки и определение степени успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Культура и религия 1 12.09 Человек и Бог в православии 1 19.09 Православная молитва 1 26.09 Библия и Евангелие 1 03.10 Проповедь Христа 1 10.10 Христос и Его крест 1 17.10 Пасха 1 24.10 Православное учение о человеке 1 31.10 Совесть и раскаяние 1 14.11 Заповеди 1 21.11 Милосердие и сострадание 1 28.11 Золотое правило этики 1 05.12 Храм 1 12.12 Икона 1 19.12 Творческие работы 1 26.12 Подведение итогов 1 09.01 Как христианство пришло на Русь 1 16.01 Подвиг 1 23.01 Заповеди блаженств 1 30.01 Зачем творить добро 1 06.02 Чудо в жизни христианства 1 13.02 Православие о Божьем суде 1 20.02 Таинства Причастия 1 27.02 Монастырь 1 06.03 Отношение христианина к природе 1 13.03 Православная семья 1 03.04 Защита Отечества 1 10.04 Христианин в труде 1 17.04 Любовь и уважение к Отечеству 1 24.04 31- 32 Подготовка творческих проектов 2 08.05 33 Подготовка творческих проектов 1 15.05 34 Выступление учащихся с творческими работами 1 22.05
Описание учебно – методического и материально – технического обеспечения образовательного процесса.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
Оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.;
технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе)
классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
демонстрационное оборудование:компьютер, мультипроектор, экспозиционный экран;
экранно-звуковые пособия: электронное пособие к модулю курса «Основы религиозных культур и светской этики»;
дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;
библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Учебно-методические комплект:
Авторская учебная программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», А.Я. Данилюк, «Просвещение», 2012.
Учебник «Основы православной культуры», 4-5 классы, автор Кураев А.В.,
электронное приложение к учебнику А.В. Кураева
Книга для учителя, М., «Просвещение», 2012,
Книга для родителей, Справочные материалы для общеобразовательных учреждений,
нормативные документы, регламентирующие взаимоотношения государства и религиозных организаций, а также отражающие правовые основы изучения в учреждениях системы общего образования основ религиозных культур и светской этики;
печатные пособия, в т.ч. картографические издания, иллюстративные материалы, включая портреты выдающихся людей России.
Библиотека нравственного воспитания. Хрестоматия для внеклассного чтения. 4 класс. Составители: Егорова Г.И., Тумаланова Ю.В., Москва, Самшит – издат.
Книги для развития детей. Под общей редакцией И.А.Кузьмина. – Москва: Издательский дом «Истоки»
Интернет-ресурсы:
Федеральный     центр    информационно-образовательных    ресурсов http/fcior.edu.ru;
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http://school-collection.edu.ru.
Дополнительные материалы по вопросам преподавания религиозных культур, этики, сравнительного религиоведения на тематических интернет-сайтах:
Электронная гуманитарная библиотека - www.gumfak.ru:
Государственный музей истории религии - www.gmir.ru.
Информация о религиозных организациях, по участию религиозных организаций в реализации ОРКСЭ размещена на следующих интернет-ресурсах:
http://www.patriarchia.ru/ Официальный сайт Русской Православной Церкви (Московский Патриархат), http://www.otdelro.ru/ Отдел религиозного образования и катехизации РПЦ;
Внесение изменений в программу.
Дата планируемого урока Тема уроков Дата фактического урока
01.05. Подготовка творческих проектов 08.05.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
Методического совета
МБОУ СОШ №1
От ______2014 №______
___________ ___________
Подпись руководителя МС
Сусименко Л.В.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_________Мулько Г.В.
____ __________20 14 г года