Проблемные вопросы к учебнику ОПК ОРКСЭ А.Кураева

Проблемные вопросы в учебнике ОПК А.Кураева (УМК «Просвещение»)
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. (1 час)
Урок 1. Россия  наша Родина.
Зачем нужно быть патриотом?
Примерные варианты ответов: Чтобы наша Родина не становилась слабее, сохраняла свою уникальность, красоту, добро На патриотах держится страна.

Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов)

Урок 2. Православие и культура.
Проблемный вопрос заложен в самом учебнике: с.7, вопрос 4: Какие черты русской православной культуры 17в., так поразившие арабского путешественника, живы до сих пор? Какие не встретишь? Хорошо ли это?
Ситуация: 350 лет арабский путешественник Павел Алеппский так написал о Руси: «В праздничные дни все поспешают в церковь, нарядившись в лучшие свои одежды, особенно женщины На Пасху все целуются, говоря «Христос воскресе!». Люди молятся в храмах по шесть часов. Все это время они стоят на ногах Какая выносливость! Несомненно, все они святые! Все винные лавки остаются закрытыми с субботы до понедельника. Так же делается и во время больших праздников. По отчеству зовут даже крестьян».
Варианты ответов: Люди столько не молятся (это очень трудно). Люди в праздники не пьют вино (это полезно).

Урок 3. Отношения Бога и человека в православии.
Вопрос из учебника: с.11, вопрос 2: Почему православные люди сравнивают любовь Бога к человеку с любовью отца к детям своим?
Варианты ответов: Потому что так проще понять отношения человека и Бога - Он нам как отец, поэтому желает только добра.

Урок 4. Православная молитва.
Как вы думаете, зачем православным людям Бог посылает больше испытаний и трудностей?
Ответ: Трудности – как тренировка, закаляют человека, делают его сильнее, помогают чаще обращаться к Богу за помощью, молиться.

Урок 5. Библия и Евангелие.
Как вы думаете, почему христиане читают Евангелие каждый день?
Ответ: в этой главной книге христиан Бог дает ответы на разные трудные вопросы, само чтение книги укрепляет христиан, потому что в ней – благодать Божия (добрый дар).

Урок 6. Проповедь Христа.
О чем бы вы спросили Христа, если бы оказались среди слушателей Нагорной проповеди?

Урок 7. Христос и Его Крест.
1) Смогли ли бы взять на себя вину другого человека? Было ли у вас такое?
2) Очень трудный вопрос: Как вы думаете, можно ли было Христу обойтись без страдания, спасая человека? Почему Он Сам решил пройти через все страдания? Ответ: Он хотел испытать все Сам, по другому было нельзя.

Урок 8. Пасха.
Что бы ушло из вашей жизни, если бы не было Пасхи?
Варианты ответа: куличи, крашеные яйца, возможность позвонить в колокол
(озвучить возможный ответ христианина: не было бы возможности спастись, попасть в Царство Небесное).

Урок 9. Православное учение о человеке.
Вопрос из учебника: с.35: Как вы думаете, какие именно мысли надо отгонять от себя подальше и почему?
Ответ: Злые, жадные, любые недобрые, потому что они пачкают душу.

Урок 10. Добро и зло. Совесть.
Вопрос из учебника, с.39: Объясните полушуточное определение человека: «Человек – это такое животное, которое умеет краснеть».
Ответ: животные не умеют краснеть, хотя иногда тоже чувствуют стыд, например, когда подросший щенок сделает дома лужу. А если человек перестает краснеть, если ему не стыдно при плохих поступках, то он уже не настоящий человек.

Урок 11. Заповеди.
Вопрос из учебника, с.41: Есть ли связь между словами «заповедь», «заповедник», «заповедный». Какая? Объясните.
Вариант ответа: Общее в этих словах – «то, что нужно хранить, оберегать». Заповеди очень важны для христианина, это ему заповедано Богом. По ним Бог видит, нужен ли Он человеку, хочет ли человек жить с Богом, что для этого делает.

Урок 12. Милосердие.
Почему для христианина милосердие – путь к Богу?
Ответ: Потому, что делая добро другим, человек сам становится добрее, лучше. Таким его хочет видеть Бог, такие живут в Его Царстве.

Урок 13. Золотое правило этики.
Почему нам трудно не осуждать других?
Ответ: Мы так устроены, все плохое нам делать легко, все хорошее требует наших усилий.
Далее вопрос из учебника, с.47: Как беречься от осуждения других? Придумайте свое правило.

Урок 14. Храм.
Зачем в Храме нужно соблюдать особые правила?
Ответ: чтобы понимать, что в Православии есть некоторые запреты, ограничения, что не все можно делать так, как хочется, а надо слушаться.

Урок 15. Икона.
Почему так много икон Богородицы?
Ответ: Потому что люди Ее очень любят, хотят иметь Ее изображения. И это еще милость Божия, потому что каждая икона помогает людям.

Урок 16. Зачетные задания.
Урок 17. Обобщающий урок.

Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов).
Урок 18. Как христианство пришло на Русь.
Вопрос из учебника, с.61: Подумайте, как изменилась жизнь киевлян после крещения. Ответ: они перестали приносить людей и животных в жертву, стали стараться жить лучше, не делать другим зла, прощать обиды.

Урок 19. Подвиг Христианское отношение к природе
Прочитайте, что сказано о подвижнике в учебнике: «Подвижник избирает самое главное и самое святое в своей жизни и все остальное соотносит с этой своей святыней. Его жизнь становится цельной: все ражи главного». Слова «подвиг» или «подвижник» имеют между собой много общего. Подумайте, что общего?
Ответ: движение. У подвижника это движение к святости - к Богу. Это тоже подвиг – побеждать в себе плохие привычки.

Урок 20. Заповеди блаженств
Как вы поняли: почему нищие духом приятны Богу?
Ответ: Потому что у них есть смирение, они понимают, что сами, без Бога – ничего хорошего не сделают. Бог им нужен, и это Ему важно.

Урок 21. Зачем творить добро?
Ответ на сам вопрос урока.
Возможные варианты: чтобы сделать приятное Богу, это нужно для спасения, это делает человека лучше, мир становится добрее.

Урок 22. Чудо в жизни христианина
Вопрос из учебника, с.71: Как связаны вера и верность?
Ответ: если кому-то веришь, то будешь стараться быть ему верным. Что значит быть верным – не предавать, не выдавать секретов, не говорить о нем плохое и пр.

Урок 23. Православие о Божием суде
Почему говорят, что христианин каждый день пишет себе приговор (приговор – решение о наказании)?
Ответ: Потому что человек всегда совершает поступки - дела добрые или злые. Христианину за них нужно перед Богом давать ответ – идти к Нему на Суд в конце жизни.

Урок 24. Таинство Причастия
В слове «Причастие» есть слово «часть». Почему это важно?
Ответ: потому что причаститься – стать при-част-ным Богу, соединиться с Ним. Он будет помогать христианину изменять себя в лучшую сторону.

Урок 25. Монастырь
Почему люди уходят жить в монастыри, становятся монахами?
Ответ: Чтобы быть ближе к Богу, там собираются все, кому дорог Бог, вместе всегда легче.

Урок 26. Отношение христианина к природе
Почему человека называют «царем природы»? Что это значит?
Ответ: То, что он - как царь - должен заботиться о природе, как о своем царстве: любить, хранить порядок, помогатьДля христиан – это одна первых заповедей, которые Бог дал человеку еще в Раю.

Урок 27. Христианская семья
Назовите традиции семьи (собираться по праздниками всем вместе, делать какие-то дела вместе, обсуждать проблемы, путешествовать и отдыхать вместе). Зачем семье традиции?
Ответ: Они скрепляют семью с ее прошлым (предками), настоящим и будущим (потомками), помогают чувствовать себя членом семьи, делают семью дружнее.

Урок 28. Защита Отечества
Бывает ли война справедливой? Приведите примеры.
Ответ: Да, например, защита страны от напавших врагов (Отечественная война 1812г., Великая Отечественная война).

Урок 29. Христианин в труде
1) Прочему пост - это труд?
Ответ: Потому, что надо совершать усилия на собой – стараться не делать злого, не обижать людей.
2) Вопрос из учебника, с.93: Какой труд вреден для человека? Почему?
Ответ: тот, который только делает его богаче, если он не думает о других людях, а только о себе; если труд приносит другим горе.

Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России. 
Урок 30. Любовь и уважение к Отечеству.
Один умный человек сказал, что патриотизм любовь к Родине) оказывается не словом, а делом (В.Г.Белинский). А как школьники могут показать свою любовь к Родине?
Ответ: хорошо учиться, чтобы стать настоящими россиянами, стараться не ругаться, не обижать других, не мусорить на улицах

Урок 31. Подготовка творческих проектов.
Урок 32-3. Выступление обучающихся со своими творческими работами
Урок 34. Итоговое занятие «Диалог культур народов России»
Заголовок 115