Статья Занятие в СМГ как средство повышения физической активности учащихся с ослабленным здоровьем


Занятия в специальной медицинской группе как средство повышения физической активности учащихся с ослабленным здоровьем.
Домрачева Маргарита Михайловна – учитель физической культуры
Докукина Любовь Николаевна - учитель физической культуры
МБОУ «СОШ №11 с углубленным изучением отдельных предметов ЗМР РТ»
г.Зеленодольск, Республика Татарстан
"Classes in special medical group as a means of increasing physical activity of students with poor health"
Domracheva M.M., Dokukina L.N.
e-mail: margo_2150@mail.ru
Аннотация: в статье рассмотривается влияние движения на развитие детей с ослабленным здоровьем
Ключевые слова: физическая культура, движение, спецмедгруппаВ сохранении и укреплении здоровья важную роль играют правильное сочетание труда и отдыха. Рациональное питание, закаливание организма и физическая культура являются мощными оздоровительными факторами.
Движение – это жизнь. Гиподинамия – враг здоровья. Гиподинамия представляет собой особое состояние организма, вызванное длительным ограничением мышечной деятельности, и в сочетании с другими факторами, может привести к возникновению болезненного состояния и некоторых заболеваний. Аристотель сказал: «Ничто так сильно не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие».
Движение – это признак полноценной жизни в любом возрасте. Развитие организма немыслимо без движений, игр, физических нагрузок. Поэтому занятие физкультурой следует считать необходимым условием для правильного развития растущего организма ребёнка. Физические движения оказывают положительное влияние на организм и вызывают изменения со стороны всех органов и систем, повышая их функциональные возможности.
Особое значение приобретает занятие физкультурой для тех детей, кто в связи с перенесёнными заболеваниями не может в полной мере заниматься на уроках физкультуры. Они надолго лишены активных занятий физкультурой, а в лучшем случае, получают небольшую нагрузку.
Такие учащиеся занимаются по специально разработанным программам.
Исходя из условий и возможностей образовательного учреждения группы комплектуются по полу и возрасту с учетом характера заболевания.
Комплектование спецмедгруппы осуществляется на основе учёта состояния здоровья, показателей физической подготовки и функционального исследования, проводимого в апреле – мае текущего года. Наполняемость групп не менее 10 человек.
Основная форма физического воспитания учащихся спецмедгруппы – это уроки. Уроки дополняются системой домашних заданий, физкультминуток, проведением спортивно – массовых мероприятий.
Занятия должны иметь оздоровительную направленность, носить тренирующий характер, чтобы обеспечить постоянный рост адаптации организма к нагрузкам. Организация и проведение занятий в спецмедгруппе всегда представляет сложность, так как необходимо объединить разрозненные группы учащихся, отличающихся по возрасту, полу, характеру заболевания, функциональным параметрам занимающихся.
Целесообразно разделить занимающихся в спецмедгруппе на подгруппы «А» и «Б». Подгруппа «А» (3-я группа здоровья) – дети, имеющие отклонения в состоянии здоровья обратимого характера, ослабленные различными заболеваниями. Таких детей большинство. Для подгруппы «А» нагрузки постепенно возрастают и по интенсивности и по объёму, согласно адаптационным и функциональным возможностям организма.
Подгруппа «А» формируется без учёта диагнозов по возрастному принципу: 7–11 лет, 12–14 лет, 15–17 лет. Занятия проводятся 3 раза в неделю.
Подгруппа «Б» (4-я группа здоровья) – дети, с тяжелыми необратимыми изменениями органов и систем – органические повреждения сердечно - сосудистой, мочевыделительной системы, печени, высокая степень нарушения коррекции зрения и т.д. Эта группа формируется по диагнозам, поэтому физические упражнения подбираются в комплексы, которые направлены на лечение основного заболевания.
Основными задачами физического воспитания учащихся спецмедгруппы являются:
1. Укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и закаливанию организма.
2. Освоение основных двигательных умений и навыков.
3. Повышение функционального уровня органов и систем, ослабленных болезнью. Повышение защитных сил организма и его сопротивляемости.
4. Разъяснение основ здорового образа жизни: соблюдение правил личной гигиены, рационального режима труда и отдыха, полноценного и рационального питания.
5. Воспитание волевых качеств, а также воспитание интереса и привычки к самостоятельным занятиям физической культурой
-обучение способам самоконтроля при выполнении физических нагрузок;
- овладение комплексами упражнений, благоприятно воздействующими на состояние организма учащегося, с учётом имеющегося у него заболевания.
Перед началом занятий в спец. мед. группе, учитель обязан познакомиться с диагнозом и результатами врачебного обследования учащихся. Необходимо знать заключение врача: основной диагноз, стадию болезни, а также сопутствующие заболевания и оценку общего функционального состояния организма каждого учащегося. Учитывая методические рекомендации и противопоказания, записанные в заключении.
В начале учебного года все занимающиеся в спецмедгруппе проходят этап первичной адаптации. Значительное место отводится общеразвивающим упражнениям. Нагрузка регулируется за счёт темпа выполнения упражнений, амплитуды движений, за счёт использования гимнастических снарядов и выбора исходного положения.
На первом этапе занятий следует ограничить упражнения со сложной координацией, с длительным натуживанием. На следующих этапах занятий следует вводить упражнения с гимнастическими палками, мячами, на гимнастической стенке танцевальные и игровые элементы. Интенсивность занятий должна регулироваться дыхательными упражнениями и упражнениями на расслабление. Одновременно развиваются такие качества как выносливость, координированность, ловкость, быстрота и гибкость. Средствами для развития этих качеств являются: циклические виды спорта - ходьба на лыжах, плавание; подвижные игры – волейбол, баскетбол, настольный теннис, бадминтон. К урокам лыжной подготовки допускаются дети, не отстраненные по состоянию здоровья от занятий зимними видами спорта.
С начала занятий следует учить детей правилам самоконтроля и рекомендовать им вести дневник самоконтроля. Занятия в спецмедгруппе проводить под регулярным медицинским наблюдением.
В зависимости от местных условий, наличия и состояния учебно-материальной базы, а главное особенностей контингента учащихся, можно добиться значительных результатов.
Контроль и оценка стимулирует стремление учащихся к совершенствованию, повышает их активность на занятиях. При этом, оценивая достижения учащихся, следует учитывать индивидуальные особенности в развитии двигательных способностей. Контроль физической подготовленности учащихся следует проводить два раза в год: в сентябре-октябре и в апреле - мае.
Процесс восстановления идёт медленнее у не занимающихся, а у занимающихся детей быстрее. Понятно, что чем меньше времени потребуется на восстановление систем организма, тем лучше.
Из всего выше сказанного, следует, что на учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, рекомендованные систематические занятия физическими упражнениями, оказывают благотворное воздействие.