Методика проведения занятий по физической культуре с учащимися 10-11 классов с ослабленным здоровьем


Фрунзенская сш




Методика проведения занятий по физической культуре с учащимися 10–11-х классов с ослабленным здоровьем (подготовительная группа)

Составитель:
На протяжении всей истории нашей страны правительство уделяло и уделяет большое внимание охране здоровья подрастающего поколения, гармоничном развитии личности, повышению массовости физической культуры и спорта. В последнее время внимание широких слоев общественности приковано к обсуждению реформы общеобразовательной и профессиональной школы. Наше общество должно быть заинтересовано в том, чтобы молодое поколение росло физически развитым, здоровым, жизнерадостным, готовым к защите Родины. Поэтому, нужно организовывать ежедневные занятия всех учащихся физической культурой на уроках, во внеучебное время, в спортивных секциях, создавать для этого необходимые условия. Надо поставить вопрос так, чтобы каждый ученик смолоду заботился о своем физическом совершенствовании, обладал знаниями в области гигиены и медицинской помощи, вел здоровый образ жизни.
Однако, практика показывает, что существенного улучшения здоровья и физического развития не отмечается. Среди учащейся молодежи велик процент с неудовлетворительным состоянием здоровья, избыточной массой тела, предрасположенностью к частым заболеваниям, нарушениями осанки и опорно-двигательного аппарата, нервно-психическими отклонениями, кардиологическими, нарушениями зрения. Растущий организм особенно нуждается в мышечной деятельности, поэтому недостаточная двигательная активность может привести к развитию целого ряда заболеваний. В особо неблагоприятном положении оказываются подростки, перенесшие какое-либо заболевание. Они надолго оказываются лишенными активных занятий физкультурой или получают недостаточную нагрузку. Между тем, весь уровень современных знаний свидетельствует о том, что таким ученикам особенно необходима двигательная активность, причем не только в образовательных, но и в лечебно-профилактических целях.
Отрицательное влияние дефицита в двигательном режиме подростков усугубляется явлением акселерации, свойственным этому возрасту. Возникают “ножницы” между физическим развитием и физической подготовленностью, что выявляется, в частности, при призыве на военную службу.
1. МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В последние годы все больше школьников имеют определенные отклонения в физическом развитии. Для того, чтобы правильно выбрать начальную физическую нагрузку на уроке, необходимо определить степень физического развития, подготовленности, функционального состояния и адаптации организма к мышечной деятельности.
Для определения физического развития проводят антропометрические измерения. В практической работе наиболее важными показателями являются: вес, рост, жизненный индекс, по которому можно судить о гармоничности физического развития и степени избыточного веса. Соотношение веса и роста указаны в таблице 1 (приложение 1).
В качестве показателей физической подготовленности могут быть использованы функциональные пробы и тесты., например тест Купера. Тесная взаимосвязь между сердечно-сосудистой и дыхательной системами с одной стороны, и физической работоспособностью организма с другой, позволяют использовать ряд показателей кровообращения и дыхания в условиях напряжения этих систем для оценки адаптации организма к мышечной работе. Наиболее ценны в диагностическом отношении для оценки функционального состояния организма – приседания за 30 секунд. По изменению ЧСС можно судить о приспособляемости аппарата кровообращения к заданной нагрузке. Нормальной реакцией на пробу с 20 приседаниями за 30 секунд считается учащение пульса в пределах 60-80% от исходной величины. Функциональное состояние сердечно-сосудистой и вегетативной нервной систем определяется с помощью ортостатической пробы. Разница между показателями ЧСС в горизонтальном и вертикальном положениях не должна превышать 20 ударов в минуту. Выраженное покраснение или побледнение лица, одышка, значительное потоотделение, дрожание рук также свидетельствует о неблагоприятной реакции на нагрузку.
3. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ С УЧАЩИМИСЯ С ОСЛАБЛЕННЫМ ЗДОРОВЬЕМ
Основная опасность, которая может помешать эффективному использованию физических упражнений на первом этапе занятий, заключается в перегрузке слабо - подготовленных и ослабленных детей. С этой целью обычно определяют интенсивность нагрузок, исходя из состояния наиболее слабой стороны в физическом развитии и физической подготовленности. Особого внимания заслуживает сердце. Аппарат кровообращения и дыхания, которые после перенесенного заболевания надолго становятся уязвимыми.
Исключительно важно применение в начальном этапе занятий физическими упражнениями активного отдыха в виде чередования работы мышц. Активный отдых, способствующий ускоренному восстановлению реакций кровообращения и дыхания после физических нагрузок, целесообразно осуществлять в форме включения кратковременных (10-15 сек) упражнений для других мышечных групп. В первоначальном периоде обучения основным направлением является постепенное повышение общей работоспособности, физического развития и защитных сил организма, его сопротивляемости по отношению к неблагоприятным факторам окружающей среды и на этом “фоне” развитие у школьников основных физических качеств, а также двигательных умений и навыков, необходимых в будущей профессиональной деятельности.
После определения физического развития и физической работоспособности каждого учащегося, необходимо “разбить” учебную группу на подгруппы в соответствии с их подготовленностью. И для каждой подгруппы определить интенсивность первого и последующих уроков. На занятиях целесообразно придерживаться общепринятой структуры занятий по физическому воспитанию. Однако, в его организации и методике проведения есть особенность: в начале подготовительной части необходимо сделать подсчет ЧСС и дыхательные упражнения. С целью контроля за правильным распределением нагрузки, на первом же занятии надо научить измерять частоту пульса (за 10 сек). Такой подсчет проводят 4 раза в каждом занятии: до урока, в первую минуту, в середине основной части и через 5 минут восстановительного периода.
Задачей подготовительной части урока является подготовка организма к выполнению основной работы, поэтому ее длительность и интенсивность не должны переходить границ функциональных возможностей организма занимающихся. Длительность этой части зависит от контингента ,их физической подготовленности и задач, стоящих перед уроком.
Основная часть урока предусматривает изучение нового, повторение и закрепление пройденного, решает основную задачу урока: развитие и совершенствование у школьников двигательных умений и навыков, основных физических качеств. Учебный материал надо расположить таким образом, чтобы обучение новому упражнению проходило в первый период основной части, а затем идет повтор ранее изученных упражнений, особенно это касается упражнений, требующих точности повторения, упражнения с напряжением должны чередоваться с упражнениями на расслабление и дыхание. Игры, эстафеты лучше проводить в конце основной части. Задача заключительной части привести организм в относительно спокойное состояние, снять нервное возбуждение, восстановить дыхание, можно включить упражнения на внимание.
В конце урока необходимо подвести итоги, проанализировать успехи и неудачи каждого ученика и обязательно дать задание на дом. На занятиях с учащимися с ослабленным здоровьем большое значение имеют наблюдения преподавателя за внешними проявлениями реакции организма занимающегося, по которым он может индивидуально дифференцировать мышечную нагрузку. Степень утомления по внешним признакам видна в таблице 2 (приложение 2).
4. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Физическое воспитание учащихся проводится на протяжении всего периода обучения и осуществляется в следующих формах:
учебные занятия по учебному расписанию
самостоятельные занятия
физические упражнения в режиме учебного дня
массовые оздоровительные, физкультурные и туристские мероприятия.
Основной формой организации физического воспитания является урок, где преподаватель в наибольшей степени реализует весь комплекс задач. Особое значение групповых учебных занятий определяется их исключительно высокими возможностями как средства воспитания, оздоровления и обучения. На учебных занятиях применяют наиболее интенсивные физические нагрузки и обеспечивают комплексное использование средств физической культуры. Проводимые под непосредственным контролем преподавателя учебные занятия играют роль своеобразного “эталона” в определении максимально допустимой интенсивности и других особенностей физических нагрузок.
Необходимой составной частью процесса физического воспитания и оздоровления учащихся подготовительной группы являются самостоятельные занятия, так как урок не может обеспечить решения всех задач, стоящих перед физическим воспитанием. Однако, отношение большинства ребят к таким занятиям, оставляет желать лучшего. И именно учитель должен пробудить у школьников заинтересованность в таких занятиях, в том числе, и личным примером. Домашние упражнения, относящиеся к самостоятельным заданиям, решают следующие цели: самостоятельная работа по формированию предусмотренных программой двигательных навыков и умений, коррекция некоторых нарушений осанки, улучшение слабых сторон в физическом развитии, совершенствование навыков произвольного управления дыханием, освоение навыков самоконтроля за реакциями организма на физические нагрузки. В процессе самоконтроля учащиеся регистрируют субъективные и объективные показатели физического развития, закаливания, способные существенно улучшить состояние ослабленного заболеванием организма.
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что при любом заболевании, при любом отклонении в физическом развитии могут быть найдены специальные средства и методы для занятий физическими упражнениями. При использовании которых, необходимо дифференцировать величину функционального напряжения, приходящегося в процессе применения различных форм физического воспитания на отдельные органы и системы. Специальные физические упражнения могут в одних случаях снизить величину нагрузки на ослабленный орган или систему, а в других – оказать противоположное действие. Для достижения максимального оздоровительного и воспитательного результата необходимо комплексно использовать различные средства, методы и организационные формы занятий. Чем больше комплекс используемых средств, тем эффективнее процесс физического воспитания.



Приложение 1
Рост (см)
Вес (кг)


мальчики
девочки


Узкая грудная клетка
Нормальная грудная клетка
Широкая грудная клетка
Узкая грудная клетка
Нормальная грудная клетка
Широкая грудная клетка

150
44,5
51,0
58,5
43,0
47,5
55,5

155
48,7
54,7
63,0
46,6
51,2
59,0

160
52,8
58,4
67,4
50,2
54,3
62,4

165
57,0
62,1
71,8
53,8
58,5
65,9

170
61,1
65,8
76,3
57,4
62,1
69,3

180
69,4
73,2
85,2
64,6
69,4
76,2

190
77,7
80,6
94,1
71,8
76,7
83,1

Приложение 2
Наблюдаемые признаки
Признаки утомления


Значительная
Резкая

Общий вид
-угнетенный общий вид
-небрежная осанка при сидении
-туловище согнуто, голова опущена
-дрожание конечностей

Дыхание
-учащенное
-одышка

Потливость
-большая потливость
- сильно выраженная головы, туловища

Движения
-вялые, нарушается их точность и ритмичность
- неуверенный шаг, покачивание на ходу, беспорядочные движения

Окраска лица
-покраснение, но скоро проходящее
-сильное покраснение, стойкое
-сильное побледнение

Мимика лица
-веки опущены, взгляд вялый, ноздри сжаты, нижняя губа опущена
-глаза полузакрыты, судорожное состояние мышц рта.

Голос
-вялый, звуки низкие
-прерывающийся голос

Самочувствие
-потеря желания к занятию, жалобы на усталость, сердцебиение, одышка
жалобы на головную боль и тошноту, сонливость



















13 PAGE \* MERGEFORMAT 14915



13 PAGE \* MERGEFORMAT 14915



15