Конспект выступлениия на школьном методоческом объединении ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ


  Московская область, Город Люберцы ,МОУ лицей №4
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ  В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ.
Подготовил:
Пащенко Роман Борисович
Учитель Физической Культуры
2015 г.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ  В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ.
              I.   Актуальность проблемы
Состояние здоровья школьников – важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее.   Согласно усредненным данным, полученным разными специалистами в последние годы, практически здоровыми можно признать не более 10% нынешних школьников. Наиболее частые патологии у школьников  - нарушение остроты зрения, патология опорно-двигательного аппарата (нарушения осанки и искривление позвоночника), заболевания сердечно-сосудистой системы, пищеварительной системы, аллергические проявления.  Особое место занимают заболевания нервной системы и психической сферы.
    К важнейшим причинам неблагополучного здоровья учащихся относятся:
 - стрессогенные технологии проведения урока и оценивания знаний учащихся; 
- недостаток физической  активности учащихся, приводящий к гиподинамии и другим нарушениям здоровья школьников;                  
- чрезмерная  интенсификация образовательного процесса;                                                                          - невозможность многих учителей в условиях современной организации образовательного процесса реализовать индивидуальный подход к учащимся с учетом их психологических, физиологических особенностей и состояния здоровья;                                                                                       
-  несоблюдение элементарных гигиенических и физиологических требований к организации учебного процесса;                                                                                                                                      
- недостаточный уровень гигиенических и психологических знаний педагогов;                                                        
  - низкий,  слабо формируемый школой уровень культуры здоровья учащихся и их родителей.
    Здоровьесберегающая педагогика не является альтернативной всем другим педагогическим системам и подходам. Ёе главная особенность - приоритет здоровья, то есть грамотная забота о здоровье как обязательном условии образовательного процесса. 
      П р и н ц и п ы    здоровьесберегающей  педагогики:                                                                         
 -  « не навреди»;  
 -  приоритет  действенной заботы о здоровье учащихся ( предполагает, что все происходящее в образовательном учреждении должно оцениваться с позиции влияния на психофизиологическое состояние и здоровье учащихся);                                                                            
-  триединое представление о здоровье ( единство физического, психического и духовного здоровья);                                                                                                                                                    
 -  непрерывность и преемственность;                                                                                                            
-  субъект- субъективные взаимоотношения с учащимися ( связь главной задачи школы с заботой о здоровье: включение вопросов здоровья в содержание программ, обеспечение здоровьесберегающего характера проведения процесса обучения);                                                                                      
     На уроках физической культуры мы можем решить проблему организации физической активности учащихся, профилактику гиподинамии. Поддержание и укрепление физического здоровья напрямую связано с их двигательной активностью. Учебные нагрузки школьников заставляют их часами просиживать над тетрадями и книгами, процесс интенсификации обучения, увлечение компьютерными играми, Интернетом и видеофильмами, недостаток возможностей для занятий физкультурой и спортом – главные причины малоподвижного образа жизни, распространения   гиподинамии.  Это приводит к задержке роста и развития, снижению адаптационных возможностей организма школьников, общему ухудшению состояния здоровья.
             Пути   решения   проблемы :
Увеличение количества уроков физической культуры (как минимум 3 часа в неделю). 
  Изменение содержание уроков физкультуры (каждый урок должен стать новой «тропинкой здоровья»).                                                                                                                                  
    Использование между уроками малых форм физической активности учащихся (физкультминутки,  физкультпаузы и др.)                                                                                                
  Проведение специальных физкультурных занятий для детей с ограничениями по здоровью.                                                                                                                                                       
Коррекция педагогических технологий, способствующих формированию у школьников гиподинамии и мышечных зажимов (взаимодействие учителей физической культуры и учителей предметников).                                                                                                                        
Предоставление школьникам возможности заниматься в спортзале и на  спортплощадках во внеурочное время.
     Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, выделяются несколько групп, отличающихся разными подходами к охране здоровья и, соответственно, разными методами и формами работы. Учителям физической культуры близки будутфизкультурно-оздоровительные технологии. Они направлены на физическое развитие учащихся. К ним относятся: закаливание,  тренировка силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека  от  физически слабого.
    По характеру действия различают следующие технологии:                                                          Стимулирующие.  Они позволяют активизировать собственные силы организма, использовать его ресурсы для выхода  из нежелательного состояния. Примерами могут быть – температурное закаливание, физические нагрузки.                                                              
Защитно-профилактические.  Это выполнение санитарно-гигиенических норм и требований. Ограничение предельной нагрузки, исключающей переутомление. Использование страховочных средств и защитных приспособлений в спортзалах, исключающих  травматизма. И т.п.                                                                                                                              
 Компенсаторно-нейтрализующие технологии. Это физкультминутки, физкультпаузы, которые в какой-то мере нейтрализуют неблагоприятное воздействие статичности уроков.   Информационно-обучающие технологии. Обеспечивают учащимся уровень грамотности, необходимый для эффективной заботы о здоровье.  
                                     II.Гигиенические условия
                                    обеспечения учебного процесса
 Обеспечение оптимальных условий в школе – важный элемент здоровьесберегающих технологий.
    В обязанности педагога входит умение и готовность видеть и определять явные нарушения гигиенических условий проведения урока физической культуры. Установлено, что оптимизация санитарно-гигиенических условий способствует улучшению здоровья на 11%.
    Учитель физической культуры должен:                                                                                                                                  -  осуществлять контроль за состоянием рабочих мест, учебного оборудования, наглядных пособий, спортивного инвентаря;                                                                                                                                     -  не допускать проведения учебных занятий, работы кружков и секций в необорудованных для этих целей и не принятых в эксплуатацию помещениях;                                                                        -  контролировать оснащение спортивного зала, освещение, наличие аптечки;                                            -  перед началом занятий провести тщательную проверку места проведения занятия, убедиться в исправности инвентаря, надежности установки и крепления оборудования.
              
Санитарно-гигиенические требования к спортивным залам
 - Количество мест  в  спортивном зале во время проведения занятий должно устанавливаться из расчета 0,7 м    на одного учащегося.    
 -  Полы должны быть упругими, без щелей, иметь ровную, горизонтальную, нескользкую поверхность.
 - Полы к началу занятий должны быть сухими и чистыми. Влажная уборка должна проводиться через  2часа занятий.  
 - Стены должны быть ровными и гладкими, окраска должна быть устойчива к ударам мяча.
 -  Потолок зала должен иметь не осыпающуюся окраску.                                                                                  
 -  Освещенность должна быть не менее величин: 200-300лк.
В качестве источника света должны быть использованы светильники люминесцентные, либо светильники с лампами накаливания полностью отражённого светораспределения.
 -  Вентиляция должна осуществляться естественным сквозным способом.                                                                      
 -  Управление освещением должно обеспечивать возможность частичного отключения осветительной установки.
 - На всех штепсельных розетках должны быть установлены предохранительные заглушки.
 -   В помещении на видном месте должен быть план эвакуации.
 -   В спортивном зале должно быть не менее 2 выхода.
                                Санитарно- гигиенические требования    к открытым спортивным площадкам
   -  Должны располагаться на расстоянии не менее 10м от учебных корпусов.
 -  Площадки должны быть ровными, установленных размеров, твердыми.
 - Беговые дорожки должны быть  специально оборудованы,  ровные,  нескользкие продолжаться  не менее 15м после финиша.
 -  Прыжковые ямы должны быть заполнены взрыхлённым песком на глубину 20-40м.  
     Песок должен быть чистым.
 -  Места для метаний располагаются в хорошо просматриваемом месте, на значительном расстоянии от общественных мест. Длина сектора должна быть не менее 60-70
                           
Санитарно-гигиенические требования  к инвентарю и оборудованию
 - Все спортивные снаряды и оборудование, установленные в местах занятий, должны находиться в полной исправности.
 - Гимнастические снаряды не должны иметь в узлах и сочленениях люфтов, качаний, прогибов, детали крепления должны быть надежно зафиксированы.
 - Жерди брусьев каждый раз перед началом занятий должны ремонтироваться по всей длине. При трещине жердь необходимо заменить.
 - Гриф перекладины перед выполнением упражнения и после окончания необходимо протирать сухой тряпкой.
 -  Гимнастическое бревно не должно иметь  трещин и заусенцев.
 - Опоры гимнастического козла должны быть прочно укреплены в коробках корпуса. При  выдвижении ноги козла должны прочно быть закреплены.
-   Гимнастические маты должны вплотную укладываться.
  -   Гимнастический мостик должен быть подбит резиной.
- Мячи набивные используются по номерам, строго в соответствии с возрастом и физической нагрузкой.
- Вес снарядов при метании должен соответствовать возрасту и полу по правилам соревнований.
 
III.   Требования к школьным
образовательным технологиям
Образовательные технологии оцениваются как здоровьесберегающие при следующих условиях:
- разработана система оперативного, текущего и этапного контроля  за состоянием здоровья учащихся;
-  в содержание преподавания  включены вопросы, связанные с охраной здоровья;
- процесс обучения строится с учетом анатомо-физиологических и психических особенностей организма;
-  отдается предпочтение значимому, осмысленному материалу;
-  учитываются индивидуальные особенности учащихся;
- стимулируется самостоятельная работа, самостоятельный выбор, то есть то, что способствует саморазвитию ребенка;
-  обеспечивается достаточный уровень мотивации;
-  учебно-воспитательный процесс ориентирован на формирование  представлений, а не на передачу знаний;
-  предупреждается  переутомление;
-  позитивные воздействия преобладают над негативом;
  -  показатель успешности используется для развития позитивных начал;
  -  оценка выполняет стимулирующую роль;
  -  обеспечивается уровень коммуникативной культуры учителя.
 
IV. Рациональная организация урока
От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности. Физиологически обоснованным считается урок продолжительностью 40 минут     (исключение ученики 1класса -35минут).
     Оценка гигиенических требований проводиться по регламентированным позициям с использованием хронометража:
-  плотность урока   (% времени, затраченного на учебную работу);
- число видов учебной деятельности (слушание, выполнение физических упражнений, перестроения и т.д.);
-  длительность каждого вида деятельности (минут);
-  частота смены видов деятельности (минут);
-  число видов преподавания ( словесный,    наглядный,  ТСО), продолжительность самостоятельной деятельности;
-  места, длительность и условия применения ТСО;
-  частота чередования видов преподавания.
Для предотвращения утомления необходимо учитывать, что первые 3-5 минут любого урока занимает врабатывание (на уроках физической культуры 8-10минут), устойчивая работоспособность длится 10-15минут для младших школьников, 15-20 минут для среднего звена, 20-30 минут - для старшеклассников. После этого наступает предутомление, если не изменить педагогическую тактику, то наступает утомление.
 
V. Двигательная активность школьника
Двигательная активность учащихся складывается из ежедневной  (утренняя зарядка, ходьба, подвижные перемены и паузы в режиме дня) и периодической.
2 урока физической культуры в неделю не компенсируют дефицита физической нагрузки. Для школьников занятия физической культуры должно составлять 8-12 часов в неделю. Даже 3 уроков не хватает для удовлетворения биологической потребности растущего организма. Двигательная активность детей должна быть организована, чтобы предотвращать гиподинамию и в то же время не приводить их к переутомлению. Восполнение двигательной активности учащихся в школе происходит в основном на уроках физической культуры. В зависимости от форм проведения, темы и специфики учащиеся по – разному реализуют суточную потребность в физической нагрузке.
    Построение уроков физкультуры в интересах здоровья  лежит на плечах учителей физической культуры.
 «Физкультура без освобожденных» - принцип, которым должны руководствоваться учителя физической культуры. Физическая активность должна быть организована двумя направлениями:
1)      Занятия больших форм - уроки физической культуры и работы в спортивных секциях во внеурочное время.
2)      Занятия малых форм, вводимые в структуру учебного дня (вводная гимнастика до учебных занятий, физкультминутки и физкультпаузы, физические упражнения на удлинённой  перемене).