Повышение познавательного интереса в проектно-исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время

Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся
во внеурочное время
В соответствии с концепцией модернизации  российского образования основная цель образования – способствовать становлению социально ответственной, критически мыслящей  личности, члена гражданского общества, человека, способного к адекватному целеполаганию и выбору  в условиях стремительно изменяющегося социально-культурного бытия, сознающего образование как универсальную ценность и готового  к его продолжению в течение всей жизни.
Для осуществления поставленной цели педагогическим коллективом нашей школы были определены различные виды деятельности обучающихся.
Одним из эффективных направлений в данной работе признана исследовательская деятельность, так как именно метод исследовательских проектов решает задачи новой школы, является результативным способом достижения одной из важнейших целей образования: научить детей самостоятельно мыслить, ставить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей; уметь прогнозировать вариативность результатов. Создание исследовательской работы самый трудоёмкий и ответственный вид деятельности учащегося. Но его высокая результативность и эффективность оправдывают все затраты сил и времени как учащегося, так и его руководителя. У обучающихся улучшается успеваемость и качество знаний, повышается познавательный интерес, развиваются творческие и интеллектуальные способности. Учащиеся приобретают коммуникативные, ораторские качества, формируются навыки работы с документами, аккуратность, ответственность, дисциплинированность, внимательность и наблюдательность.
Организация исследовательской работы школьников требует применения современных информационных технологий, обеспечивающих доступ к необходимым профильным базам, банкам данных, источникам информации по теме исследования.
Целесообразность научной работы в средней школе еще иногда вызывает сомнения у некоторых учителей. В качестве основных аргументов против научных исследований школьников выступают доводы о чрезмерной перегрузке учащихся и о сомнительности новизны и научной значимости результатов таких работ. Логика противников исследовательской работы школьников представляется несостоятельной, поскольку основана на неверных посылках. Полезная, интересная и правильно организованная деятельность учащихся не создает перегрузки.
Что же касается тезиса о сомнительности новизны и научной значимости результатов ученических работ, то не следует подходить к этим работам с мерками академической науки. Учебная исследовательская работа, как правило, преследует цель не достижения нового научного результата, а обучения алгоритму проведения такого исследования. Иными словами, первостепенной задачей является обучение учащихся постановке цели и поиску оптимальных путей достижения поставленной цели.
Мы убедились, что в процессе школьного исследования действительно иногда можно получить научные данные, соответствующие требованиям актуальности, новизны и практической значимости исследования, предъявляемым к научным работам разного уровня.
Работа в научном обществе даёт ученикам огромные возможности для закрепления многих учебных навыков и приобретения новых компетенций:
развивает у школьников творческие способности и вырабатывает  у них исследовательские навыки (реферирование литературы, оформление библиографии, создание структуры работы и оформление её);
формирует аналитическое  и критическое мышление  в процессе творческого поиска и выполнения исследований;
даёт возможность проверить свои наклонности, профессиональную ориентацию, готовность к предстоящей трудовой деятельности;
воспитывает  целеустремленность и системность в учебной, и трудовой деятельности;
благодаря достижению поставленной цели и представлению полученных результатов способствует их самоутверждению.
Исследовательская работа также развивает творчес
·кий потенциал каждого педагога, даёт возможность находиться в постоянном научном, педагогическом поиске и создаёт профессиональное поле преподавателя, иначе, как отмечал А.Дистервег: «Без стремления к научной работе учитель элементарной школы попадает во власть трёх демонов: механичности, рутинности, банальности. Он деревенеет, каменеет, опускается».  
Для привлечения обучающихся к научно-исследовательской работе в нашей школе было создано ученическое научное общество. В настоящий период это составная часть обучения и воспитания обучающихся. Педагогический коллектив школы считает важным выявление одаренных детей и обеспечение реализации их творческих возможностей, предоставление ученикам возможности проявить себя  в различных областях.
Работа нашего научного общества строится по следующему плану.
Организация и выполнение ученических исследовательских работ по тематике, определённой совместно, преподаватель даёт рекомендации, консультирует учащихся и контролирует этапы выполнения исследовательской работы, оказывает методическую помощь учащимся при их подготовке к участию в научно- практических конференциях разного уровня:
в рамках предметных недель в школе;
- конференциях станции юннатов « Мы и природа»;
- научно-практической на базе ВГПУ «От любви к природе – к культуре природопользования»;
- в ВГУ – НОУ;
- тематические межрегиональные конференции в Информационном центре по атомной энергии, например, «Мирный атом», «Дни Арктики в России»;
- ежегодные Международные фестивали по тематике разных стран мира в ВГПУ Центра международного сотрудничества.
Проводится мониторинг по выявлению типов интеллекта успешных учащихся, в зависимости от типа интеллекта и желания, распределяет их по различным научным направлениям:
гуманитарное,
естественно-научное,
«Искусство и технология»,
направление точных наук.
Затем непосредственно происходит организация исследовательской работы, где ученик самостоятельно или с помощью руководителя осуществляет все этапы поисковой деятельности:
-выбирают тему;
-обдумывает проблему;
- намечает план поиска и подбор литературы;
- строит гипотезу, определяет способ её проверки,;
- проводит наблюдения, эксперименты, ставит опыты, изучает архивные материалы;
- сравнивает, классифицирует, обобщает, делает выводы, аргументировано доказывает, пишет работу;
- создаёт презентацию.
Таким образом, достигается самостоятельность мысли учащихся, развиваются творческие способности.

Темы исследовательских работ, выбранные обучающимися для работы в 2013-2014 учебном году
«Экономическое развитие Воронежского края в ХХ веке»

«Воронежский край в древности»

«Влияние радиации на организм человека»

«Востребованность и распространение английского языка в Лискинском районе»

«Сравнительная характеристика разных видов дрожжей»

«Исследование состава и определение некоторых свойств сладких газированных напитков».

«Ландшафтный дизайн на территории школы»»

«Слово, напев, движения в фольклоре»

«Женщины-математики»

Помимо этого, в течение года члены научного общества принимают участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня, проводят конференции, круглые столы, встречи с интересными людьми, экскурсии.
Результаты исследовательских работ оформляются в виде статистических материалов , стендовых докладов, выступлений с мультимедийными презентациями с предоставлением сравнительных графиков и диаграмм, рекомендаций выхода из сложившейся ситуации.
Лучшие работы направлялись на районные, областные и всероссийские конкурсы, где неоднократно они становились победителями и призерами.
Необходимо продолжение этой работы в привлечении большего числа учеников к научно-исследовательской деятельности, расширении тематики исследований, активное сотрудничество с аграрным университетом, регулярное участие в конференциях областного и российского уровней.