ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ВНЕУРОЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ ПО ХИМИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ



ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НА ВНЕУРОЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ ПО ХИМИИ КАК СРЕДСТВО
ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Кивалкина Светлана Владимировна
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5», г. Томск
e-mail: user4960@sibmail.com Ребенок - не кувшин, который надо наполнить,
а лампа, которую надо зажечь.
Средневековые мыслители
 Исследование создает новое знание
Нил Армстронг Внеурочная деятельность - это не только часть учебно-воспитательного процесса и одна из форм организации свободного времени учащихся. Скорее всего, это возможность для ученика ощутить свою индивидуальность, востребованность, а для учителя - способ заинтересовать, увлечь детей, зажечь в ребёнке искорку исследователя, пробудить познавательную активность. Исследовательскую и проектную деятельность учащихся проще осуществлять в формате внеурочной деятельности, поскольку в рамках урока это не всегда возможно.
Исследование, с точки зрения обучающего – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Эта деятельность позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Она направлена на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи. Результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. [2].
Ребёнок должен почувствовать, что именно он внёс свою долю в процесс исследования. И неважно, что до него многие люди исследовали эту же проблему. Но ведь конкретно этот ученик, пробует решить её впервые. И вполне возможно, в будущем, он откроет что-то своё или опровергнет какие-то устоявшиеся истины. И мы, учителя, можем помочь ему в этом, своевременно научив его сомневаться в догмах, искать, исследовать, творить. Исследовательская деятельность способствует реализации активности, деятельного характера мышления, а также тяге ребят к самостоятельности. Она особо значима для учащегося тогда, когда он видит результаты своего труда, умеет объяснить их сущность.
Химия – достаточно трудный для освоения предмет, потому и в школьной программе он появляется с 7-8 класса. Большой объём и сложность программного материала, малое количество практических работ делает данную школьную дисциплину сухой и большей частью теоретической и часто вызывает негатив у школьников. Один из способов привить любовь к предмету - научить исследовать, творить. Это возможно в рамках внеурочной деятельности, которую можно реализовать уже с 5 класса.
В моей методической копилке различные программы работы кружков, клубов единомышленников, научного общества по химии. В частности, весьма результативно работает программа внеурочной деятельности для пятиклассников «Занимательная химия или химия на кухне». Как показывает практика, ученики, посещающие внеурочные занятия с раннего школьного возраста, прикипают к предмету, создают проекты и исследовательские работы, с которыми успешно выступают на конференциях и конкурсах различного уровня на протяжении всего обучения в школе, а также продолжают исследовательскую деятельность и в студенческой жизни.
Внеурочный курс «Занимательная химия» содержит материал, который является подготовительным при изучении основного курса химии. Он знакомит учащихся 5 класса с многочисленными явлениями химии, показывает учащимся роль химии в окружающей их действительности, раскрывает перед ними широкую перспективу использования химии в их повседневной жизни. Дети сами изготавливают творог, леденцы, яблоки в карамели, моделируют процесс переваривания пищи, знакомятся с процессом кристаллизации, явлением хроматографии, проводят анализ продуктов питания, изучают природные индикаторы, создают секретные послания, используя подручный материал. Занятия проходят живо и интересно.
« Через двадцать лет вы будете более сожалеть о том, чего не сделали, чем о том, что вы сделали. Поэтому, отбросьте сомнения. Поймайте попутный ветер своими парусами. Исследуйте. Мечтайте. Открывайте», - это высказывание Марка Твена может послужить хорошим ориентиром и путеводителем в жизни наших учеников и в силах учителя помочь им в этом.
Список литературы
Борзенко В.И., Обухов А.С. Насильно мил не будешь. Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской деятельности//Развитие исследовательской деятельности учащихся: методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 80-88.
Лазарев В.С. Рекомендации по развитию исследовательских умений учащихся. – М., 2007. – с. 3-4.
Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М., 2004.